Слегка - в Танец

1. «Десять лет спустя»

О Принце и Нищем – Модерном-Балетом.
Такого нигде не найдёте у Твена.
У Фридриха Ницше и то – не об этом.
Здесь –  точно не Лондон, не Рим и не Вена.
Под маской Печати – конечно, Россия.
Она совершает решительный Выбор.
И даже Крещатик уходит на Север.
На земли варягов. За Нарву и Выборг.
Сегодня ты – гопник. А завтра – Понтифик.
Пасущий драконов, химер и гаргулий.
Хотите подробней?! Фантазм о Сизифе
Поставит на сцене пермяк Расторгуев.

26-27.11.2023
PS:
Зараз – слегка «побожусь».
То, что хореографом балета «Все пути ведут на Север» является бельгийка Карин Понтьес, я уяснил несколько позднее, чем сложилось это.
Имя, конечно называлось в начале представления, но, в лучшем случае, в памяти у меня осталось лишь упоминание о Бельгии.
А посему «Понтифика» в свои строки я влепил отнюдь не в угоду какого-то переклика имён. Изначально шёл и вовсе «Владимир» (в переклич Путина и, допустим, князя Владимира).
Понтифик – как-то всеобщнее и загадочнее. Тем более, что это – не обязательно папа или иной жрец.
Так он, разбойник, оказывается, аукнул и нашему хореографу. Спонтанно!

2. «А не сплясать ли и нам…»

Десять лет назад (считай, ровно!) мы с Ташей посетили МФСХ. Международный фестиваль современной хореографии. Вместе. Тогда – без Ксюши.
Проводится он в Витебске регулярно. За редкими исключениями. Нынешний – XXХIV.

Проводится с 1987 года, как фестиваль неформальной молодёжи Советского Союза. В 1990 и 1991 годах известен как Всесоюзный Фестиваль популярного танца «Белая Собака». С 1992 года International Festival of Modern Choreography (IFMC). Автор идеи, директор Фестиваля Марина Романовская. Фестиваль собирает участников из Белоруссии, России, Украины, Молдовы, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Франции, Германии, Голландии, Японии, Китая, Израиля.
В 1994 году фестиваль прошёл с 16 по 20 ноября на сцене Дворца культуры профсоюзов в Витебске. Нововведением был закрытый для зрителей белорусский национальный конкурс.

С 2007-го года тот Дворец (в парке Фрунзе, на Кстовской горе), построенный к декабрю 1988-го, называется Концертный зал (КЗ) «Витебск».
Пожалуйте! В ста метрах от Ратушной площади. С улицы Ленина, через мост 1000-летия города (1974) над долиной самой Витьбы, недалече от её изворота к своему устью. К Двине.
Вот мы его и жалуем. С того 2013-го. Из года в год. В четвёртую неделю ноября. За некоторым исключением. Хвори, ковид ещё какие-то «незадачи».
Судя по текстам, которыми я удостоил это мероприятие, «исключения» были всё-таки не столь и редкими. Хотя и «посвящать» я мог не всегда.

Евгению Панфилову (10.08.1955 - 13.07.2002)

Телефонный звонок перепилит сирень,
Обагрит два зрачка серенадою.
Я опять под себя подгоняю шрапнель…
Господа! Я вас завтра обрадую.
(Е. Панфилов)
--------------------------------------------------

Танцуй, родной! Сегодня тело
Готово слушаться тебя
Как никогда.
Не отлетела
Пока душа в свои приделы
И не глядит осиротело,
На мир, скорбя.

На рай распроданы билеты.
«Фи! – фуэте, ах – антраша…».
Бурре, плие…
И пируэты
– Лишь мишура! И вы раздеты
Для откровения балета
Не так! И шаг…

И шаг – не тот. Не та посадка.
И линия совсем не та.
Пустой фасад.
А что в осадке?
Не врите! Пусть всё будет гадко,
И в лоб вобьют клеймо упадка,
– Чем пустота…

Так много тел мужских и женских,
Так много глупости людской.
А взгляд потух.
И робок жест их.
Парад планет и шорох шествий.
А ты их танцем: против шерсти!
А то доской…

Доской по их холёной морде!
Помор упрямый. Ты в Перми
Все жилы рвал,
как рвут аорты.
Столичным мэтрам нервы портил.
Что ни спектакль, то новый фортель.
И новый мир.

Танцуй, родной! Тебе досталось
С богами телом говорить.
И на алтарь –
Такая малость! –
Плеснёшь ни в злате злую старость,
А всю оставшуюся алость,
Что есть внутри.
(25.11. 2013)

«В тот день… 1970, 2013»

Мисима. Мистика. Панфилов.
Финал загадочно похож.
В Юкио – Меч. А в Женьку – Нож.
Неважно – кто… Судьба.
Убила.
Любила. Мучила. Лепила…
Сдирала с кожей лоск и ложь.

