Славяне и мир. I тысячелетие. XI век
Но тот, кого больше всего чаруют знания
И истинных учёных верные познания!
XI (одиннадцатый) век по юлианскому календарю — век с 1 января 1001 года по 31 декабря 1100 года.
Это 1-й век 2-го тысячелетия. Закончился 923 года назад.
Это век на границе завершения условного периода Раннего Средневековья в Европе и периода, который историки Европы классифицируют как Высокое Средневековье.
РУСЬ:
Междоусобная война на Руси (1015—1019) - междоусобная война сыновей Владимира Святого, вторая междоусобица на Руси[1] — борьба за власть после смерти Владимира Святого между Святополком Владимировичем (или Ярополчичем) и Ярославом Владимировичем, завершившаяся в пользу последнего.
1017—1037 — Сооружение около Киева укреплений, строительство Золотых ворот, увенчанных надвратной Благовещенской церковью, и Софийского собора.
1019 — Ярослав Мудрый становится князем Руси. Яросла;в Влади;мирович (в поздней историографической традиции Ярослав Мудрый; ок. 978 — 20 февраля 1054, Вышгород) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054).
Ярослав Владимирович — сын князя Владимира Святославича (из рода Рурековичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви и Православной церкви Украины почитается как благоверный князь; день памяти — 20 февраля (4 марта) в високосный год или 20 февраля (5 марта) в невисокосные годы.
При Ярославе Владимировиче на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы. Ярославу удалось победоносно завершить русско-печенежские войны и вернуть захваченные Польшей Червенские города в состав Киевской Руси.
1036 — Осада Киева. Победа Ярослава над печенегами, в честь которой был заложен храм Святой Софии. // Печенеги - древний тюркоязычный народ, сформировавшийся, вероятно, в VII—VIII веках в бассейне реки Сырдарьи и в Приаралье.
Древнегреческие писатели называли их патцинаками (др.-греч.). Скорее всего, изначально печенеги являлись частью огузов. О печенежском языке известно немного, поэтому его точное положение внутри тюркских языков неясно. Он был записан, вероятно, в некоторых эпиграфических памятниках древнетюркского письма. Из некоторых письменных источников (например, византийских) известно несколько десятков печенежских слов (личные имена, этнонимы, топонимы). Согласно «Повести временных лет», печенежский язык был известен киевлянам в X веке. В IX веке печенеги были вытеснены из Приаралья огузами и были вынуждены перекочевать к Волге, тогда как сами печенеги вытеснили на запад кочевые племена мадьяр (венгров). Печенежские племена заняли степи, которые тогда контролировались Хазарским каганатом, разрушив некоторые хазарские поселения. Во второй половине IX века печенеги осели в севернопричерноморских землях (первым об этом сообщается в хронике Регино Прюмского, 889 год), в 890-х годах полностью вытеснили из Северного Причерноморья венгров. Печенеги также заняли дунайские земли, а в X веке они кочевали между Волгой и низовьями Дуная. В итоге, сложилась крупная этнополитическая общность, которая известна в историографии как Печенегия, во многом определявшая геополитическую ситуацию во всей Восточной Европе. Печенегия разделялась на два объединения, граница между ними проходила по реке Днепр. Левобережное объединение имело тесные связи с Херсонесом и Хазарским каганатом, тогда как правобережное имело контакты с Первым Болгарским царством и Византийской империей. В этот период тюрки-печенеги контролировали самый сложный участок важного торгового пути из Скандинавии в Византию, известного в российской историографии как «из варяг в греки», — низовья Днепра и Днепровские пороги. //
1043 — последний вооружённый конфликт между Русью и Византией. Начало последней русско-византийской войны под предводительством князя Владимира Новгородского, воеводы Вышаты и (предположительно) Харальда Сурового.
Русско-византийская война 1043 го;да — морской поход в 1043 году русских войск под началом Владимира Ярославича (сына киевского князя Ярослава) на Константинополь, который завершился полной неудачей. Обильное применение греческого огня, а также разразившийся во время сражения шторм дали византийцам решающее преимущество. Буря разметала русский флот в разные стороны, погибло множество кораблей, до 6 тысяч воинов были убиты или попали в плен. Владимир был вынужден отступить. Однако к 1046 году был заключён мир, скреплённый браком князя Всеволода Ярославича (сына киевского великого князя) и дочери византийского императора Константина Мономаха..
1054-1073 - триумвират Ярославичей - система управления Киевской Русью в 1054—1073 годах, когда южнорусскими землями, не вступая в борьбу между собой, правили три старших сына Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод. За все же остальные земли они вели относительно успешную борьбу с боковыми линиями династии Рурековичей.
