Танкетки
Журнал ОРИОН. АРХИВ: Год 2007, № 1
*
Алексей Верницкий
*
*
ПОЙМАННЫЙ ВЫДОХ (еще раз о «танкетках»)
Есть такой вид спорта — биатлон, состоящий из, казалось бы, неестественного сочетания элементов: спортсмен должен то бежать на лыжах, то стрелять из винтовки. Однако, если подумать, станет ясно, что биатлон суть имитация охоты, то есть древнего и естественного человеческого занятия. Нечто подобное можно сказать о новой стихотворной форме в русской поэзии — о танкетке. Чтобы потом не возвращаться, напомним ее формальное определение: это двустишие, состоящее из шести слогов, разбитых по строкам по схеме 2+4 или 3+3. В танкетке должно быть не больше пяти слов и не должно быть знаков препинания.
На первый взгляд кажется, что правила слишком сложны, запомнить их невозможно, и они не имеют ничего общего с естественной человеческой речью. Однако это не так. Как биатлон есть спортивная имитация определенного вида деятельности, так и танкетка — поэтическая имитация определенного вида речи. А именно — подражает высказыванию, произнесенному на одном дыхании. Такое высказывание состоит в среднем из шести слогов и оно естественно разбито на две половины: вначале интонация повышается, затем понижается. Таких высказываний много вокруг нас, в диапазоне от «Господи, помилуй» до «Чистота — чисто Тайд». Соседство этих двух примеров может показаться кощунственным; однако оно хорошо показывает, насколько разные слои языка вовлекаются в короткие высказывания и, следовательно, насколько богат языковой материал, из которого могут черпать авторы танкеток*.
«Арион» уже писал о ТАНКЕТКАХ — казалось бы, не так давно**. Стоит ли снова обращаться к обсуждению этой поэтической формы? Мне кажется, да. За время, прошедшее после опубликования тех статей, более ста авторов — среди которых и профессиональные литераторы, и любители — регулярно писали танкетки. Танкетки — уже не tabula rasa, сложилось определенное читательское ожидание того, что «должно» быть в танкетке, так что с некоторой долей уверенности можно говорить, что на основе формы танкеток возник жанр танкеток. То, что в 2003 году было теорией, гипотезами, догадками, теперь стало практикой.
Форма наполнилась содержанием, вросла в поэтический контекст, взаимодействует в сознании поэтов с соседними формами и жанрами. Например, раньше в обсуждении танкеток часто проскальзывало «танкетки имеют право на существование, поскольку существуют стихи без рифмы и размера (а танкетки являются их частным случаем)», а недавно я уже наткнулся на обратный аргумент: «стихи без рифмы и размера имеют право на существование, поскольку существуют же танкетки (как пример таких стихов)».
В этих заметках мы обратимся к примерам танкеток, но вначале посмотрим на контекст. Танкетки пришли в русскую поэзию не на пустое место. С точки зрения формы, они занимают позицию между хокку и одностишиями. Эти две формы играют совсем разные роли в русской поэзии. Форма хокку используется, как правило, для написания «медитативных» текстов, описывающих мгновенное впечатление, окрашенное определенным настроением, например:
жаркая летняя ночь —
как долго звонит телефон
в доме соседа
(Алексей Андреев)
У 1-стиший совсем иная роль: обычно они заключают в себе к-н иронично-философскую сентенцию, описывающую не настроение, а характер ЛГ. Например:
Какая я Арефьева?! Я Оля!
