Летучий корабль и его команда
«Был себе дед да баба: у них было три сына: два разумных, а третий дурень. Первых баба любила, чисто одевала; а последний завсегда был одет худо – в чёрной сорочке ходил».
Перед нами «младший брат», «дурачок», «дурень», который начинает своё развитие словно зёрнышко, брошенное в чёрную землю – ходит «в чёрной сорочке». Его не любят, ведь разума, подобного тому, каким обладают его старшие братья, у него нет. Однако, он неразумный «дурень» только по отношению к привычному житейскому «разуму» своих родственников. Новые духовные силы, которые в нём пока спят, ещё не раскрылись и ждут своего пробуждения…
«Послышали они, что пришла от царя бумага: «Кто состроит такой корабль, чтобы мог летать, за того выдаст замуж царевну». Старшие братья решились идти пробовать счастья и попросили у стариков благословения; мать снарядила их в дорогу…»
Что мы видим? «Царь» обращается ко ВСЕМ желающим попытать счастья жениться на своей дочери (царевне), построив для этого летучий корабль.
Но в другой сказке, где тоже упомянут летучий корабль – «Семь Симеонов» – «царевна» нужна самому «царю». Он приказывает не ВСЕМ, а только третьему Симеону: «…доставай царевну, как там знаешь, чтоб была мне во что бы ни стало!»
Похожую ситуацию мы видим и в сказке «Иван Быкович». Старик говорит Ивану: «…съезди в невиданное царство, в небывалое государство и достань мне царицу золотые кудри; я хочу на ней жениться».
Однако, «царица золотые кудри» достаётся не «старому старику» (чудо-юдову отцу), а «молодому» – Ивану Быковичу. Старое, ветхое Я-СОЗНАНИЕ в лице «старика», не пара «царевне» – ЮНОЙ ДУШЕ.
В нашей сказке к «царевне» стремятся «три брата», но она достаётся только самому младшему из них. Старшие братья первыми отправляются в дорогу, получив от матери благословение, вкусную пищу и питьё, но… далее о них ничего не говорится. Почему? Видимо, нет никакого смысла рассказывать о судьбе «старших братьев», которые хотят продолжать жить так, как жили «старики».
Всё внимание теперь сосредотачивается на «дурне» (юном я-сознании). С помощью символов сказка подробно раскрывает нам тайны долгого пути этого я-сознания к своей цели – «царевне». Что же скрывается за этими символами?
«Дурень шёл, шёл и повстречал старика. Поздоровались. Старик спрашивает дурня: «Куда идёшь?» – «Да царь обещал отдать свою дочку за того, кто сделает летучий корабль». – «Разве ты можешь сделать такой корабль?» – «Нет, не сумею!» – «Так зачем же ты идёшь?» – «А бог его знает!» – «Ну, если так, – сказал старик, – то садись здесь; отдохнём вместе и закусим; вынимай, что у тебя есть в торбе».
Во многих сказках встретить «старика» на пути – означает прислушаться к древней народной мудрости, получить добрый совет. «Стары люди на ум наводят», – говорится в сказке «Кощей Бессмертный». И там же далее: «Как старик научил, так царевич и сделал; выбрал себе богатырского коня…»
Для того, чтобы достичь своей цели, герою необходимо всё сделать именно так, как говорит этот «старик». Но в нашей сказке под «стариком» скрывается нечто большее!
Чёрный хлеб превращается в белый, вода – в вино («наместо воды очутилась горелка»). Что это, как не намек на первое чудо Христа – претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской? Здесь начинают действовать высшие силы!
«Дурень развязал торбу – и глазам своим не верит: вместо чёрных паляниц лежат белые булки и разные приправы… «Видишь, – сказал ему старик, – как бог дурней жалует! Хоть родная мать тебя и не любит, а вот и ты не обделён…»
«Не любит…» Да, родовая связь нарушается и узы крови уже не играют никакой роли! Только ДУХОВНАЯ связь имеет теперь значение. «Дурень» обретает нового ОТЦА-помощника, который знает тайну «летучего корабля». Сначала «дурень» (юное я-сознание) получает «еду и питьё» – духовную энергию – не от старой кровной матери, а от нового духовного ОТЦА. Затем ему даётся знание о том, как получить «летучий корабль». ОТЕЦ-помощник ЛЮБИТ «дурня», считает его своим духовным сыном, потому и доверяет ему сокровенную тайну:
«Слушай же – ступай в лес, подойди к первому дереву, перекрестись три раза и ударь в дерево топором, а сам упади наземь ничком и жди, пока тебя не разбудят. Тогда увидишь перед собою готовый корабль, садись в него и лети…»
Что же это за «первое дерево»? Просто первое попавшееся на пути? Нет! Речь идёт скорее всего о ДУБЕ – самом первом, «священном» лесном дереве.
