Поэт всегда - поэт
ПОЭТ - ВО ВСЁМ
И ВОПРЕКИ ВСЕМУ!
Памяти Михаила СВЕТЛОВА,
советского поэта, стихотворение "Гренада" которого
пережило эпоху, символом которой оно было и осталось
в песне с музыкой Виктора БЕРКОВСКОГО.
Не пишущим стихи
всегда кортит узнать, -
как это БЫТЬ ПОЭТОМ.
А это - просто жить,
как каждый из землян,
но пропускать
сквозь сердце и
сквось душу
всё то,
чем мир
вокруг тебя живёт
и отражать в стихах. -
пусть даже
камни палают с небес, -
всё то, что видишь,
и что думаешь о том,
и быть поэтом, -
быть самим собой, -
как Михаил СВЕТЛОВ, -
во всём
до самого
последнего
дыхания*.
* - см. приведенное ниже ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ГРУСТНЫЙ ЮМОР Михаила СВЕТЛОВА.
http://izbrannoe.com/news/mysl i/grustnyy-yumor-mikhaila-svet lova/
Поэт Михаил Светлов, автор знаменитой «Гренады», был известен своим друзьям как человек невероятно остроумный, готовый пошутить по любому поводу. Однако за юмором Светлова всегда скрывалась грусть.
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В РУСКИЕ ПИСАТЕЛИ.
В своей ранней автобиографии Михаил Светлов (Шейнкман) иронически писал:
«Я, Михаил Аркадьевич Светлов, родился в 1903 году 4/17 июля. Отец — буржуа, мелкий, даже очень мелкий. Он собирал 10 знакомых евреев и создавал «Акционерное общество».
Акционерное общество покупало пуд гнилых груш и распродавало его пофунтно. Разница между расходом и приходом шла на мое образование.
Знакомство с литературой произошло случайно: отец приволок в дом кучу классиков с тем, чтобы пустить бумагу на кульки для семечек. Юный Светлов охнул и договорился с отцом: сначала он читает, а потом родитель заворачивает. Так он приобщился к литературе.
И еще он любил рассказывать: «В детстве я учился у меламеда. Платили ему пять рублей. И вдруг отец узнал, что в соседнем местечке берут три. Он пришел к меламеду и сказал: „Хорошо, пять так пять. Но за эти деньги обучи его и русской грамоте“.
«Так я и стал, — заключал Светлов, — русским писателем».
ТЕЛЕСНАЯ АРИФМЕТИКА.
Всю жизнь Светлов был очень худым.
«У всех телосложение, — жаловался он, — а у меня — теловычитание».
БЕЗ ЛИШНЕГО - НИКАК.
На юбилее Михаила Светлова было оглашено письмо отсутствовавшего Вениамина Каверина, в котором он, в частности, писал: «Я завидую не только таланту Светлова, но и его удивительной скромности. Он, как никто, умеет довольствоваться необходимым».
«Мне не нужно ничего необходимого, — пожал плечами Светлов, — но я не могу обойтись без лишнего».
ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ - ЗА МЕСЯЦ.
«Об одном стихотворении, — рассказывал Михаил Светлов, — можно сказать, что я работал над ним более полугода.
Это было летом. Я проснулся. Пришла рифма. Бумаги под рукой не оказалось, и я стал писать на перекидном календаре. Писал, зачеркивал, снова писал... Под утро, когда стихотворение было закончено, смотрю — уже декабрь!
Язвительность — не единственное оружие сатиры. Не всегда лекарство действует путем уколов. Иногда его просто принимают внутрь.
ДЕЙСТВЕННАЯ УГРОЗА.
Светлов сделал подборку переводов молдавских поэтов для кишиневского издательства. С гонораром случилась большая задержка. Устав ждать, Михаил Аркадьевич послал в издательство угрожающую телеграмму: «В случае невыплаты денег в ближайшее время я переведу ваших поэтов обратно на молдавский». Гонорар прислали на следующий день телеграфом.
РЕПУТАЦИЮ НЕ ПРОПЬЁШЬ.
Светлов постоянно пребывал в состоянии легкого опьянения. О причине своего пристрастия к алкоголю он рассказывал так. -
Во второй половине 20-х годов его вызвали в ГПУ и предложили быть осведомителем, разумеется, под красивым предлогом «спасения революции от врагов». Светлов отказался, сославшись на то, что он тайный алкоголик и не умеет хранить тайны. Из ГПУ он прямиком направился в ресторан «Арагви», где сделал все, чтобы выйти оттуда на бровях.
«С той поры, — говорил Светлов, — мне ничего не оставалось делать, как поддерживать эту репутацию».
