Марина Цветаева

© Розена Лариса Вениаминовна
                Посвящается Самому
                дорогому Человеку Б.М.
         
               (Из книги Розена Л.В. "Долгая беседа подходит к концу или новая Шахерезада). ЕКАТЕРИНБУРГ,2021, РИДЕРО;  Проза.ру https://proza.ru/2020/02/07/1665  ;Дзэн- канал "Чудачка" - см. внизу главной страницы: Ссылка на другие ресурсы.  ЧИТАТЬ ВЕСЬ РОМАН НА ПРОЗА,РУ ИЛИ В РИДЕРО, ИЛИ НА ДЗЕНЕ КАНАЛ "ЧУДАЧКА", СМ. ССЫЛКА НА ДР, РЕСУРСЫ.         
 
(Писательница и некий игумен созваниваются каждый вечер и она ему рассказывает всё новые и новые истории о интересных людях.)
               
Глава четвёртая.
      
Марина Цветаева.

-Добрый вечер, Татьяна, Вы свободны? - раздался вкрадчиво-ласковый голос игумена, - что новенького сегодня?
-Вы мне как-то подарили книгу о Марине Цветаевой (годы жизни1892-1941, Москва, Елабуга). Я её прочитала. Мне теперь кажется, что я очень хорошо поняла поэтессу, будто мы были с ней сёстрами или подругами. А вот, обыватель, думаю, никогда не поймёт душу настоящего художника. Ведь это очень тонкая субстанция. Мещанин смотрит на художника, будто он равен ему. Или того хуже, считает его чудаком или лентяем. Не помню, чья-то сестра – поэта Кольцова или Никитина сказала: «Из стихов шубу не сошьёшь». Люди искусства - писатели, композиторы, музыканты, очень ранимы. Бездарные, ограниченные любят их травить, «утверждая себя», и даже доказывая своё «превосходство» над ними. Деньги не могут «ковать». Живя в Израиле, я как-то приобрела японский журнал и прочитала в нём статью: «Болезнь гениальности». В ней отмечалось: талантливые люди – другие люди, беззаветно служащие музам. Они, в отличие от обычных, имеют некоторые особенности в виде маленьких причуд, слабостей. Композитор Бах – любил вышивать. У французского художника импрессиониста Клода Моне умерла супруга. Её должны были уже скоро погребать, она находилась ещё дома. Вдруг из окна брызнули солнечные лучи на лицо покойной. Блики затрепетали, заиграли. Художнику бы молиться, плакать об утрате, а он, схватив палитру, стал зарисовывать эту игру! У художника Ренуара в старости отсохла правая рука. Он привязывал её к мольберту и рисовал! Русский художник Репин тоже имел небольшую чудаковатость. Писал письма друзьям и разносил их сам по назначению, не желая тратить деньги на марки. А художник Сальвадор Дали чудил даже без меры (о нём далее). Одна знакомая писательница поведала мне однажды: «Слово ведёт! У меня родился ребёнок, он плачет, а я не слышу – пишу. Мама зашла в комнату, стала меня ругать, тогда я опомнилась». А Цветаева, например, не любила убираться дома – некогда, сочиняла. Создавая свои великие творения, эти люди, чаще всего, думают не о деньгах и удобствах, а только о своём творчестве, и как донести содеянное до человечества.
Однако, вернёмся к Марине. Безысходная, трудная, безденежная жизнь (в России наступили страшные времена), грубость, бесчувствие филистёров-обывателей, окружавших её, другие причины толкнули Цветаеву к самоубийству. Но русские писатели, в начале двадцать первого века, обратились к Патриарху, ныне покойному, Алексию II с просьбой отпеть Марину. Патриарх понял ситуацию – столкновение гения с аресивной окружающей средой и исполнил эту просьбу. Великих, зачастую, не понимают при жизни, так как они перерастают своё время, творя на «разрыв аорты». В результате происходит несчастье – погибают, спиваются. Например, величайший композитор Мусоргский, тончайший художник Саврасов – «Грачи прилетели», поэт Высоцкий, Цветаева и другие. Но это совсем не означает, что с горем, надрывом личности, зачёркивается его творчество. Высоцкий как-то сказал обывателю: «Мне есть чем оправдаться перед Богом!». Поэт – это ребёнок – к нему нельзя относиться, как к обычному