(Ольга Арефьева)
Сейчас, основываясь на практике писания танкеток многочисленными авторами, можно заключить, что не только с точки зрения формы, но и в плане содержания их можно рассматривать как форму, промежуточную между хокку и одностишиями. С одной стороны, есть танкетки, которые написаны как хокку; они оказываются еще более, чем хокку, недосказанными и мимолетными благодаря большей краткости, например:
болел
пыль на книге
(Роман Савоста)
С другой стороны, лирический герой танкетки оказывается способен не только выражать свое созерцательное настроение, но и рассказывать о своем характере и образе жизни, как в одностишиях. Читая подряд танкетки разных авторов, можно составить портрет усредненного героя танкеток, этого тихого героя нашего времени. Ему за тридцать, а то и за сорок; его жизнь — это кофе в кафе; компьютер по вечерам; пиво или сигареты; мысли о своей стране и о Боге; последние взгляды на девушек; первые признаки гипертонии. Вот лишь несколько примеров:
моросит
эспрессо
(Георгий Жердев)
завтрак
клава в пепле
(Владимир Ерошин)
на ночь
помейлился
(Виктор Ключников)
весы врут
Фемида
(Сергей Сутулов-Катеринич)
хуже гор
лишь горцы
(Александр Корамыслов)
жених
из лаптопа
(Валентина Ермакова)
Впрочем, не у всех авторов лирические герои танкеток одни и те же. Среди тех, кто наиболее решительно порывает с вышеописанным образом, следует назвать Полину Вилюн, которая в течение некоторого времени последовательно создавала «женскую поэзию» в танкетках — вот несколько примеров:
любовь
как привыкнуть
либидо
до боли
скрип пружин
музыка
круги
в глазах и под
Таким образом, сейчас уже можно попытаться сформулировать ответ на вопрос, заданный в «Арионе» и Губайловским, и Тонконоговым: есть ли в танкетках авторский голос? Вероятно, можно ответить так: в массе танкеток в некоторой степени стираются границы между индивидуальными авторами, однако остаются четкие границы между разными типами авторов — с их разными интересами, разным жизненным опытом, принадлежностью к разным социальным классам и т. п. Вообще, танкетки оказались хорошо приспособлены для того, чтобы выявлять и выражать сложившиеся в обществе стереотипы, и, в частности, когда читатель воображает себе автора танкетки — это тоже процесс обнажения некоторых стереотипов.
Итак, как мы видим, авторам танкеток удается сказать достаточно много в шести слогах. Небезынтересно проанализировать, хотя бы вкратце, как они это делают, какие приемы используют. Конечно, в рамках столь необычной формы, как танкетка, авторам приходится применять совсем не такие художественные приемы, как в «обычных» стихах.
Во-первых, авторы танкеток играют на сопоставлении или противопоставлении первой и второй строк. Это может быть звуковое сближение, как правило — созвучие корней слов, паронимия, например:
цены
нецензурны
(Владимир Ерошин)
графика
графина
(Сергей Сутулов-Катеринич)
с кастетом
на кастинг
(Александр Корамыслов)
креатив
на крови
(Алексей Верницкий)
А может быть и смысловое сближение — например, когда вторая строка выступает как определение слова, стоящего в первой строке:
зебры
штрих-код саванн
(Алексей Верницкий)
младенец
блог Бога
(Георгий Жердев)
космос
жизнь в тюбике
(Александр Корамыслов)
Во-вторых, в танкетках часто обыгрывают цитату или устойчивое выражение:
греки
пища раков
(Георгий Жердев)
с тобой
в контрразведку
(Владимир Ерошин)
В-третьих, довольно часто в танкетке сталкиваются два различных ассоциативных центра (каждый из них может быть абстрактным понятием, цитатой или устойчивым выражением), и в этом взаимодействии рождается новый образ:
ямщик
не гони Ло
(Валентина Ермакова)
Икона
три в одном
(Валерий Прокошин)
ночью
черен квадрат
(Валентина Ермакова)
Все эти художественные приемы, конечно, не новы, но несколько подзабыты поэзией. В последние десятилетия в основном юмористы использовали основанные на каламбуре «ложные» определения вроде «крахмал — маленькая неудача» (от «крах мал»), или такие совмещения устойчивых выражений, как «медный всадник без головы». В танкетках эти художественные приемы обретают новую жизнь*. Связанные с ними юмористические ассоциации отходят на второй план, а на первый выходят другие, не обязательно веселые вещи.
* О связи танкеток с Иисусовой молитвой см. мою статью «Танкетки: стихи между дыханием и молитвой» («Крещатик» № 24/2004). Об использовании рекламных слоганов в танкетках см. написанную мной совместно с Георгием Циплаковым статью «Шесть слогов о главном» («Новый мир» № 2/2005).