НА ПЕРЕДОВОЙ.
Литературовед Борис Бялик рассказывает такой эпизод.
Во время войны они с Михаилом Светловым были на передовой. Светлов читал бойцам стихи. Начался воздушный налёт. Бомбы падали близко, но никто не ушёл в укрытие. Светлов дочитал стихотворение до конца. К счастью, всё окончилось благополучно, и никто не пострадал.
Бялик спросил его:
«Неужели тебе не было страшно?»
«Нет! — ответил Михаил Аркадьевич. — Но я заметил, что в моём стихотворении есть длинноты».
ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО «КРАСНАЯ АРМИЯ».
После войны, по подсказке КГБ, Светлову не разрешали выезжать за границу, ссылаясь на то, что он пьет и что у него нет «международного опыта».
Узнав, откуда ветер дует, поэт рассмеялся: «Там забыли, что я однажды уже был за границей — вместе с Красной Армией дошел до Берлина».
РУССКАЯ ПРОЗА И ЕВРЕЙСКИЕ СТИХИ.
При обсуждении повести Казакевича «Звезда» писательница А. сказала:
«Удивительно! Говорят, раньше он писал посредственные еврейские стихи, а теперь у него великолепная русская проза».
«Дорогая, — ответил ей Светлов, — не перейти ли тебе на еврейские стихи?»
РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ.
Принимали в Союз писателей поэта, человека малоспособного, но пробивного. Светлов высказался против. Кто-то защищал:
«Но ведь его стихи посвящены важной, солдатской теме».
«Когда я читаю хорошие стихи о войне, — возразил Светлов, — я вижу: если ползет солдат, то это ползет солдат. А тут ползет кандидат в Союз писателей».
ДРУЖБА - ПОНЯТИЕ КРУГЛОСУТОЧНОЕ.
Художник-карикатурист Иосиф Игин вспоминал:
«Разбуженный однажды его ночным звонком, я спросил Саетлова:
«А ты знаешь, который час?»
«Дружба, — ответил Светлов, — понятие круглосуточное».
А КТО НЕ ПЬЁТ?
В начале 60-х годов на правлении Союза писателей разбирали за пьянку и дебош молодого поэта. Тот долго и уныло ноет в свое оправдание, что творческий человек не может не пить, его эмоции того требуют...
«Достоевский пил, — перечисляет он, — Апухтин пил, Толстой пил, Бетховен пил, Моцарт пил...».
Тут кому-то из «судей» надоело, и чтобы прервать это занудство, он спросил:
«А что, интересно, Моцарт пил?».
Михаил Светлов, до этого мирно кемаривший в углу с похмелья, тут же встрепенулся и ответил:
«А что ему Сальери наливал, то он и пил!».
«Что такое вопросительный знак? -
Это постаревший восклицательный» - пошутил как-то Светлов.
СЕКУНДНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.
Автор детективной пьесы, сразу прошедшей во многих театрах, купил массивные золотые часы с массивным золотым браслетом. Увидев это сооружение, Светлов усмехнулся:
— Старик, — сказал он, — а не пропить ли нам секундную стрелку?
ГОРНИЧНАЯ И БРЮКИ.
1957-ой год, гостинице в Литве . Разговор двух литераторов. -
Огнев: — Ну вот. Брюки повесим, завтра придёт девушка, погладит их, - помялись.
Светлов, уже засыпая: — Старик, лучше сделаем так — пусть погладит меня, а брюки повисят сами...
ОДНА КАПЛЯ.
Каунас, ресторан «Тульпе», 1957-ой год:
Огнев незаметно убрал бутылку водки со стола под стол (Светлову вредно пить). Светлов: «Э, тут стояла бутылка!» Подымает край скатерти. «Хорошо, — говорит Огнев, — так и быть, но только — одну каплю». Светлов философично: «Старик, а что такое бутылка? Одна капля. Только большая».
ЖЕНТВА МАНЬЯКА.
Однажды, получив извещени об уплате за квартиру, Светлов гневно воскликнул:
— ЖЭК — Потрошитель!
Каждый поэт мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом.
СТИХИ, КОТОРЫЕ НЕДЬЗЯ НАПЕСАТАТЬ.
Однажды Александр Ревич выпивал в ресторане ЦДЛ с Михаилом Светловым . Светлов сказал:
— Сейчас я прочту вам новые стихи. По-моему, удачные. Жаль только, что их нельзя напечатать.
Достал какую-то смятую бумажку, вздел на нос очки и прочёл. Стихи были неплохие, очень печальные.
— Хорошие стихи, — сказал Ревич. — Но почему вы решили, что их нельзя напечатать? Очень даже можно.
