Конкурс - Метаморфозы жанра. Декабрь 2023

Дорогие друзья!
 
  Никто не оспорит известную истину, что "краткость  - сестра таланта". Но насколько кратким может быть поэтический текст? Многие испытали на себе удовольствие работы над малой формой в жанре поэтический афоризм, но он допускал свободу, а если и этого лишить автора, загнав текст в жёсткие рамки твёрдой формы, что получим? А получим мы, друзья, сравнительно новый современный жанр, возникший в России! И ему уже 20 лет! В последнем месяце 2023 года почему бы не познакомиться и не поработать над любопытным жанром... Встречайте, не японские хайку, ни танку, а созвучную им русскую...

                ЖАНР ТАНКЕТКА

   Достаточно необычный жанр, который получил распространение в русской поэзии в ХХI веке, — танкетка (автор термина — поэт Алексей Верницкий).

   Он писал: "По аналогии с японскими танка я назвал эти стихи танкетками".

   ТАНКЕТКИ — это твердая поэтическая форма, то есть танкетка должна удовлетворять ряду правил. Вот правила, описывающие танкетку.

    ТАНКЕТКА есть стихотворение из ШЕСТИ СЛОГОВ, разбитых на ДВЕ СТРОКИ либо по 3, либо 2 в первой и 4 во второй. В танкетке запрещены знаки препинания и должно быть не больше ПЯТИ слов.

   В японской танку пять строк, а в танкетке не больше пяти слов. Это сужает возможности. Однако термин «танкетка» прижился. И целый ряд известных поэтов использовали (используют) эту форму в своем творчестве, среди них Валерий Прокошин, Георгий Жердев, Александр Корамыслов, Владимир Монахов, Роман Савоста, Рой Ежов, Алина Дием, Валентина Ермакова, Наталья Выборная, Виктор Ключников, Валерий Березовский, Галина Романова, Марк Мезонинов, Андрей Василевский и многие другие.

     Нельзя сказать, что А. Верницкий изобрел новый жанр, однако он предложил удачную терминологию, которая зафиксировала литературный феномен.
  Танкетки существовали всегда, в такой форме есть стихи у Андрея Вознесенского, но их никто так никогда не называл. Следовательно, родоночальником можно признать А. Верницкого.
Танкетки нередко имеют иронический и самоиронический оттенок.

  ПРИМЕРЫ ТАНКЕТОК:

        орде на
        ордена        [В. Ермакова]


        Сам себе
        Сусанин          [В. Прокошин]


        взглядом
        а пошел ты        [А. Верницкий]

        Не живи
        В голове           [А. Верницкий]

        женщина
        до мозга        [А. Дием]


    Число последователей жанра постоянно растет, авангардный журнал «Футурум АРТ» создал на своих страницах постоянную рубрику, посвященную танкеткам.

  Необычайно ёмкая форма имеет чёткий ритмический рисунок и концентрацию смысла. А русскому не привыкать выражаться кратко и прицельно. Однако, воздержимся от вульгаризмов и явной пошлости. Это было бы слишком просто. Упрощение задачи не наша цель. Давайте подробнее остановимся на возможностях поставленной перед нами задачи.
Приведём выдержки из теоретического обоснования жанра Алексей Верницкого:

   "Требование двух строк, которые либо равны по длине, либо первая из которых чуть короче второй, показалось мне важным, потому что разбиение на строки (выражаемое паузами в произношении) является важнейшим признаком поэзии. Длина строк выбрана так, чтобы возникал диалог между строками, например:

1)  чтобы первая строка выглядела как реплика, а вторая - как следующая или ответная реплика;
2)  чтобы первая строка выглядела как название понятия, а вторая - как определение или пояснение к этому названию;
3) либо чтобы первая строка выглядела как одно наблюдение, а вторая - как следующее наблюдение;
4) либо чтобы первая строка выглядела как начало реплики, а вторая - как конец реплики, меняющая и конкретизирующая смысл первой части.

