Вера, надежда, любовь - 6

 ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ
 Философические мысли, рассуждения и, возможно, заблуждения
 хорошо пожившего человека

6. КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА

               С Хароном спорить ни к чему,
               С судьбой сквалыжничать негоже,
               Но пусть ответит, почему
               Христос наш ихнего моложе.  (Василий Заяц)

     Тропический год (период видимого обращения Солнца по эклиптике) имеет продолжительность 365 суток 5 часов 48 мин 46 сек. Но в Древнем Египте такой точностью не располагали и праздновали Новый год каждый раз ровно через 365 суток. Это давало заметную передвижку сезонных явлений по дням и затрудняло ежегодный прогноз разливов Нила, с которыми непосредственно было связано египетское земледелие. Поэтому, когда Юлий Цезарь решил в 45 г. до н. э. провести реформу календаря и пригласил для консультации египетского астронома, тот посоветовал добавить один день к последнему месяцу каждого четвертого года (т. е. к февралю, поскольку новый год у римлян начинался с 1-го марта). Так возникли високосные года, а средняя величина года в календаре, который стал называться юлианским, увеличилась на 6 часов и составила 365 дней 6 часов, что на 11 мин 14 сек больше тропического года. Эта небольшая разница через несколько веков стала, однако, довольно заметной, и в 1582 г. папа Григорий XIII, собрав комиссию из астрономов и духовных лиц, произвел дальнейшую реформу: из каждых 400 лет было убрано 3 дня. Дни были убраны из вековых лет, так что, например, из годов 1600, 1700, 1800, 1900 первый остался високосным (366 дней), а последние 3 стали не високосными (365 дней), затем 2000 г. – снова високосный, а 2100, 2200, 2300 – нет. Юлианский календарь называют теперь старым стилем, а григорианский – новым стилем. Средняя величина года общепринятого нового стиля превышает тропический год только на 26 сек, так что ошибка в одни сутки набегает за три тысячи с лишком лет (в юлианском календаре – уже за 130 лет). Но когда папа Григорий обратился к патриарху восточной церкви, предлагая перейти на новый стиль, то в ответ заработал от патриарха очередную «анафему» и себе, и «безбожным астрономам». Ныне взаимные анафемствования прекратились, Римский папа и Московский патриарх даже обнимаются на глазах у публики, но Российская православная церковь (РПЦ) и некоторые другие православные церкви не спешат перейти на новый стиль и на текущий момент отстают от жизни уже на 13 суток. Причину я неоднократно пытался выяснить у церковных священнослужителей, но ответа не получил. Очевидно, догма для РПЦ важнее астрономических законов, а ведь именно церковь должна полагать и внушать людям, что эти законы в числе прочих установлены Богом.
     С конца V в. и до середины VI в. в Риме жил и работал ученый монах Дионисий Малый. Он писал трактаты, переводил с греческого, осуществил синхронизацию римской и христианской истории. По его предложению счет годов стали начинать с года рождения Иисуса Христа. До этого счет годов велся от основания Рима, в частности, Дионисий вычислил, что Иисус Христос родился в 754 г. от основания Рима и этот год стал первым годом нового летоисчисления.
     День рождения Иисуса Христа (Рождество Христово) празднуется всеми христианами 25 декабря (в нашей стране – 7 января, поскольку это как раз 25 декабря по старому стилю). Однако так было не всегда. Раннехристианские общины отмечали день рождения Иисуса 6 января и на этот же день приходился еще праздник Крещения (в память о крещении Иисуса). Но с 354 г. в Риме, а к концу IV в. почти повсеместно рождение Иисуса Христа стало праздноваться 25 декабря (праздник Крещения остался по-прежнему 6 января*). Причину переноса можно усмотреть из следующей записи одного из древних христианских авторов:

     «Как раз 25 декабря язычники справляли праздник рождества Солнца и в его честь возжигали огни. В этом празднестве и в его увеселениях принимали участие и христиане. И вот, когда учителя церкви заметили, что христиане прельщаются этим языческим праздником, они приняли меры и на день 25 декабря перенесли праздник настоящего Рождества, а за 6 января они сохранили Богоявление. Таким образом они удержали этот праздник до настоящего времени, а вместе с ним и обычай возжигать огни»**.