Светлов внимательно посмотрел на Ревича:
— Вы в этом уверены?
— Конечно!
И Светлов заплакал. И сказал сквозь слёзы:
— Всю жизнь мечтал написать стихи, которые нельзя напечатать...
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАСЛУГА.
Из воспоминаний Варлама Шаламова.
Светлов встал, протягивая мне руку:
— Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.
Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга — потрудней, пожалуй, чем
написать «Гренаду».
СТЫДНО.
Молодая писательница М. пришла к Светлову и стала читать ему свою пьесу. Он деликатно слушал. Дочитав первый акт, М. сказала, что, вероятно, пьеса слабая и ей стыдно читать дальше.
— Тебе стыдно читать, — ответил Светлов, — а каково мне слушать?
ПЕДОГОГИЧЕСКОЕ.
В одной из своих статей, посвященных воспитанию, Светлов написал: «... Я глубоко убежден, что первый и главный помощник воспитателя — юмор.
Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать.
Я не Песталоцци, не Ушинский и не Макаренко, моя специальность совсем другая, но я убежден, что в ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться.
Свойство всех детей — нарушать установленное. А если это нарушение показать в смешном и нелепом виде?
Если показать ребенку, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон?
Приведу два примера из практики воспитания собственного сына. Однажды я вернулся домой и застал своих родных в полной панике. Судорожные звонки в „неотложку“: Шурик выпил чернила.
— Ты действительно выпил чернила? — спросил я.
Шурик торжествующе показал мне свой фиолетовый язык.
— Глупо, — сказал я, — если пьешь чернила, надо закусывать промокашкой.
С тех пор прошло много лет — и Шурик ни разу не пил чернила.
В другой раз я за какую-то провинность ударил сына газетой. Естественно, боль была весьма незначительной, но Шурик страшно обиделся:
— Ты меня ударил „Учительской газетой“, а ведь рядом лежали „Известия“...
Тут-то я и понял, что он больше не нуждается в моем воспитании».
О СТАРОСТИ.
"Старость — это время, когда половина мочи
уходит на анализы" - шутка Светлова.
ТАК ДЕРЖАТЬ!
Поэт Сергей Орлов подарил Светлову свою книгу «Колесо».
— Старик, — сказал Светлов, — еще три колеса и...- машина!
ЖИВОЙ КЛАССИК.
Один восторженный поклонник Светлова, знакомясь с ним, воскликнул:
— Боже мой, передо мной живой классик!
— Что вы, — ответил Светлов. — Еле живой.
КТО ТАКОЙ ПОЭТ?
— Поэт — это тот, кому ничего не надо и у кого ничего нельзя отнять, — сказал однажды Иосиф Уткин, коллега Светлова по поэтическому цеху.
— Нет, — мягко возразил Светлов. — Поэт — тот, кому нужно все и который сам хочет все отдать.
ПОСДЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.
Рассказывает старая актриса:
Приходим мы с Борисом Слуцким в больницу к умирающему Светлову.
В палате у него порхают какие-то девушки в кожаных юбочках. Светлов был уже очень слаб, во время разговора попросил Слуцкого наклониться к нему и некоторое время что-то ему шептал.
Наконец Слуцкий отпрянул и бросился к окну, давясь от смеха.
Я подошла к нему и спросила:
— В чём дело, Борис?
Кое-как одолев пароксизмы смеха, Слуцкий прочёл мне четверостишие:
Пора бы приняться за дело —
И девочки есть, и кровать.
Но х.., как солдат под обстрелом,
Никак не желает вставать!
15 февраля 2018-го года.
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В РУСКИЕ ПИСАТЕЛИ.
В своей ранней автобиографии Михаил Светлов (Шейнкман) иронически писал:
«Я, Михаил Аркадьевич Светлов, родился в 1903 году 4/17 июля. Отец — буржуа, мелкий, даже очень мелкий. Он собирал 10 знакомых евреев и создавал «Акционерное общество».
Акционерное общество покупало пуд гнилых груш и распродавало его пофунтно. Разница между расходом и приходом шла на мое образование.
Знакомство с литературой произошло случайно: отец приволок в дом кучу классиков с тем, чтобы пустить бумагу на кульки для семечек. Юный Светлов охнул и договорился с отцом: сначала он читает, а потом родитель заворачивает. Так он приобщился к литературе.
И еще он любил рассказывать: «В детстве я учился у меламеда. Платили ему пять рублей. И вдруг отец узнал, что в соседнем местечке берут три. Он пришел к меламеду и сказал: „Хорошо, пять так пять. Но за эти деньги обучи его и русской грамоте“.
