Дедал-Оратория Миланы Алдаровой
Милана Алдарова прожила недолгие годы ( 1956 - 2012).
На возгласы некоторых критиканов, дескать, как это так - хороший автор не был заметен, - смею напомнить, что первая книга Арсения Тарковского вышла на 56 году его жизни... Поэту в год выхода первой книги в 1962 году было 55 лет, - практически столько, сколько прожила поэтесса Милана (она прожила 56 лет)- а до той поры Тарковский был литературным работником, переводчиком, никто не видел в нем Поэта - гениальный Андрей Тарковский не случайно включил стихи отца в фильм "Зеркало", только тогда, в 1974 году, через 12 лет после выхода книги, страна кое-как услышала, и явственно услышала только со смертью Андрея,еще через дюжину лет, когда стала пересматривать фильмы режиссёра, признанного в мире...
Ну, и можно напомнить статью Гоголя о русской поэзии, где писатель сетует, дескать, Пушкина можно было бы считать национальным поэтом, все есть в его творчестве - и легкость слога, и ум, да одно "но" - национального поэта должны знать люди, а Пушкин известен только группе своих друзей и барышням, которым в альбомы стихи пишет...
Но давайте откроем страницу Миланы Алдаровой.
И вот начало Оратории "Дедал":
"днесь
когда
мы не только по трассам подне'бесья
вольно ширяем" - пишет автор Оратории, Милана Алдарова.
Днесь, - вот прямо сейчас, - Россия запустила на Луну межпланетную космическую станцию, и вот сейчас, в эти дни, она летит, а мы, зрители и читатели новостей, чувствуем, что мы "вольно ширяем по трассам поднебесья".
"Станция должна совершить посадку с 21 по 24 августа. В это же время к Луне направляется индийский аппарат. Обе миссии нацелены на малоизученный Южный полюс Луны", говорят ленты новостей.
И вот в это время каждому стоит подумать, что мы не только зрители и читатели, но и "осмыслители" путей человечества, "постигатели" собственных судеб.
И мифологема личности Дедала поможет нам в осмыслении.
Дедал - мифический герой Древней Греции. Можно считать - обобщенный герой, образ человека-изобретателя, мыслителя, творца. То, что мудрые древние греки говорят о Дедале - то и происходит потенциально с каждым творцом, изобретателем, героем. С каждой личностью в жизненной судьбе. С каждым художником в его доле. А если человек - не художник, скажем, пастух или домохозяйка? Для мифологем разницы нет: те же ситуации в судьбе, те же ловушки и повороты ждут пастуха и домохозяйку, только с другой внешней атрибутикой. А внутренние механизмы "движения шестеренок", правила игры - это база, о которой древние греки рассказали, и хорошо бы в этих инструкциях разобраться каждому.
Кстати, вот справка из "Википедии": В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Дедала кратеру на обратной стороне Луны. Также имя «Дедал» получил первый проект межзвёздного космического аппарата, доведённый до уровня реальных расчётов и чертежей.
Ужотко увидим обратную сторону Луны! Ждёт нас там кратер "Дедал".
Поэтому подготовимся ко встрече заранее - поразмышляв о Дедале. Что за послание зашифровали нам истоки нашей цивилизации?
Об этом пыталась размышлять и Милана Алдарова, замыслив Ораторию "Дедал".
В первых строках она использует слова, на первый взгляд, к Древней Греции совершенно не относящиеся, и это воспринимается, как диссонанс.
"вольно ширяем",
"вознесть впервые
бряцанье хвалы"
И в этом ряду - появляются слово "Держава" и "шапка-венец Мономаха", что по времени все же чуть позже, чем "ширять" и "бряцание хвалы". По времени - позже, но по сути - один смысловой ряд, и Милана выстраивает его, проводит "взлетную полосу".
Вы ведь узнали фразы, отсылающие к фразам из "Слова о полку Игореве..."?
Милана Алдарова использует диссонанс в самом начале своей Оратории, как это делали смельчаки Скрябин, Прокофьев, особенно смело - Стравинский.( вот, случайно ли доктор и знаток музыки Булгаков даёт фамилию Стравинский доктору, специализирующемуся на диссонансах психики?)
Диссонанс призван насторожить, привлечь внимание - да, именно тем, что он возмущает , режет слух, раздражает. Но рефлекс раздражения - признак живой нервной системы. Миссия диссонанса - оживлять)))) Но это я к слову.
А вот Милана использует именно слова из "Слова...", и они "цепляют" нас мнимой неуместностью - а как результат, заставляют задуматься. Отсылка к "Слову о полку Игореве" - зачем? Но ведь это - основополагающее произведение древнерусского эпоса! Произведение, без переложений понятное русским, украинцам, белорусам. Древнерусский - наш общий язык.
