Киев создан Русью для чего?

Познавший истину былых времён
Хранит её, как высший для себя закон!

      Произношение слова Киев можно расшифровать с древнеславянского «Кий-е-в»:
 и «- є-в» (есть в) - «Кий- деревянный посох, ведущий по воде, либо поселение - указатель места у поселения Кий, возле которого в Днепр впадает река Десна и река Десенка (Черторой) - с левого берега Днепра, а также река Припять – с правого берега Днепра). То есть «Кийев» – посох есть в нём  - место, от которого можно плыть на Запад по Припяти или на Восток по Десне от Киева либо с Запада иль Востока в Киев и дальше по Днепру на юг к Чёрному морю или на Север к белорусским ныне землям, к Смоленску и далее.
   
   Летописец Нестор, который в начале XII-го века создал «Повесть временных лет», поставил два вопроса: “Откуда есть пошла русская земля?” И “Кто в Киеве начал первее княжити?”. В другом варианте — не “в Киеве”, а “в ней”. Для летописца было очевидно, что Русь и Киев — это тождественные понятия.
   В том летописном рассказе говорится, что, с одной стороны, те, кто приглашал, называются русь, славени и кривичи, с другой стороны, тех, кого приглашали — “посылаше за море къ Варягомъ къ Руси”. Очевидно, здесь сказались уже последующие обработки первичных летописных текстов. Мы знаем, что летопись многократно редактировалась в 12-ом веке, поэтому произошла путаница.
Но о том, что Русь, русская земля стала субъектом международного права, международных отношений, впервые отчетливо сказано в летописной статье 852-го года. Это широкое историческое полотно, в котором говорится “начаша Михаил царствовать” (Михаил — это император Константинопольский, начал царствовать в 842-ом году), и “начаша прозывати Русская земля”. Летописец поставил эти события в один ряд. И это свидетельствует о том, что во времена царствования императора Михаила III Русь уже вышла на международную арену.
   Летописец пишет, что Днепр втекает “шестью жрелами” в Понское море, которое “словеть русское”. Независимо друг от друга арабский источник середины 9-го века и русский летописец, который, конечно, этих источников не читал, передают один и тот же смысл: что море известно как “море русское”.
    Когда Ярослав (ещё не Мудрый, но Ярослав Владимирович) шёл из Новгорода в Киев на княжение, на встречу ему вышел Святополк, ЕГО БРАТ, они сразились под Любичем на севере Черниговской губернии. Летописец говорит, что Ярослав вышел из Новгорода “поимя тысячу варягов и четыре тысячи славен, кривечей, чудей и других племён”, а Святополк из Киева выступил к Любичу “поимя русь и поляни”. Это полянское племя, в летописи говорится “поляне иже ныне зовомая русь”. Получается, что идёт с Севера Ярослав и у него руси нет, а с Юга к нему на встречу выступает Святополк с русью. Потом, когда Ярослав побеждает Святополка и идёт в поход на Польшу, на польского княза Болислава, то эта русская дружина оказывается у Ярослава. Ярослав выступает с русью против польского князя, который был союзником Святополка и пытался вернуть того на Киевский престол. И затем в летописях, вплоть до 13-го века, существует двойственное понимание того, что такое “русь”.
   Русь в те времена в узком смысле (“поляне иже ныне зовомая русь”) — это Киев, Переяславль, Чернигов, родовая, ранняя Русь, и Русь в те же времена в широком смысле — это всё государственное пространство Руси от новгородского Севера до киевского Юга и от Карпат до Волховского междуречья. Оказывается, это огромная страна, полтора миллиона квадратных километров, ничего подобного не было в Европе. Поэтому, изучая проблему происхождения русской земли, вывод: что  происхождение русской земли - это явление среднеднепровское.
  Некоторые языковеды (Абаев и Трубачев) предполагают,что  Русь — название, возможно, иранское. Но поскольку здесь обитали иранские племена, сарматы, росы и роксоланы, то возможно, что это название каким-то образом перешло от инородных племен на славянские. Недаром летописец пишет “поляне, иже ныне зовомые русь”:  значит, на каком-то этапе полянское племя, одно из 12-ти в корневом древе полян, переняло это название.
И в 882-м году Олег пришел в Киев, он провозгласил Киев матерью городам русским. Если бы это название было северное по происхождению, то, наверное, надо было бы ожидать в том волховско-ильменском регионе распространения этого этнонима и политонима. Но оказывается, Олег приходит в Киев и провозглашает его матерью городам русским: Киев, но не Новгород, который был для него -  отцом тогдашним городам русским, братом поселениям древнерусским!
   Славяне выделились из состава индоевропейская общность  ещё в бронзовом веке, то есть в III тысячелетии до нашей эры,  официальная же дата основания поселения с именем КИЕВ (на Днепре) - 482 год. В 882-м году Олег пришёл в Киев и провозгласил Киев матерью городам русским.
____
   Официальной датой основания Новгорода считается 859 год, по первому упоминанию города в поздней Никоновской летописи (XVI век). В «Повести временных лет», созданной в XII веке, город впервые упоминается под 862 годом.
    Олег (Вещий Олег, др.-рус. Ольгъ, умер в 912 году) — правитель Новгородской земли с 879 года и князь Киевский с 882 года. Получил власть над северными землями после смерти Рюрика (Рурека – словом РУсским РЕКущего) - как регент его малолетнего сына Игоря, вошёл после победы над своим братом в Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. В русской летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее, а также мудрый  или красноречивый).


Рецензии