«Так я и стал, — заключал Светлов, — русским писателем».
ТЕЛЕСНАЯ АРИФМЕТИКА.
Всю жизнь Светлов был очень худым.
«У всех телосложение, — жаловался он, — а у меня — теловычитание».
БЕЗ ЛИШНЕГО - НИКАК.
На юбилее Михаила Светлова было оглашено письмо отсутствовавшего Вениамина Каверина, в котором он, в частности, писал: «Я завидую не только таланту Светлова, но и его удивительной скромности. Он, как никто, умеет довольствоваться необходимым».
«Мне не нужно ничего необходимого, — пожал плечами Светлов, — но я не могу обойтись без лишнего».
ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ - ЗА МЕСЯЦ.
«Об одном стихотворении, — рассказывал Михаил Светлов, — можно сказать, что я работал над ним более полугода.
Это было летом. Я проснулся. Пришла рифма. Бумаги под рукой не оказалось, и я стал писать на перекидном календаре. Писал, зачеркивал, снова писал... Под утро, когда стихотворение было закончено, смотрю — уже декабрь!
Язвительность — не единственное оружие сатиры. Не всегда лекарство действует путем уколов. Иногда его просто принимают внутрь.
ДЕЙСТВЕННАЯ УГРОЗА.
Светлов сделал подборку переводов молдавских поэтов для кишиневского издательства. С гонораром случилась большая задержка. Устав ждать, Михаил Аркадьевич послал в издательство угрожающую телеграмму: «В случае невыплаты денег в ближайшее время я переведу ваших поэтов обратно на молдавский». Гонорар прислали на следующий день телеграфом.
РЕПУТАЦИЮ НЕ ПРОПЬЁШЬ.
Светлов постоянно пребывал в состоянии легкого опьянения. О причине своего пристрастия к алкоголю он рассказывал так. -
Во второй половине 20-х годов его вызвали в ГПУ и предложили быть осведомителем, разумеется, под красивым предлогом «спасения революции от врагов». Светлов отказался, сославшись на то, что он тайный алкоголик и не умеет хранить тайны. Из ГПУ он прямиком направился в ресторан «Арагви», где сделал все, чтобы выйти оттуда на бровях.
«С той поры, — говорил Светлов, — мне ничего не оставалось делать, как поддерживать эту репутацию».
НА ПЕРЕДОВОЙ.
Литературовед Борис Бялик рассказывает такой эпизод.
Во время войны они с Михаилом Светловым были на передовой. Светлов читал бойцам стихи. Начался воздушный налёт. Бомбы падали близко, но никто не ушёл в укрытие. Светлов дочитал стихотворение до конца. К счастью, всё окончилось благополучно, и никто не пострадал.
Бялик спросил его:
«Неужели тебе не было страшно?»
«Нет! — ответил Михаил Аркадьевич. — Но я заметил, что в моём стихотворении есть длинноты».
ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО «КРАСНАЯ АРМИЯ».
После войны, по подсказке КГБ, Светлову не разрешали выезжать за границу, ссылаясь на то, что он пьет и что у него нет «международного опыта».
Узнав, откуда ветер дует, поэт рассмеялся: «Там забыли, что я однажды уже был за границей — вместе с Красной Армией дошел до Берлина».
РУССКАЯ ПРОЗА И ЕВРЕЙСКИЕ СТИХИ.
При обсуждении повести Казакевича «Звезда» писательница А. сказала:
«Удивительно! Говорят, раньше он писал посредственные еврейские стихи, а теперь у него великолепная русская проза».
«Дорогая, — ответил ей Светлов, — не перейти ли тебе на еврейские стихи?»
РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ.
Принимали в Союз писателей поэта, человека малоспособного, но пробивного. Светлов высказался против. Кто-то защищал:
«Но ведь его стихи посвящены важной, солдатской теме».
«Когда я читаю хорошие стихи о войне, — возразил Светлов, — я вижу: если ползет солдат, то это ползет солдат. А тут ползет кандидат в Союз писателей».
ДРУЖБА - ПОНЯТИЕ КРУГЛОСУТОЧНОЕ.
Художник-карикатурист Иосиф Игин вспоминал:
«Разбуженный однажды его ночным звонком, я спросил Саетлова:
«А ты знаешь, который час?»
«Дружба, — ответил Светлов, — понятие круглосуточное».
А КТО НЕ ПЬЁТ?
В начале 60-х годов на правлении Союза писателей разбирали за пьянку и дебош молодого поэта. Тот долго и уныло ноет в свое оправдание, что творческий человек не может не пить, его эмоции того требуют...