** Впервые в «Арионе» танкетки были затронуты в статье Владимира Губайловского «Полоса прибоя (о жанре поэтической миниатюры)» в № 4/2003. Кроме того им посвящена заметка Дмитрия Тонконогова «С миру по танкетке» (№ 4/2004), предваряющая подборку танкеток разных авторов.
*** Следует оговориться, что подобными приемами пользовались также иронические поэты-концептуалисты. О связи танкеток с концептуальной поэзией см. мою рецензию на танкетки Сергея Сутулова-Катеринича «Розы были розы были розы» в «НЛО» № 78/2006.
*
*
*
*
Скопировано из Стихи. ру - "МАЛЛАР МЕ"
*
Никто не оспорит известную истину, что "краткость - сестра таланта". Но насколько кратким может быть поэтический текст? Многие испытали на себе удовольствие работы над малой формой в жанре поэтический афоризм, но он допускал свободу, а если и этого лишить автора, загнав текст в жёсткие рамки твёрдой формы, что получим? А получим мы, друзья, сравнительно новый современный жанр, возникший в России! И ему уже 20 лет! В последнем месяце 2023 года почему бы не познакомиться и не поработать над любопытным жанром... Встречайте, не японские хайку, ни танку, а созвучную им русскую...
ЖАНР ТАНКЕТКА
Достаточно необычный жанр, который получил распространение в русской поэзии в ХХI веке, — танкетка (автор термина — поэт Алексей Верницкий).
Он писал: "По аналогии с японскими танка я назвал эти стихи танкетками".
ТАНКЕТКИ — это твердая поэтическая форма, то есть танкетка должна удовлетворять ряду правил. Вот правила, описывающие танкетку.
ТАНКЕТКА есть стихотворение из ШЕСТИ СЛОГОВ, разбитых на ДВЕ СТРОКИ либо по 3, либо 2 в первой и 4 во второй. В танкетке запрещены знаки препинания и должно быть не больше ПЯТИ слов.
В японской танку пять строк, а в танкетке не больше пяти слов. Это сужает возможности. Однако термин «танкетка» прижился. И целый ряд известных поэтов использовали (используют) эту форму в своем творчестве, среди них Валерий Прокошин, Георгий Жердев, Александр Корамыслов, Владимир Монахов, Роман Савоста, Рой Ежов, Алина Дием, Валентина Ермакова, Наталья Выборная, Виктор Ключников, Валерий Березовский, Галина Романова, Марк Мезонинов, Андрей Василевский и многие другие.
Нельзя сказать, что А. Верницкий изобрел новый жанр, однако он предложил удачную терминологию, которая зафиксировала литературный феномен.
Танкетки существовали всегда (Валерий Прокошин, например, считал, что в указанном жанре написано знаменитое стихотворение Андрея Вознесенского:
Чайка
Плавки Бога
- но их никто так никогда не называл. Следовательно, родоночальником можно признать А. Верницкого.
Танкетки нередко имеют иронический и самоиронический оттенок.
ПРИМЕРЫ ТАНКЕТОК:
орде на
ордена [В. Ермакова]
Сам себе
Сусанин [В. Прокошин]
взглядом
а пошел ты [А. Верницкий]
Не живи
В голове [А. Верницкий]
женщина
до мозга [А. Дием]
Число последователей жанра постоянно растет, авангардный журнал «Футурум АРТ» создал на своих страницах постоянную рубрику, посвященную танкеткам.
Необычайно ёмкая форма имеет чёткий ритмический рисунок и концентрацию смысла. А русскому не привыкать выражаться кратко и прицельно. Однако, воздержимся от вульгаризмов и явной пошлости. Это было бы слишком просто. Упрощение задачи не наша цель. Давайте подробнее остановимся на возможностях поставленной перед нами задачи.
