К 80-летию Тебуева Шукура Шабатовича. Избранное 68

Тебуев Шукур Шабатович (9 мая 1944 года / 17 Джумадаль-Уля 1363 года хиджры – 29 сентября 2021 года / 22 Сафар 1443 года хиджры) – актёр, поэт, прозаик, сценарист, кинорежиссёр, журналист. Выпускник Shota Rustaveli Theater and Film Georgia State University (1972). Актёр карачаевской труппы Карачаево-Черкесского драматического театра (1972-1985). Главный режиссёр, редактор и журналист ГТРК "Карачаево-Черкесия" (1993-2007). Член Союзов журналистов (1996) и писателей (2020) России. Заслуженный работник культуры КЧР (2012). Автор окталогии "Ас-Сафи" – эпической драмы с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшего поэтического произведения мира, написанного одним человеком (~346K/~920К, материалы готовятся к публикации).

Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K). "Ас-Сафи" пока уступает первоначальной официальной версии (396К), списку Саякбая Каралаева (416,744 строки согласно примечаний Петросяна А.А. в книге "Героический эпос народов СССР", т. 2, М., 1967, с. 562), печатной версии книги рекордов Гиннеса (500,553 строки согласно К.Рахлу, "Тюркский эпос", М., 2008, с. 76) и всей трилогии от Каралаева (937К) кыргызского эпоса "Манас".
Шукур Тебуев, как автор, объёмами поэтического наследия уступает испанцу Лопе де Вега (предположительно, значительно больше миллиона строк в 2 тысячах пьесах, по большей части, утерянных), хотя заметно превосходит русского гения Александра Пушкина (43К) и рекордсмена книги рекордов Гиннеса англичанина Джона Брэдберна (169,925).

Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.

История мира с момента сотворения Аллахом и до Судного Дня, восточные газели и рубаи, западные сонеты и собственные хайдары с шамилями зачаруют истинных почитателей поэзии. Аланы и гунны, асы Одина и великие отшельники, Пророки и святые, Гъариб (чужак) и Сакрадеми (Самая Красивая Девушка Мира), а также другие эпизоды и персонажи — всё это “Ас-Сафи”, или “Аль-Бустан”, карачаевского поэта с Кавказа. Направляющегося в кыргызскую степь, чтобы сразиться в древней борьбе на поясах с эпосом “Манас” за звание крупнейшего поэтического произведения мира в “абсолютной весовой категории”.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:

Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/


Окталогия Ас-Сафи
Раздел VI. Апология
Книга 32. Туман
Шамиль 290. Кенгуру

89 401. Где реальные герои,
В Истины свои устои,
Чтобы с миром различаться,
Где ахейцы взяли Трою,
Славой деньги что искали.
89 402. Строгим к людям не бывать,
Всё возможное прощать.
Этим в жизни приближаться,
Всё Аллаху оставлять,
На Него мы уповали.
89 403. Планку сильно поднимал,
Чтоб никто не достигал?
Чтобы зверю развиваться,
Чтоб на месте не стоял,
Времени немного дали.
89 404. Видимо, как предстоит
Всё узнать, младой пиит,
Чтобы с отдыхом расстаться,
В мире станешь знаменит,
Интервью где ожидали.
89 405. Только мёртвым их не дать,
Телом, духом умирать,
Чтобы снова выражаться,
Чтобы в дебри затекать,
Чтобы реки достигали
89 406. Океанских берегов,
Бога замысел таков.
Чтоб в песках не затеряться,
Хоть обычай был суров,
Тем поспешность отвергали.
89 407. Не увидит Океан
Та река, спешит что, ван,
Коим с асами сражаться,
Позади хоть Индостан,
Мы в Кыргызию шагали.
89 408. Чтобы эпос увидать,
Древний очень, почитать,
Чтоб с Манасом повидаться,
Ну а далее решать,
Волю Бога исполняли.