«В лето 6562 (1054). Преставися великый князь русьскый Ярослав. И еще бо живущю ему, наряди сыны своя, рек им: «Се аз отхожу света сего, сынове мои; имейте в собе любовь, понеже вы есте братья единого отца и матере'. Да аще будете в любви межю собою, Бог будеть в вас [с вами], и покорить вы противныя [ваших недругов] под вы, и будете мирно живуще. Аще ли будете ненавидно живуще, в распрях и которающеся [ссорясь между собой], то погыбнете сами и погубите землю отец своих и дед своих, иже налезоша [которые приобрели её] трудом своим великым; но пребывайте мирно, послушающе брат брата.
Се же поручаю в собе место стол старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу Кыев; сего послушайте, якоже послушаете мене, да той вы будеть [да будет он вам] в мене место;
а Святославу даю Чернигов,
а Всеволоду Переяславль,
а Игорю Володимерь [Волынский],
а Вячеславу Смолинеск».
И тако раздели им грады, заповедав им не преступати предела братия, ни сгонити, рёк Изяславу:
«Аще кто хощеть обидети брата своего, то ты помагай, [если] его же обидять».
Таким образом, в завещании не фигурировали младший брат Ярослава Судислав, сидевший с 1036 года в порубе (тюрьме без дверей, выстроенной вокруг заключённого), а также старший внук Ярослава Ростислав Владимирович. Однако в историографии есть предположение, что Ростиславу были выделены волости, но по каким-то причинам это не было упомянуто в завещании. В завещании не фигурировал и полоцкий князь Всеслав Брячиславич, самый старший правнук Владимира Святославича, беспрепятственно унаследовавший Полоцк после смерти своего отца, племянника Ярослава Мудрого, в 1044 году.
Перечисленные в завещании владения не передавались по наследству, поэтому сложилась система, при которой младший брат наследовал старшему в княжеском роде — так называемое лествичное право:
старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем. Лествичная система регулярно вызывала усобицы между князьями
1067 - взятие Новгорода полоцким князем и битва на реке Немиге (1067; первое упоминание Минска). «Слово о полку Игореве» повествует об походе Всеслава на Новгород, как об эпизоде его борьбы за киевский великокняжеский стол. Все эти сведения для большинства исследователей стали основанием видеть в лице полоцкого князя главную причину междоусобных войн второй половины XI в. действия Всеслава были спровоцированы походом великого князя киевского Изяслава Ярославича (отца новгородского князя Мстислава Изяславича) на сасолов в Нижнем Подвинье и обложение их данью, так как данные действия угрожали контролю Полоцка над западно двинской торговой коммуникацией и над подчиненными ему территориями ливов, куршей, земгалов. Всеслав провёл походы на Псков и Новгород, чтобы заступиться за князей-сирот, которые приходились ему племянниками и были обделены Ярославичами при решении вопроса об наследственности Смоленска.
1068 - вторжение половецкого хана Шарукана (половецкий хан, дед Кончака). В 1068 году половцы крупными силами во главе с ханом Шаруканом вторглись на Русь по левобережью Днепра и одержали победу над тремя Ярославичами в битве на Альте. Изяслав и Всеволод бежали в Киев, Святослав в Чернигов. После победы половцы рассыпались по южнорусским землям и занялись грабежом.
Под 1068 годом в Новгородской первой летописи упоминается пленение хана Шарукана князем Святославом Ярославичем, однако в «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку имя хана не названо.
1068 - битва на реке Альте. Киевское восстание. После разгрома в битве при Альте в 1068 году Изяслав и Всеволод бежали в Киев, где их нежелание организовать новый поход против половцев, грабивших окрестности Киева, вызвало восстание. На рыночной площади Киева был созвано вече, на котором было выдвинуто требования вооружить горожан. После того, как это не было исполнено, толпа разгромила дом воеводы Константина. Киевляне освободили князя Всеслава Полоцкого, державшегося Ярославичами под стражей, и посадили его на киевский престол в надежде, что он сможет остановить половцев. Изяслав в это время нашёл убежище у польского короля Болеслава II, пославшего ему на помощь войска, с которыми Изяслав вернулся в Киев в мае 1069 года. К этому времени Всеслав бежал в Полоцк. Киев контролировали Святослав и Всеволод.
