Печаль Си-бемоля
Тогда я вызываю в голове попеременно черные и белые полотнища. Может здесь будет, хоть какой-то отклик? Но, тоже нет! Мне почему-то представился кинозал. Сейчас бы лучше кино, вместо этой злосчастной До.
Но я человек упрямый и поэтому продолжаю свой эксперимент, но уже теперь с нотой Ре.
И тут голос мамы застал меня врасплох.
– Лиза – изумленно и строго спросила она – что за странное музыкальное занятие? Зачем ты долбишь по клавише с закрытыми глазами?
Ты либо уж нормально занимайся, либо не порть инструмент – раздраженно бросила она, выходя из комнаты.
От обиды и возмущения я бросилась за ней вдогонку.
И прибежав на кухню, тут же выпалила.
– Мам, ты не понимаешь, я развиваю слух, а заодно и воображение.
– Такой долбежкой – возмутилась мама – только головную боль разовьешь и себе и остальным. Вон у Ани уже от тебя голова разболелась.
– Ну а как же мне тогда быть?
Я тоже, как и Полина, хочу обладать цветным слухом. Это решит все мои проблемы по сольфеджио. И я больше не буду бояться диктантов – упрямо протараторила я уже на взводе.
– А откуда ты узнала про цветной слух? – удивилась мама, оторвавшись от мытья посуды и уже посмотрела на меня с большим вниманием.
– Да, сегодня наш педагог по хору заболела и ее заменяла Лина Сергеевна. Ты же знаешь, она у нас ведет сольфеджио. И она удивлялась тому, что я пою чисто, хотя слух у меня не важный.
А вот у нашей Полины наоборот, со слухом все в порядке, а интонация ползет.
Наша Поля, конечно, начала оправдываться, что фальшивит только от волнения, а затем видимо решив похвастаться выдала всем нам, что она оказывается видит ноты цветами, как ее дедушка- скрипач, поэтому с определением на слух нот и тональностей у нее никогда не было никаких проблем. Потому что она ноты не просто слышит, но и видит воочию. А когда она была маленькая, даже спорила до хрипоты со своим дедушкой о ноте Ре. Поля утверждала, что это нота желтенькая, как цыпленок, а он настаивал, что черная, как школьная доска.
Выслушав Полинину историю, Лина Сергеевна решила рассказать нам, что оказывается некоторые композиторы и музыканты, действительно обладают удивительным цветным слухом.
Так, на пример Скрябин придумал целую теорию о цветомузыке.
А композитор Римский Корсаков, знакомый нам по операм - сказкам наделял различными цветами тональности.
В общем, ребята – это очень редкое и удивительное явление - заключила она.
В конце урока весь наш хор и сама Лина Сергеевна смотрели на Полину с нескрываемым восхищением.
Дослушав до конца мой рассказ, мама сочла своим долгом еще раз прояснить мне все окончательно, по поводу этого загадочного феномена.
– Это особенность называется – си-нес-те-ЗИ-я – втолковывала она мне, проговаривая по слогам новое для меня слово. И она связана с восприятием, когда человек смешивает ощущения от разных органов чувств. Ты же помнишь, что их у нас пять.
– Да, помню – кивнула я и стала перечислять, загибая пальцы: зрение. слух. вкус, обоняние и осязание.
– Все верно – улыбнулась довольная мама. Так вот, эти люди могут описывать цвета, запахами, а осязаемые на ощупь предметы –вкусовыми ощущениями.
И мне тоже, как и тебе посчастливилось знать такого человека, который звуки описывал цветами, или зрительными образами. Мой голос он называл – фиолетовым, голос твоего отца – песчаным, а вот голос моей подруги был у него мандариновым.
Это врожденная особенность. Считается, что она присутствует в той или иной мере у малышей до пяти лет, и только у некоторых людей сохраняется и доминирует на протяжении всей жизни.
Это дар, он либо есть, либо его нет – подытожила мама .
Но вот музыкальный слух развить вполне можно и даже приблизить к абсолютному.
Но для этого вовсе не надо долбить с остервенением по клавишам инструмента, а нужно пропевать: ноты, интервалы, аккорды, тем более, что голосок у тебя вполне симпатичный – наставляла меня мама.
Я много раз слышала от своих педагогов подобные советы. И поэтому была очень расстроена, поняв, что не смогу приобрести такую волшебную способность, как цветной слух. Ведь разноцветные ноты, не только удобно, но и сами по себе очень красивы.
– Ну ладно тебе, не грусти, пошли пить чай. Я эклеры принесла. – попробовала приободрить меня мама.
Я принужденно улыбнулась и решила больше не затрагивать эту тему.
После чая, я вернулась в свою комнату, но настроение мое было подавлено.
Я села за инструмент и машинально тихо и неторопливо, начала проигрывать хроматическую гамму. Ни на какой цветной слух у себя , я уже больше не надеялась. Просто дала возможность звукоряду прозвучать у меня в голове.
