К 80-летию Тебуева Шукура Шабатовича. Избранное 66
Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K). "Ас-Сафи" пока уступает первоначальной официальной версии (396К), списку Саякбая Каралаева (416,744 строки согласно примечаний Петросяна А.А. в книге "Героический эпос народов СССР", т. 2, М., 1967, с. 562), печатной версии книги рекордов Гиннеса (500,553 строки согласно К.Рахлу, "Тюркский эпос", М., 2008, с. 76) и всей трилогии от Каралаева (937К) кыргызского эпоса "Манас".
Шукур Тебуев, как автор, объёмами поэтического наследия уступает испанцу Лопе де Вега (предположительно, значительно больше миллиона строк в 2 тысячах пьесах, по большей части, утерянных), хотя заметно превосходит русского гения Александра Пушкина (43К) и рекордсмена книги рекордов Гиннеса англичанина Джона Брэдберна (169,925).
Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.
История мира с момента сотворения Аллахом и до Судного Дня, восточные газели и рубаи, западные сонеты и собственные хайдары с шамилями зачаруют истинных почитателей поэзии. Аланы и гунны, асы Одина и великие отшельники, Пророки и святые, Гъариб (чужак) и Сакрадеми (Самая Красивая Девушка Мира), а также другие эпизоды и персонажи — всё это “Ас-Сафи”, или “Аль-Бустан”, карачаевского поэта с Кавказа. Направляющегося в кыргызскую степь, чтобы сразиться в древней борьбе на поясах с эпосом “Манас” за звание крупнейшего поэтического произведения мира в “абсолютной весовой категории”.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:
Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/
Окталогия Ас-Сафи
Раздел III. Четыре Султана
Книга 8. Солнце
Сонеты CDXCIX - DL
Ихъя. Рациональное доказательство существования Бога
[Из трактата "Ихъя гъулюми д-дин" Имама Гъазали, написанного более 10 веков назад]
Одобрено Председателем исполкома координационного центра мусульман Северного Кавказа и Муфтием Ставропольского края Мухаммадом-хаджи Рахимовым.
CDXCIX
С точки зренья очевидно
И бесспорным будет то,
Разума, и не обидно –
Есть возникший. То есть кто
Так нуждается в Творце,
Что Создатель, не истце.
Этот мир – возник. Что значит –
Есть Создатель. Не иначе.
Для возникшего зачем
Так бесспорно есть Создатель?
Где там общий знаменатель –
Гъазали ответит всем.
Доказательством Ислама
Нарекла молва Имама.
D
Всяк возникший был определён
Временем возникновенья, скажем.
Потому представлен может он –
До и после – времени, укажем.
А раз так – его определенье
Время требует и для возникновенья –
Должен время кто определять?
И на это надо указать.
Мир – помимо Бога – есть возникший.
Постулат серьёзен, не надуман.
Доказательством был наперёд обдуман,
Потому здесь атеист поникший.
Все тела – движенья и покоя,
Всех возникших качество такое.
DI
Утвержденья Три мы приведём.
Доказательством помочь они сумеют.
Если кто умом был наделён –
То такие сразу разумеют.
Утвержденье Первое, оно
Есть в Ихъя, приводится в «дано»:
Все тела материи – подвижны.
Иль покоятся. Абзац попался книжный,
Ясно это и постичь нетрудно.
Очевидность здесь интуитивна
И необходимостью противна
Лишь несчастному, кому и Счастье трудно.
Впал в невежество и разума пути
Он сошёл. Его уж не найти…
DII
И Второе Утвержденье
Мы, конечно, приведём.
Что – покой, а с ним движенье –
Вновь к возникшим отнесём.
Смена ритма – пользой дела,
Служба так моя велела
Не заснул дабы народ,
Что не разумом живёт.
Почему они возникли?
Следуют лишь друг за другом,
Бытие их – тем же кругом.
Вновь неверные поникли.
Всё накроет этот плед,
Знаем тело то иль нет.
DIII
Для движенья есть возможность,
Пусть в покое то сейчас,
Проявляя осторожность,
И обратный есть рассказ.
Разум это признаёт?
Продолжаем ход вперёд.
И одно из двух бывает,
Потому и возникает,
Наступая в данный миг
Фазой прежней бытия,
Что исчезло здесь, друзья,
Атеист опять поник.
Коли было бы предвечным –
Жило б ходом бесконечным.
