Слушая Седьмую симфонию Шостаковича

1.Алой лентой лейтмотива
Перевит венок еловый.
Ржи запутанная грива
Цвета партии альтовой.

И старуха смотрит слепо
Здесь, за тыщу вёрст от дома,
На гранит на фоне неба
И далёких вздохов грома.

2.Покрывала рваных туч
С вышитой каймой зарницы
Опустились на станицу,
На обугленные трубы,
На запёкшиеся губы,
К паре маленьких онуч.
В этом хаосе квадратном
Крест берёзовый поставлен,
Воздух горечью отравлен.
До оскаленной воронки
Не доползшие подонки
Оскверняют землю матом
По-баварски и по-прусски..

3.Вонзитесь в день, торжественные трубы,
Победой пригвоздите палачей.
Целуй огнём истерзанные губы
Румяный мир пшеничных калачей.

Но тихих зорь растоптанную юность,
Но сиротливых душ солдатских клин
Мы не должны хватать, как подвернулось,
И запирать в стерильный формалин
Архивной пыли. Меньше ветеранов...
Мы с каждым днём всё дальше от войны.
Давайте помнить, чтобы наши раны
Быть не могли никем обнажены.

19 апреля 1979 - декабрь 2023


Рецензии
Здравствуйте, Елена.

Всегда вызывают интерес стихи, замешанные
на массиве художественных средств языка.
Это произведение - как раз из таковых.
По крайней мере, строки однозначно возбуждают
ретроспективно-ассоциативные центры в голове.
Сама же тема Седьмой симфонии до сих пор вызывает
споры и ожесточённые дискуссии. Свидетели её
исполнения 9 августа 1942 года и вовсе отзывались
слишком откровенно, особенно о начавшихся после
этого события бомбардировках и артобстрелах города,
нанёсших весьма ощутимый вред зданиям и людям.
Ну, прямо как у Виктора Степановича: - Хотели как
лучше, а получилось как всегда. Припомнили композитору
и то, что сама симфония написана была до войны, а
"Нацистский марш" и вовсе в 1938, и сам Шостакович назвал
его "Большевистским маршем" с явным намёком на суть
режима правящей партии. Дважды получил по мордам от
этой самой партии и её неповторимого вождя(в 1936 и 1948),
но после смерти кормчего пишет 10-ю, так скажем, в уважуху.
Очень напоминает "Оду" Осипа после "Мы живём... Это
ренегатство чистой воды. Характер с гнильцой.
Сестра моего отца была на этом концерте. Там давали чай
и конфеты "Бон-бон". К началу зал был полон. К концу
исполнения осталась лишь половина пришедших. Не народной
оказалась музыка Шостаковича, увы. НКВДшники людей, уходящих
из зала во время исполнения, не задерживали.
Такая вот сермяга.
Очень хорошо сделанное произведение. Таких нынче мало.
С уважением.

Евгений Кабалин   11.12.2023 11:04     Заявить о нарушении
Мне было тогда 19 лет. И я ничего о жизни не знала.(Хотя и сейчас знаю маловато...) И "Четвертую прозу" Надежды Яковлевны Мандельштам, и "Доктора Живаго" ешё не прочитала. Но мне не хотелось уходить из зала до окончания Симфонии.
Спасибо за добрый отзыв и такие потрясающие исторические подробности. Я была пылкой, наивной и бесшабашно смелой. И НИКОГДА не считала себя поэтом. Это стихотворение вчера нашла в своём архиве и решила вытащить на свет. И сама удивилась. Неужели это я написала?

Елена Копылова 4   12.12.2023 00:36   Заявить о нарушении
Поэтами не становятся, Елена. Ими рождаются.
Поэтический дар сродни талантам художников
и композиторов, только работа идёт не с кистью
или нотными знаками, а со СЛОВОМ и дар этот
редок весьма. Есть парадокс: большинство самых лучших
стихов написано известными поэтами именно в раннем
возрасте, когда ещё нет опыта и массива словарного
запаса. Потом мэтры матереют, так скажем, и острота
их поэзии теряется в приходящей на смену буйным
ассоциативности, искренности и дерзости рациональности.
Что же касаемо правды той войны, то сначала формируется
некий базис, основанный на воспоминаниях фронтовиков,
правдивых книг, архивных документов и прямой поисковой
работе. Всё становится на свои места и ты уже понимаешь,
чем можно поделиться с людьми, мало представляющими себе
реальную картину того, что происходило со страной в эту,
истинно адскую, эпоху. Идеологические штампы настолько
глубоко укоренились в мозгах нашего социума, что разрушить
оные можно только через ретроспективную эмпатию, которую
поэзия и должна вызывать внутри нормального человека.
Ну, а по теме Блокады я могу сказать, что только десять
процентов её архивов можно где-то прочесть. Всё остальное
до сих пор засекречено, причём грифы на некоторых документах
самые высокие, что равносильно защите тайны особой важности.
Я с этим столкнулся лично. Причина сего ясна предельно: народ,
даже спустя более восьми десятков лет, не имеет права знать
ПРАВДУ. В какой ещё цивилизованной стране это было бы возможно?
В какой ещё стране законом запрещено обозначать людские потери
в военных конфликтах? Это не поддаётся никакому здравомыслию.
Когда общество узнает о реальном числе погибших, оно поседеет...
Тема очень острая, Елена, поэтому на литературном ресурсе
приходится ограничивать информацию.
Я желаю Вам творческих удач.

Евгений Кабалин   12.12.2023 11:12   Заявить о нарушении