1068 - Битва на реке Снове — вечевое выступление в столице Древнерусского государства против великого князя Изяслава Ярославича после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте и отказа князя выдать оружие из своих арсеналов и коней для вторичного сражения с половцами. Князю пришлось бежать в Польшу, престол временно занял освобождённый восставшими из заточения Всеслав Брячиславич, а после его бегства в Полоцк — братья Изяслава Святослав и Всеволод, вернувшие затем престол Изяславу, который расправился с восставшими и вскоре отвоевал (на пару лет) Полоцкое княжество.
1078 - битва на Нежатиной Ниве (1078), поражение Великого князя Изяслава Ярославича - сражение между войсками русских князей Изяслава и Всеволода Ярославичей и их сыновей Ярополка и Владимира с одной стороны, и Бориса Вячеславича и Олега Святославича — с другой, произошедшее 3 октября 1078 года в окрестностях Чернигова. Сражение окончилось поражением войск Бориса и Олега. В битве погибли Изяслав Ярославич и Борис Вячеславич. Битва упоминается в «Слове о полку Игореве».
1094—1097 - Междоусобная война на Руси - война Олега, Давыда и Ярослава Святославичей против киевского князя Святополка Изяславича, черниговского князя Владимира Мономаха и их союзников за отчину Святославлю на востоке Руси, совпавшая с активизацией половецких нападений на южную Русь после смерти Всеволода Ярославича (1093). Основные события названы трагедией 1096 - 1097 годов. Несмотря на многочисленные тактические поражения Святославичей, война закончилась восстановлением их прав на отцовское наследство.
1095 — основание Переяславля-Рязанского согласно тексту Следованой псалтыри Ильинской церкви. До 1778 года - Переяславль-Рязанский (Переяславль был переименован в Рязань в 1778 году Екатериной II в память о богатом историческом прошлом бывшей столицы княжества.)
Название города представляет собой притяжательное прилагательное мужского рода Р;зань (с суффиксом -jь-) от мужского имени Р;занъ. Само имя Р;занъ является краткой формой страдательного причастия резанный — так могли назвать младенца, «вырезанного из чрева матери». Таким образом, Р;зань — «Резанов город». Под влиянием яканья безударное «е» превратилось «я», хотя формы с буквой «е» держались вплоть до середины XX века.
1096 — первое упоминание о Рязани. Северное городище (древнейшая часть Старой Рязани) возникло в XI веке. На Северном городище и Посаде фиксируются городские слои XI—XIII веков. Старая Рязань входила в область расселения вятичей. Вначале население города составляло всего около 1500 человек, но уже тогда город населяли, помимо землепашцев, ремесленники, о чём свидетельствуют найденные остатки кузнечных, бронзолитейных, гончарных и костеобрабатывающих мастерских.
1097 — Любечский съезд князей. Съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепр) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира с Олегом Святославичем, против которого Святополк Изяславич и Владимир Мономах боролись с 1094 года.
1097-1100 - Междоусобная война на Руси - война за западные волости (Волынь, Перемышль, Теребовль) с участием местных князей и великого князя киевского, на ход которой существенно повлияла позиция князей Левобережья Днепра, сформированная на Городецком съезде (1098 год). Началась война с беспрецедентного на тот момент ослепления Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, произошедшее вскоре после Любечского съезда князей (1097), покончившего с предыдущей усобицей. Закончилась война распространением власти Святополка Изяславича киевского на часть отчины Изяславлей.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI века— перевод в Киеве «Хроники» византийского историографа IX века Георгия Амартола (гр. «грешник»), в которой изложены события всемирной истории от сотворения мира до 842 года.
СЕРЕДИНА XI века — оформление Туровского Евангелия - рукописное Евангелие-апракос ( разновидность Евангелия или Апостола, иначе именуемая «Недельным Евангелием (Апостолом)» или «Богослужебным Евангелием (Апостолом)», в которой текст организован не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели) - создано в XI веке, текст написан кириллицей. Хранится в библиотеке Академии наук Литвы. Туровское Евангелие является одним из древнейших памятников славянской письменности. От рукописи сохранилось только 10 листов. Они были найдены в Турове в 1865 году в ящике из-под угля двумя участниками организованной Виленским учебным округом археографической экспедиции. Рукопись написана уставом на пергамене каштановыми чернилами. Использованы листы размером около 22,2 см в длину и 17,8 см в ширину, разлинованные на 17-18 строк. В сохранившихся фрагментах имеются одиннадцать инициалов с буквами «О», «Р» и «В», раскрашенных синим, зелёным и красным.
Основан Выдубицкий мужской монастырь. один из древнейших православных монастырей Киева. Основан между 1070 и 1077 годами Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. Являлся семейным монастырём сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков.
