Путеводитель по Десяти Заповедям

ДО ЗАПОВЕДЕЙ

“Нельзя” - это только для тех, кто спрашивает.
     - из Одессы


Никто ведь Еве не сказал,
Что изменять есть “неприлично”.
И слово то никто не знал,
Как и “морально” и “этично”.

Ну изменила. Понесла
И Каин был от Самаэля..
И от того его судьба,
И гены демона имели.

Что Каин Авеля убил
Когда-то в детстве проходили,
Убийством первым случай был
И это мы не позабыли.

Случилось это до судей,
До адвокатов, прокуроров,
И до скрижалей. «Не убей» -
Никто не слышал разговоров.

На что запрета не дано,
Они не знали, что не надо.
Когда-то правило одно -
“Не ешь один лишь плод из сада”.

И потому всё то - не грех,
А грех и самый первородный
Запретный плод сожрать при всех,
На нас лежит, как всенародный.

Одно лишь правило! И то
Было нарушено мгновенно.
Но Бог умнее стал зато -
Скрижали выдал постепенно.

Мы продолжаем нарушать,
Тем более, что нам запретно.
И если, что нельзя нам,  знать -
То мы нарушим непременно.



СКРИЖАЛИ

Суть всей Торы заключается в правиле: не делай ближнему своему то, что ненавистно тебе; все остальное – комментарий к этому правилу.
                - Гилель


Суровый иудейский Бог -
Он правил миром чрез законы
Скрижали дал и дал каноны,
Чтоб каждый следовать им мог.

За преступление - наказание,
Награда, если ты святой.
Он море раздвигал рукой,
Давал приказы, указания.

Совсем иначе Олимпийцы
Вели себя. Те без морали
Всем миром греков управляли -
Интриги, дрязги и капризы. 

Им была лесть весьма приятна
И жертвы им лишь подавай,
Мы узнаём любимый край -
Цивилизация их понятна. 

Там все любимчиков имели,
Детей рождённых вне семьи -
Им место тёплое они
Готовили всем с колыбели. 

Прошли века. Что посмотри
Напоминает мир сегодня?
Правительство - большая сводня...
Скрижали - для кого они?




КРАТКИЙ КУРС


Привита чуждая идея
Народам северных земель,
Та, что возникла в Иудее
Пророками других людей. 

Слова чужие для молитвы -
Довольно странное «аминь»,
Чужие имена, как бритва;
Чужих традиций глубь и ширь. 

1. Что Бог один! А суеверия?
О леших, прочих домовых?
Святых добавим без сомнения,
Молись сколь хошь теперь на них.

2. Да не создай себе кумира!
Как без кумира?  Это да!
А как же “мудрый и любимый”,
Кто вечно жив в сердцах, умах?

3. Не вспоминай господне имя
Ни в суете, ни впопыхах!
Так ведь привыкли жить мы с ними  -
А не божиться - просто страх.

4. Субботу чтить и посвящать
Её молитве в имя Бога…
Но вам конечно лучше знать
Субботник, школа и работа.

5. Люби родителей всегда!
Ну это мы положим знаем.
Но почему вокруг тогда
Старушек нищих мы встречаем?

6. Как «не убий» вдруг уживётся
У викингов?  Не странно вам?
«Не укради»!  Над тем смеётся,
Что близко викингов сердцам. 

7. «Не изменяй» - вот это шутка
Смешна французам и теперь
Но постепенно, с скрипом, трудно
Идеи открывали дверь. 

8. А тут ещё: “Не укради!”
Ну явно Он не знал России.
Здесь пусть не нужно, выноси,
“КрымНаш!” недавно голосили.

9. «Люби врага» - ещё труднее,
«Подставь щеку» - казалось вздор
Не клевещи! Как в самом деле?
Пусть хоть о рае разговор. 

10. Не возжелай что не имеешь!
Так это же всего нужней.
И хоть лишь мыслью богатеешь,
Что у соседа, то - милей!

Наверно, хороша идея,
Коль в поколениях живёт...
И до сих пор, благоговея,
«Аминь» скрепляет мысли ход.




ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

ЕДИНЫЙ БОГ

Мы поделили богов, но как они поделили нас?
        —  Станислав Ежи Лец

Единый Бог явился нам
В далекой пыльной Иудее,
И не ко всем.  Решил Он сам
Открыться только Моисею.

Он убеждал его, что "Есть"
Не только мудрыми словами,
В Завете можем мы прочесть
То, что зовём мы чудесами.

Кого избрал - помог уйти
Из рабства, море вдруг раздвинув.
Потом являлся и другим
Пророкам древним, дав им силу.

Он терпеливо ждал века
И вмешивался неохотно,
Когда Потоп, когда война...
Другим богам дал жить свободно.

Как мог терпеть других богов
До появления Моисея,
Ведь много тысяч лет прошло
С Адама, Евы, древа, Змея?

В него поверили не все,
Но постепенно, как завеса,
Ушли Перун, Юпитер, Зевс
Ушли с Олимпа, неба, леса. 

Единый Бог потом предстал
Для христиан и с сыном-духом
И в этом виде мир познал,
Что троица всему порука.   

Един в трёх лицах этот Бог
С руки святого Феофила.   
Догмат не логика, он строг -
Раз сказано, то так и было.

(1)  Троица - богословский термин, отражающий христианский догмат  о трёх Лицах единого по существу Бога.
(2) Впервые термин «Троица» засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век)



ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.


"Да не создай себе кумира,
И идолам не поклонись.
Они не представляют силы
И им бездумно не молись."

Таков завет религий главных,
У иудеев, мусульман,
У христиан всех фракций разных
Известно - символизм обман.

И, тем не менее, иконы
Чтут православные в домах
И в церкви, в храме, и в приходе
Триптих, в окладе, или так.

Католикам - близки распятия,
Мадонны статуи, святых...
Ну как все это увязать бы
О чем в писании есть стих?

Нам символы нужны, наверно -
Есть флаг и герб, и гимн страны.
Есть памятник тем, кто примерно
Жизнь прожили, иль не дожив. 

Известен символизм в искусстве,
Любую ветвь его возьми...
Есть символические жесты...
Неужто символы внутри?



ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно;
ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.


Хотя в религиях обычно
Для Бога надо восхваление,
Есть запрещение непривычно
Для тех, кто родился евреем.

Для них, кто следует заветам,
Те знают в иудейской вере
Произношение имя Бога
Не разрешается евреям.   

На это важное табу
И третья заповедь советом -
В молитвах, всуе, на бегу
Не звать по имени при этом.

Есть заменитель - «Адонай»
И «Саваоф» и «Элохим»
Чтобы не вспомнить невзначай
И не поссориться бы с Ним.   

Конечно есть тетра-грамматон 
Согласных букв священный код, 
Он сложен, вроде как бы атом
Для всей религии ядром. 

Чтоб не отвлечь от важных дел
По пустякам из личной жизни.
Живи как следует.  Удел -
Наговоришься после тризны.



ЗАПОВЕДЬ.ЧЕТВЁРТАЯ

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.


Стремишься с Богом пообщаться?
О том молитва каждый день?
Да, это надо постараться
Забыть про отдых и про лень.

Прямое личное общение
С Творцом, чтоб истину познать
Дано не каждому. И мнение
Что мистиком ты должен стать.

Умей от жизни отрешиться
В себе все чувства подавив,
Чтоб даже сон тебе не снился
И видно не было, что жив.

Реши - какой ты мистик будешь -
Буддист иль дервиш, иль хасид,
Какого Бога ты разбудишь?
Какой вопрос в тебе горит?

Не жди подарка, не случится
Ведь Бог не рыбка и не джин,
Другим заданиям ты сгодишься -
Идти в пустыню, крест нести…

Узнаешь то, что знать не надо,
Увидишь будущего жуть,
Тебе не верить будет стадо
И в муках будет весь твой путь.

Такая участь у пророков
У тех кто избран слышать зов…
Ещё желание есть к высотам?
Поклоны ниже, об пол лоб…



ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.


Есть мнение, что мы в долгу
Пред обществом и пред народом,
За что, сказать я не могу,
Но говорят, что должен много. 

Я должен матери с отцом,
Вот эту часть я понимаю -
Всё что могли - то мне тайком
Хоть сами и недоедали.

