Арт-педагог. Беседы о важном 4

Нужна ли детям сказка?

Глава из книги "Сила творчества"

В этой главе вы узнаете:
• почему сказка - информационный хранитель
• какую пользу содержит в себе каждая сказка
• почему дети и сказка неразделимы
• как воспринимается сказка детьми
• цель дидактической сказки
Константин Дмитриевич Ушинский сравнивал простоту и непосредственность народного творчества со свойствами детской психологии. Он писал, что в  сказке  народ, как дитя, рассказывает свои детские грезы и наполовину сам верит в них.
Сказка, по сути, - игра с различными моделями жизни.
Что же такое – сказка?

   Сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть, и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительности мира
                Русский славист и этнограф А.Н.Афанасьев


Сказка – весьма многофункциональный инструмент.
Это – кладезь информации. Мораль волшебной, народной  сказки содержит бесценный материал о жизни наших предков, их культуре, традициях, мировоззрении и нравственности.
 К тому же, помимо огромного информационного хранилища, сказки владеют  мощным воздействующим фактором. Любая сказка оказывает программирующее действие на подрастающее поколение.
По разным социальным и морально-этическим соображениям сказки изменялись и переписывались, многое утрачено, но  глубинная сущность сохранилась, поскольку суть её заключается в правде и красоте,  в устойчивых представлениях народа о справедливости и доброте.
На данном этапе мы не будем рассматривать вопрос о содержании современных сказок, о том, чем они наполнены и как влияют на сознание наших детей. Волнует другой вопрос – почему современные дети не достаточно хорошо знают культуру своей Родины, своих предков? 
Мудрость наших предков в форме сказок, былин, песен и поверий по каплям собиралась исследователями многих поколений, чтобы донести до нас историю и культуру  родной старины.
Счастливые концовки русских народных сказок не только передают детям жизненно необходимые нравственные ценности и уроки, но и являются источником радости и надежды в достижении счастья,  учат творить добро и стремиться к справедливости.
Каждая сказка несет  себе определенное послание и учение в достижении счастья и благополучия.

Волшебная сказка – образец национального русского искусства.
Она уходит своими глубочайшими корнями в психику,
           в восприятие, культуру и язык народа.
               
                Аникин В.П.

Любопытный факт: ученые и исследователи разных времен так и не нашли ответа на ключевой вопрос: каким образом, когда и с какой целью возникла сказка, каков смысл и назначение сказки в истории культуры?
 
Сказка всегда вызывает интерес, а то, что ребенку интересно, быстрее и глубже проникает в его внутренний мир. Восприятие сказки осуществляется не столько умом, сколько подсознанием, чувствами и ощущениями. В сказке всегда есть возможность решения задач, есть выход.  Счастливый конец снимает внутреннее напряжение.
Из уст в уста тысячелетиями передавались сказки, мифы, легенды. Народ берег в себе и нес из поколения в поколение вечные жизненные ценности. Одно то, что этот жанр пережил все коллизии и прогресс человечества, сохранился и не перестал быть актуальным при современном потоке информации, стоит того, чтобы внимательно к нему присмотреться.
Мы, взрослые - все родом из Детства,  так или иначе, прошли через сказки. С раннего возраста нам знакомы: Колобок и Конек-Горбунок, Иван-царевич и Серый Волк, Курочка Ряба,   и Золотая рыбка.
Можно долго перечислять любимых сказочных персонажей и чувствовать приятное тепло в груди от нежности к воспоминаниям детства.
Не одно поколение выросло на простодушных, порой наивных, полных противоречия, народных сказках. Каждый взрослый найдет в глубинах памяти детскую мечту, связанную со сказкой и  ожиданием волшебства. 
Дети и сказка – неразделимы. Необходимо знакомить детей со  сказками в принципе,  а с народными – непременно. Сказки несут в себе проверенные столетиями уроки доброты, благородного мужества и незаурядной находчивости. Способствуют развитию воображения,  мышления, внимания, речи и памяти.

Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи —
На свете правды больше станет.
                В.Берестов

Погружаясь в сказочный мир, дети замечают, что главный герой активно ищет и находит варианты решения проблемы.
В детских сказках добро всегда побеждает зло, за черной полосой идет -  белая, присутствует герой, достойный подражания и зло, которое хочется победить.
В народных сказках, проверенных столетиями, зарыт  драгоценный клад возможностей развития интеллекта.
Сказка дарит массу новых ощущений и впечатлений, учит ребенка верить в добро, не опускать руки при неудачах, искать и находить выход из сложных ситуаций.
Сказки учат любить, сопереживать, мечтать, фантазировать.
 Если вы хотите наладить с ребенком взаимоотношения, построить доверительную связь, то сказка в этом деле - наилучший инструмент.
Психологи при работе с детьми часто пользуются методом сказкотерапии.
Однако, надо заметить, сегодня детям достаточно интересны истории, связанные с предметами современного мира и в последние годы появилось много разноплановых сказок.
Из всего  многообразия жанров, типов и назначений сказок мы остановимся на наиболее распространенной и достаточно действенной для дошкольного и младшего школьного возраста - дидактической сказке.
Цель дидактической сказки – передать ребенку определенный навык, умение, знание. Любое скучное, рутинное  дело облачите в «сказочные одежды», «оживите» в нем предметы и наполнится оно  волшебным смыслом.
Это могут быть завуалированные рассказы о том, как и зачем нужно убирать игрушки и соблюдать порядок в своей комнате, как правильно переходить дорогу,  как и зачем нужно быть вежливым и аккуратным,  множество других моментов, требующих обсуждения. В порядке обычного объяснения это не работает. Ребенку становится скучно на второй фразе.

Чтение сказки и обсуждение должны быть выстроены с учетом активизации внимания ребенка и определения стимула к деятельности. В детские души природой заложены  заботливость, сострадание и доброжелательность. Дети с удовольствием примеряют на себя роль героев, принцесс, освободителей, спасателей.  Строят (рисуют) гнезда и кормушки птицам, дворцы принцессам, мостики через реку и норы зверушкам.
Задача взрослых – создать для этого мотив, сохранить и приумножить  благородные качества.

Книгу можно прочесть или приобрести здесь :
 
https://ridero.ru/books/sila_tvorchestva/


Рецензии