DIV
Да отсутствует сейчас.
Потому – возникшим стало,
Гъадама привычен сказ,
Где небытия забрало.
Не найти исчезновенья
Для предвечного теченья.
В Третьем будет Основаньи
Вечность Бога для признанья.
И возникшим то бывает
Качество на нём коль есть
От возникшего. Не съесть?
Умный сразу понимает.
Основанье Третьим будет,
Доказательством прибудет.
DV
Коли было б то не так,
Цепь возникших – бесконечна
И предшественников мрак,
Где нет первого. Беспечна
Песня та и не разумна,
И не тратим жизнь бездумно.
Самый первый по порядку
Кто там будет на зарядку?
Если ж все не завершатся
Те возникшие цепочкой
В данный миг хотя бы точкой –
Бытия уже лишатся
Те, кто в данный миг должны
Быть. Решают так умы.
DVI
Пусть возникнет в данный миг –
Очередь там не доходит.
Истеченья как достиг –
Коль конца там не находит?
Без конца же невозможно
Так истечь, понять несложно.
И небесными кругами
Нам покажут снова с Вами.
Коль небесные тела,
Что вокруг осей кружили,
Без конца с пределом были,
То пошли бы там дела:
Чёт или нечётен счёт.
Или два в одном, народ.
DVII
И скажу там наперёд:
Два в одном одновременно –
Иль не нечет и не чёт,
Чёт с нечётом и бессменно.
Может ли такое быть?
Не хочу глупцом прослыть.
Утвержденье с отрицаньем –
Два в одном – невежды «знаньем».
Если б чётным только было –
Прибавленьем единицы,
Уж нечёта то страницы.
Небо здесь и нам открыло:
Без конца и без предела –
Единицей кончить дело?
DVIII
Нет предела и конца,
Единицей добавленья
Достигаем мы конца?
Здесь пора для пробужденья.
И нечётным быть не может,
Круг небесный вновь поможет
Прибавленьем – будет чёт,
Единица коль придёт.
Как дополнить получилось
Бесконечное число?
Единицей занесло?
Невозможность приключилась.
Бесконечность не бывает –
Чёт с нечётом вместе, – знает.
DIX
Если вместе же пришли,
То число – не бесконечно.
Описали как могли,
Прочитали хоть беспечно.
Мир – на качествах возникших.
Стонов глас, пускай утихших,
Слышен пусть здесь и там –
Говорит нам так Имам.
А раз так, то мир – возник.
Если то подтверждено –
Аксиомы вновь вино, –
Есть Создатель. Слышен рык
От Второго Основанья,
Что приходит для признанья.
DX
Основание Второе
Приведёт Ихъя для нас.
Будет вот оно какое,
Пробуждая Веры Глас.
Он – Къадим. Предвечный значит,
Лишь – Аллах. И не иначе.
И начала не имел,
И Извечностью поспел
В сердце верующих очень.
Прежде был всего и ране.
Знайте это, мусульмане.
И добавим между прочим –
Мёртвым и живым бывало
Остальное до Начала.
DXI
И существованья тоже
Прекращения вода –
Не Аллаха. Так не гоже.
Будет, был и есть всегда.
Доказательство приводит
Вновь при всём честном народе
Наш Имам в Ихъя опять,
Будем далее читать.
Если б был Аллах возникшим,
Не предвечным как сказали,
Выше что уже читали,
Силлогизмом в мрак поникшим, –
Нужен был Ему б создатель,
Первый в деле начинатель.
DXII
Бесконечная цепочка.
Создаёт. И создаёт.
Заплутает одиночка,
Да всему придёт черёд.
Ничего не возникает,
В бесконечности растает.
Иль закончится на Боге,
Окончанием дороги.
То есть Он и есть Начало,
То искомое искали
И Создателем назвали
Мира нашего. Забрало
Было поднято и здесь –
Ведь Создатель мира есть.
DXIII
Третьим будет Основаньем,
Что приходит за Вторым,
И откроется признаньем,
Не осталось чтоб сырым.
Первый и Последний – Он, –
Явный, Тайный. Эталон.
Был чуть выше – Безначальный,
Вечный, без конца. Сакральный
Текст немного получился.
Разбавляю, как могу
И себе в том помогу,
Чтоб совсем не заблудился.
Трудно это всё понять,
Потихоньку стал писать.