взрослому, и что-то требовать, как от большого. Он наивный, добрый «маленький принц» Экзюпери. Если он настоящий поэт, а не борзописец. И я считаю убийцами тех, кто травит таких детей. Ликуйте, что пропуская через себя всемирную боль, трансформируя её, служители Мельпомены дарят нам мир таким, каким мы сами его увидеть не можем: многогранный, яркий, неповторимый, полный нюансов и оттенков. После знакомства с творчеством таких людей, мы очеловечиваемся! Марина Цветаева – великий русский поэт. Её, думаю, никто ещё не перерос. «Маленькая девочка» – она остро чувствовала жизнь и отдавалась ей безоглядно, - шла с надеждой за каждой улыбкой, добрым словом, теплом. Художник всегда ждёт одобрения, поддержки, ведь он – одинок! Ему тяжело в своём творческом коконе. Мать Цветаевой с утра до ночи заставляла её играть на фортепьяно. Была только муштра. Она не дала Марине любви. Поэтому поэтесса искала её у других. Но и здесь её ждал провал. Окружающие были глухи, слепы и холодны, как камни. Им не нужен был её талант, её большое, горячее сердце. По настоящему её стали понимать почти полвека спустя! Видно, расстроившись при очередной неудаче, она написала:
Что же мне делать певцу и первенцу
В мире, где наичернейший сер.
Где вдохновенье хранят, как в термосе,
С этой безмерностью в мире мер?
Всё в поэтах через край, без меры. Иначе мы не поймём сказанное слабо. Поэтому такими их создал Бог. При этом, детишки не могут быть очень серьёзными, ибо это уже не дети, а инвалиды, маленькие старички. Вот и она была немного легкомысленной. Женщина, думаю, и должна быть такой, а ребёнок, тем более:
Легкомыслие, милый грех,
Милый друг мой и спутник милый.
Ты в глаза мне взбрызнуло смех
И мазурку взбрызнуло в жилы.
Научив не хранить кольца
С кем бы жизнь меня не венчала,
Начинать наугад, с конца
И кончать ещё до начала!
Все, с кем она вращалась, использовали жар её души, ведь сами-то были обделены этим. А её сердце полыхало. Ей хотелось раскрыть свою душу и сказать: «Ну, смотрите, я ведь неплохая, и жду вашего одобрения и поддержки. Полюбите меня чуть-чуть! Я для Вас стараюсь… Раскройте и Вы навстречу мне свои сердца!».
Когда она эмигрировала во Францию и встретилась с Борисом Пастернаком, приехавшим туда из СССР по своим делам, она влюбилась в него без памяти.
-Марина, как же я раньше не узнал, не понял тебя? Что же нам делать? Ты же замужем.
-Но мы можем, любить друг друга, как ты считаешь? Я люблю, люблю, люблю беспредельно твои стихи, глаза, нос, улыбку!
-Нет, я больше люблю тебя всю, со всеми твоими прихотями и фантазиями!
-Какими прихотями? Их нет.
И начался фейерверк, но он быстро закончился. Борис вернулся в Россию и не давал о себе знать (боялся, за связь с эмигранткой мог попасть в беду), а у Марины вскоре родился сын. Её супруг не вникал в то, чей это ребёнок – так любил жену и понимал, что ей тесно в рамках обыденности. Ведь он не мог ничего дать ей в этом плане. А у поэтессы вновь надрыв, очередное разочарование. Боль сердца, неверие в людей, оглушительная пустота.
О, по каким морям и городам
Тебя искать (незримого – незрячей).
Я проводы доверю проводам.
И в телеграфный столб уткнувшись, плачу.
Она обжигалась, обжигалась, обжигалась. Но всё, наконец, проходит. Марина успокоилась и увлеклась поэтом Рильке. Людям искусства надо быть всегда немного влюблёнными. Это истоки их творчества, движущий стимул. Да и куда убежишь от самой себя, своего горячего сердца?
Рильке болел туберкулёзом в последней стадии, и находился на лечении в санатории. Внезапно пришла любовь. О, как они понимали друг друга! Два тонких, смелых, гениальных поэта. Марина всегда видела в мужчинах нечто музыкальное, поэтическое, литературное. А стихами Рильке зачитывался весь мир, но он уже умирал и из последних сил писал ей о любви. И вновь, «Вечная весна» Родена, трогательная, неповторимая, потрясающая. Вскоре Рильке, её последняя духовная поддержка в жизни, умер. Марина возвращается в Россию и начинается травля, ад. Я как-то написала об этом:
