О пользе знания матчасти

   В начале 1954 г. пришёл приказ о расформировании нашего 608 учебного авиационного полка в городе Петровске Саратовской обл. Возникла необходимость перегнать на другие аэродромы все до единого имеющиеся в полку самолёты Ли-2. А среди них были и такие, что из-за своего технического состояния, больше года не поднимались в воздух. Инженерно-технический состав в авральном порядке стал готовить самолёты к перегонке, а лётные экипажи с ходу, без облёта на аэродроме, выполняли перегонку.  Попал и я, лётчик-инструктор с двухгодичным стажем, новоиспечённый старший лейтенант, в качестве второго пилота в экипаж своего друга лётчика-инструктора старшего лейтенанта Иванова Бориса Ивановича, бывшего лётчика-истребителя из расформированного в Прибалтике авиаполка истребителей дальнего сопровождения Ла-11.
   Лететь предстояло недалеко, около ста километров, до соседнего аэродрома Балашовского авиаучилища в городе Ртищево. Зима, морозно, вырулили, взлетели благополучно, переводим в набор высоты, команда «Убрать шасси!» - «Есть убрать шасси». Скорость 160 км/час, вариометр показывает скорость набора высоты меньше 0,5м/сек.
   Борис Иванович мне:
- Посмотри: шасси убрано?
Высовываю голову в шлемофоне в форточку:
- Убрано.
- Подержи управление, посмотрю я. Оп-па! А у меня нога висит! Борттехник, убрать шасси! Да нет! Я же скомандовал: Убрать шасси!
Борттехник:
- Командир, я с нейтрального перевёл кран на уборку, давление в системе нормальное.
Борис Иванович:
- А теперь дай на выпуск – Выпустить шасси!
- Есть: Выпустить шасси!
- Ё-мэ-рэ-сэ-пэ-тэ-пэ: убирается! А ну, посмотри, как с твоей стороны?!
 - Держи управление!
 - Держу.
Снова высовываю голову:
  - Теперь выпущено!
  - Убрать шасси!
  - Есть: Убрать шасси!
  - Ну, и как теперь правая – убралась?
  - Да убрано.
  - Та-а-ак.., значит когда одна стойка убирается, вторая остаётся выпущенной... Хрен с ней с выпущенной - до Ртищево дотянем, а вот как теперь садиться будем? Ни тебе с впущенными, ни с убранными… Задача… на одну ногу? Борттехник, что будем делать?
Борттехник, младший техник-лейтенант, из авиамехаников, прошедший шестимесячные ускоренные офицерские курсы неуверенно сдвигает плечи…
   - Вась, ты недавно закончил училище и говорил, что матчасть Ли-2 знаешь неплохо – какой выход?
   Подумав, я сказал:
   - По радио в эфир  об этом  -  никому ни слова: замордуют, стараясь снять с себя всякую ответственность! А по сути: очевидно в левой нише шасси перепутаны гидравлические шланги подъёма и выпуска. Сейчас левая нога встала автоматом на замок-защёлку (как дверь с английским замком). Ручку механического замка переводим в среднее положение,чтобы обе защёлки удерживались в нижнем положении под собственным весом и нажатием пружин, имея возможность поддниматься вверх при нажатии стопорного элемента ноги на их скос, а рукоятку гидрокрана – на выпуск. Правая нога пойдёт на выпуск и также встанет автоматом на замок-защёлку. Гидравлика левого шасси будет тянуть его на уборку, но не сможет срезать ригель автоматической защёлки. Мы же переведём рычаг гидрокрана в нейтральное положение – поставим управление шасси на гидрозамок, а ручку механической защёлки на полу - в положение «шасси выпущено». 
   Попробовали – получилось: обе ноги выпустились, зелёная лампочка сигнализации выпуска шасси загорелась.  До Ртищево долетели с выпущенными шасси, зашли на посадку, сели, освободили посадочную полосу, остановились, бортехник выбежал, вставил в обе ноги страховочные стояночные штыри. Зарулили на стоянку, сдали «аппарат», напоследок шепнув на ушко стартеху, что принимал: « В левой нише шасси поменяйте местами гидрошланги».
   Больше никому не докладывали.
                2013 г.
Фотоколлаж автора


Рецензии