DXIV
Первый – значит, нет начала.
И Последний – вслед всему,
Пусть исчезнет всё. Немало,
И продолжим посему.
Явный – через те знаменья,
Что прислал для проясненья.
Тайный – чувством не постичь,
Сокровенный, не достичь.
Коль доказана предвечность –
Значит, нет исчезновенья.
И докажет без сомненья,
Разрушая сна беспечность
Знаньем Бога вновь Имам,
Восхваленьем Небесам.
DXV
И подумай сам немного:
Если бы Он исчезал
И в небытие дорога –
Дихотомности причал.
Или Сам Он исчезает.
Или кто-то помогает.
Противостоящий кто-то,
Для второго здесь работа.
Допустить исчезновенье,
Если вечность представима –
Бытие, что так любимо,
У того идёт в забвенье.
Наступленье бытия –
Там причина есть своя.
DXVI
И его исчезновенье,
Наступленьем назовём,
И не есть здесь отступленье,
Для небытия причём.
Коль небытиё пришло –
Знать, причиной снизошло.
Невозможным проявилось,
Что вторым там говорилось –
Кто-то действием своим.
Невозможным то являлось
И иным не представлялось,
И продолжим то за сим.
В новом Стане объясненье,
Для ума вновь пробужденье.
DXVII
Где исчезновенье Бога
Под воздействием кого-то –
Невозможно. Та дорога
Не устраивает что-то?
Потому и объясняет
Вновь Имам и разгоняет
Мрак невежества ума,
И причина здесь нужна.
Этот кто-то – был предвечный?
То тогда непредставимо,
Может, кем-то и любимо,
Интерес пусть бесконечный, –
Кто-то с Богом? Быть не может,
Вечностью не потревожит.
DXVIII
Основанья Два, что выше,
Ведь Предвечность доказали
Бога нашего, и слышен
Вздох неверного в печали.
Как Он мог существовать
С кем-то в вечности опять?
Наряду с тем бытиём
У кого-то? – Не найдём.
Если кто-то – возникал,
То предвечное не сможет
Устрашить. Конец положит
Силой Бог. Кто и создал.
Ведь предвечный, знай – сильней.
А возникший – послабей.
DXIX
Основание квартета,
Что Четвёртым назовём,
Не субстанция поэта,
И монаду не зовём,
Что был джаўхар по-арабски,
То – не Богово. А рабски.
Места Бог не занимал,
Вне пространства Бога знал.
И субстанция – монада –
Место для неё в пространстве,
Отличается в убранстве.
И из двух одно ей надо:
Иль покой, или движенье,
Всех возникших притяженье.
DXX
Тот тандем – возникший, знаем.
Что возникшим обладает –
То возникшим и признаем.
Так иллюзия растает.
И предвечный джаўхар с местом? –
Не проходит здесь протестом.
То тогда – предвечность мира,
Зазвенит монады лира.
Коль субстанцией назвали
Бога, исключив пространство,
Пусть, ошибка иль жеманство, –
Знай, не так употребляли
Те значения у слова
Все, кто знал. И здесь основа.
DXXI
Основанье номер пять.
Бог – не тело из субстанций,
Кои атомами звать,
Школьники надели ранцы.
Ведь субстанция – конечна,
Тело будет не предвечно.
И с пространством разобрались,
Так до атомов добрались.
Ведь монада – разложима,
Есть соединенья путь,
И про это не забудь,
Вся субстанция делима.
Есть движенья и покой,
Форма и размер там свой.
DXXII
Всё – возникшего творенья,
Признаков немало есть,
И не будет исключенья,
Исключеньем Бог лишь здесь.
Если б был Создатель мира
Телом – зазвенела б лира
Солнца и луны. Всего.
И в божественность того
Верить тоже было б можно.
Бога телом коль назвал
Кто-то смелый – проиграл.
Выражаться осторожно
Здесь в названьях с правотою,
Отрицал я немотою.
DXXIII
Основание Шестое.
Акциденции – агърад –
Нет у Бога. Вот какое.
Этому безмерно рад.
Акциденция – случайность.
В этом деле будет крайность.
Пусть пространственно и время,
Иль количества то стремя
С качеством определив –
Цвет и вкус, ещё длина,
Запах или глубина,
Как запомнить не забыв?
Не Агърад Творец у мира,
Пусть запомнит то задира.