Основан Дрогобыч. Земли, на которых основан современный Дрогобыч, ещё в 993 году были отвоёваны киевским князем Владимиром и присоединены к Киевской Руси, после распада которой входили в состав Галицко-Волынского, а позднее Галицкого княжеств. Основан примерно в XI веке в местности, богатой соляными источниками, на которых издавна добывали соль. Известен, как город со времён Галицко-Волынского княжества с 1238 года. В историческом «Списке русских городов дальних и ближних» («Воскресенская летопись», датирована 1377—1382 гг.) значится «Другабець» среди других городов на Волыни, которые существовали в это время, такими как Холмъ и Львовъ Великій. В 1340—1772 годах Дрогобыч был центром староства Перемышльской земли в Русском воеводстве,
В СЕРЕДИНЕ XI века глаголица на Руси была известна как «кириловица/куриловица», такое варьирование первого гласного в имени Кирилл хорошо известно.
Римско-католическая церковь в борьбе против службы на славянском языке среди хорватов называла глаголицу «готскими письменами». На соборе епископов Далмации и Хорватии в 1059 году говорили, что готские письмена были придуманы неким еретиком Мефодием, который на этом самом славянском языке написал много ложного против учения католической веры; из-за этого, говорят, он был Божьим судом наказан скорой кончиной.
Глаголический и кириллический алфавиты в своих древнейших вариантах почти полностью совпадают по составу, различаясь только формой букв.
При переиздании глаголических текстов типографским способом глаголические буквы обычно заменяют кириллицей (поскольку сегодня мало кто умеет читать глаголицу), однако числовое значение букв глаголицы и кириллицы не совпадает, что иногда приводит к недоразумениям. В глаголице числовые значения букв упорядочены в соответствии с порядком букв, а в кириллице они привязаны к числовым значениям соответствующих букв греческого алфавита.
Берестяные грамоты - письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI-XV веков. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. По состоянию на август 2022 года найдено 1154 грамоты в Великом Новгороде и ещё более 100 в других городах России, Украины и Белоруссии. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ XI века.
Первое Болгарское царство завоёвано Византией (968—1018; Василий II Болгаробойца).
Королевство Венгрия (1001—1918; Иштван I Святой).
Ляо обложило данью Империю Сун (1004; Chanyuan Treaty).
Византийско-грузинская война (1014—1023).
ПОХОДЫ РУСИ против Византии (на рубеже VIII—IX веков, в IX веке 1024; 1043) - ряд военных конфликтов между народом русь, позже Древнерусским государством и Византийской империей. Период IX - X веков был временем территориальной экспансии народа русь и становления созданного им государства Русь. Одной из основных причин экспансии на юг было стремление русов контролировать «путь из варяг в греки» и с ним прибыльную торговлю с богатейшей Византией. Одной из главных целей военных походов русов была столица Византийской империи - Константинополь (др.-русск. Царьград):
поход руси против Византии 1024 года — самостоятельный негосударственный поход отряда русов под предводительством Хрисохира (родственник Владимира Святославича Киевского, который, по сообщению греческого историка Скилицы, в 1024 году предпринял морской поход к острову Лемнос.) на остров Лемнос произошёл в смутную пору борьбы за власть на Руси. Все 800 участников похода погибли;
русско-византийская война 1043 года - нападение флота (400 кораблей) Ярослава Мудрого на Царьград. Закончился неудачей, часть флота погибла во время бури, часть сожжена греческим огнём.
Польское королевство (1025—1569; Болеслав I Храбрый) - западнославянское средневековое государство в северо-восточной части Центральной Европы, образовавшееся в 1025 году, когда первым из великопольских князей был коронован Болеслав I Храбрый. В 1569 году Королевство Польское было объединено с Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским (обширные земли Руси, попавшие под власть Великого княжества Литовского и составлявшие львиную долю его территории, именуются Литовской Русью) в федеративное государство Речь Посполитую, в составе которого просуществовало до третьего раздела Речи Посполитой (1795 год).
Кордовский халифат (929—1031) распался на несколько эмиратов.
Правление Альморавидов (ок. 1040—1147).
После смерти Санчо III Великого Кастилия и Арагон становятся самостоятельными королевствами (1035).
Великая Сельджукская империя (1037—1194). Битва при Данданакане (1040). Взятие Багдада сельджуками(1055).
Караханидское государство распалось на Западное и Восточное ханства (1040).
Паганское царство (1044—1287). Завоевание Татонского и монских царств (1057).
