Живая медь волос
Меня печаль поэта ныне гложет –
Бороться с ней, мне надобно уметь…
Порой, как тень, стою у светлой ложи,
Где та сидит, чьи волосы, как медь.
Хочу увидеть я… Но кто поможет?
Мне выйти на подмостки и запеть?
Я не могу молчать – хочу запеть,
Но едкий страх все дни мне сердце гложет…
А кто сегодня просто так поможет?
Никто… И сам я должен знать, уметь…
Вовсю сейчас гремит оркестра медь,
Но боль мою не слышит та средь ложи.
Не знает обо мне в удобствах ложи,
Не знает та, что хочется запеть
Моей душе, когда чарует медь
Её волос. Но боль, как щёлок, гложет
Мой дух. Признаюсь, не дано уметь,
Чтоб мне запеть. Возможно, Бог поможет?
О, Боже, помоги! Пусть поможет,
Пусть выйдет вдруг красавица из ложи.
Хотеть мне мало, надо и уметь…
Могу! Бегу на сцену, чтоб запеть.
Но разум мой, как червь, сомненье гложет:
Природой ей дана густая медь?
Сойду с ума сейчас – какая медь
Венчает лик. Надеюсь, мне поможет
Её улыбка, где? Но сердце гложет
Моя печаль… Стою один средь ложи
На сцене я, и зал: «Пора запеть!
Весь мир в твоих руках – стремись уметь!»
Стремись уметь… Сказать «стремись уметь»
Легко… Но пред глазами вижу медь.
«Люблю тебя!» – хватило сил запеть,
Когда любовь пришла – она поможет,
И дева встала, вышла вдруг из ложи –
Мне улыбнулась та; печаль не гложет.
02.12. 2023
СПРАВКА:
Секстина, или сестина (от лат. «шесть», где подразумевается шесть строк, шесть строф) – сложная строфа из шести строк, или союз одного четверостишие и одного двустишия, причём с разной системой рифм. Стихотворный размер самой секстины – чаще всего пятистопный или шестистопный ямб. Так повелось, что раньше в провансальской, а позже в общеевропейской лирике стала широко известной так называемая большая секстина (или сложная). Стоит сказать, большая секстина – особая устоявшаяся форма стихотворения из шести строф по шесть строк (стихов) в каждой; словом, в общем количестве мы имеем 36 строк. Рифмы подобного стихотворения имеют ту особенность, что через всё произведение проходит только две рифмы, которые, в той или иной степени, по определённой системе (об этом чуть ниже) варьируются между собой. Обязательное условие построения такого стихотворения заключается в том, что заключительная рифма первой строфы заканчивает первый стих второй строфы, а заключительная рифма второй строфы заканчивает первый стих третьей строфы, и, таким образом, заключительная рифма пятой строфы завершает первый стих шестой, завершающей строфы.
Правда, бывают и другие случаи написания большой секстины, когда первый стих первой строфы, кроме рифмуемого слова, в изменённом виде проходит через всё пространство самого стихотворения, занимая втору строку второй строфы, третью строку третьей строфы и далее, подобным образом, заключая собой всю большую секстину в шестой строфе.
В русской поэтической литературе форму большой секстины в своём творчестве практиковали такие известные отечественные поэты как Л. Мей, В. Брюсов, М. Кузмин, И. Северянин. Ваш покорный слуга создавал и создаёт поныне свои большие секстины, опираясь на блестящий опыт Л. Мея «Опять, опять, звучит в душе моей унылой…»
Здесь необходимо сказать, как обещал выше, что каждая строфа, в том или ином виде, в зависимости от своей очерёдности, имеет собственную систему чередования рифм. В этом легко определиться, если пронумеровать каждый стих (строку) первой строфы. Можно сказать следующее, что сама начальная строка каждого стиха первой строфы, проходя через все строфы стихотворения, меняется частично или полностью, а само слово-рифма остаётся неизменным. Ниже, если сам верно понял, представляю чередование того или иного слова-рифмы в каждой строфе, следуя очереди, как 1-ая строфа. 2-ая строфа и далее, до 6-ой строфы:
1-ая 2-ая 3-ья 4-ая 5-ая 6-ая
1. 6. 3. 5. 4. 2.
2. 1. 6. 3. 5. 4.
3. 5. 4. 2. 1. 6.
4. 2. 1. 6. 3. 5.
5. 4. 2. 1. 6. 3.
6. 3. 5. 4. 2. 1.
Свидетельство о публикации №123120501287