Творчество Куприна в 20-е годы

Александр Иванович Куприн родился 26 августа(7 сентября) 11870 в Пензенской губернии  городе Наровчат.Семья жила небогато.После смерти отца в 1871 году семья переезжает  Москву. В возрасте шести лет мальчик был отдан в Московское сиротское училище, где проучился до 1880 года. Александр Иванович поступает а Александровское военное училище, а затем в военную академию.Это найдёт отражение  в произведениях: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889 г.). С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».
Выйдя в отставку,Куприн много путешествует по России, знакомится с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким. Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.
Короткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905 г.) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898 г.), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет»(1910 г.).
Александр Куприн также писал рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.
Не принимая те изменения, которые принесла революция,Куприн эмигрирует во Францию.Куприн покинул Россию вместе с Белой армией. Тоска по родине не покидала его. В письме И.Е. Репину писатель признавался: «...так скучаю по России... что и сказать не могу. Хотелось бы всем сердцем опять жить на своём огороде... Никогда ещё, бывая за границей, я не чувствовал такого голода по родине».
Куприну казалось, что ему будет несколько легче там, где жила большая часть русских эмигрантов. В середине 1920 года Куприны поселились в Париже. Писатель успешно занялся журналистикой. Редактировал журнал «Отечество»; был главным редактором журнала «Иллюстрированная Россия»; писал публицистические статьи и фельетоны в газеты и журналы о писателях и политиках, о русской творческой интеллигенции, которая оказалась в эмиграции; создавал мемуарные очерки (о Л.Н. Толстом, В.И. Ленине); полемизировал с советской печатью. В 1927—1930 годах в Париже вышли в свет сборники Куприна «Новые повести и рассказы», «Купол св. Исаакия Далматского», «Елань», «Колесо времени». В эти же годы он создал автобиографический роман «Юнкера» (1928—1932), посвящённый годам своего учения в Александровском юнкерском училище, который является продолжением автобиографической повести «На переломе» («Кадеты»), Роман Куприна — подробный рассказ о духовном становлении человека, о «звенящем» и как бы невесомом жизнеощущении юности. Несмотря на звуки военного оркестра, музыки, света, празднеств, великолепного бала, яркого быта юнкеров, это грустный роман о прекрасном, но невозвратимом времени.
В творчестве этого периода писатель также обращается к истории России, к своим переживаниям («Однорукий комендант», «Царёв гость из Наровчата»); вновь пишет на любимые темы: о цирке («Дочь великого Барнума», «Ольга Сур», «Блондель»), о животных («Завирайка», «Ю-ю», «Ральф»), создаёт сказки-легенды («Синяя звезда», «Четверо нищих»). В его творчестве появляются темы рока, непознанных сил, перед которыми человек беспомощен. С большим внутренним надрывом пишет Куприн о духовном одиночестве человека, который оказался вдали от родины.
Писатель вернулся на Родину только через семнадцать лет.Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».
  На протяжении всего творческого пути любимо прозаической формой для Куприна была повесть.Иключением можно считать роман  "Юнкера" написанный на закате жизни.Всего писателем было создано 14 повестей:
-"Молох",
-"Впотьмах,
-"Прапорщик армейский,
-"Олеся",
-"Суламифь",
-"Поединок",
-"На переломе",
-"Гранатовый браслет",
-"Жидкое солнце",
-"Яма",
-"Звезда Соломона",
-"Купол св.Исаакия Далматского",
-"Колесо времени",
-"Жанета".
В одной из бесед  1926 году Куприн сказал: " О чём же писать? Не настоящая здесь жизнь. Писать о России? По зрительной памяти я не смогу. Когда-то я жил тем, о чём писал.О балаклавских рабочих писал и жил их жизнью, с ними сроднился.Меня жизнь тянула к себе , интересовала, жил я с теми о ком писал.В жизни я барахтался страстно, выбирая её в себя.А теперь что? Всё пропадает.Да и писать негде".
Расцвет славы Куприна пришёлся на рубеж веков.Реалистическая литература того времени претерпевала изменения.На первый план выходит духовная жизнь личности, а вот событиный и диалогвоый ряд произведений упрощается.Это приводи  изменению формы произведения, элементы поэтики и жанровые структуры.Повесть сопоставляется с романом, новеллой или рассказом.В период эмиграции Куприным были написаны три повести: "Купол .Исаакия Далматского"(928), "Колесо времени"(1929), "Жанета"(1933).
З.Гиппиус в 1924 году  "Полёте в Европу" даёт такую характеристику состоянию литературы того времени: "Как обще правило: чем больше и ярче талант, - тем больше у писателя и художественной честности, и целомудрия.Вот одно из объяснений, почему наиболее сильные, крупные художники дали за эти шесть лет меньше нового, чем дали бы без катастрофы,- не личной, даже не литературной, сейчас не об этом говорю,- но без катастрофы общероссийской.Как,  самом деле, выдумывать, когда честность подсказывает, что всякая выдумка будет бледнее действительности? Но можно говорить о прошлом.К этому приходят мало-помалу писатели, оправляясь от пережитого: ведь они всё-таки писатели, и недаром же не погибли."
Куприн, как и другие писатели-эмигранты, обращается к прошлому. Художник слова, он пытается говорить о потерянном, родном, наболеевшем...
В 1928 году вышла в свет повесть"Купол св.Исаакия Далматского".Повесть автобиографична, близка к документалистике.Она рассказывает о событиях 1919 года  Гатчине: о жизни людей на изломе истории.
Интересно ,что  названии повести отсутствует слово "собор", а личность святого выходит на первый план. Создаётся олицеторение православной святыни.
Монах Исааккий совершил дерзки поступок: посмел увещевать римского императора Валента о его антихристианском поведении и предрёк ему поражение на войне.  В это истории прослеживается скрытая история большевиков, ведущих неправедную войну. Собор же является символом старой России, чьи ценности были разрушены и поруганы.Купол собора символизирует надежду на освобождение.
Повесть разделена на восемнадцать частей:
-Добрая осень,
-Красная Армия,
- Смерть и радость,
-Яша,
-Тяжёлая артиллерия,
-"Дома ль маменька твоя",
-Шведы,
-Широкие души,
-Разведчик Суворов,
-Хромой чёрт,
- Обрывки,
-Газета,
-Красные уши,
-Немного истории,
-Партизанский дух,
-Лунатики,
- Купол св.Исаакия Далматского,
-Отступление.
С помощью деления повести на части создаётся эффект мозаичной картинки, в которой связующим звеном является история личная, выстраданная.
Мемуарный стиль повести расширяет её жанровые границы.Хорнотоп повести отражает оппозицию "своё -чужое" с преобладанием всё-таки "своего".
Творчество этого периода пронизано темами рока, перед которым человек бессилен, одиночества человека, оторванного от Родины.. «Есть, конечно, писатели такие, что их хоть на Мадагаскар посылай на вечное поселение — они и там будут писать роман за романом. А мне всё надо родное, всякое — хорошее, плохое, — только родное... Я готов пойти в Москву пешком», — как-то сказал он.
В эмиграции Куприным было написано много публицистических статей.
Умер писатель  в 1938 после продолжительной болезни. Похоронен на Волковском кладбище в Лениграде рядом  Тургеневым.


Рецензии