Приведём выдержки из теоретического обоснования жанра Алексей Верницкого:
"Требование двух строк, которые либо равны по длине, либо первая из которых чуть короче второй, показалось мне важным, потому что разбиение на строки (выражаемое паузами в произношении) является важнейшим признаком поэзии. Длина строк выбрана так, чтобы возникал диалог между строками, например:
1) чтобы первая строка выглядела как реплика, а вторая - как следующая или ответная реплика;
2) чтобы первая строка выглядела как название понятия, а вторая - как определение или пояснение к этому названию;
3) либо чтобы первая строка выглядела как одно наблюдение, а вторая - как следующее наблюдение;
4) либо чтобы первая строка выглядела как начало реплики, а вторая - как конец реплики, меняющая и конкретизирующая смысл первой части.
Например:
Спаси нас
Спасибо (Юрий Цаплин)
Латынь
Арка утра (Алексей Верницкий)
Гуси
Платан в плюще (Алексей Верницкий)
Хорошо
Смерти нет (Алексей Верницкий)
Требование того, что текст не должен содержать больше пяти слов, происходит из моего наблюдения, что при большем количестве слов медитативность теряется из-за вмешивающихся стилевых ассоциаций, например:
Шел вдруг встал
В шелк рук сталь
(фрагмент из Маяковского)
Кто б так
Не в бровь а в глаз (Алексей Верницкий)
Требование того, что текст не должен содержать знаков препинания, введено для того, чтобы избавиться от излишней эмоциональности, вносимой, например, восклицательными и вопросительными знаками и мешающей медитации.
О танкетках можно говорить как об атоме русской поэзии, поскольку при своей удивительно малой длине танкетка содержит несомненное поэтическое содержание. Несколько искажая пример из квантовой физики, можно сказать, что когда два фотона (каждый из которых состоит из трех кварков) сталкиваются, они сливаются и получается элементарная частица (протон, от корня "прото"). Фокус состоит в том, что фотоны невесомы, но их комбинация - протон - обладает ненулевой массой. Точно так же и в случае с танкетками мы можем говорить о явлениях "квантовой просодии": когда две не обладающих "поэтической массой" трехсложных строки сталкиваются и сливаются, их комбинация - танкетка - имеет ненулевую "поэтическую массу".
Как известно, есть правила написания хайку, регулирующие их тематику и то, как наблюдение должно развиваться от одной строки к следующей; предполагается, что следование этим правилам позволит написать медитативный текст. Я постарался ввести в определение танкеток формальные ограничения, которые, по моему мнению, способствуют медитативности. Я хотел бы описать медитативный эффект танкеток с помощью следующей метафоры. Представьте себе реальность обычного дня, текущую мощным широким потоком сквозь человека. В какой-то момент этот человек сочиняет танкетку о сиюминутной реальности (или читает или вспоминает подходящую танкетку). В этот момент реальность оказывается протянутой сквозь эту танкетку, как поток песка в песочных часах - сквозь их узкое горлышко. До момента танкетки реальность течет широким потоком, и так же после, но в сам этот момент весь динамический поток реальности помещается в этих шести слогах как в трубе или как в оправе.
Описанному эффекту способствует краткость танкеток. Танкетка в три раза короче, чем хайку - поэтому ее можно сочинить на ходу. Благодаря этому, каждая прогулка на работу или поездка в метро могут стать поводом к написанию танкетки и соответствующей благотворной медитации.
Возможно, имеет смысл говорить о написании танкеток-экспромтов на заданную тему, которые могут объединяться в циклы, как, например, в следующем коротком примере.
Мой рот
Дыра в лице (Алексей Верницкий)
Ее рот
Бабочка (Алексей Верницкий)
Определение танкеток вызывает многочисленные вопросы, которые можно будет начать обсуждать только тогда, когда разные поэты начнут писать танкетки.
Один из них - с какими существующими формами будут ассоциироваться танкетки у читателя? Как я уже сказал, я специально выбрал форму танкетки так, чтобы она мерцала между существующими формами, не вызывая прямых ассоциаций ни с одной из них. Посмотрите на этот пример:
Покойся
Милый прах
(фрагмент из Карамзина)
С одной стороны, такая танкетка пытается соединиться в сознании читателя в одну строку, чтобы привычно прочитаться как ямбическая строка. Но, с другой стороны, этому соединению в одну строку противодействует другой поэтический стереотип - привычное разбиение на строки примерно одинаковой длины, к тому же синтаксически оправданное.