«Достоевский пил, — перечисляет он, — Апухтин пил, Толстой пил, Бетховен пил, Моцарт пил...».
Тут кому-то из «судей» надоело, и чтобы прервать это занудство, он спросил:
«А что, интересно, Моцарт пил?».
Михаил Светлов, до этого мирно кемаривший в углу с похмелья, тут же встрепенулся и ответил:
«А что ему Сальери наливал, то он и пил!».
«Что такое вопросительный знак? -
Это постаревший восклицательный» - пошутил как-то Светлов.
СЕКУНДНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.
Автор детективной пьесы, сразу прошедшей во многих театрах, купил массивные золотые часы с массивным золотым браслетом. Увидев это сооружение, Светлов усмехнулся:
— Старик, — сказал он, — а не пропить ли нам секундную стрелку?
ГОРНИЧНАЯ И БРЮКИ.
1957-ой год, гостинице в Литве . Разговор двух литераторов. -
Огнев: — Ну вот. Брюки повесим, завтра придёт девушка, погладит их, - помялись.
Светлов, уже засыпая: — Старик, лучше сделаем так — пусть погладит меня, а брюки повисят сами...
ОДНА КАПЛЯ.
Каунас, ресторан «Тульпе», 1957-ой год:
Огнев незаметно убрал бутылку водки со стола под стол (Светлову вредно пить). Светлов: «Э, тут стояла бутылка!» Подымает край скатерти. «Хорошо, — говорит Огнев, — так и быть, но только — одну каплю». Светлов философично: «Старик, а что такое бутылка? Одна капля. Только большая».
ЖЕНТВА МАНЬЯКА.
Однажды, получив извещени об уплате за квартиру, Светлов гневно воскликнул:
— ЖЭК — Потрошитель!
Каждый поэт мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом.
СТИХИ, КОТОРЫЕ НЕДЬЗЯ НАПЕСАТАТЬ.
Однажды Александр Ревич выпивал в ресторане ЦДЛ с Михаилом Светловым . Светлов сказал:
— Сейчас я прочту вам новые стихи. По-моему, удачные. Жаль только, что их нельзя напечатать.
Достал какую-то смятую бумажку, вздел на нос очки и прочёл. Стихи были неплохие, очень печальные.
— Хорошие стихи, — сказал Ревич. — Но почему вы решили, что их нельзя напечатать? Очень даже можно.
Светлов внимательно посмотрел на Ревича:
— Вы в этом уверены?
— Конечно!
И Светлов заплакал. И сказал сквозь слёзы:
— Всю жизнь мечтал написать стихи, которые нельзя напечатать...
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАСЛУГА.
Из воспоминаний Варлама Шаламова.
Светлов встал, протягивая мне руку:
— Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.
Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга — потрудней, пожалуй, чем
написать «Гренаду».
СТЫДНО.
Молодая писательница М. пришла к Светлову и стала читать ему свою пьесу. Он деликатно слушал. Дочитав первый акт, М. сказала, что, вероятно, пьеса слабая и ей стыдно читать дальше.
— Тебе стыдно читать, — ответил Светлов, — а каково мне слушать?
ПЕДОГОГИЧЕСКОЕ.
В одной из своих статей, посвященных воспитанию, Светлов написал: «... Я глубоко убежден, что первый и главный помощник воспитателя — юмор.
Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать.
Я не Песталоцци, не Ушинский и не Макаренко, моя специальность совсем другая, но я убежден, что в ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться.
Свойство всех детей — нарушать установленное. А если это нарушение показать в смешном и нелепом виде?
Если показать ребенку, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон?
Приведу два примера из практики воспитания собственного сына. Однажды я вернулся домой и застал своих родных в полной панике. Судорожные звонки в „неотложку“: Шурик выпил чернила.
— Ты действительно выпил чернила? — спросил я.
Шурик торжествующе показал мне свой фиолетовый язык.
— Глупо, — сказал я, — если пьешь чернила, надо закусывать промокашкой.
С тех пор прошло много лет — и Шурик ни разу не пил чернила.
В другой раз я за какую-то провинность ударил сына газетой. Естественно, боль была весьма незначительной, но Шурик страшно обиделся:
— Ты меня ударил „Учительской газетой“, а ведь рядом лежали „Известия“...
Тут-то я и понял, что он больше не нуждается в моем воспитании».
О СТАРОСТИ.
"Старость — это время, когда половина мочи
уходит на анализы" - шутка Светлова.
ТАК ДЕРЖАТЬ!
Поэт Сергей Орлов подарил Светлову свою книгу «Колесо».
— Старик, — сказал Светлов, — еще три колеса и...- машина!