DXXIV
Тело каждое – возникло,
А Создатель – будет до
Этого всего, поникло
Фальши всякой решето.
Ведь Один Он был в аз;ль –
Никого там нет, не жаль.
И предвечность так назвали,
Имя то арабы дали.
Позже – Он создал тела,
Акциденции им дав,
Акциденцией не став.
Ниже поясним дела.
Всемогущий Знает всё,
Волей движет бытиё.
DXXV
Атрибуты Бога эти
С акциденцией не путай.
Лишь они и есть на свете,
Разум фальшью не запутай.
Атрибуты бытия
Бога лишь, скажу, друзья.
И Его существованье –
Самому Себе признанье.
Независимая Самость –
Зат Божественным зовётся,
И запомнить нам придётся,
Ведь нетрудно, капли малость.
И из всех тех оснований
Станом вылилось признанье.
DXXVI
Бог есть бытиё такое,
Что не джаўхар и не тело,
Акциденции. Другое.
И другое будет дело.
Кроме Бога – привела
В акциденции, тела
И субстанции – всё мир,
Что возник. И что – не сыр,
Чтобы логикой бросаться,
В мрак неверия тонуть,
И не просто так – а вглубь.
Но не будем отвлекаться.
Вывод будет там простой,
Бог – особенный. Такой…
DXXVII
Не похож ни на кого,
На Него похожих нету.
Сомневается коль кто –
Обойди хоть всю планету
И вселенную при том.
Не нуждается ни в ком.
Но весь мир – нуждался в Боге.
Нет иного, демагоги.
Лишь благодаря Ему
Существует мир и создан,
Ризкъ рабов уже был роздан,
Продолжаем посему.
Не сравнить Творца с твореньем
Никаким уподобленьем.
DXXVIII
Основание Седьмое –
Самость – Зат Аллаха здесь.
Дело это непростое,
Соберусь для дела весь.
Джиха – сторона – не к месту,
Отменяем здесь фиесту.
Право, лево, верх и низ,
Перед, тыл – не тот каприз.
Стороны те Бог создал
Чрез созданье человека.
И ведётся так от века.
Что ногами Он назвал
То, что ходит по земле.
И известно то тебе.
DXXIX
Сверху голова бывает,
«Низу» противоположна.
Что – условность, понимает
Это ум, ему несложно.
Бог устроил так порядок
Для удобства наших грядок.
Муравью на потолке
«Верх» уж в «нижней» стороне,
Что ползёт перевернувшись,
Верхом в низ людской глядит,
Что упорно говорит
Атеист не поперхнувшись,
Снова будет отрицать?
Что ж, не наша то печать…
DXXX
И руки бывает две.
«Правая» бывает сильной,
Попонятней мне, тебе.
И порядок вновь стабильный,
В стороне другой – левша,
Так назвал его правша.
И название сторон
Так приходят – хочет Он.
Люди «передом» идут,
«Тыл» – в обратной стороне,
Но не термином в войне,
Мудрецы своё найдут.
Если б были в форме шара –
Нет сторон нам для удара.
DXXXI
И для шара если нет –
Как для Бога появились?
Был ведь создан тот Сикстет,
С человеком проявились.
Потому не сотворил
«Сверху», «снизу» мир. Раскрыл
Нам Имам ту тонкость сразу,
Для ума прибавим фазу.
Нет у Бога головы,
Коли счастлив – то запомни,
Иль несчастием заполни,
В выборе своём правы
Все, кто выбор тот имеет.
И мудрец лишь разумеет.
DXXXII
Потому нет «верха», «низа».
Нет для Бога ничего.
Акциденции каприза
И субстанции. Всего.
Если ж «сторона» – другое,
Словословие такое,
То – ошибка лексикона
И грамматики закона.
И о том уж говорили
Чуть повыше мы, друзья,
Повторяюсь снова я,
Так и в книге начертили.
И ещё одно там мненье
Приведём как подтвержденье.
DXXXIII
Если б «выше» мира был
Наш Аллах – то был напротив
Мира этого. Раскрыл
Все нюансы по работе.
Если – противоположно, –
То понять совсем несложно, –
Равным, меньшим или большим
Должен быть. И речью дольше
Должен быть определитель,
Что оценит. Но не так,
Понимает и дурак,
Да и ум здесь разделитель.