Однако когда поэты начнут писать танкетки, они могут начать писать свои танкетки, тяготея к какой-то форме, поддающейся описанию в традиционных поэтических терминах (например, может оказаться, что большинство танкеток будет написано в две амфибрахических строки).
Другой вопрос - сколько в принципе можно написать танкеток? Давайте сделаем грубую прикидку. Предположим, что в русском языке десять тысяч слов, каждое из трех слогов. Таким образом, танкетка - это два слова. Поэтический эффект не достигается при сочетании любого слова с любым; предположим, что лишь один процент сочетаний двух слов несет в себе нечто поэтическое. Следовательно, существует один процент от десяти тысяч в квадрате танкеток, то есть миллион танкеток. Если какой-нибудь сумасшедший плодовитый поэт будет писать по сто танкеток в день, то он напишет их все через тридцать лет. Однако это совсем не то употребление, которое я хотел бы для танкеток - как я уже сказал, я сформулировал определение танкеток в первую очередь для того, чтобы облегчить медитацию во время написания (и чтения)."
Это слова самого учредителя поэтической формы гиперминимализма. Автор связывает жанр с медитацией. Получается, это входит в разновидность медитативной поэзии.
Медитативная лирика (от латинского maditatio – «размышление») – вид лирической поэзии, передающий раздумья поэта о тех или иных жизненных вопросах.
Можно сравнить новый жанр с пружиной, которая при правильном сжатии смысла, способна выстрелить гораздо дальше предполагаемого. Чем мы и займёмся. Написать многословно - это не так сложно. Доведение текста почти до скелета поэтической мысли может оказаться настолько полезным, что мы сами не предполагаем на какую ступень мы сможем после этого подняться! Не упустите свой шанс, раскрывая свои потенциальные возможности!
***
ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности жанра ТАНКЕТКА:
• лаконично изложенная искромётная мысль, не лишённая образности и смысла
• весь текст состоит из шести слогов;
• текст состоит из двух строк/стихов
• слоги расположены по строкам так: либо 3 в каждой строке, либо 2 в первой строке и 4 во второй строке;
• текст содержит не больше пяти слов;
• текст не содержит знаков препинания.
• ритмическая организация: двучастная или одночастная. Ямб, хорей или двусложные стопы могут быть использованы
• наличие рифмы, включая внутреннюю - на усмотрение автора, но не обязательна
• пуантированность (парадоксальность) содержания - наличие «смысловых пустот», побуждающих читателя к их самостоятельному «восполнению»
• абстрактные понятия, отвлечённая лексика
• допускаются разные стили изложения мысли, которая в конечном продукте поражает и завоёвывает внимание так, что запоминается и близка к тому, чтобы стать летучей фразой
• усиление художественного эффекта за счёт метафорической окраски. Скрепление лежащих в основе понятий по принципу ассоциативной связи
• тонкая языковая игра, разновидность которой является каламбур. Различные типы каламбурной игры (обыгрывание омонимичных и многозначных слов; игра в опечатки, использование новообразований производных слов, смысловое взаимодействие обыгрываемых слов)
• разная тематическая принадлежность: любовь, дружба, политика, быт и т.д.
• тонкая и остроумная ирония, элементы из области лирики без пошлости - отражают вкус и интеллект автора
И для настроения приведём ещё танкетки Алексея Верницкого, которые понравились его читателям, а это уже кое-что значит для автора:
Ветер
Студит луну
*
Выстрел
Эхо в камнях
*
Есть чай
Но не сахар
*
Лепесток
Не любит
*
Не живи
В голове
*
Разрешить
Глазам боль
*
Скажи мне
Я нужен
*
Усталость
Сну не снять
*
Свидетельство о публикации №123121107186
*
С дружеским приветом,
Дмитрий Ломакин-Румянцев 26.12.2023 11:45 Заявить о нарушении
Дмитрий, меня заинтересовала эта тема.
У неё огромный поненциал.
Хочу попробовать ! :)
Николай Сыромятников 26.12.2023 12:19 Заявить о нарушении
*
С добросердечием,
Дмитрий Ломакин-Румянцев 26.12.2023 17:35 Заявить о нарушении