ЖИВОЙ КЛАССИК.
Один восторженный поклонник Светлова, знакомясь с ним, воскликнул:
— Боже мой, передо мной живой классик!
— Что вы, — ответил Светлов. — Еле живой.
КТО ТАКОЙ ПОЭТ?
— Поэт — это тот, кому ничего не надо и у кого ничего нельзя отнять, — сказал однажды Иосиф Уткин, коллега Светлова по поэтическому цеху.
— Нет, — мягко возразил Светлов. — Поэт — тот, кому нужно все и который сам хочет все отдать.
ПОСДЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.
Рассказывает старая актриса:
Приходим мы с Борисом Слуцким в больницу к умирающему Светлову.
В палате у него порхают какие-то девушки в кожаных юбочках. Светлов был уже очень слаб, во время разговора попросил Слуцкого наклониться к нему и некоторое время что-то ему шептал.
Наконец Слуцкий отпрянул и бросился к окну, давясь от смеха.
Я подошла к нему и спросила:
— В чём дело, Борис?
Кое-как одолев пароксизмы смеха, Слуцкий прочёл мне четверостишие:
Пора бы приняться за дело —
И девочки есть, и кровать.
Но х.., как солдат под обстрелом,
Никак не желает вставать!
15 февраля 2018-го года.
Не пишущим стихи
всегда кортит узтнать, -
как это БЫТЬ ПОЭТОМ.
А это - просто жить,
как каждый из землян,
но пропускать
сквозь сердце и
сквось душу
всё то,
чем мир
вокруг тебя живёт,
и отражать в стихах. -
пусть даже
камни палают с небес, -
всё то, что видишь,
и что думаешь о том,
и быть поэтом, -
быть самим собой, -
как Михаил СВЕТЛОВ, -
во всём
до самого
последнего
дыханья*.
* - см. приведенное ниже ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ГРУСТНЫЙ ЮМОР Михаила СВЕТЛОВА.
http://izbrannoe.com/news/mysl i/grustnyy-yumor-mikhaila-svet lova/
Поэт Михаил Светлов, автор знаменитой «Гренады», был известен своим друзьям как человек невероятно остроумный, готовый пошутить по любому поводу. Однако за юмором Светлова всегда скрывалась грусть.
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В РУСКИЕ ПИСАТЕЛИ.
В своей ранней автобиографии Михаил Светлов (Шейнкман) иронически писал:
«Я, Михаил Аркадьевич Светлов, родился в 1903 году 4/17 июля. Отец — буржуа, мелкий, даже очень мелкий. Он собирал 10 знакомых евреев и создавал «Акционерное общество».
Акционерное общество покупало пуд гнилых груш и распродавало его пофунтно. Разница между расходом и приходом шла на мое образование.
Знакомство с литературой произошло случайно: отец приволок в дом кучу классиков с тем, чтобы пустить бумагу на кульки для семечек. Юный Светлов охнул и договорился с отцом: сначала он читает, а потом родитель заворачивает. Так он приобщился к литературе.
И еще он любил рассказывать: «В детстве я учился у меламеда. Платили ему пять рублей. И вдруг отец узнал, что в соседнем местечке берут три. Он пришел к меламеду и сказал: „Хорошо, пять так пять. Но за эти деньги обучи его и русской грамоте“.
«Так я и стал, — заключал Светлов, — русским писателем».
ТЕЛЕСНАЯ АРИФМЕТИКА.
Всю жизнь Светлов был очень худым.
«У всех телосложение, — жаловался он, — а у меня — теловычитание».
БЕЗ ЛИШНЕГО - НИКАК.
На юбилее Михаила Светлова было оглашено письмо отсутствовавшего Вениамина Каверина, в котором он, в частности, писал: «Я завидую не только таланту Светлова, но и его удивительной скромности. Он, как никто, умеет довольствоваться необходимым».
«Мне не нужно ничего необходимого, — пожал плечами Светлов, — но я не могу обойтись без лишнего».
ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ - ЗА МЕСЯЦ.
«Об одном стихотворении, — рассказывал Михаил Светлов, — можно сказать, что я работал над ним более полугода.
Это было летом. Я проснулся. Пришла рифма. Бумаги под рукой не оказалось, и я стал писать на перекидном календаре. Писал, зачеркивал, снова писал... Под утро, когда стихотворение было закончено, смотрю — уже декабрь!
Язвительность — не единственное оружие сатиры. Не всегда лекарство действует путем уколов. Иногда его просто принимают внутрь.
ДЕЙСТВЕННАЯ УГРОЗА.