Ведь Мудаббир наш Творец –
Всё устроил. Здесь конец.
DXXXIV
Руки к небу поднимаем
Мы однако для мольбы.
Направленьем принимаем –
Только так, и тем правы.
Для мольбы то направленье,
Киблы неба притяженье.
Атрибуты Бога здесь –
Он – Велик. И Гордость есть.
Руки вверх устремлены –
Положение велико
И высоко, солнцелико.
То понять и мы должны.
Принужденьем, овладеньем
Бог превыше над твореньем.
DXXXV
Основание Восьмое
Нам раскроет Истиуа,
Объяснит оно какое
И раскроет все слова,
Что в Коране, у поэта,
Пригодится лира эта.
К Гъаршу Истиуа придётся,
Умный сразу разберётся.
Как же Истиуа там будет?
Как Аллах то захотел.
И поверить нам велел.
Малик, что Имам, разбудит
Этот долгий разговор –
Ведь в окно полезет вор.
DXXXVI
И прогнать нововведенца
Приказал тогда Имам,
Пусть изображал младенца
И вопрос придумал сам.
Да вернёмся мы к Ихъя,
Экскурс здесь прервал, друзья.
Положение – высоко.
И Величие – далёко.
Вот такой у нас Аллах,
Истиуа же совпадает,
Как Он хочет и бывает,
Загоняя только в прах
Кто к невежеству склонился
И в неверие скатился.
DXXXVII
И Одиннадцать Аят,
Сорок Первая Глава,
Нам в Коране говорят,
Речь Аллаха вновь права.
Истиуа Он проявил
К небесам, Он так решил,
Дыму небеса подобны.
Далее рассказ подробный –
Властвовать и принуждать.
Как сказал поэт Джаўхар,
От Востока миру дар,
Чтобы Бишра описать,
Что Маръуана будет сын,
Пригодится бейт один.
DXXXVIII
Над Ираком истиуа
Бишр совершает бейтом.
Без насилия. Пора
Взять всю власть ему при этом.
Ахлюль-Хакъ так говорит,
Истиной что знаменит.
Ахлюль-Батын вторит им
Вновь Аятом, хоть другим.
Что Аллах, познай – везде
Будет с нами непременно.
Коли толковать надменно,
Не найдёшь ты правда где –
В Пятьдесят Седьмой Главе
Тот Аят квартетом мне.
DXXXIX
Постижение всего,
Знание здесь обо всём.
Нет там больше ничего,
Ничего и не найдём.
Бога знанье, постиженье.
Аллегории уменье,
Дальше носа посмотри
И метафору узри.
Есть хадис ещё Пророка.
Сердце верующих здесь,
Снова образ мощный есть,
Мудростью кто зрит далёко.
Между пальцами у Бога –
Вот метафоры дорога.
DXL
Так в неверие прийти
Очень просто удаётся.
Внешним кто хотел идти –
В Ад попасть ему придётся.
Власть Могущества Аллаха –
Пальцы два. И кредо краха
«Грамотея» и лингвиста,
Силлогизма пианиста.
Мощь и принужденье вновь.
Образ для счастливых очень,
И себя в число их прочим,
Бога бы найти Любовь…
Есть ещё хадис один.
Основанье завершим.
DXLI
Будто бы рука Аллаха –
Чёрный камень на Земле.
Не по Сеньке та рубаха,
Смысловые дефиле.
Смысл же здесь был таков,
Знай, коль знанием суров:
Правая рука царя –
Камень тот пред Богом. Зря
Лингвой кто-то усмехнулся.
Уваженье и почтенье –
Камню наше проявленье.
Может, кто-то улыбнулся.
Целовать и гладить надо –
Для паломника награда.
DXLII
До абсурда доведёт
Тех, кто внешним выгребает.
Истиуа здесь подойдёт –
И значенье понимает
Не словарное к тому же –
«Поселенье»? Можно уже –
И «расположеньем» звать,
Топку Ада разжигать.
Тело Гъарша докоснулось?
Больше, меньше иль равно?
Горемыкам всё равно,
Коль несчастье их проснулось.
Коль умом ты наделён –
Понял всё, и тем силён.
DXLIII
Основанье, что Девято.
Виден будет Бог в Раю.
Слава Богу, так, ребята.
Суфиям ту песнь спою.
Пусть Он образа лишён,
Нет размера и сторон.