Вдруг я услышала, как нота Си бемоль отозвалась мне невыразимой печалью.
Я даже решила, что она сочувствует моей неудаче. Но повторно вслушавшись в звук, я поняла, что нота Си Бемоль обладает своей, особой грустью, то была печаль молитвы, печаль заходящего солнца, печаль расставания с другом или любимым.
Так может быть для меня каждая нота обладает своим настроением? Я чувствовала, что близка к разгадке удивительной музыкальной тайны. Я вскочила и стала лихорадочно ходить по комнате. Потом немного успокоившись, опять села к инструменту и стала медленно и плавно, проигрывать и напевать хроматическую гамму.
Вторая нота, которая мне открылась, была нота Соль, от которой так и веяло порывом, храбростью, желанием свободы и еще чем то столь же героическим.
Я продолжала играть и вслушиваться в исходящие от моего инструмента звуки.
Третья нота, которая обрела для меня неповторимость была нота Ре.
В ней было, что -то от рассказа, или исповеди. В общем она была похожа, на начало какой -то длинной и интересной истории – книжная повествовательная нота.
Я закрыла на ключ комнату и через три часа, мои ноты обрели неповторимый, ведомый только мне характер. Оказалось, что они обладали не только эмоциями и настроением , но даже несли в себе идеи и понятия.
Быстро найдя чистую тетрадь, я записала открывшуюся мне нотную тайну.
Кроме Дани я решила пока никому ничего не говорить о своей нотной теории, потому что была уверенна, что из всех моих друзей, только он меня поймет и не будет смеяться.
На следующий день, встретившись с ним у меня дома, и едва поздоровавшись я молча и таинственно протянула ему тетрадь с записью своих уникальных нот, где было написано следующее :
Нотная теория Елизаветы Белкиной.
(мои музыкальные подсказки)
До – власть, порядок, закон
До-диез – тревога, страх
Ре – рассказ, повествование, исповедь
Ми-бемоль – тоска, уныние
Ми – клятва
Фа – тайна, секрет
Фа-диез – сомнение
Соль – смелость, порыв, пионерия, путь в коммунизм
Ля-бемоль – вопрос или кроткий упрек
Ля – чистота
Си-бемоль – печаль
Си – доверие, радость, смех
В ответ на недоуменный и вопрошающий взгляд Дани, я гордо поведала, все что было вчера.
Даня слушал меня внимательно, но при этом,
как всегда, расхаживал по комнате, затем резко сел к столу, замер, потер виски и шепотом еле дыша восхищенно проговорил:
– Ты знаешь Лиза, по-моему, твоя теория, лично для меня даже интересней цветных нот.
Я тоже в свою очередь выдохнула и расцвела от удовольствия.
– А давай проверим, как сейчас твоей слух, лучше ли ты стала слышать? – предложил мне заинтригованный Даня.
– Давай – согласилась я, хотя внутри немного переживала.
Однако сегодня утром, едва проснувшись я уже много раз проверяла свой слух. И результат был отличный, но все равно, мне было страшно. Вдруг при Даньке не получится?
Ведь при другом человеке, даже при друге, мы все-таки волнуемся.
Но после небольшой проверки, когда Даня просто нажимал ноты, а я отгадывала их, мой результат был девять из десяти.
Ура! – восхитился Данька. Значит твоя теория работает.
А особенно меня порадовала нота Соль. Ну как же ты до этого додумалась? Пионерских песен наслушалась что ли?
– Может быть – подумав, смущенно проговорила я . Они мне нравятся, как и моей школьной учительнице по пению.
– Значит – лукаво сказал Данька, – можешь смело всем утверждать, что Соль у тебя красная! И ты тоже немножко обладаешь цветовым слухом – ликовал он.
И мы звонко от души рассмеялись.
Успокоившись, Даня сказал:
– А, сейчас, я расскажу тебе еще один нотный прием. Ты же знаешь, что моя мама хорошо поет.
– Да – кивнула я, готовая уже выразить восхищение вокалу тети Майи.
Но Даня торопливо меня перебил и продолжил:
– Так вот, моей маме, как и тебе в детстве не давалось сольфеджио. И тогда моя мама тоже придумала свой прием. Он очень простой и действенный. Она стала ассоциировать каждую ноту с началом мелодии той или иной песни.
Вот слушай, на пример:
Ля – В юном месяце апреле …
Си – С подружками по ягоды ходить …
В общем каждый если захочет может услышать свои особенные ноты. Конечно все, кроме меня.
Мне медведь на ухо наступил. Тут уж ничего не поделаешь.
Знаешь, Дань, а я вот уверенна, что моя мама скажет, что все наши теории и приемы сплошная субъективность.
Однако я все равно рада, что ноты открыли мне свои тайны.
22. 11. 2023 г.
Фото из интернета
Теги: музыкальная школа, сольфеджио, хор, синестезия, абсолютный слух, подсказки, нотные теории
Свидетельство о публикации №123112808379