Период Хэйан в Японии (794—1185). Война Дзэнкунэн (1051—1063). Война Госаннэн (1083—1089).
Нормандское завоевание Южной Италии. Битва при Чивитате (1053), пленён папа Лев IX.
РАСКОЛ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (1054; Католичество, Православие) - разделение Католической и Правослвной церквей, также Великое разделение, Великий раскол и Великая схизма — церковный раскол, случившийся в 1054 году, после которого окончательно произошло разделение единой христианской Церкви на Римско-католическую церковь на Западе, с центром в Риме, и Православную церковь на Востоке, с центром в Константинополе. Формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Восточной Римской империи.
Хотя причины «фотиевой схизмы» лежали преимущественно в плоскости церковного права, вопрос о филиокве (учение Римо-католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению), поднятый при осуждении Римского папы патриархом Фотием, продолжил оставаться основным разногласием между церквями Востока и Запада христианского мира, приведя к Великому расколу 1054 года.Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами. Церковному расколу 1054 года предшествовали несколько веков споров и разногласий, которые касались в основном догматических и обрядовых вопросов.
К середине IX века Восточная часть Христианской церкви уже длительное время находилась в состоянии внутреннего конфликта. Борьба между сторонниками и противниками иконопочитания завершилась в 843 году поражением иконоборцев, но в победившей церковной партии не утихала борьба консервативного и либерального направлений.
Одним из предвестников будущего окончательного раскола Церкви явилась «Фотиева схизма» 860-х годов. Разделение не преодолено до настоящего времени. Уставом Православной церкви установлено равноправие её представителей епископов. Решения от имени Православной церкви могут приниматься только совместно большинством епископов (митрополитов), поэтому ни один из архиереев Православной церкви, даже если это представитель такой древней церкви как Константинопольская, не имеет права принимать решения от имени всей церкви. Поэтому де факто со стороны Православной церкви анафема Католической церкви до сих пор не снята. Решение же одного константинопольского патриарха, принятое в 1965 году, не имеет силы, так как не поддержано остальными архиереями Православной церкви.
Битва при Атапуэрке (1054). Фердинанд I Великий провозглашён Императором всей Испании (1056).
Свержение императора Византии Михаила VI Стратиотика Исааком I Комниным (1057; Битва при Петро, близ Никеи).
Латеранский собор 1059 года. Установлен порядок избрания папы только кардиналами-епископами.
Нормандское завоевание Англии (1066—1072). Битва при Гастингсе (1066).
Битва при Манцикерте (1071) — крупное поражение Византийской империи сельджукам.
Борьба за инвеституру (1075—1122) - конфронтация между папским престолом и престолом Священной Римской империи в последней четверти XI века — первой четверти XII века; является наиболее значительным конфликтом между Католической церковью и светской властью в средневековой Европе.
Разграбление Рима (1084) - одно из наиболее жестоких событий «борьбы за инвеституру» (противостояния папства и Священной Римской империи XI — XII веков), кульминация борьбы папы Григория VII с императором Генрихом IV.
Конийский султанат (1077—1307).
Комниновское возрождение Византии (1081—1185; Алексей I Комнин).
Королевство Толедо (1085—1833) отвоёвано в ходе реконкисты. Мусульманские земли южной Испании объединяются под властью Юсуфа ибн Ташфин.
Поземельная перепись в королевстве Англия (1086; «Книга Страшного суда» - — свод материалов первой в средневековой Европе всеобщей поземельной переписи, проведённой в Англии в 1085—1086 годах по приказу Вильгельма Завоевателя. Материалы переписи представляют собой беспрецедентный источник сведений о социальном, экономическом и демографическом развитии Англии XI века. В частности, данные переписи позволяют сделать вывод о численности населения Англии в этот период. Но в силу неполноты данных и использования различных методик подсчёта разными авторами она определяется очень по-разному, в интервале от примерно 1,3 до 2,5 млн человек. Название книги ссылается на библейский Судный день, когда всем людям должен быть предъявлен полный список их деяний.).
Правление Давида IV Строителя в Грузии - царь Грузии в 1089—1125 годах из династии Багратионов. Широко известный как величайший и самый успешный грузинский правитель в истории и архитектор Золотого века Грузии, он сумел изгнать турок-сельджуков из страны, выиграв битву при Дидгори в 1121 году. Его реформы армии и управления позволил воссоединить страну и взять под контроль Грузии большую часть Кавказа. Будучи другом церкви и распространителем христианской культуры, он был канонизирован Грузинской православной церковью.