В сказке «Иван Быкович» прямо говорится: «Ступай ты к такому-то дубу, стукни в него три раза дубинкою и скажи: выйди корабль! выйди корабль! выйди корабль!»
Дуб – могучее лесное дерево Перуна-громовержца – всегда вызывало у древних славян священный трепет. Бить по нему дубинкой, а тем более топором – величайший грех. На это мог решиться только тот, кто обладал духовной силой ещё более мощной, чем сила самого Перуна! Эта новая духовная сила ЕДИНОГО БОГА приходит на помощь после того, как герой ТРИЖДЫ крестится. Тем самым он призывает Святую Троицу, БОГА, во всей Его полноте!
После такого вызова нужно упасть «наземь ничком», т. е. глубоко смириться перед высшими силами и ждать… Нам даже сообщается, что дурень «заснул». Иными словами, его я-сознание пребывает уже не в земном, а в небесном (духовном) мире. Из этого мира и является ему «летучий корабль» – объект духовного происхождения, в котором нет ничего материального… Сказка называет его «кораблём» условно, иносказательно, подразумевая под этим образом что-то совсем иное… Но что? И откуда вообще прилетел в наш фольклор этот «корабль»?
Согласно скандинавской мифологии, на корабле «Скидбладнир» плавал бог солнечного света Фрейр. Этот корабль мог складываться как ткань – до размера платка! Т. е. он менял свою форму – сворачивался и разворачивался, не подчиняясь материальным земным законам. Отсюда ясно, что речь идёт не о земном корабле. Это духовное «тело», несущее в себе ДУХ. Видимо, это тонкое духовное (ментальное) тело самого бога Фрейра.
К такой трактовке приводит нас и другой литературный источник – древнеиндийский эпос. Герои «Махабхараты» и «Рамаяны» часто путешествуют на небесных колесницах. А в 13-й песне поэмы Калидасы «Род Рагху» говорится что их движет в пространстве:
«Смотри, небесная колесница летит то по тропе богов, то по стране облаков, то в выси, где реют птицы; и в движении своём она, поистине, повинуется велениям моей мысли…»
Мысли! То есть, чисто духовная деятельность приводит в движение всю эту «небесную колесницу»! Подобные «колесницы», «корабли», «ковры-самолёты», «сапоги-скороходы» и гигантские «птицы» (Моголь, Ногай и т. д.) известны в фольклоре многих народов. И все они – символы. Все они намекают нам на движение в ДУХОВНОЙ СФЕРЕ, где царят небесные (духовные) законы.
«Дурень проснулся и видит готовый корабль; не стал долго думать, сел в него – и корабль полетел по воздуху».
Самое интересное, что «летучий корабль» создаётся чудесным образом САМ, пока герой спит… Просыпаясь, он видит перед собой «готовый корабль». Что это? Как же тогда понимать слова царя: «Кто состроит такой корабль, чтобы мог летать…»? Ведь «дурень» его не строит, а получает уже в готовом виде, как ДАР! Если это БОЖЕСТВЕННЫЙ ДАР и «дурень», получив его, садится на «корабль» и летит, то сказку на этом можно и закончить. Дело сделано! Осталось сказать лишь несколько слов о том, как «дурень» прилетел к царю, исполнив его указ, и женился на царевне. Вот и всё!
Но смысл сказки в том, что человеку, помимо БОЖЕСТВЕННОГО ДАРА, необходимы и СВОИ СОБСТВЕННЫЕ духовные достижения, чтобы подняться до «царского» уровня развития. Одного летучего корабля для этого мало! «Дурень» помнит слова «старика»:
«…по дороге забирай к себе всякого встречного».
Из дальнейшего текста мы увидим, что этих «встречных» на корабль один за другим садится семеро! И все они не просто попутчики, а добрые помощники «дурня»:
Слухало, Скороход, Стреляло, Объедало, Опивало, Деревянко и Морозило. Очень странная компания! Неужели нашему герою не обойтись без неё? Оказывается, нет! Без этих помощников, как выясняется, не будет достигнут «царский» уровень развития! Что же скрывается под этими странными именами?
СЛУХАЛО – слушает «что на том свете делается».
СКОРОХОД – за один шаг может «весь свет» перешагнуть.
СТРЛЯЛО – может застрелить зверя «вёрст за тысячу отсюда».
ОБЪЕДАЛО – съедает «12 быков жареных, да 12 кулей хлеба печёного».
ОПИВАЛО – выпивает 40 бочек вина.
ДЕРЕВЯНКО – разбросав дрова, творит «несметное войско».
МОРОЗИЛО – разбросав солому, творит «снег да мороз».