89 409. В дебри, что-то, зверь подался,
Славой мира наслаждался?
Знать бы хоть о чём их речь,
Хоть понять я не старался,
Чтобы время не терять.
89 410. И не рифмы всё решали,
Пестротой что замелькали,
Содержание испечь,
Пироги коль почитали,
И тортов прошла печать.
89 411. Мы печём и запекаем,
Яблоками добираем,
Чтобы грушу уберечь,
Видно, много понимаем,
Чтобы в радио вещать.
89 412. Надо где остановиться,
Чтоб живой воды напиться,
Чтоб сырой на дно не лечь,
Чтобы в Боге укрепиться,
Чтоб Аллаха познавать…
89 413. Гъарифинов было много,
Говорят, судить не строго,
И приватность обеспечь,
Стоило что дорогого,
Чтоб такому не мешать.
89 414. Чтобы с ними состязаться?
Нет откуда, хоть равняться,
Чтоб гора ушла там с плеч,
Чтоб с Пророком оставаться,
Остальное отвергать.
89 415. Это – к Богу есть дорога.
И сказал тут очень много,
Здесь граница, мрак отсечь,
По-японски снова сога,
Начиная оживать.
89 416. Даже мёртвые ожили,
Если это проглотили,
Такова стальная печь,
Что зверюге поручили,
Чтоб – отселе лишь считать…

89 417. Вектора и параллели,
Отмели когда метели,
Продолжают управлять,
И про них забудем еле,
Чтобы всем распорядиться.
89 418. Зверь ошибки признавал
Сразу-сходу, мир пугал…
Продолжает мир пугать.
Как Аллах и приказал.
Следует остановиться.
89 419. Информации пределы.
Но – кому какое дело?
В ритм обычный нам вступать,
Да, китайское помело,
Чтобы вкусом насладиться.
89 420. Люди будут в адеквате
Ожиданием к расплате,
Чтоб не сильно обобщать,
Сообщеньем об утрате,
Чтоб не сильно упроститься.
89 421. Дали дальние видали,
Хаживали, возвращали,
Чтобы в старость вспоминать,
Чтобы внукам рассказали,
Чтобы в памяти проститься.
89 422. И прощенье получить,
Что от Бога, и повыть
Но от счастия опять,
Чтобы многое забыть,
Если планом воплотиться.
89 423. Надо в гавань мне прибиться,
Успокоиться, забыться,
Не вниманье привлекать,
Чтобы так остепениться,
Засиять и остудиться.
89 424. Сталь таким и закаляли,
Или, может, где читали,
Чтобы в память не нырять,
Ничего там нет в печали,
Чтоб назад не воротиться.

89 425. Где Аллах опять решает,
Собирает и сбирает,
Не рабам чтоб угодить,
Лучше всех Один Он знает,
Чтобы в помощи нуждаться.
89 426. Сам ты должен дело гнать,
А не слушать, унывать,
Критикам не подсобить,
Не обязан всё он знать,
Чтоб в «белинские» податься.
89 427. Не по месту хоть укол,
Но не я его нашёл,
Чтобы снова-вновь добить,
Будь там сокол иль орёл,
Чтоб собою оставаться.
89 428. А не делом перебиться,
Всё опять, в прощай столица,
Для уставших мельтешить,
Где знакомые им лица,
Но не мне, чтоб отрешаться.
89 429. Чтобы выводы бывали,
Постоянно что сбивали,
Для привыкшего грешить
Ничего что не решали,
Чтоб за ум отселе взяться.
89 430. Как-то просто выходило
Всё у зверя, лишь могила,
Может, знает, подсобить,
Где в незнании вся сила,
Озаренья дожидаться.
89 431. Не умом во тьму катать,
Дальше более блуждать,
И охоту всем отбить,
Так привыкшим стильно врать,
Чтобы больше не общаться.
89 432. Не вращаться в этот круг,
Нет там милых, милый друг,
Классику опять смутить,
Позабыть былой испуг,
До Манаса добираться…