Государство низаритов (1090—1256; ассасины; Хасан ибн Саббах).
Битва при Левунионе (1091). Печенежское ханство разгромлено (860—1091).
Король Франции Филипп I отлучён от церкви за двоежёнство (1094).
ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1096—1099; Урбан II). Осада Иерусалима (1099). Первый крестовый поход был организован в 1096 году решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I с целью помощи восточным христианам в защите Анатолии (Малая Азия) от наступления турок-сельджуков. В ходе похода также дополнительной целью стало освобождение священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы. Феодалы и простой народ по земле и морю двинулись на Восток, по пути освободив от власти сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии, и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока. Важную роль в истории Крестовых походов сыграли духовно-рыцарские ордены.
Кризис XI века в Северной Африке, Ближнем Востоке и Центральной Азии.
Победа христианства в Дании.
Образование маркграфства Баден в Германии.
Поселение половцев на Дунае. Половцы, кипчаки (самоназвание — кыпчаки (кыпчак), позднее использовался этноним татары); в европейских и византийских источниках - куманы (лат. cumani, comani, — кочевой тюркоязычный народ, проживавший в историческом регионе, известном как Половецкая степь или Дешт-и-Кипчак. В венгерских источниках называются кунами. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).
Ченле удаётся присоединить Дваравати.
Чичимеки разгромили цивилизацию тольтеков.
КУЛЬТУРА.
Папа Сильвестр II (999—1003), популяризировал арабские и греко-римские научные достижения и изобретения. Возродил использование абака, армиллярной сферы и астролябии, забытых в Европе после падения Римской империи. Герберт стал первым папой французского происхождения. Его имя было окутано легендами.
Фирдоуси (935—1020). «Шахнаме», Фирдоуси - персидский поэт, классик персидской литературы, автор эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей»). Пользуется популярностью и считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане и Афганистане.
Ибн Сина (980 - 1037). Канон врачебной науки. Ибн Сина (Авиценна) - средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дейлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира. Его самые известные работы — это «Книга исцеления», философская и научная энциклопедия, и «Канон медицины», медицинская энциклопедия, которая стала стандартным медицинским текстом во многих средневековых университетах и использовалась до 1650 года.
Ибн аль-Хайсам (965—ок.1040). «Книга оптики» (1011—1021) - арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альгазен или Альхазен). Когда до египетского халифа аль-Хакима дошёл слух о том, что Ибн аль-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана, он пригласил учёного в Египет. Однако на месте Ибн аль-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени (почти за тысячелетие до сооружения существующей Асуанской плотины). Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. В этот же период учёный составил свою знаменитую «Книгу оптики». При преемниках аль-Хакима он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.
Аль-Бируни (973—1048), хорезмский учёный-энциклопедист и мыслитель. «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» (1030). Аль-Бируни - средневековый персидскийучёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Перечень работ Бируни, составленный им самим около 1036 года, содержит более ста названий. Свои научные труды писал на арабском и персидском языках
Гвидо д’Ареццо (990—1050), итальянский теоретик музыки и педагог. Один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки. Монах-бенедиктинец. Гвидо принадлежат четыре труда о музыке, из которых самым ранним считается трактат «Микролог» (Micrologus, между 1026 и 1030). Другие труды (в хронологическом порядке): «Пролог к антифонарию» (Prologus in antiphonarium, 1030–31; сам легендарный Гвидонов антифонарий, для которого и был составлен этот инструктивный пролог, не сохранился), «Стихотворные правила [о музыке]» (Regulae rhythmicae, 1030–31; другое распространённое название – Aliae regulae, первый в истории стихотворный учебник теории музыки) и «Послание Михаилу о незнакомом распеве» (Epistola ad Michaelem de ignoto cantu, 1031 или 1032) — именно здесь изложен революционный метод сольмизации. По мнению ряда учёных, Гвидо также является автором небольшого «Послания к миланскому архиепископу» (Epistola Widonis) теологического содержания.
Герман из Райхенау (1013—1054), немецкий монах-бенедиктинец, историк, астроном, математик, поэт, теоретик и сочинитель музыки. Из исторических трудов Германа из Райхенау выделяется написанная около 1054 года компилятивная «Всемирная хроника», продолженная до 1080 года монахом той же обители Бартольдом (нем.)рус.. Составленная на основе разнообразных источников, расположенных в хронологическом порядке безо всякой попытки связать их друг с другом и использованных, как правило, некритически, она охватывает события всемирной истории от Рождества Христова до современной ему эпохи. Историческая ценность ранних разделов сочинения Германа, основанных главным образом на утраченной «Швабской хронике», довольно невелика, и определённый интерес представляет лишь заключительный раздел, охватывающий 1040—1054 годы, который является важным источником по эпохе правления императора Генриха III. Также Герман первым в средневековой историографии составил в своём сочинении хронологический список важнейших событий тысячелетия, до этого упоминаемых в разных хрониках.