Но в Коране Сам сказал
И на это указал.
И Аята будет два
В Суре Семь Десятков, Пять,
Чтобы легче вспоминать,
Не увядшие слова –
Лица в день такой сияют
И на Господа взирают.
DXLIV
Хоть не виден был на свете
Этом нам. Таков удел.
И запомнили уж дети,
Вспомнил и повеселел –
Взор Его не постигает.
Так Аллах нам разъяснит
В Суре Шесть, Аят Сто Три
Тот внимательно прочти.
И Мусе Он Говорил –
Не увидишь ты Меня.
Упрощением летя,
Вновь кавычки позабыл.
В Суре Семь наш Боже Свят,
Где Сто Сорок Три Аят.
DXLV
Пусть мугътазилит не верит,
Что увидим мы Его.
Да Муса открыл уж двери,
И хватило мне того.
А ведь он Его просил,
Не хватило только сил.
Коли это невозможно –
Как просить неосторожно?
Бидгъа и хауа – враги,
Для невежды же – друзья,
Приложусь опять и я,
И себя постереги.
И Великого держись,
Рабитою укрепись.
DXLVI
Постиженье и познанье –
Суть виденья будет здесь.
Ни к чему нам отрицанье.
Если Правда в сердце есть.
Потому – увидеть Бога –
Нам представится дорога.
Только – видеть – совершенней,
Знания оно бесценней.
Коль познать Аллаха можно,
Пусть лишённого сторон,
Хочет для рабов то Он,
И ответим односложно –
Видеть можно Его тоже,
В этом деле Он поможет.
DXLVII
Видит нас без расстоянья,
Этим указал нам Путь
Наш к Нему для созерцанья.
Пояснения же суть –
И стоять совсем не надо
Нам напротив, не преграда.
Ведь без образа и вида,
Указанием для гида,
Дал познать Себя Аллах.
Потому и для виденья
Допустимостью сравненья,
Воздадим хвалу в мирах.
Где Десятым основаньем
Завершится описанье.
DXLVIII
Он – Один. И нет других
Сотоварищей и прочих.
И Единственности стих
Растворился среди многих
Атрибутов Бога вечных.
Пробуждением беспечных –
Независим, нет примера,
Нет подобного размера.
Абсолютно не похож.
Ни на что, нигде, ничем,
Многогранностию тем
Гъариф к Богу только вхож.
Что познал Аллаха Волей
Бога, наделённый долей.
DXLIX
И в семьсот попали строк
С небольшим, скажу при этом –
Да поможет нам Пророк
Верным Богу быть заветом.
Двадцать Первая Глава,
Где Аятом Двадцать Два.
Если б были боги, знай, –
Нет порядка. Хаос. Край.
Если б первый захотел,
А второго бы заставил –
Божество второй оставил.
Он – не бог, и не у дел.
Поверни наоборот –
Значит, первый там не тот.
DL
Потому Аллах – Один,
Нет соперника Ему,
Он – вселенной Господин.
Завершили посему.
Нет подобного и ровни.
Для геенны же жаровни
Есть путей нововведенье,
Их немало исчисленье.
Кто за Внешним текста гнался
И считал себя учёным,
Очень знающим законы, –
Оступившись, не добрался.
И не жалко мне такого,
И закончилось здесь слово.
Раздел I. Аутад. Книги 1-4. Бейты 1 – 8,000
Раздел II. Два Имама. Книги 5 и 6. Бейты 8,001 – 10,000
Раздел III. Четыре Султана. Книги 7-11. Бейты 10,001 – 16,000
Раздел IV. Фикх (в трёх томах). Книги 12-19. Бейты 16,001 – 28,495
+ Полотно Фикха. 601 сонет (бейты вне общей нумерации)
Раздел V. Сод (в десяти томах). Книги 20-29. Бейты 28,496 – 77,600
+ Прощание с Содом. 214 сонетов (бейты вне общей нумерации)
Раздел VI. Апология (в четырёх томах). Книги 30-33. Бейты 77,601 – 100,500
+ 135 тысяч Маснауи. Четыре моря и Океан (бейты вне общей нумерации)
Раздел VII. Функция (в пяти томах). Книги 34-38. Бейты 100,501 – 112,750
Раздел VIII. Индукция (в восьми томах). Книги 39 и 40. Бейты 112,751 – 124,000
Свидетельство о публикации №123120303986