Например:

   Спаси нас
   Спасибо            (Юрий Цаплин)


       Латынь
    Арка утра           (Алексей Верницкий)


             Гуси
    Платан в плюще        (Алексей Верницкий)

        Хорошо
    Смерти нет          (Алексей Верницкий)

   Требование того, что текст не должен содержать больше пяти слов, происходит из моего наблюдения, что при большем количестве слов медитативность теряется из-за вмешивающихся стилевых ассоциаций, например:

Шел вдруг встал
В шелк рук сталь
             (фрагмент из Маяковского)

Кто б так
Не в бровь а в глаз       (Алексей Верницкий)

    Требование того, что текст не должен содержать знаков препинания, введено для того, чтобы избавиться от излишней эмоциональности, вносимой, например, восклицательными и вопросительными знаками и мешающей медитации.

    О танкетках можно говорить как об атоме русской поэзии, поскольку при своей удивительно малой длине танкетка содержит несомненное поэтическое содержание. Несколько искажая пример из квантовой физики, можно сказать, что когда два фотона (каждый из которых состоит из трех кварков) сталкиваются, они сливаются и получается элементарная частица (протон, от корня "прото"). Фокус состоит в том, что фотоны невесомы, но их комбинация - протон - обладает ненулевой массой. Точно так же и в случае с танкетками мы можем говорить о явлениях "квантовой просодии": когда две не обладающих "поэтической массой" трехсложных строки сталкиваются и сливаются, их комбинация - танкетка - имеет ненулевую "поэтическую массу".

    Как известно, есть правила написания хайку, регулирующие их тематику и то, как наблюдение должно развиваться от одной строки к следующей; предполагается, что следование этим правилам позволит написать медитативный текст. Я постарался ввести в определение танкеток формальные ограничения, которые, по моему мнению, способствуют медитативности. Я хотел бы описать медитативный эффект танкеток с помощью следующей метафоры. Представьте себе реальность обычного дня, текущую мощным широким потоком сквозь человека. В какой-то момент этот человек сочиняет танкетку о сиюминутной реальности (или читает или вспоминает подходящую танкетку). В этот момент реальность оказывается протянутой сквозь эту танкетку, как поток песка в песочных часах - сквозь их узкое горлышко. До момента танкетки реальность течет широким потоком, и так же после, но в сам этот момент весь динамический поток реальности помещается в этих шести слогах как в трубе или как в оправе.

     Описанному эффекту способствует краткость танкеток. Танкетка в три раза короче, чем хайку - поэтому ее можно сочинить на ходу. Благодаря этому, каждая прогулка на работу или поездка в метро могут стать поводом к написанию танкетки и соответствующей благотворной медитации.

    Возможно, имеет смысл говорить о написании танкеток-экспромтов на заданную тему, которые могут объединяться в циклы, как, например, в следующем коротком примере.

Мой рот
Дыра в лице  (Алексей Верницкий)

Ее рот
Бабочка     (Алексей Верницкий)

      Определение танкеток вызывает многочисленные вопросы, которые можно будет начать обсуждать только тогда, когда разные поэты начнут писать танкетки.

Один из них - с какими существующими формами будут ассоциироваться танкетки у читателя? Как я уже сказал, я специально выбрал форму танкетки так, чтобы она мерцала между существующими формами, не вызывая прямых ассоциаций ни с одной из них. Посмотрите на этот пример:

   Покойся
   Милый прах
              (фрагмент из Карамзина)

   С одной стороны, такая танкетка пытается соединиться в сознании читателя в одну строку, чтобы привычно прочитаться как ямбическая строка. Но, с другой стороны, этому соединению в одну строку противодействует другой поэтический стереотип - привычное разбиение на строки примерно одинаковой длины, к тому же синтаксически оправданное.

    Однако когда поэты начнут писать танкетки, они могут начать писать свои танкетки, тяготея к какой-то форме, поддающейся описанию в традиционных поэтических терминах (например, может оказаться, что большинство танкеток будет написано в две амфибрахических строки).