Я должен всем учителям,
Хоть нелегка была наука.
Я должен всем моим друзьям
И тем, кто протянул мне руку. 

Всё то, что я добыл трудом
Я никому, ничем не должен...
Не лгал, не крал, не брал тайком...
За что же зависть тех их гложет.

Кто от народа говорит
О том, что долг мой не погашен,
На тех клеймо самих горит -
"Забрать хочу всё то, что ваше".



ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ

6. Не убивай.

Жить в соответствии с христианскими заповедями невозможно, в соответствии с ними можно только умереть!
      - Андрей Синявский


Убийство или воровство,
Что меньший грех перед Всевышним?
Читал, что спор идёт давно
В кругах интеллигентской ниши. 

Ни то дано им, ни другое -
Не позволяют честь и стыд.
Они теорию лишь строят,
Где словесами путь покрыт.

Они все больше атеисты
И Божество им не указ.
Моралью, философией чистой
В дебатах аргументов сказ.

Есть аргументы за и против:
Убить злодея - есть ли грех?
Украсть у тех, кто вор в законе,
Вот -  справедливости успех.

Спартак, Марат и Робин Гуды
Идут в очередной пример.
И доводы слоятся грудой
И страсти взведены без мер. 

В скрижалях дан ответ, что оба
Есть преступление черты.
Черты, проведённой от Бога!
Её стереть не властны мы.

Убив убийцу - не уменьшим
Число убийц мы на земле,
Числом воров не станет меньше
Чужое коль возьмём себе.

Но если спросим мы у церкви,
Что у неё наихудший грех?
Ответом будет вам - “ неверие”,
Те атеисты - хуже всех!



ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ

7. Не прелюбодействуй.

ПЕРВАЯ ИЗМЕНА

Известно ли вам, что у Адама
Была ещё одна жена. (1)
До Евы, очень это странно,
Но так нас учит Каббала.

Её ЛИЛИТ обычно звали,
Из глины Бог её создал
С характером сварливым самым…
Он поздно это осознал.

Считала себя с мужем равным -
"Из глины я, не из ребра”.
"Мол я тебе дана подарком,
Ты не достоин. Я ушла.”

Она из феминисток верных,
А также слух их Каббалы,
Что Кама Сутру знала первой...
Адам не всё умел, увы.

Ушла от грустного Адама,
И ни угрозы, ни дары
Её вернуться не заставят
Лишь выйдет замуж по любви.

С тех пор ЛИЛИТ есть дьяволица
Всех новорожденных порок.
Она мужьям ночами снится
Адаму бедному в упрёк.

Она женой у Самаэля,(2)
Подругой лучшей Сатаны… (3)
И бывшие мужья немеют
Ведь в ней черты былой жены.


(1) Лилит — первая жена Адама в каббалистической теории. Упоминается в некоторых ранних апокрифах христианства, не вошедших в библейский канон. В еврейском тексте книги Исаии, повествующей о запустении Идумеи после Божественного суда (Ис. 34:14), предсказывается появление ночного привидения (lilith). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар.
(2) Самаэль - http://www.stihi.ru/2016/10/01/8219
(3) Сатана - http://www.stihi.ru/2016/10/03/6599




ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ

8. Не кради.

Всякий, кто украдёт из казны настолько, сколько стоит верёвка, на той же верёвке повешен будет.
                Петр I Великий

Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют…
                Салтыков-Щедрин (1826-1889)


Психологи - народ учёный
И знают всё наперечёт -
Нам “воровство” - синдром знакомый
Он им по-гречески - “клекот”.   (1)

Зовут болезненным влечением,
Что без контроля над собой.
Мол, здесь желательно - лечение,
И не к чему нам кодекс твой.

Те, кто подвержены синдрому,
Крадут подряд, что под рукой.
По мелочам и по большому.
Понять нам надо, он - больной!

Воруют надо им, не надо;
Болезнь порою так сильна -
И так заразна тем, кто рядом,
Что ей больна одна страна.

Болезнь была во все столетия,
Но ей помог известный клич -
"Всё наше, общее (…междометия…)"
"Народа всё" - сказал Ильич.

Настолько это нам привычно,
Что мы иначе и не ждём.
Коль все больны, то неприлично
Болезнью звать то, как живём.


(1) Клептомания — болезненное влечение к совершению краж



ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.


Тут чёрт потрогал мизинцем бровь...
И придвинул ко мне флакон,
И я спросил его: "Это кровь?"
"Чернила!" - ответил он...      
         - А. Галич


Чернила проливали кровь
Намного лучше пулемёта.
И попадали в глаз, не в бровь,
И выбирали жертв с расчёта.

Приказ писался и декрет,
О депортации народов.
Оставлен инквизиции след
Писцом монашеской породы.

Доносы, пусть они в крови,
Чернилам начисто писались.
Меж строк - «из жизни убери»
Там адресатами читались.

Навет и слух, и клевета
Вели в костёр и на голгофу,
В петлю, под обух топора,
Или другую катастрофу. 

Под ними царская печать
Иль подпись с веским приговором.
Решали жить иль умирать
Донос читая скучным взором.

Кровь - результат, прийдёт потом.
Исток всегда были чернила.
Папирус нёс в себе закон,
Иль это клинописью было. 




ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.



Скажет каждый — охотник с Тунгуски
И банкир, покоривший Москву:
Я — завидую, значит, я — русский!
Я — завидую, значит — живу!
          - А. Орлов (ОРЛУША)


Не возжелай что не имеешь!
Так это же всего нужней.
И хоть лишь мыслью богатеешь,
Что у соседа, то милей!

Иль “не завидуй”, если проще,
Доволен будь своим добром,
Не важно, тучный или тощий,
Важней остаться при своём.

Что нажито трудом и честно -
Достойно всяческих похвал,
И чем завидовать, то вместо -
Соседу лучше б подражал.

Есть страны, где замков не знают,
И где чужое не возьмут.
Где люди с детства понимают -
Как важен в жизни честный труд.

Из всех заветов этот - важный
И для себя, и для страны.
Из зависти воюют страшно -
“Их земли мне теперь нужны”.

А воровство, чтоб взять чужое,
В России - спокон веков.
И в прошлом, и сейчас устои
У всех, не только у воров.

Межу чужую передвинуть,
Ведь нас сильнее в мире нет!
Лишь нужно брови дружно сдвинуть -
Мы шапками забросим свет.




ЭКСТРА

ЗАПОВЕДЬ ОДИННАДЦАТАЯ 

„Одиннадцатая заповедь: «Не прелюбословь!»
               —  Станислав Ежи Лец


Никогда ни во что не верь, пока это не будет официально опровергнуто
    - Отто фон Бисмарк

Слова обманчивы порой
И покупаемся мы часто,
Что смысл вещей совсем другой,
Чем именуют их напрасно.

Газета "Правда", например,
На лжи росла и богатела.
А "Правосудие" - всех мер
К всесильным применить не смела.

Зовём "Победой" - поражение,
А друга, иногда, - врагом
И кибернетику - влечением
И лженаукой - впрямь дурдом.

Найдём причину, что мы правы
И оправдаем ложный шаг
То библией, а то приказом,
Иль запугаем всех подряд.

Слова всё стерпят и притрутся,
Поблекнет их великий смысл...
За "Честь" и "Совесть" уж не бьются,
"Любовь" не стоит и чернил.

Слова так часто прикрывают
Событий и поступков цель
И их умело применяют
С экрана - ты лишь им поверь.

Все чувства матом заменяют...
Я видел и в стихах подчас.
Слова стираются, но знают
Свой тайный смысл и ждут свой час.


ред


Рецензии
Спасибо за Путеводитель, Оскар! Как мало я знаю о 10 заповедях, Вы так понятно и просто все разъясняете!

С благодарностью - Лариса

Лариса Чех2   08.12.2023 09:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса!

Я добавил в цикл ещё одно произведение: ДО ЗАПОВЕДЕЙ.
Лилит, Ева, и Каин не имели заветов "не изменяй" и "не убий".
Был единственный запрет (плод), который тоже был нарушен.
.
Никто ведь Еве не сказал,
Что изменять есть “неприлично”.
И слово то никто не знал,
Как и “морально” и “этично”
.
С уважением,

Оскар Хуторянский   08.12.2023 15:09   Заявить о нарушении