Построение
Более простые построения способны объединяться в построения высшего порядка. Это происходит за счёт наличия у них неких общих формальных элементов.
Построение №1
«Как dandy лондонский одет».
Построение №2
«И наконец увидел свет».
Два простых построения объединяются в одно сложное. Общие элементы: количество ударений в строках, количество слогов в строках, количество слов в строках, мотивы «ка» и «'ет» (См. статью «Мотив»), количество звуков «и» в строках, стопная структура и т. д.
Построения второго порядка далее объединяются в ещё более сложные. Так делается стих.
Читатель во время декламирования стихов невольно делает между построениями остановку, паузу в речи.
Минимально возможное поэтическое построение — слово. Максимальное — стихотворение. Промежуточные — строка, строфа, синтагма.
———
Типы связи построений
1. Фонетическая связь — общие элементы, связанные со звуками.
1.1. Количество звуков в строке
1.2. Аллитерации
1.3. Ассонансы
1.4. Рифма
1.5. Количество кластеров согласных и их длина
1.6. Акростих
1.7. Месостих
1.8. Телестих
2. Ритмическая связь — общие элементы, связанные с ритмом.
2.1. Количество ударных слогов в строке (изотония)
2.2. Количество безударных слогов в строке
2.3. Количество слогов в строке (изосиллабизм)
2.4. Расположение словоразделов (в том числе цезуры)
2.5. Расположение ударений (как правило, в силлаботонике)
2.6. Количество слов
2.7. Полное совпадение ритмических рисунков (эквиритмичность)
3. Грамматическая связь
3.1. Количество существительных / прилагательных / глаголов и т.д.
3.2. Количество дополнений / определений / обстоятельств / сказуемых / подлежащих
3.3. Расположение частей речи / членов предложения относительно друг друга
3.4. Количество слов, стоящих в определённом падеже
3.5. Порядок слов
4. Лексическая связь
4.1. Количество слов определённого происхождения
4.2. Количество слов определённой стилистики
5. Риторическая связь — построения выражают одну риторическую фигуру.
Список далеко не полный. Автор может выбрать любой формальный элемент для стихотворения и сделать его формообразующим.
Но учитывайте, что уровень воздействия у разных типов связи неодинаковый.
Также возможно использование разных типов связи между разными построениями стихотворения. На этом основан гетероморфный стих.
Форма стихотворения, в котором малые построения не образуют крупные, стоит неустойчиво.
———
Примечания
1.
• Субпостроение — составные элементы, из которых состоит сложное построение.
• Надпостроение — сложное построение для его субпостроений.
2.
• Квадратное построение — построение, количество субпостроений которого равно степени двойки.
«За бессмыслицу! За неудачи!
За потерю всего дорого!
И за то, что могло быть иначе,
И за то — что не надо другого!»
• Неквадратное построение.
«Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет».
3.
Связь может возникать между несоседними построениями. Такая связь называется опосредованной.
«Не бойся ни мало, понеже я с тобою!
Не смотри на страхи, когда ты со мною.
О сердце трепетное! Перестань дрожати,
полагай надежду в моей благодати!»
Здесь первая и третья строки — тринадцатисложник, а вторая и четвёртая — двенадцатисложник.
Свидетельство о публикации №123120606775