Астрономические труды Германа (обнаруживающие арабские влияния) — «О лунном месяце» и «О затмениях» выполнены для современного ему уровня знаний на высоком научном уровне. Его книга «De Mensura Astrolabii», посвященная астролябии, новому для Западной Европы XI века прибору, имела широкую популярность вплоть до начала XII века.
В своём трактате «Musica» Герман развивал учение о музыкальных интервалах и ладах. Он предложил свою систему буквенной музыкальной нотации, объединяющей буквы греческого и латинского алфавитов (так называемая «интервальная нотация» Германа). Кроме того, Герман написал два стихотворения «Ter tria iunctorum» и «Ter terni sunt modi» с соответствующими учебными мелодиями, для мнемонического усвоения всех употребительных в пении интервалов. Судя по тому как часто эти стихи встречаются в средневековых рукописях (в авторских трактатах и в многочисленных анонимных компиляциях), они стали всеобщими в обучении певчих элементарным основам музыки.
Зарегистрированная китайскими и арабскими астрономами вспышка сверхновой звезды, остатки которой известны под названием Крабовидная туманность (1054).
Производство бумаги на европейском континенте (1056; Хатива).
Авицеброн (1022—1058), поэт, философ. В религиозных стихах ибн Габироля отразились в значительной степени его философские взгляды, особенно в его поэме «Кетер малхут» («Царская корона»), представляющей собой резюме его философской системы. Рафинированная философская культура того времени, по образцу исламских философских школ в Сирии и Персии, всё более и более приближалась к пантеистическому неоплатонизму, отрекавшемуся от грубых форм религиозной догмы.
Ибн Габироль — первый проповедник этого неоплатонизма в Европе. Его система утверждает единство материи в различных её формах. Даже «дух», по воззрению ибн Габироля, развивается из материи, последняя, говорит он, создана Богом при помощи посредствующей «воли». Этот неоплатонизм оказал большое влияние на философию христианской схоластики, на позднейшую каббалистическую систему эманаций в XIII веке.
Главное философское произведение ибн Габироля «Мекор хаим» («Источник жизни») написано по-арабски. Ибн Габироль написал ряд моралистических произведений («Tikun Midat Hanefesch», «Mibchor Hapninim»), оказавших большое влияние на моралистическую еврейскую литературу; известны также его философские комментарии к Библии, напоминающие комментарии Филона Александрийского.
«Источник жизни» (лат. Fons vitae; ивр. [Мекор хаим]) — главный философский труд Ибн Габироля, написан в форме диалога между Наставником и Учеником. Название книги обусловлено тем, что в ней материя и форма рассматриваются как основа бытия и источник жизни в каждом сотворенном предмете. «Источник жизни» состоит из пяти книг, в которых рассматриваются: (1) материя и форма в целом и их отношение к телесным, или составным, субстанциям («substantiae corporae sive composite»); (2) субстанция, лежащая в основе телесности мира («substantia quae sustinet corporeitatem mundi»); (3) доказательства существования простых субстанций («substantiae simplices»), посредников между Богом и физическим миром; (4) доказательства того, что эти простые, или «интеллигибельные», субстанции также образуются из материи и формы; (5) универсальная материя и универсальная форма.
Основные идеи «Источника жизни» заключаются в том, что все сущее образуется из материи и формы; одна и та же материя простирается по всей Вселенной от высших пределов духовного до низших границ физического, и чем дальше она удаляется от первоисточника, тем менее духовной становится. Первая Сущность (Бог*) творит универсальную материю и универсальную форму актом эманации (истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного;) своей Воли. Взаимное наложение универсальных формы и материи порождает простые субстанции, в том числе интеллект, душу, природу. Цепь эманации простирается вниз, в физический мир, пронизывая все его части. Ибн Габироль считает, что всё сущее можно свести к трём категориям: Первая Сущность, Бог; материя и форма, мир; воля как промежуточное звено**. Материю и форму он выводит из Первой Сущности (Бога). Материя имеет чрезвычайно высокий статус в системе Габироля. «Материя существует в знании Бога подобно существованию Земли в середине небес» (Fons vitae, V: 30).
