О пользе знания матчасти
Лететь предстояло недалеко, около ста километров, до соседнего аэродрома Балашовского авиаучилища в городе Ртищево. Зима, морозно, вырулили, взлетели благополучно, переводим в набор высоты, команда «Убрать шасси!» - «Есть убрать шасси». Скорость 160 км/час, вариометр показывает скорость набора высоты меньше 0,5м/сек.
Борис Иванович мне:
- Посмотри: шасси убрано?
Высовываю голову в шлемофоне в форточку:
- Убрано.
- Подержи управление, посмотрю я. Оп-па! А у меня нога висит! Борттехник, убрать шасси! Да нет! Я же скомандовал: Убрать шасси!
Борттехник:
- Командир, я с нейтрального перевёл кран на уборку, давление в системе нормальное.
Борис Иванович:
- А теперь дай на выпуск – Выпустить шасси!
- Есть: Выпустить шасси!
- Ё-мэ-рэ-сэ-пэ-тэ-пэ: убирается! А ну, посмотри, как с твоей стороны?!
- Держи управление!
- Держу.
Снова высовываю голову:
- Теперь выпущено!
- Убрать шасси!
- Есть: Убрать шасси!
- Ну, и как теперь правая – убралась?
- Да убрано.
- Та-а-ак.., значит когда одна стойка убирается, вторая остаётся выпущенной... Хрен с ней с выпущенной - до Ртищево дотянем, а вот как теперь садиться будем? Ни тебе с впущенными, ни с убранными… Задача… на одну ногу? Борттехник, что будем делать?
Борттехник, младший техник-лейтенант, из авиамехаников, прошедший шестимесячные ускоренные офицерские курсы неуверенно сдвигает плечи…
- Вась, ты недавно закончил училище и говорил, что матчасть Ли-2 знаешь неплохо – какой выход?
Подумав, я сказал:
- По радио в эфир об этом - никому ни слова: замордуют, стараясь снять с себя всякую ответственность! А по сути: очевидно в левой нише шасси перепутаны гидравлические шланги подъёма и выпуска. Сейчас левая нога встала автоматом на замок-защёлку (как дверь с английским замком). Ручку механического замка переводим в среднее положение,чтобы обе защёлки удерживались в нижнем положении под собственным весом и нажатием пружин, имея возможность поддниматься вверх при нажатии стопорного элемента ноги на их скос, а рукоятку гидрокрана – на выпуск. Правая нога пойдёт на выпуск и также встанет автоматом на замок-защёлку. Гидравлика левого шасси будет тянуть его на уборку, но не сможет срезать ригель автоматической защёлки. Мы же переведём рычаг гидрокрана в нейтральное положение – поставим управление шасси на гидрозамок, а ручку механической защёлки на полу - в положение «шасси выпущено».
Попробовали – получилось: обе ноги выпустились, зелёная лампочка сигнализации выпуска шасси загорелась. До Ртищево долетели с выпущенными шасси, зашли на посадку, сели, освободили посадочную полосу, остановились, бортехник выбежал, вставил в обе ноги страховочные стояночные штыри. Зарулили на стоянку, сдали «аппарат», напоследок шепнув на ушко стартеху, что принимал: « В левой нише шасси поменяйте местами гидрошланги».
Больше никому не докладывали.
2013 г.
Фотоколлаж автора
Свидетельство о публикации №123120907877