     Учитывая, что годы до нашей эры церковь называет годами «до Рождества Христова», а годы нашей эры – годами «от Рождества Христова», можно было бы предположить, что Христос родился в конце 1 го года до нашей эры или в начале 1-го года нашей эры. Но оказалось, что Дионисий сделал в определении года его рождения значительную ошибку. В Библии утверждается, что Христос родился в царствование иудейского царя Ирода Великого, про которого, однако, известно, что он умер в 4-м году до н.э. семидесяти лет от роду, так что Христос не мог родиться позже этого года.
     В 6-м году нашей эры Иудея стала римской провинцией, при этом евреям были оставлены некоторые права автономии, в частности, евреи имели свой суд (синедрион), однако смертные приговоры, вынесенные этим судом, должны были утверждаться прокуратором. Так, приговор, вынесенный синедрионом Иешуа Га-Ноцри, был утвержден пятым прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, который к тому времени занимал эту должность 3 года. Поскольку Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 по 36 гг., то получаем, что Иисус был осужден и казнен в 29-м году нашей эры. Это случилось 14 нисана, нисан – 1-й месяц еврейского лунного календаря, лежащий в пределах марта – апреля, причем 14 нисана приходится на апрель. Церковь утверждает, что Иисусу тогда было 33 года, значит, 33 года ему исполнилось в декабре 28-го или в январе 29-го года. Вычитая из этих чисел по 28 и учитывая, что нулевого года в календаре нет, получаем, что в декабре 1-го года до н. э. или в январе 1-го года н. э. Иисусу исполнилось уже 5 лет, значит, он родился либо в декабре 6-го, либо в январе 5-го года до н.э.
     Подводя итоги, получаем время жизни Иисуса Христа в следующем виде: декабрь 6 г. или январь 5 г. до н. э. – апрель 29 г. н. э.

     Заметим, что в литературе имеются и другие мнения о времени жизни на земле Иисуса Христа. Например, во 2-м томе книги Айзека Азимова «Рим» я обнаружил даты: 4 г. до н. э. – 29 г. н. э. Похоже, что год смерти Айзек Азиимов получил теми же рассуждениями, что и я, а год рождения – простым вычитанием (29–33= –4), не учтя отсутствие нулевого года, хотя сам писал об этой особенности календаря в своих книгах. Как курьёз отмечу еще справочник «Страны и народы мира» за 1999 год (составители В. Б. Гарин, В. В. Лисюченко), где в статье «Израиль» в годом рождения Христа объявлен несуществующий нулевой год.
     Митрополит Иларион в своем биографическом труде приводит всевозможные имеющиеся в литературе даты жизни Христа, однако не указывает и не обосновывает своего мнения по этому вопросу, хотя время жизни героя – первейший вопрос всякой нормальной биографии.

     В заключение нужно заметить следующее. Казалось, что после того, как была установлена ошибка Дионисия, не следует называть годы до нашей эры годами до Рождества Христова, а годы нашей эры – годами после рождества Христова. Ведь получается, что Христос родился в 5-м или 6-м году до Рождества Христова, т. е. до собственного рождения. Тем не менее церковь продолжает это делать. Редким исключением являлся протоиерей Александр Мень, который в своих последних богословских работах неизменно писал о годах до нашей эры и после нашей эры.
_________________
*Армянская Апостольская церковь до сих пор продолжает праздновать 6 января и Рождество, и Крещение. Кстати, Армения – первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии (в 301 г.).
**С 25 декабря начинается заметное увеличение дневного времени (зимний солнцеворот), поэтому у язычников этот день и считался днем рождения Солнца, а зажигание огней по их понятиям должно было побудить Солнце лучше выполнять свои обязанности.

Иллюстрация: Встреча патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване (Куба)12.02.2016

Продолжение   http://stihi.ru/2023/12/14/3684


Рецензии