Светлов сделал подборку переводов молдавских поэтов для кишиневского издательства. С гонораром случилась большая задержка. Устав ждать, Михаил Аркадьевич послал в издательство угрожающую телеграмму: «В случае невыплаты денег в ближайшее время я переведу ваших поэтов обратно на молдавский». Гонорар прислали на следующий день телеграфом.
РЕПУТАЦИЮ НЕ ПРОПЬЁШЬ.
Светлов постоянно пребывал в состоянии легкого опьянения. О причине своего пристрастия к алкоголю он рассказывал так. -
Во второй половине 20-х годов его вызвали в ГПУ и предложили быть осведомителем, разумеется, под красивым предлогом «спасения революции от врагов». Светлов отказался, сославшись на то, что он тайный алкоголик и не умеет хранить тайны. Из ГПУ он прямиком направился в ресторан «Арагви», где сделал все, чтобы выйти оттуда на бровях.
«С той поры, — говорил Светлов, — мне ничего не оставалось делать, как поддерживать эту репутацию».
НА ПЕРЕДОВОЙ.
Литературовед Борис Бялик рассказывает такой эпизод.
Во время войны они с Михаилом Светловым были на передовой. Светлов читал бойцам стихи. Начался воздушный налёт. Бомбы падали близко, но никто не ушёл в укрытие. Светлов дочитал стихотворение до конца. К счастью, всё окончилось благополучно, и никто не пострадал.
Бялик спросил его:
«Неужели тебе не было страшно?»
«Нет! — ответил Михаил Аркадьевич. — Но я заметил, что в моём стихотворении есть длинноты».
ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО «КРАСНАЯ АРМИЯ».
После войны, по подсказке КГБ, Светлову не разрешали выезжать за границу, ссылаясь на то, что он пьет и что у него нет «международного опыта».
Узнав, откуда ветер дует, поэт рассмеялся: «Там забыли, что я однажды уже был за границей — вместе с Красной Армией дошел до Берлина».
РУССКАЯ ПРОЗА И ЕВРЕЙСКИЕ СТИХИ.
При обсуждении повести Казакевича «Звезда» писательница А. сказала:
«Удивительно! Говорят, раньше он писал посредственные еврейские стихи, а теперь у него великолепная русская проза».
«Дорогая, — ответил ей Светлов, — не перейти ли тебе на еврейские стихи?»
РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ.
Принимали в Союз писателей поэта, человека малоспособного, но пробивного. Светлов высказался против. Кто-то защищал:
«Но ведь его стихи посвящены важной, солдатской теме».
«Когда я читаю хорошие стихи о войне, — возразил Светлов, — я вижу: если ползет солдат, то это ползет солдат. А тут ползет кандидат в Союз писателей».
ДРУЖБА - ПОНЯТИЕ КРУГЛОСУТОЧНОЕ.
Художник-карикатурист Иосиф Игин вспоминал:
«Разбуженный однажды его ночным звонком, я спросил Саетлова:
«А ты знаешь, который час?»
«Дружба, — ответил Светлов, — понятие круглосуточное».
А КТО НЕ ПЬЁТ?
В начале 60-х годов на правлении Союза писателей разбирали за пьянку и дебош молодого поэта. Тот долго и уныло ноет в свое оправдание, что творческий человек не может не пить, его эмоции того требуют...
«Достоевский пил, — перечисляет он, — Апухтин пил, Толстой пил, Бетховен пил, Моцарт пил...».
Тут кому-то из «судей» надоело, и чтобы прервать это занудство, он спросил:
«А что, интересно, Моцарт пил?».
Михаил Светлов, до этого мирно кемаривший в углу с похмелья, тут же встрепенулся и ответил:
«А что ему Сальери наливал, то он и пил!».
«Что такое вопросительный знак? -
Это постаревший восклицательный» - пошутил как-то Светлов.
СЕКУНДНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.
Автор детективной пьесы, сразу прошедшей во многих театрах, купил массивные золотые часы с массивным золотым браслетом. Увидев это сооружение, Светлов усмехнулся:
— Старик, — сказал он, — а не пропить ли нам секундную стрелку?
ГОРНИЧНАЯ И БРЮКИ.
1957-ой год, гостинице в Литве . Разговор двух литераторов. -
Огнев: — Ну вот. Брюки повесим, завтра придёт девушка, погладит их, - помялись.
Светлов, уже засыпая: — Старик, лучше сделаем так — пусть погладит меня, а брюки повисят сами...
ОДНА КАПЛЯ.
Каунас, ресторан «Тульпе», 1957-ой год:
Огнев незаметно убрал бутылку водки со стола под стол (Светлову вредно пить). Светлов: «Э, тут стояла бутылка!» Подымает край скатерти. «Хорошо, — говорит Огнев, — так и быть, но только — одну каплю». Светлов философично: «Старик, а что такое бутылка? Одна капля. Только большая».