     Другой вопрос - сколько в принципе можно написать танкеток? Давайте сделаем грубую прикидку. Предположим, что в русском языке десять тысяч слов, каждое из трех слогов. Таким образом, танкетка - это два слова. Поэтический эффект не достигается при сочетании любого слова с любым; предположим, что лишь один процент сочетаний двух слов несет в себе нечто поэтическое. Следовательно, существует один процент от десяти тысяч в квадрате танкеток, то есть миллион танкеток. Если какой-нибудь сумасшедший плодовитый поэт будет писать по сто танкеток в день, то он напишет их все через тридцать лет. Однако это совсем не то употребление, которое я хотел бы для танкеток - как я уже сказал, я сформулировал определение танкеток в первую очередь для того, чтобы облегчить медитацию во время написания (и чтения)."

    Это слова самого учредителя поэтической формы гиперминимализма. Автор связывает жанр с медитацией. Получается, это входит в разновидность медитативной поэзии.
    Медитативная лирика (от латинского maditatio – «размышление») – вид лирической поэзии, передающий раздумья поэта о тех или иных жизненных вопросах.

    Можно сравнить новый жанр с пружиной, которая при правильном сжатии смысла, способна выстрелить гораздо дальше предполагаемого. Чем мы и займёмся. Написать многословно  - это не так сложно. Доведение текста почти до скелета поэтической мысли может оказаться настолько полезным, что мы сами не предполагаем на какую ступень мы сможем после этого подняться! Не упустите свой шанс, раскрывая свои потенциальные возможности!

***

 ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности жанра ТАНКЕТКА:

• лаконично изложенная искромётная мысль, не лишённая образности и смысла
• весь текст состоит из шести слогов;
• текст состоит из двух строк/стихов
• слоги расположены по строкам так: либо 3 в каждой строке, либо 2 в первой строке и 4 во второй строке;
• текст содержит не больше пяти слов;
• текст не содержит знаков препинания.
• ритмическая организация: двучастная или одночастная. Ямб, хорей или трёхсложные стопы могут быть использованы
• наличие рифмы, включая внутреннюю - на усмотрение автора, но не обязательна
• пуантированность (парадоксальность) содержания - наличие «смысловых пустот», побуждающих читателя к их самостоятельному «восполнению»
• абстрактные понятия, отвлечённая лексика
• допускаются разные стили изложения мысли, которая в конечном продукте поражает и завоёвывает внимание так, что запоминается и близка к тому, чтобы стать летучей фразой
•  усиление художественного эффекта за счёт метафорической окраски. Скрепление лежащих в основе понятий по принципу ассоциативной связи
• тонкая языковая игра, разновидность которой является каламбур. Различные типы каламбурной игры (обыгрывание омонимичных и многозначных слов; игра в опечатки, использование новообразований производных слов, смысловое взаимодействие обыгрываемых слов)
• разная тематическая принадлежность: любовь, дружба, политика, быт и т.д.
• тонкая и остроумная ирония, элементы из области лирики без пошлости - отражают вкус и интеллект автора

  И для настроения приведём ещё танкетки Алексея Верницкого, которые понравились его читателям, а это уже кое-что значит для автора:

Ветер
Студит луну
*
Выстрел
Эхо в камнях
*
Есть чай
Но не сахар
*
Лепесток
Не любит
*
Не живи
В голове
*
Разрешить
Глазам боль
*
Скажи мне
Я нужен
*
Усталость
Сну не снять
*
==============================

  Верим в каждого участника, что он сможет доказать, что и в наше время поэзия живёт и способна создавать нечто новое и удивительное, может быть, даже гениальное! Посмотрим...
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ДЕКАБРЕ 2023-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся только к ЛЮБОМУ разделу.
 
   Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в жанре гиперминимализма ТАНКЕТКА в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить ДО ПЯТИ СТИХОВ, НО В ОДНОЙ ПУБЛИКАЦИИ  (ЖЕЛАТЕЛЬНО, ПО ОДНОЙ ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ),  опубликованной в ДЕКАБРЕ 2023 года, но оцениваться будет первое из предложенных. В процессе обсуждения и подачи заявок можно менять стихи местами в своей публикации, а также работать над текстом до начала голосования 1 января 2024 года так, как мы делали в прошлом конкурсе. Потом ведущая примет тексты, стоящие на первых местах в публикациях участников. Голосование будет условно-анонимным.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

  Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

   Приём ТАНКЕТОК будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 ЯНВАРЯ будет открыто голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация: Владимир Куш, сюрреализм.

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.01.2024 02:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.