"яко сокол на ветрах ширяяся" - говорит "Слово..."
"Боян, бо вещий, аще кому хотяше песнь творити", - говорит "Слово..."
Неизвестный Автор "Слова..." с первых строк заявляет о том, что такая хвала поется впервые - не как воспевал подвиги князей Боян, а иначе - более правдиво, искренне, не подлаживаясь и не утаивая правды. Неизвестный Автор - наш национальный поэт, настоящий поэт, боль моя. За две недели в свое время я сделала переложение "Слова..." Люблю этого неизвестного человека, как любил его Пушкин, как восхищался им Пушкин, - мечтая сделать свое переложение, болевое, горькое, прекрасное.... Не успел....
Но прочтем "Ораторию" Миланы Алдаровой - может, мы полюбим этого поэта так же? Как любит Неизвестный Автор своего своенравного князя Игоря, как любит Милана Алдарова своего гениального Дедала?
По воспоминаниям современников, Пушкин, ценящий в себе невозмутимость и хладнокровие ( чего стоят только прогулки с тяжеленной тростью - тренировка бретёра, чтобы рука на дуэли не дрогнула!), - Пушкин прилюдно разволновался лишь однажды, раскраснелся, отстаивая в споре с Каченовским подлинность "Слова о полку..." Было ли "Слово..." мистификацией? Я изучала этот вопрос, находила доводы и за, и против, и пришла в выводу, что, если бы это была ясная для меня мистификация, я выступала бы за дорогую для меня подлинность.
Поэтому я не задаю себе вопроса о реальной судьбе и реальном имени Миланы Алдаровой - достаточно имеющегося произведения.
А в этом произведении мы видим страстное обращение к современникам - и, словно бы это обращался Маяковский - к "товарищам потомкам" -
"Кровь
приливает к сердцу
горячим током" - пишет Алдарова, принимая на себя миссию рассказать "впервые" такими словами о Дедале, воспеть ему хвалу - и воспеть хвалу Державе, России, воспринявшей талант Дедала - страна первая шагнула в Космос.
Алдарова как автор считает важным обратиться к образу Дедала.
Считали этот образ важнейшим для понимания психологии творческой личности и теоретики-психологи Игорь Акимов и Виктор Клименко, написавшие популярное исследование "О мальчике, который умел летать..." Одну из ошибок талантливых людей эти психологи показывали на примере Икара, сына Дедала - ведь Икара сгубила недисциплинированность.
И вот снова в каждой творческой судьбе - то действенное начало, о котором пишет Алдарова: герой выходит в путь -
И спешит
по камням
по пескам
по водам
под лучепадами
дальше!
и выше!
туда
чему сегодня нет
ИМЕНИ
Симпатичное слово - "лучепады": и обещание солнечной славы, судьбы, обласканности - и та опасность, которая растопит воск, скрепляющий крылья...
Оратория написана для каждого: каждый сможет прочесть, но каждый ли сможет прочесть вдумчиво? Но вновь и вновь выходят творцы в дорогу...
Полетел наш лунолёт на Луну... Под лучепады полетел... Полетел искать первым делом - воду...
Музы!
Камены ль!
иль кто вам там нынче
заменой!
занавес!!! -
кричит Милана Алдарова, заставляя занавес двигаться и приоткрывать тайны. А кто такие Музы, Камены? Да это же одухотворённая вода, духи воды, жители Кастальского источника, дарующего вдохновение учёным да поэтам - да и душа воды вообще...
В Адыгее множество названий речек и селений с сочетанием букв - "псе" - река Псекупс, город Туапсе... Да вы и сами продолжите эти примеры. Псе - это по-адыгски "душа воды".
Может, духи воды в Краснодарском крае - замены древнегреческим Музам и Каменам? Или, по крайней мере, родня им? Одушевлённое вдохновение...
Читаем Ораторию дальше?
Читаем!
"...Кровь
приливает к сердцу
горячим током
гордость
румянит
щеки!
хмелею!
от счастья!
когда думаю:
Я
ИЗ ТОГО ЖЕ РОДА
ЧТО И ДЕДАЛ —
ИЗ РОДА ЛЮДЕЙ
Братья люди!
Естественно –
честь
вознесть впервые
бряцанье хвалы
ИСПОЛИНУ ДЕДАЛУ
глыбой державною —
шапкой-венцом Мономаха! —
властно возлёгшая мне на чело
осиянное золотом скифов
выпала
гражданину колосса-страны чья ракета
первой из первых
нацеливши курс в универсум
весело
крикнула
Солнцу
по-русски
ЗДРАВСТВУЙ!"
Милана Алдарова, Оратория "Дедал", 1 часть.