89 433. Кенгуру давно скакала,
Устали она не знала,
Чтоб порядок устранился?
Нет, не этого желала,
Власть рефлекса признавая.
89 434. Люди все одни и те же,
В неприятность на манеже?
Ты чего не разленился,
Хоть не стало дело реже,
Далее всё в даль шагая.
89 435. Выбрать деньги или счастье?
На дворе опять ненастье.
Мир совсем не изменился,
Не в его теперь я власти,
В Альхамду лиЛлях без края.
89 436. Перебор гитарных струн,
Не пролистывать вебтун,
Чтобы выбор утвердился,
Будь аланин или гунн,
Где история простая.
89 437. Ценность разная бывала,
Ничего не размывала.
Чтоб никто не удивился,
Речь была, не отставала,
Ценность людям представляя.
89 438. Людям надо отдохнуть,
Чтоб в себя прийти, вздремнуть.
Чтобы корифеем влился
В настоящее, где суть,
Вечность вновь отодвигая.
89 439. Где созвездие мешало,
Но себя не замечало,
Чтобы вдаль ты устремился,
Как тебе и подобало,
Список весь предпринимая.
89 440. Где в авралы всё писалось,
Жемчугами рассыпалось…
Сразу ты угомонился,
Как тебе и полагалось,
Понесла тебя прямая…

89 441. Я желал, они отстали,
Люди сутью выбирали,
Старое не бередить,
Перемены не бывали,
Подтвержденья ожидать.
89 442. Как романтика прекрасна,
Что к любви небезучастна,
Чтобы навыки привить,
Хоть бывало и опасно,
Чтобы снова продвигать.
89 443. Чувства где преобладали,
Воли разуму не дали,
Чтобы снова победить,
Озаренья ожидали,
Чтобы снова побеждать.
89 444. Озарение решает,
Коль от Бога в мир бывает,
А иному и не быть,
На Аллаха уповает,
Чтоб ошибок впредь не знать.
89 445. Навыками обрастал,
Сам того не понимал,
Чтобы опытом добить,
Люд луны того не знал
И не хочет узнавать.
89 446. Чтоб со зверем не тягаться
И собою оставаться.
Чтобы заново решить,
Чтоб особо не стараться,
Чтобы сыром доплывать.
89 447. Субмарина доплывала,
Сыра мира хоть не знала,
Чтобы зверя оградить,
Одиночество спасало,
Мэгги рядом, чтоб спасать.
89 448. Хоть меня не понимают,
Про вершины размышляют,
Коих им не покорить,
Зверя там не замечают
И не станут замечать.

89 449. В мире бренном как водилось,
И не всё нам пригодилось,
Мы не поняли пока,
Старое давно приснилось,
Воплощенья ожидая.
89 450. Не философом я был,
Веру выбрал, остудил,
Знали чтоб наверняка,
Чтоб соперник снова взвыл,
Бога жил не признавая.
89 451. Но Аллах даёт зверюге,
Возвращая их потуги,
Не в расчёт на дурака,
Буде, враже, или други,
Тех и тех в расчёт сбирая.
89 452. Может, где чего читал,
В памяти употреблял,
И в запасе их чека,
Чтоб закончить оный бал,
Ничего не понимая.
89 453. Что-то, просто я пишу,
Скажем прямо, не спешу,
Им в Политбюро, ЦК,
И вопросы все решу,
Всё в инша Аллах вливая.
89 454. Я не очень торопился,
Подустал, воды напился,
Хоть не ставший я дока,
До чего-то докатился,
Критиков не забывая.
89 455. Не способных ни на что,
В не такое спортлото,
Не намять таким бока,
В болота и долото,
Диалекты вспоминая.
89 456. Ведь не очень я старался,
На Аллаха полагался,
Тяжела Его Рука,
Образами задыхался,
Всё на Бога оставляя.

89 457. Раньше строже в много были,
Людям дело упростили,
Было так в Конец у Света,
На пределе доходили,
Чтоб собою оставаться.
89 458. Я стихами мельтешил,
Планы выполнил, забыл,
Знает таковым планета,
На которой в детстве жил,
Не над всем потешаться.
89 459. Просто, в принципе, всё было,
Там, где эгова могила,
Затерявшаяся где-то,
Такова Аллаха сила,
Чтоб Ему лишь поклоняться.
89 460. А не эгу-сумасброду,
Не течениями броду,
Не поможет знаньем Веда,
Чтоб сказать о том народу,
Чтобы Истиной добраться.
89 461. Если кто-то добирался,
Не в иллюзиях питался,
Не в кроссовки или кеды,
Иль понять хотя б старался,
Чтобы в шансы разбираться.
89 462. Я пишу, не понимаю,
Тексты лихо набираю,
Там, где вторники и среды,
Всё потом перечитаю,
Приходилось восхищаться.
89 463. Не собой или стихами,
Попонятней чтобы с Вами,
После завтраков в обеды,
Понимающим сердцами,
Чтоб в Аллахе растворяться.
89 464. Образы кто понимает,
А не явным в бред шагает,
Обходя земные беды,
Расстоянья измеряет,
Не в фарсахи углубляться.

