Чары скульптур. Летний сад. Аполлон Бельведерский

  Чары скульптур. Летний сад. Аполлон Бельведерский
    Незабываемые скульптуры дополняют  аллеи, цветники и боскеты Летнего сада.
Пётр I собрал уникальную коллекцию статуй и бюстов для прекраснейшего сада.
В начале 18 века их насчитывали порядка двухсот,   все - словно мифические.
Скульптуры и бюсты в Летнем саду -  исторические, аллегорические и мифологические.
Многие - подписаны своими авторами.
Некоторые являются подражанием древним оригиналам с неизвестными авторами.
Большинство скульптур были подвергнуты реставрациям выдающимися мастерами.
______
    Аполлон Бельведерский - один из главных богов античной мифологии. Первоначально он считался божеством солнечного света. Его лучи стали ассоциироваться с золотыми стрелами, и он приобрел звание воителя; но более всего Аполлон известен как покровитель искусств и предводитель муз. Обычно изображался в виде прекрасного юноши, обнаженного или в длинной одежде с кифарой (отсюда встречающееся прозвище Кифаред), часто в лавровом венке.
       Статуя относится к более позднему времени, чем большинство других произведений, украшающих аллеи Летнего сада. Действительно, она попала сюда в 1831 году, ранее стояла в нише главного фасада Михайловского замка. Поскольку большинство скульптур для замка было исполнено каррарским мастером Паоло Трискорни (1757–1833), очевидно, ему принадлежит и эта работа.
   Аполлон — в древнегреческой и древнеримской мифологиях бог света (отсюда его прозвище Феб — «лучезарный», «сияющий»), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев, олицетворение мужской красоты. Один из наиболее почитаемых античных богов. В период Поздней Античности олицетворяет Солнце.
Согласно множеству античных мифов — сын Зевса и Лето. В возрасте нескольких дней победил живущего на горе Парнас змея Пифона. Рядом с этим местом расположился город Дельфы, который древние греки считали центром мира. Дельфийский оракул — наиболее почитаемое святилище, в котором от имени Аполлона давали пророческие ответы. Контроль над этим городом, спекуляции относительно трактовок «прорицаний Аполлона» стали весомым политическим фактором в Элладе. О важности этого бога свидетельствуют количество праздников, оракулов и храмов в честь Аполлона, название многих месяцев в календаре в честь той или иной его ипостаси.
   После завоевательных походов Александра Македонского культ Аполлона распространился вплоть до Индостана. В Римской республике его культ был принят в V веке до н. э. Пик его почитания приходится на время правления Октавиана Августа. Римский император выстроил стройную идеологическую систему наступления «золотого века», гарантами которого являются император и Аполлон.
   Образ Аполлона весьма распространён в изобразительном искусстве в качестве идеала мужской, юношеской красоты. Мифологические сюжеты находят отображение в скульптурах и картинах наиболее известных мастеров Античности, Ренессанса и Нового времени, таких как Пракситель, Рафаэль, Тинторетто, Лукас Кранах Старший и другие. Статуя «Аполлон Бельведерский», по мнению «отца истории искусств» Иоганна Винкельмана, является «высшим идеалом искусства среди всех произведений древности». Изображение Аполлона в окружении муз и величайших поэтов находится в одном из центральных залов Папского дворца в Ватикане рядом с другими всемирно известными фресками Рафаэля.
   Античные представления об Аполлоне нашли отображение в философии Нового и Новейшего времени. Любая культура, по мнению Фридриха Ницше, представляет собой сочетание «аполлоновского» разумного и «дионисийского» инстинктивного начал.
    Из всех олимпийских божеств Аполлон известен нам преимущественно на той стадии развития общества, когда стали выделять человеческую личность из окружающей её действительности.
Он представляет классический героизм, противопоставляемый периоду, когда человек был слишком слаб, чтобы противостоять силам стихии. В этот период Аполлон становится божеством различных племён и колонизации как таковой. Каллимах приписывал ему основание множества городов. Его именем назвали колонии-поселения выходцев из Эллады, такие как, к примеру, Аполлония Иллирийская, Аполлония Понтийская, Аполлония Киренская и другие.
Одновременно он бог юности, различного рода гимнастических состязаний, музыки, танца и искусства как такового. К его окружению стали причислять богинь веселья и радости жизни харит, а также покровительниц искусств и наук муз.
Один из его эпитетов, Мусагет, означает «предводитель муз». Также ему свойственны прикладные ремёсла.
В представлениях об Аполлоне нашли отображение тенденции к соединению воедино морали, искусства и религии. Так, к примеру, пифагорейцы, связывающие своё учение с Аполлоном, проповедовали особый аскетизм, физические тренировки в сочетании с занятиями музыкой и научными изысканиями.
   Гармония физического и духовного развития человека представляет в понимании философов О. Шпенглера и Ф. Ницше так  называемого «аполлоновского человека.
На той почве в Элладе даже сформировался миф о Гиперборее, которую периодически посещает Аполлон. Эта страна являлась своего рода родиной идеального общества, чья жизнь основана на моральных нормах, связанных с этим олимпийским богом. Гипербореи заняты преимущественно музыкой, танцами, пирами, весельем и молитвами.
   Аполлона часто представляли в качестве бога-целителя и одновременно бога-губителя. О первой ипостаси свидетельствуют такие эпитеты, как Алексикакос («Отвратитель зла»), Апотропей («Отвратитель»), Простат («Предстатель», или «Заступник»), Иатромант («Врачегадатель», врач), Акесий («Целитель»), и факт отцовства Асклепия, бога врачевания. О второй, губительной, говорят часто встречаемые эпитеты, связанные со стрельбой из лука: Гекат, Гекаэрг, Гекатебол и другие, а также Ликеген («Потрясатель народов»). Его власть также простиралась на море, сушу и космические явления. С одной стороны, он являлся богом Солнца, одновременно морским божеством с эпитетом Дельфиний, покровителем мореплавания, а также богом берегов и прибрежных скал.
   Одновременно Аполлон — бог света, в связи с чем и получил свой наиболее распространённый эпитет Феб («Лучезарный», «Сияющий»).


Рецензии