Люблю двух гениев.
Шопен и Моцарт…
Они так схожи!
А судьбы, не всех ли
Гениев похожи?
Вот какова жизнь художника и расплата за талант! Поэтому, не понимаю - чему завидуют филистёры?!
Знаете, батюшка, иногда бывает, если я заскучаю, то слышу душой её тихий шёпот – в раскачиваемых ветром ветках, стучащих в окно, в тишине, напевающей ласковую, нежную колыбельную, в бескрылой неизвестности, лениво влекущей за собой разнообразные звуки ночи. Да-да, и всё мне кажется, я слышу звук её голоса. Вы, поистине, правы – я фантазёрка!
В России Татьяне было нелегко. Пенсия маленькая. Материально её никто не поддерживал. Да и подачки небольшие от кого-либо брать стеснялась. И Татьяна вспомнила слова Цветаевой, та говорила на этот счёт: «Ах, Вы сливколизатели, стихи мои любите, а помогать мне не хотите?». Когда Татьяна однажды заикнулась о помощи, ей ответили: «Будешь прославленной, поможем». В этом провинциальном городе пребывали очень суровые люди. Одна соседка, живущая под квартирой Татьяны, и имеющая семь уличных, постоянно лающих собак, чего стоила! Жалуйся, не жалуйся, полиция, и администрация города с не очень большим рвением реагировала на жалобы писательницы. Жить в квартире было несносно. Заведующая поликлиникой, где лечилась Татьяна, тоже была скупа на помощь. Однако находились и добрые люди. И всё-таки, Татьяна иногда сравнивала город, где она оказалась, с Елабугой, сгубившей Марину Цветаеву. Зачастую, она чувствовала себя, здесь «Гулливером среди лилипутов». Когда он, путешествуя, попал к ним, то от усталости сразу упал на землю и уснул. А проснувшись, почувствовал – все его волосы привязаны по одному к травинкам, подняться невозможно. Видно, писательницу уже доняли. Даже её каждодневный собеседник - священник задал ей неожиданный вопрос:
-Татьяна, что-то Вы не веселы сегодня?
В ответ она заявила о том, что жалеет о переезде в город, где сейчас проживает. Складываются очень не простые отношения с местными жителями. Им кажется, что грубостью, они ставят писателя на «место», дабы «не выпячивался», как бы, компенсируя этим своё неблагополучие.
-Я даже стихотворение, батюшка, по этому поводу написала, - сообщила писательница, - прочитать?
-Да, Татьяна, весь внимание.
-Спасибо, Вы умеете слушать, понимать и поддерживать, всегда хвалите меня, чтобы не падала духом. Итак, начинаю:
По лезвию ножа идут поэты
И душу распинают на кресте,
Божественным дыханием согрета,
Их мысль повсюду носится, везде.
Чтоб написать, прочувствовать, проплакать,
Самим Голгофу надо пережить.
В душе у них потопы, а не слякоть,
И обывателям с такими трудно жить.
Они, как дети, их легко обидеть,
И видят все контрастней и смелей,
У них учиться надо жизнь провидеть,
И становиться мягче и добрей.
Поэты эти  — вещие пророки,
Они все видят, знают наперед.
Простите им безумье и пороки,
Господь их к очищению ведет!
На это священник ответил писательнице:
-Стихи мне понравились. Я с Вами согласен, здесь очень маленькая культурная прослойка. Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит: «Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их». (4; 18). То же самое можно применить к современности. Мне тоже было нелегко первое время. Но я, уже привык. Со временем и Вы притерпитесь, не расстраивайтесь.


© Copyright: Розена Лариса, 2020
Свидетельство о публикации №220020701665


Рецензии
Браво, Лариса!!! ВЕЛИКОЛЕПНО! Вы - эрудит.
Алиса.

Алиса Водовозова   02.12.2023 13:40     Заявить о нарушении
Спасибо, что вы есть!

Розена Лариса   02.12.2023 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →