Тропой любви, надежд, сомнений
«Храни огонь родного очага..." Вологда - 2020 год.
Издательский центр Киселева А.В., г.Вологда ул. Преображенского дом 4.
548 стр. (стр. 431)
Книга «Тропы тайные», Стихотворения
Константин Павлов (6 ноября 1968 - 30 апреля 2020 г.г.)
Вологда., «Полиграф – Периодика» - 2018
Прочитал сборник стихов Константина Павлова «Тропы тайные», книгу - финалистку конкурса «Книга года – 2018».
Константин пишет стихи в системе силлабо-тоники, продолжая традиции классицизма. Ритм стихов ровный, рифмы хорошо подобраны. А в содержании
стихов - мысли и чувства, что и характерно для лирики. Чувства теплые, глубокие, эмоционально-сдержанные, открытые, но не настолько, что бы видеть дно души.
Тон повествования умерено ироничный.
Название книги «Тропы тайные» оправдывает её содержание, ибо основной мотив книги – дорога (тропа, тропка, тропинка), то есть движение (идти, ехать, лететь, плыть) - значит, искать. Дорога – это жизнь. Жизнь – это поиск - поиск себя – поиск средств очищения души. Конечно, он мог бы назвать книгу и «Мои дороги», или «Дороги тайные» - и это было бы штампом, эти слова употреблялись другими авторами уже много-много раз. А слово «тайные» говорит о том, что «тропы» – неизведанные, нехоженые, неведомые, – значит - потаённые, душевные, личностные. Потому в стихотворении читаем: «Под шумный гомон птичьих стай // Душою рвался я в дорогу…» стр. 28; или: «Пусть же нашим жизни поездам // Семафор всегда горит зелёный…» (стр. 11). Но дороги лирического героя не были легкими и проторёнными, потому он признается:
У каждого из нас свои пороги,
У каждого из нас своя судьба,
Порою мы бываем очень строги,
Порой она бывает к нам груба… (стр.18)
Или
У размытой колеи
Тщетно ждать подмоги…
И глядят глаза твои
На тупик дороги… (стр.26)
Или
Остался в груди только холод
От хоженых мною дорог… (стр.24)
Или
Как не ошибиться вновь спеша?
… Помолюсь я батюшке святому,
Потерпи уставшая душа… (стр.23)
Холод и трудности дорог, заставляют лирического героя возвращаться к родным истокам, своим корням, к малой родине, родному дому: «Всё чаще по дому тоска…» (стр. 173); или: «Когда мне плохо, уезжаю к маме // Не потому, что маменькин сынок: // Чем старше становлюсь я, - больше тянет // К началу мною пройденных дорог…» (стр. 136). А иногда герой сомневается в правильном выборе дороги или начитает понимать о бесполезности дорог: «Запыхался, потерялась кепка, // Что слетела с меня на бегу, // … Я впервые задумался крепко, // Что догнать (облака) их уже не могу…».
А что же в сборнике тайного? Скорей всего, это состояние души лирического героя.
И образ души проходит основным мотивом книги. Душа - она любит, страдает, прощает и снова любит. Ранимая и чуткая душа видит и чувствует: «Не живется грешным без печали… // Но без грешным хуже на Руси, // Где живее всех – товарищ Сталин, // А святых привыкли выносить…» (стр.233); или: «Кто сказал, что заметнее Богу // Золотые кресты? // Их на шеях теперь уже много, // Только души пусты. // Так красиво подвеской висят, // Без изъяна… // Но всё больше других мастерят: // Деревянных…» (стр. 232); или: «Россия, Русь… Тоска в душе и грусть: // Ну что в России русского осталось?.. // К избе безлюдной давящая жалость, // Коса за печкой, что совсем сломалась, // Молитвы, что не знают наизусть…» (стр.227).
Ищущая и мечущаяся душа не может сидит на месте, она в вечном поиске добра, любви, тепла, в поиске истины, потому герой признается:
Душа выхода ищет:
Оставаясь собой.
Потому не случайно
В ней и радость и страх:
Ведь душа – это тайна
Со слезинкой в глазах… (стр.31)
Или
Отогрелась душа, захмелела
От добра, от любви и тепла.
И раскрылась душа и запела,
Стала снова, какою была… (стр.22)
Или
И что важней всего сберечь:
Любовь, рассудок, бесшабашность?
Чтоб память перестала жечь,
И на душе была бы ясность… (стр.19)
Потерять душу – это самое большое и страшное несчастие для героя: «Учусь добру и вере, // учусь смеяться и любить, // Не помня о потерях…»; или: «Без неё вдруг всё остыло. // В ней любовь жила и счастье, // А теперь ничто не мило…»; или: «Идти вперед не трушу: // Пусть будет это мой ответ // Тому, кто плюнул в душу…» (стр. 88); или: «Я найду её, заблудшей… // Я прижму её, ослепшей… // Только с ней я стану лучше, // И со мной ей будет легче… (стр. 119)
А что же питает душу, заставляет жить и дышать? Конечно же, любовь. А любить – это быть не свободным: «Счастлив я, что не свободен // От любви, работы дел: // Я бы по своей природе, // Жить в свободе не хотел… // Не свободен – значит – занят: // Делом, женщиной, душой… // И всегда так больно ранит // Безразличия покой…».
Любить- это отдавать часть тепла, часть души другому. И тут не бывает всё гладко и тихо, потому герой с грустью в голосе говорит:
Любовь никогда не бывает без лиха,
Добро никогда не бывает без худа.
Внутри или рядом, но где-нибудь тихо,
Нежданно рождается новый Иуда…
И этот Иуда – измены, ревности, трудности быта, неустроенности жизни: «А мы о любви всё, казалось бы, знаем, // А мы от любви всё бессмертия ждём… // Она тихо тает, когда мы скучаем, // О ней позабыв, оставаясь вдвоём. // Она тихо плачет, когда не нарядна, // Ломает её равнодушия вид, // А дома её добивает изрядно // Рутинный, простой, устоявшийся быт…».
И всё же в жизни героя побеждает добро и любовь. Душе свойственно любить и быть любимой…
Нежно глажу я руку твою,
И прерывисто стало дыханье…
С неба падают звёзды
в раю,
Исполняя любые желанья…
Или
Ты прости меня, что устал,
Непривычно, что я молчу.
Просто долго тебя искал,
И теперь потерять не хочу…
И верно, в книге от стихотворения к стихотворению автор вел меня тропами своей судьбы, тропами любви и веры, тропами сомнений и надежд, раскрывая потаённые уголки своей души.
Потому рекомендую книгу Константина Павлова «Тропы тайные» для прочтения.
Александр Соколов
Свидетельство о публикации №123120706707