//* БОГ–– поток Бесконечного Обогащения Гармонии знаний и умений. (Серж Пьетро 1).
** ВОЛЯ – ВОЛны чувств и мыслей живущего Я – волны жизни. (Серж Пьетро 1).//
Ансельм Кентерберийский (1033—1109), католический богослов, философ. «Proslogion» (1078). Представитель реализма и один из основоположников схоластики. Доказывал возможность доказательства бытия Бога с помощью онтологического доказательства, им же впервые и сформулированного в трактате «Proslogion» (1077—1078). Основной вопрос онтологии — «Что существует?».
Основные понятия онтологии: бытие, сущее, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное) пространство, время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. Иное понимание онтологии — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих. Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).
Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания. Карл Поппер*** сформулировал концепцию трёх миров:
Мир физических объектов и состояний.
Мир психических и ментальных состояний сознания.
Мир объективного содержания мышления. Сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты.
//***Карл Поппер, 1902-1994 - основоположник философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие и мы, возможно, приблизимся к истине».//
Оксфордский университет (упоминание о работе - 1096) - исследовательский университет. В престижных рейтингах университетов мира, в рейтинге The World University Ranking 2016—2020 годов университет занял 1 место в мире.
Омар Хайям (1048-1131), персидский философ, математик, астроном и поэт. автор цикла философских рубаи; считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане и Афганистане. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей.
В 1077 г. Хайям закончил работу над важным математическим трудом — «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида». Трактат состоял из трёх книг; первая содержала оригинальную теорию параллельных прямых, вторая и третья посвящены усовершенствованию теории отношений и пропорций. В первой книге Хайям пытается доказать V постулат Евклида и заменяет его более простым и очевидным эквивалентом:
Две сходящиеся прямые должны пересечься; по сути, в ходе этих попыток Омар Хайям доказал будущие первые теоремы геометрий Лобачевского и Римана. Далее Хайям рассматривает в своём трактате иррациональные числа, как вполне законные, определяя равенство двух отношений как последовательное равенство всех подходящих частных в алгоритме Евклида. Евклидову теорию пропорций он заменил численной теорией.
При жизни Хайям был известен исключительно как выдающийся учёный. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании в жанрах хамрийят и зухдийят. Некоторые исследователи считают возможным авторство Хайяма в отношении 300-500 рубаи.
Повесть о Гэндзи (Мурасаки Сикибу). Роман-моногатари, одно из величайших произведений японской классической литературы, написанный в эпоху Хэйан. Авторство романа приписывается Мурасаки Сикибу, даме при дворе императрицы Сёси (годы правления: 986—1011). Мурасаки предприняла весьма смелый и небывалый в своё время поступок, когда женщина, имевшая в Японии XI века белее низкий статус относительно мужчины, с одной стороны заявила о превосходстве вымышленного литературного произведения жанра моногатари над сочинением историографии, с другой - прозы над стихами. В 1927 году Н.И. Конрад отметил, что вабун (т.е. японская литература на японском языке в отличие от так называемого камбун — японской литературы на китайском языке) в «Гэндзи» достигает зенита своего развития. Роман входит во Всемирную библиотеку (список наиболее значимых произведений мировой литературы Норвежского книжного клуба).
Песнь о Роланде - одна из самых известных и значительных героических поэм в жанре старофранцузской ж;сты, повествующая о битве в Ронсевальском ущелье между армией Карла Великого и войском басков. Древнейшее крупное произведение французской литературы. В своем описании битвы при Гастингсе в 1066 году, которое было составлено до 1127 года, Уильям Мэлсмберийский рассказывает, что перед битвой была исполнена cantilena Rollandi, песнь о Роланде, «дабы примером воинственного мужа вдохновить бойцов». Также песнь упоминается в испанской хронике под 1060—1070 годами. Многие факты и сцены из произведения не имеют места в реальной истории той эпохи. Весь эпос проникнут героикой. События, описанные в произведении, приобретают черты величественного подвига. Роланд, стоящий во главе арьергарда, решает встретить смерть в ущелье:
Позор тому, о бегстве кто подумал.
Мы встретим все врага лицом к лицу. (Пер. А. Сиповича)
ИЗОБРЕТЕНИЯ, СДЕЛАННЫЕ В КИТАЕ в XI веке.
Печать текстов с помощью ручного набора (1040; Би Шэн).
Использование компаса для навигации (впервые упомянуто — 1044).
Военный трактат с описанием приготовления пороха (1044; «Уцзин цзунъяо»).
Прививки от оспы (Variolation).
Свидетельство о публикации №123121003769