Начало многообещающее.
Милана выстраивает вектор развития сюжета — от античности через древнерусское «Слово о полку Игореве...», через «шапку Мономаха» (русское средневековье) к нам, сегодняшним, где русским языком сказано Космосу «Здравствуй!»
Тем самым Алдарова заявляет нас в координатах цивилизации как наследников Античного мира, наследников изначальной гармонии, лучших сынов человечества.
Милана Алдарова в этом — ярый патриот.
Такой же ход придумала в кинематографе небезызвестная Лени Рифеншталь, талантливый режиссёр и пылкий патриот Германии — к сожалению, патриот времён гитлеровской Германии. Мы не будем говорить о политической позиции Рифеншталь и о её вине в обманной пропаганде мощи и единства своего народа: эта пропаганда ( в том числе и эта) завела Германию в болото фашизма, и без данной поправки нельзя оценивать творчество Лени. Но мы сейчас говорим о художественном ходе, талантливо примененном Лени и увлекшем людей.
Этот ход заключался в следующем: чтобы доказать силу и красоту немецкого народа, в фильме «Олимпия» ( или, в другом переводе, «Олимпиада»), Лени начинает повествование от времён Древней Греции: вот античные статуи, оживая,превращаются в спортсменов — германцев, современников. Вот Солнце сопровождает спортсменов, подчиняется им, а вот уже Германия зажигает не олимпийский огонь — а новое Солнце ( так образно показано зажжение олимпийского огня).
Милана испытывает гордость за Россию, призывает современников разделить её чувство - и выстраивает линию от Древней Греции. Тот же ход, что у Лени Рифеншталь: и Лени, и Милана восхищаются красотой спорта, науки, красотой человеческих свершений. Восхищаются возможным Сверхчеловеком...
Своим восхищением талантливо увлекают, вдохновляют на поиск подвига...
Сверхчеловек в мире образов Рифеншталь — молодой германец. Зритель.
Сверхчеловек в системе образов Миланы — кто он?
Да это вы, читатель. Это мы с вами, Читаем дальше?
Дальше у Миланы, как у любого автора, взявшегося за объемный труд, - несколько вариантов:
1) Пересказывать сюжет о Дедале своим языком, что заведомо проигрышно: читатель прочтёт в энциклопедии статью гораздо быстрее и будет знать то же самое;
2) Пересказывать сюжет, давая читателю насладиться языком повествования, сделать главным — язык, речь, красоту речи. Это трудно, но цель будет достигнута, читатель получит эстетическое наслаждение.
3) Сделать нечто новое ( в лирических отступлениях показать своё мнение, например, насытить текст встроенными комментариями, дать новую форму) — читатель получит более, чем ожидает, и этот путь тоже оправдает себя.
Смотрим, что выберет Милана? В названии выбор уже заявлен: Оратория, синтез искусств — поэзии, музыки и театра.
И привлечение многомерной ауры «Слова о полку Игореве...» в самом начале Оратории — не случайно. Из бутона «Слова...» расцвели картины, опера, балет...
Роднит Ораторию Миланы Алдаровой со «Словом...» ещё одно немаловажное: присутствие архетипа Героя.
В «Слове...» архетип Героя — это воин, это князь Игорь, он идёт за военной победой.
В Оратории архетип Героя — это творец, это человек науки и искусства Дедал, он идёт в путь за находками в этих областях, за открытиями и творениями.
Вспомним теорию архетипов Карла Юнга: любое произведение укладывается в «прокрустово ложе» этой теории (любое, проверяйте сами! С натяжками или с «отрубанием головы» - но укладывается (шутка). Реально — укладывается).
Если коротко напомнить теорию: есть пять архетипов.
1- Юноша (воин, творец, тот, кто пошёл за призом). Сосед пошел за хлебом. Войско отправилось на половцев. Девушка пошла на танцы и принарядилась. Яго припрятал платок. Я пишу это эссе — все мы начали действовать.
2 - Девушка ( это приз: вожделенная - красавица, научная идея, статья, пышная булка, затеянная интрига)
3 — Злодей ( Ведьма) - тот, кто помешает Юноше взять Приз.
4 — Добрый Старец ( Мать-сыра-земля) — тот, кто поможет взять Приз
5 — Тень ( тот же Див на древе, сон, нечто нереальное, но что влияет на действие. Примета. Заяц, перебежавший дорогу Пушкину по пути в ряды декабристов: Пушкин вспомнил, что он — монархист и поворотил обратно, выбрав между убеждениями и дружбой; и так далее...)
Посмотрите любое произведение и убедитесь, что архетипы работают... Собственно, они и выделены Юнгом из сюжетов античного мира, примерно 200 сюжетов и существуют на свете, остальные - перетасовки... Ну да ладно... Сюжет о Дедале - один из базовых сюжетов. Это - главное.