ЖЕНТВА МАНЬЯКА.
Однажды, получив извещени об уплате за квартиру, Светлов гневно воскликнул:
— ЖЭК — Потрошитель!
Каждый поэт мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом.
СТИХИ, КОТОРЫЕ НЕДЬЗЯ НАПЕСАТАТЬ.
Однажды Александр Ревич выпивал в ресторане ЦДЛ с Михаилом Светловым . Светлов сказал:
— Сейчас я прочту вам новые стихи. По-моему, удачные. Жаль только, что их нельзя напечатать.
Достал какую-то смятую бумажку, вздел на нос очки и прочёл. Стихи были неплохие, очень печальные.
— Хорошие стихи, — сказал Ревич. — Но почему вы решили, что их нельзя напечатать? Очень даже можно.
Светлов внимательно посмотрел на Ревича:
— Вы в этом уверены?
— Конечно!
И Светлов заплакал. И сказал сквозь слёзы:
— Всю жизнь мечтал написать стихи, которые нельзя напечатать...
ГРАЖДАНСКАЯ ЗАСЛУГА.
Из воспоминаний Варлама Шаламова.
Светлов встал, протягивая мне руку:
— Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.
Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга — потрудней, пожалуй, чем
написать «Гренаду».
СТЫДНО.
Молодая писательница М. пришла к Светлову и стала читать ему свою пьесу. Он деликатно слушал. Дочитав первый акт, М. сказала, что, вероятно, пьеса слабая и ей стыдно читать дальше.
— Тебе стыдно читать, — ответил Светлов, — а каково мне слушать?
ПЕДОГОГИЧЕСКОЕ.
В одной из своих статей, посвященных воспитанию, Светлов написал: «... Я глубоко убежден, что первый и главный помощник воспитателя — юмор.
Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать.
Я не Песталоцци, не Ушинский и не Макаренко, моя специальность совсем другая, но я убежден, что в ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться.
Свойство всех детей — нарушать установленное. А если это нарушение показать в смешном и нелепом виде?
Если показать ребенку, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон?
Приведу два примера из практики воспитания собственного сына. Однажды я вернулся домой и застал своих родных в полной панике. Судорожные звонки в „неотложку“: Шурик выпил чернила.
— Ты действительно выпил чернила? — спросил я.
Шурик торжествующе показал мне свой фиолетовый язык.
— Глупо, — сказал я, — если пьешь чернила, надо закусывать промокашкой.
С тех пор прошло много лет — и Шурик ни разу не пил чернила.
В другой раз я за какую-то провинность ударил сына газетой. Естественно, боль была весьма незначительной, но Шурик страшно обиделся:
— Ты меня ударил „Учительской газетой“, а ведь рядом лежали „Известия“...
Тут-то я и понял, что он больше не нуждается в моем воспитании».
О СТАРОСТИ.
"Старость — это время, когда половина мочи
уходит на анализы" - шутка Светлова.
ТАК ДЕРЖАТЬ!
Поэт Сергей Орлов подарил Светлову свою книгу «Колесо».
— Старик, — сказал Светлов, — еще три колеса и...- машина!
ЖИВОЙ КЛАССИК.
Один восторженный поклонник Светлова, знакомясь с ним, воскликнул:
— Боже мой, передо мной живой классик!
— Что вы, — ответил Светлов. — Еле живой.
КТО ТАКОЙ ПОЭТ?
— Поэт — это тот, кому ничего не надо и у кого ничего нельзя отнять, — сказал однажды Иосиф Уткин, коллега Светлова по поэтическому цеху.
— Нет, — мягко возразил Светлов. — Поэт — тот, кому нужно все и который сам хочет все отдать.
ПОСДЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.
Рассказывает старая актриса:
Приходим мы с Борисом Слуцким в больницу к умирающему Светлову.
В палате у него порхают какие-то девушки в кожаных юбочках. Светлов был уже очень слаб, во время разговора попросил Слуцкого наклониться к нему и некоторое время что-то ему шептал.
Наконец Слуцкий отпрянул и бросился к окну, давясь от смеха.
Я подошла к нему и спросила:
— В чём дело, Борис?
Кое-как одолев пароксизмы смеха, Слуцкий прочёл мне четверостишие:
Пора бы приняться за дело —
И девочки есть, и кровать.
Но х.., как солдат под обстрелом,
Никак не желает вставать!
15 февраля 2018-го года.
Свидетельство о публикации №123121105869