89 465. Где гармония бывала,
Остальное отметала,
Как, обычно, и бывает,
Суть пока не замечала,
До конца не пробудившись.
89 466. До конца не пробуждались,
Хоть не спящими считались,
Как Аллах нам отмечает,
Где аскеты заблуждались,
Жили к Правде приблудившись.
89 467. Груб я, что ли, до предела,
Но кому какое дело,
Бог кавычки опускает,
Дав китайское помело
Зверю, сильно разозлившись.
89 468. Не на зверя. На людей.
Знает точно корифей.
На Аллаха уповает,
Чтоб дойти уже скорей,
Не покоиться, забывшись…
89 469. Хоть преграды там бывали,
Что отсевом доставали,
Как, обычно, и бывает,
Секции не закрывали,
Жили что давно открывшись.
89 470. Чтобы выбор был людей,
Сутью добирать скорей,
Суть своё лишь выбирает,
Без иллюзии твоей,
Всё пройдёт, уже раскрывшись.
89 471. Но народ не понимал,
Чуда снова ожидал
И давненько ожидает,
Мимо зверь идёт, зевал,
В их дела не углубившись.
89 472. Где зелёные предметы
Позабыты кем-то где-то,
Зверь нашёл и подбирает,
Выполнив завет аскета,
От всего давно отбившись.

89 473. Чтобы снова повторять,
Навыками удивлять,
Где сужается дорога,
Чтобы Рая достигать,
Виден где бывал Аллах…
89 474. Компроматы собирали,
Мир подлунный напугали,
По-японски будет сога,
Что зеркал давно не знали,
Позабылся миром прах.
89 475. Я глаголы плохо знаю,
Как приходит оставляю,
Ожиданием итога,
На Аллаха уповаю,
Многому в увы и ах.
89 476. С – Триста Тысяч – слово дали,
Как-то мы о том писали,
С разрешенья было Бога,
Чтобы критики стонали,
В День Суда придёт в словах.
89 477. Где лжецы уже молчали,
Слова им тогда не дали.
Зулкъарнаевого рога
Мне хватает, им в печали,
Навевая ужас, страх…
89 478. Где приоритет бывает
Сути в мире, подавляет,
Говорил об этом много,
Снова дело повторяет,
Чтобы кто-то не зачах.
89 479. Где над златом, где-то просто,
Не задатками агноста,
Стоило не дорогого,
Коль не эгом до погоста,
Вспоминая каждый взмах.
89 480. Где Мушир махал секирой,
Между майнами и вирой,
И не ждал Аллах иного
От такого, в штрих пунктира,
Помогал ему в делах.


Раздел I. Аутад. Книги 1-4. Бейты 1 – 8,000
Раздел II. Два Имама. Книги 5 и 6. Бейты 8,001 – 10,000
Раздел III. Четыре Султана. Книги 7-11. Бейты 10,001 – 16,000
Раздел IV. Фикх (в трёх томах). Книги 12-19. Бейты 16,001 – 28,495
+ Полотно Фикха. 601 сонет (бейты вне общей нумерации)
Раздел V. Сод (в десяти томах). Книги 20-29. Бейты 28,496 – 77,600
+ Прощание с Содом. 214 сонетов (бейты вне общей нумерации)
Раздел VI. Апология (в четырёх томах). Книги 30-33. Бейты 77,601 – 100,500
+ 135 тысяч Маснауи. Четыре моря и Океан (бейты вне общей нумерации)
Раздел VII. Функция (в пяти томах). Книги 34-38. Бейты 100,501 – 112,750
Раздел VIII. Индукция (в восьми томах). Книги 39 и 40. Бейты 112,751 – 124,000


Рецензии