Как вести себя среди неблагодарных. малышам урок 1

Бабушка Гликерия, наблюдала за внуками с самого утра, не затрагивая их своим присутствием. Серьёзное и деликатное дело они разбирали.
- Алёнушка, ты пойми, мы живём среди разных людей и не каждый  признателен за то, что имеет или ему делают, - говорил младшей сестричке  Алёша.
- Алёшенька, а этих людей не учили Благодарности? Она первая помощница в делах житейских. Так бабушка говорит, - выясняла Алёнушка.
-  Вот у нас в детском садике много ребят, которые непризнательные человеки.
- Говорить следует люди, а не человеки, - поправил брат сестричку.
- Мне трудно рядом с ними  сохранять свою Благодарность и Признательность. Я только учусь с этими качествами дружить.

Алёша немного задумался. Как бы это толково объяснить, да ещё и на примерах показать.  Он повернулся вокруг себя три раза, взял сестрёнку за руку и произнёс: "Благодарю! Азъ Есмь Чудо"!
- Повторяй за мной, Алёнушка. Мы сейчас в сказку попадём, там всё и узнаем, - серьёзно велел он сестре.
Волшебная фраза свершила чудеса, дети оказались на опушке леса, где проходили занятия у лесных зверей.
- Алёша, - шёпотом позвала девочка. А звери тоже в школу ходят?
- Да. Только у них особая школа, давай понаблюдаем.
Медвежата учились правилам, как общаться с неблагодарными зверями.
Медведь - учитель вывесил плакат на берёзку и подозвал самого маленького медвежонка Торопышку.
- Что станешь делать, когда тебя не благодарят за доброе, сделанное тобой дело? Станешь возмущаться и требовать, чтобы взамен что - либо дали? – задал вопрос учитель – медведь.
- Я стану сохранять спокойствие, - ответил Торопышка.
-  Правильно. Сейчас проверим.
- Пойди к лисице и передай ей пирожков, да медку бочоночек. Вот на деле и проявится, как ты себя поведёшь.
Медвежонок по имени Степашка поднял свою лапу вверх, просил спросить его.
- Выходи к доске, слушаем тебя.
Степашка вышел к доске и с возмущением стал рассказывать о том, что сколько бы он ни помогал своему младшему брату Федоту, тот никогда не благодарил.
- Что мне с ним делать? Мне не хочется больше ему помогать, - молвил Степашка.
- Ни других надо изменять, а самому поменяться.
- Как это? Я всегда признателен и выражаю Благодарность! – возмутился ученик леса.
- Тебе необходимо обозначить свои границы помощи. Ты Степашка, чётким и уверенным голосом скажи,  что готов помогать, но ожидаешь взаимоуважения и признательности, - посоветовал учитель – медведь.
- Он побежит маме жаловаться и мама меня поругает.
- Сделай ещё одну попытку разъяснить свои ожидания, возможно, неблагодарный братик просто не понимает, какие ожидания ты имеешь. Объясни, что для тебя важно чувствовать, что твои усилия ценятся
- Благодарю вас Потап Иванович, непременно попробую, но если и это не поможет, я избегу конфликта, не стану пытаться принудить неблагодарного  брата изменить свою точку зрения.
Только договорил, как деревья в лесу зашатались, птицы замолчали, зверушки все попрятались от того, что медвежонок Степашка ревел на всю округу.
- Заломаю лисицу! Я ждал, что она отблагодарит меня за гостинцы, принесённые мной. А она и словом не обмолвилась, да ещё дверь передо мной закрыла. В гости не позвала, медку отведать, – причитал в слезах Торопышка.
- Запомни, медвежонок -  подходи к ситуации без ожидания признания или благодарности. Это позволит избежать разочарования, если благодарности не последует, - успокаивал ученика Потап Иванович.
- Вместо того чтобы ждать благодарности от других, сконцентрируйся на том, какие положительные изменения ты можешь внести в ситуацию. Фокусируйся на своих действиях.
До этого момента, тихо сидевшая Алёнушка, заговорила.
- Алёша, а человеку ровно, как животные следует поступать с неблагодарными людьми?
- Полагаю именно так, природа – это живая книга жизни для человека. Так папа всегда повторяет и частенько сам наблюдает за поведением в природе.
- А ты для меня запишешь по пунктам, как мне себя вести с неблагодарными. Я всё сразу не запомню, - позаботилась Алёнушка.
- Мы попросим Потапа Ивановича подарить нам плакат – памятку.
- Учитель! Учитель! Можно я скажу? – просилась маленькая ученица по имени Медуница.
- Говори! – дал слово педагог.
- Топтышка не умеет держать свои эмоции под контролем. На весь лес рычал. Скажите это плохо?
- Важно научиться менять грустные эмоции на спокойные или радостные. И это очень важно, когда находишься в окружении неблагодарных, - внёс ясность Потап Иванович.
Среди учеников находился медвежонок – мыслитель, по имени Философ. Всё время урока он внимательно наблюдал, делал свой анализ и выводы. И вот теперь он решил, что пришла пора и ему поднять руку для высказывания.
- Что хочешь сказать, Философ? – дал слово медвежонку преподаватель.
- Я размышлял о мотивации неблагодарных и считаю, что необходимо попробовать понять, почему неблагодарные животные так ведут себя. Возможно, у них есть собственные стрессовые факторы или неудовлетворенные потребности.
- Твои выводы верны! Это восьмой пункт в нашей памятке. Важно поразмышлять и понять другого, почему он так действует.
- Можно я ещё добавлю? – попросил Философ.
- Я в таких случаях, подумав, соизмеряю, насколько мне полезно и дальше общаться с невеждой. Нахожу баланс между помощью и сохранением своей эмоциональности.
Вновь подняла лапу маленькая Медуница.
- Даю тебе слово, разрешил говорить Потап Иванович.
- Моя бабушка очень часто напоминает мне: «Помни о своих ценностях. Прими во внимание свои личные ценности и принципы. Если неблагодарность нарушает твои основные убеждения, решение может быть ясным – не общайся».
После этих слов, все ученики – медвежата, зааплодировали Медунице.
- Вот и подошёл к завершению наш урок о том, каким образом поступать, когда тебя окружают неблагодарные звери, - подвёл итог наставник лесных жителей.
- Пора и нам возвращаться из сказки, - сообщил Алёша.
- А мы попросим памятку, Алёшенька?
Алёша подошёл к Потапу Ивановичу, поблагодарил искренне за науку.
- Возьмите памятку  для пользы вашего обучения, - протягивая скрутку, заботливо сказал учитель лесных зверей.
Дети ещё раз поблагодарили Потапа Ивановича и Алёша, своим магическим заклинанием вернул их домой. А дома, брат с сестрой весь оставшийся день посвятили осмыслению того, что написано в «Памятке».


Рецензии