«Царь рассудил, что отдавать свою дочь за простого мужика не приходится, и стал думать, как бы от такого зятя избавиться. Вот и придумал: «Стану я ему задавать разные трудные задачи».
На что намекает сказка? «Дурню» необходимо измениться! Но как? С помощью кого? Перед нами – простые мужики, «чёрные люди», однако их умения и способности поражают воображение! Это какие-то СВЕРХМУЖИКИ! Возможно ли такое в жизни?
Возможно, если под «мужиками» подразумевать мощные духовные силы, которые пробуждаются в нашем герое. На первый взгляд, все они существуют как бы сами по себе и приходят на помощь «со стороны», но… так ли это? Сказка ничего не сообщает нам, откуда они взялись и куда потом делись… Ясно одно – появившись на летучем корабле и оказав помощь герою, они уже духовно неотделимы от него. Ведь без них он просто «дурень».
Каждый из помощников нацелен на определённое внутреннее свойство героя, укрепляя и усиливая его многократно. Так, например, СЛУХАЛО слышит на расстоянии, как царь велит достать «целющей и живущей воды». Что это, как не пробудившаяся в герое сверхчувственная способность – яснослышание?
СКОРОХОД тут же «побежал и мигом набрал целющей и живущей воды». Такое быстрое перемещение в пространстве невозможно без мощного волевого импульса. Но… На обратном пути СКОРОХОД вдруг проявляет слабость – засыпает «под мельницей».
Почему именно под мельницей? И почему он засыпает? Зачем сказка «тормозит» развитие повествования? Видимо, она хочет намекнуть на то, что наш герой ещё не настолько духовно силён, чтобы все царские задачи решать мгновенно. Его сверхволя в образе СКОРОХОДА ещё не совершенна. А образ «мельницы» берётся рассказчиком для большего контраста: вокруг героя – постоянное движение, развитие, а он спит!
Но об этом тут же узнаёт СЛУХАЛО (яснослышание) и на помощь приходит СТРЕЛЯЛО (целеустремлённость), который будит выстрелом из ружья уснувшего СКОРОХОДА. В итоге – царское задание выполнено в срок, благодаря новым сверхспособностям!
«Царь велел сказать дурню: «Ну, коли ты такой хитрый, так покажи своё удальство, съешь со своими товарищами за один раз 12 быков жареных да 12 кулей печёного хлеба».
С этой задачей легко справляется ОБЪЕДАЛО, так же, как и с задачей «выпить 40 бочек вина, каждая бочка в 40 вёдер» - справляется ОПИВАЛО. Эти немыслимые для обыкновенного человека «подвиги» можно объяснить только символически: речь идёт не о физическом, а о духовном насыщении нашего героя. Его духовный голод и духовная жажда познания настолько сильны, что даже всего этого ему мало!
Не менее сложную задачу – «вымыться» в жарко-жарко натопленной чугунной бане – с лёгкостью выполняет МОРОЗИЛО, разбросав кругом солому так, что «вода стала мёрзнуть». Иными словами, наш герой духовно совершенствуется, проходя испытание «огнём и водой» - традиционное испытание во многих волшебных сказках. А что он получает в награду? Власть над стихиями воды и огня!
Наконец, последнее царское испытание связано с проверкой на крепость духовной ЭНЕРГИИ и СИЛЫ – «поставить целый полк войска». В решении этой задачи помогает ДЕРЕВЯНКО: он «вынес вязанку дров и давай раскидывать в разные стороны – тотчас явилось несметное войско…»
Что же дальше? Невероятно, но «царь… испугался; поскорей послал к дурню дорогие уборы и платья, велел во дворец просить с царевной венчаться».
Смена «платья» в таких случаях всегда свидетельствует об изменении ауры (души) человека – она начинает сиять, как царское золотое одеяние… Перед нами уже не «дурень», а «добрый молодец» со своими духовными СВЕРХСПОСОБНОСТЯМИ!
Все семеро помощников из «команды» летучего корабля оказываются важны и необходимы! Все они служат нашему герою БЕСКОРЫСТНО и после оказания своей помощи, как бы растворяются, сливаются с ним ВОЕДИНО. К такому выводу мы неизбежно приходим, если понимаем волшебную сказку как индивидуальное развитие ЧЕРЕЗ ТРУДНЫЕ ЗАДАЧИ юного я-сознания человека.
Конечно, все эти события происходят не на физическом, а на духовном плане. И сам «летучий корабль» – БОЖЕСТВЕННЫЙ ДАР – представляет собой не сказочный кораблик, как его обычно представляют, а тонкое духовное тело Человека, стремящегося к своей цели – высшему совершенству.
Свидетельство о публикации №123120806607