Ищем архетипы в Оратории «Дедал»? Читаем дальше?
Читаем!
."Топорщатся иглы ежа, пока жив"
За одну только эту строчку из 3-ей главы стоит прочесть всю Ораторию.
А стоит ли её читать всю?
Да, мы найдём еще сокровища речи, найдем грёзы, войдём в мифический мир, где летает бабочкой душа Пасифаэ, где мечется по прекрасному лужку страшный бык, где стремление человека к высоким целям придаёт крылья гибельному полёту...
Древняя Греция - колыбель человечества, и верно говорят, что младенец знает всё о судьбах мира, но говорить ещё не умеет. Как только вторая сигнальная система (речь), подключается, так закрываются центры тех самых сакральных знаний. Сказать теперь можно, но - о чём?
Древняя Греция с ее мифами, вероятно, находится на той ступени развития человечества, где речь только начата - оттого её так много, надо понимать восторг первых поэтов и философов, - а знание о мире ещё не спрятано, не закрыто, не забито лавиной информации.
Потому-то, обращаясь к Древней Греции, мы можем что-то и расслышать, и понять, и додумать.
Мифы Древней Греции говорят о моделях поведения, о моделях судеб. Это базовое моделирование надо знать. Счастлив, кто умеет им пользоваться, кто понимает эти мифокультурные шифровки. Тем, кто хочет вникнуть в тему, посоветую посмотреть, как расшифровывают миф о Ясоне и аргонавтах культурологи ВВС ( надо набрать "Герои Древней Греции. Ясон и аргонавты", будет видео на час, очень красивое и не менее умное, чем красивое. Посмотрите, потом мне скажете мнение))))
Так вот, и в легенде о Дедале мы имеем дело с шифровкой. И рассматривает она то, что после в христианском учении будет определено как "помыслы", то есть совершенно незримо определено. А в мифе ясно: мораль только потом станет моралью. Пока же - помысел. И работать надо с ним, в момент возникновения. Тонкая духовная работа должна вестись над ещё непроявленным в области морали, поступка, права.
Вот ведь, скрыл герой одного быка, дал похуже. Скрыл белого, дал в подарок богам чёрного. А может, реально чёрный был лучше и здоровее? Но боги зрят в область помыслов: белый герою нравился больше. В области помыслов, мыслей именно белый был лучшим, понравившимся Миносу. Этот помысел и был считан Высшими силами, отсканирован, просвечен: то есть оценен по шкале ценностей самого героя. Да, он скрыл лучшее. Он хотел подарить худшее богам.
И наказание идёт не за деяние. а за вот это "хотел". Невидимое, незримое, но в наше-то двадцатьпервовековое время, так любящее всё сканировать, ПЦР-тестировать и пр, и пр, - в наше время мы уже знаем, как по вектору внимания настраивается реклама на компьютерах...
Битва добра и зла идёт в ментальной области.
Этому учит миф о Дедале - этому в том числе.
Оратория даёт нам возможность поразмышлять о главном в судьбах людских.
И отрадно, что Оратория никуда не торопится.
Она похожа на вкуснейшую чашечку греческого кофе в геленджикской кофейне при музее греческой культуры.
Можно потягивать... Можно читать Ораторию с любого места... Можно слушать запись с любого места и листать иллюстрации невпопад, можно заблудиться в тексте Оратории, как замечтаться за кофейком...
Этим Оратория особенна и хороша, и будет мила не только мне.
"Топорщатся иглы ежа, пока жив..."
Хорошо нам, пока читаем и думаем о мире, о море, о необъятной мировой душе...
А если Оратория "Дедал" - как чашечка кофе, то и хорошо, что она большая.
Как говорил о картине "Мать Уистлера" назвавшийся искусствоведом незабвенный Мистер Бин, "Если бы она была маленькая, это было бы очень досадно".
Как за чашечкой кофе, за чтением Оратории можно уходить в мечты, воспоминания, рефлексии.
Хорош мир, где есть чашечка греческого кофе.
Хорошо поэтическое пространство, где есть Оратория "Дедал".
Я надеюсь, что Оратория и эпоха, конгруэнтная Оратории, счастливо найдут друг друга. Эпоха, склонная к культурологической рефлексии.... Может быть, это даже - наша эпоха.
Свидетельство о публикации №123120702795
Поздравляю с достойной победой лауреата литературной премии Дедал, за глубокое погружение в творчество Миланы Алдаровой и её возможно неосознанные ассоциации... дающее читателем эссе возможность познать нечто большее при прочтении произведений автора.
Валерий.
Валерий Кораблин 13.12.2023 23:24 Заявить о нарушении