К 80-летию Тебуева Шукура Шабатовича. Избранное 32

Тебуев Шукур Шабатович (9 мая 1944 года / 17 Джумадаль-Уля 1363 года хиджры – 29 сентября 2021 года / 22 Сафар 1443 года хиджры) – актёр, поэт, прозаик, сценарист, кинорежиссёр, журналист. Выпускник Shota Rustaveli Theater and Film Georgia State University (1972). Актёр карачаевской труппы Карачаево-Черкесского драматического театра (1972-1985). Главный режиссёр, редактор и журналист ГТРК "Карачаево-Черкесия" (1993-2007). Член Союзов журналистов (1996) и писателей (2020) России. Заслуженный работник культуры КЧР (2012). Автор окталогии "Ас-Сафи" – эпической драмы с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшего поэтического произведения мира, написанного одним человеком (~346K/~920К, материалы готовятся к публикации).

Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K). "Ас-Сафи" пока уступает первоначальной официальной версии (396К), списку Саякбая Каралаева (416,744 строки согласно примечаний Петросяна А.А. в книге "Героический эпос народов СССР", т. 2, М., 1967, с. 562), печатной версии книги рекордов Гиннеса (500,553 строки согласно К.Рахлу, "Тюркский эпос", М., 2008, с. 76) и всей трилогии от Каралаева (937К) кыргызского эпоса "Манас".
Шукур Тебуев, как автор, объёмами поэтического наследия уступает испанцу Лопе де Вега (предположительно, значительно больше миллиона строк в 2 тысячах пьесах, по большей части, утерянных), хотя заметно превосходит русского гения Александра Пушкина (43К) и рекордсмена книги рекордов Гиннеса англичанина Джона Брэдберна (169,925).

Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.

История мира с момента сотворения Аллахом и до Судного Дня, восточные газели и рубаи, западные сонеты и собственные хайдары с шамилями зачаруют истинных почитателей поэзии. Аланы и гунны, асы Одина и великие отшельники, Пророки и святые, Гъариб (чужак) и Сакрадеми (Самая Красивая Девушка Мира), а также другие эпизоды и персонажи — всё это “Ас-Сафи”, или “Аль-Бустан”, карачаевского поэта с Кавказа. Направляющегося в кыргызскую степь, чтобы сразиться в древней борьбе на поясах с эпосом “Манас” за звание крупнейшего поэтического произведения мира в “абсолютной весовой категории”.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:

Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/


Окталогия Ас-Сафи
Раздел IV. Фикх
Полотно (бейты вне общей нумерации)
Строфы 76-90

76
Прикрываясь Богом, люди
Много мерзости вершили.
В мире, позабыв о чуде,
Люди явно учудили.
Думали, что всё пройдёт
На ура и соль дойдёт
Так до места назначенья
Для привычного варенья?
Не сказал бы. И не так.
Умными себя считают,
Остальное унижают,
В мире кроме них дурак
Только де обосновался?
Ад не зря им создавался…
77
Ад – чтоб выпрямить кривое –
Видимо, и создан был.
В вечность будет что такое,
Чтобы всякий не забыл,
Препирательством вонзаясь,
Правды ложью не стесняясь –
Белым чёрное назвал,
Суть у дела искажал
И – сознательно. Учти.
Что такого мне жалеть? –
Сыром бегал преуспеть,
Был преградой на Пути.
Чтобы в вечность углубился,
В Ад скорей поторопился.
78
Да, жестоким зверь бывает.
Если убивать детей
Нечисть мира пожелает
Как-нибудь в один из дней –
Тоже зверю, что ль, молчать?
В Ад чтоб молча отправлять?
Или биться неуёмно?
Что там противозаконно?
Пёс бродячий, что кидался
На детей и убивал,
К жалости теперь взывал?
А в душе-то – измывался?
Шею рубят дикарям,
Людоедам. Будет Вам.
79
Будет зверя осуждать,
Что хирургом на пределе,
Будет опухоль срезать,
Чтобы люди не болели.
Несогласным кто там был –
В терапию угодил.
Думаешь, ему помогут?
Да навряд ли там всё смогут.
Нужен нож-топор, считай,
Где пилюля не решала,
Что уже и не хватало,
Хирургии это край.
Зверь в хирурги записался?
Я не знал и не признался.
80
Видно, эта речь смущает
Неумех в земных делах,
Что метафоры не знает
В поэтических кругах.
Ты подвоха не ищи,
Сутью уж не трепещи –
Был подвох в делах твоих,
Коль искал его у них,
Где – подвоха не бывало.
Жёстко вновь определил?
Ничего чтоб не забыл.
Ничего не доставало
Чтобы больше в том пути,
Хоть далече нам идти.
81
Сердце вновь не обмануло,
Если есть оно иль будет.
Помянуть не преминуло,
Знамя флагом здесь прибудет,
Разницы хоть никакой
Не узрел, поди, герой.
Да и зверь не знал о том,
Был хоть малый водоём.
Всё синонимами стало,
Чтобы речью заблистать?
Нечего, поди, читать?
Или классиков так мало?
Я не знаю. Не читал.
В подлинник фарси не знал.
82
Чтоб Хафиза тем почтить.
Переводом сокрушался,
Что хватало мне убить
Эго. Зверем не метался
В мире всякий человек
Средь озёр, морей и рек.
Снегирями улетал,
Чтоб Весны пришёл аврал,
Жизнь блистала, бьёт ключом,
Чтобы снова просыпаться,
К жизни новой возвращаться,
Оживлением возьмём.
Что и нас уж ожидало,
Не при чём где всё бывало…
83
Непонятно? Что за речь?
Всё абракадаброй в силе?
Согревать создали печь,
Хоть не помогла в могиле.
Холод мира отступал –
Каждый в мире умирал.
Но не каждый возродился
Духом, кто-то оступился.
Дай Аллах, чтобы – не мы,
Кто был с нами и любим.
Литераций херувим
Не нашёл опять кормы:
Не увидел нос стрелы.
Знать, не соколы-орлы.
84
Что-то всё пошло рекою,
Чтоб успели записать,
Почитали чтоб с тобою
Типографии печать.
Может быть. И ожидаю.
Спор давнишний продолжаю,
Не по сути, а по форме.
Зверь, по-прежнему что в норме,
Может долго. Долететь
Той Стреле Хайдара сила
В этом мире подсобила,
Чтобы в вечность не болеть.
Чтобы Рай бесценным стал,
Где цены уже не знал.
85
Речь течёт своей дорогой,
Чтобы стройных удивлять.
Ведь худых так стало много,
Можно даже не считать,
В счёт желавших не включая,
Калькулятор не ломая.
Люди модой падки были,
Чтобы стиль опять забыли.
Только духа корифей
В этом деле разбирался,
В глубь по форме не старался,
Тимофей или Матвей.
Люди имена избрали,
Всё стратегией шагали.
86
Чтоб душа походкой знала,
Именем своим идёт,
Что от мира отличало,
Это дело подойдёт.
Разным ходом разный люд
В мир пристроится. И тут,
Как и в мире что потом,
Непролазный бурелом –
Бога в сердце коли нет.
Ничего не помогало,
Коль душа и не искала –
То получит что в ответ?
Коль царя не попросили –
Лишь себя и обделили.
87
Думали, он побежит –
Чтоб просить их попросить?
Скажешь что, младой пиит?
Или «так тому и быть»?
Смыслом рока потакая,
У людей болезнь такая,
Слабости души своей,
Что судьбою «корифей»
Очень хочет признавать.
Руку протяни – возьми,
Очень просто всё вельми,
Вслед на Бога уповать.
Сердце с телом различали,
В Соде ранее сказали.
88
Сердце – будет уповать.
Тело – средством пробиваться.
Два в одно там не мешать,
Чтобы в деле разобраться.
Дух и тело различали,
Кто не глупый до печали.
Что ещё добавить там?
Всё понятно, ясно Вам.
Так надеюсь. Не устали
Чтоб от натиска идей,
Чтоб достигли Вы скорей
Цели, пусть, пока не знали
Точно карту всю пути –
Всё намереньем в чести.
89
Коли – проще выражаться.
Разум и иннет решают,
Чтоб намереньем прозваться,
Люди что не забывают.
Бог намеренье хранил
У святых. Что выше сил
Нам простым. Уже смирился
Зверь, в дороге утомился.
За намереньем смотреть
Надо долго, неустанно,
Хоть намеренье желанно,
Очень трудно преуспеть.
Плоскостей там Трио было,
Поминанье приходило.
90
Бог. Иль Рай. Или Дунья.
Нет смешенья в этом деле.
Дальше умолкаю я,
Так на Небе мне велели.
Ничего там нам не ново –
Мира где всего основа,
Много раз про то сказали,
Речью долгой утомляли.
Ничего. Нам не в первой
Людям Правдою солить,
Эгом где хотели жить
И тянуть чтоб за собой
Мир подлунный, чтобы стал
Рядом, в Ад легко попал.


Раздел I. Аутад. Книги 1-4. Бейты 1 – 8,000
Раздел II. Два Имама. Книги 5 и 6. Бейты 8,001 – 10,000
Раздел III. Четыре Султана. Книги 7-11. Бейты 10,001 – 16,000
Раздел IV. Фикх (в трёх томах). Книги 12-19. Бейты 16,001 – 28,495
+ Полотно Фикха. 601 сонет (бейты вне общей нумерации)
Раздел V. Сод (в десяти томах). Книги 20-29. Бейты 28,496 – 77,600
+ Прощание с Содом. 214 сонетов (бейты вне общей нумерации)
Раздел VI. Апология (в четырёх томах). Книги 30-33. Бейты 77,601 – 100,500
+ 135 тысяч Маснауи. Четыре моря и Океан (бейты вне общей нумерации)
Раздел VII. Функция (в пяти томах). Книги 34-38. Бейты 100,501 – 112,750
Раздел VIII. Индукция (в восьми томах). Книги 39 и 40. Бейты 112,751 – 124,000


Рецензии