День двадцать пятый. Ноября.
Я строю стих, едва спросонок.
Мисима в рожу гарнизона
Отчаянье швыряет. Зря…
Ноздря в ноздрю. Я их итожу.
И вспоминаю чью-то рожу
В кровавом Женькином стишке.
В последнем па – считай шажке,
Их ангел падает. Безбожно.
Низложен. Это – так несложно…
Лишь меч и нож. Пустые ножны.
Пустая жизнь. Всё – пустота.
Всё так банально и избито.
Харита. Музыка.
Морита…
И кровь – не больше, чем вода.
(23.11.2014)
PS: Евгений Панфилов был убиен 13.07.2002. Но стих, посвящённый ему, написан 25 ноября прошлого года (в день гибели Мисимы). А поводом стало посещение накануне (23 ноября) фестиваля современной хореографии.
Масакацу Морита – соратник Мисимы.

«Nil (Пустота). Аяка Хабата и Котара Ито»

Голая сцена. Два силуэта.
Свет от софитов и – Темнота.
Что-то из Дзена. Не для поэта.
Слово забыто. Память – пуста.
В чёрном – мужчина. Женщина в белом.
Скупость движений. Под Метроном
В мир беспричинно вброшено тело –
Ставший мишенью жалкий бином.
Женщина в белом. В чёрном – мужчина.
Скрежет металла. Гул Пустоты.
Числа, пределы… Маски, личины…
Тело устало. Трепет остыл.
(24.11.2014)
PS: Буто (тьма) – современный японский танец (анкоку). Первую постановку в стиле буто в 1959 году осуществил Тацуми Хидзиката по роману Юкио Мисимы «Запретные удовольствия».

«25 ноября. Хореография»

Гран-При. Заслуженно
– Китайцам.
Неандертальская любовь.
По крабьи ползать и кататься,
тягучий взвинчивая вой.
Кошачья грация. Оскалы.
Змеиной похоти изгиб.
Инь-Янь. Мерцание Вальхаллы.
Инстинкта древнего мазки.
А дальше…
                – музыка Россини.
Цирюльник. Выморочный шкаф.
Букет конвульсий и бессилий,
уже в комических мазках.
Великой классики изнанка.
Культуры тонущей изыск.
В постели – старость-куртизанка.
Инь-Янь. Достойные призы.
(26.11.2018)

«Бездомность»

Смотрели «Вий». От Раду Поклитару.
Сюита Родина. С эффектами,
конечно.
Потом – в «Кофейню».
Лёгонько, «нектаром»,
уняли норов призраков кромешных.
За всё про всё – задобрили глинтвейном.
И ломтик торта –
в сладкую пилюлю.
Поговорив о суетном-семейном,
все – по домам.
                Там – чай, и 
сразу – в люлю.
А Гоголь прыгал, корчился Хомою.
Чертил круги, зашившись в пятый угол.
Его тугу нектаром не омоешь.
И не ослабишь вечности подпругу.
(22.11.2019)
PS:
«Рукописи не горят…». В «Мастере» М.Б., и вправду, бездомны все…
Это – так. К слову… А что Булгаков и Гоголь «повязаны», знает даже ребёнок.
Кстати. Влад только-только выставил своё «Кафе Триумф». Как-то перекликнулось»

Известный хореограф и главный балетмейстер Академического театра Киев Модерн-балет рассказал, что на создание первого в его репертуаре спектакля на классическое украинское произведение его вдохновила мистичность оригинала и широкая возможность для авторского прочтения, которую предоставляет гоголевский текст.
«Еще одним важным поводом для обращения к творчеству Николая Гоголя стал подарок судьбы в виде музыкальной сюиты композитора Александра Родина, с которой автор познакомил меня еще в сентябре 2018 года. Мне сразу стало понятно, что я не имею права упустить «право первой ночи», если речь идет о музыке настолько сокрушительно театральной и, по-хорошему, балетной. Так как для полноценного представления хронометража сюиты не хватало, Родин согласился дописать отсутствующие номера. Я, словно ребенок, который ждет рождественских подарков, ждал появления новых фрагментов музыкальной партитуры» (Раду Поклитару).

Несколько слов о нынешнем. Под свой вирш («Десять лет спустя»).
24.11. Билеты Наташка взяла накануне. Наш выбор (именно этих спектаклей) удивительным образом совпал.
Московская группа-труппа («Балет «Москва»»). «Все пути ведут на Север». И – Балет Евгения Панфилова. «О Принце и Нищем».
Чуть подробнее. Глазами (и прочими восприёмниками) витебского «словодела». И – выдумщика.
Все пути ведут на Север…
В чём состоял замысел бельгийского хореографа Карин Понтьес, лучше узнать у неё самой. Что нашли в нём различные «интересанты» (специалисты и зрители), можно пошарить по инету.
Однако – в свою блажь.
На основании только непосредственно виденного и реплики, предваряющей действо. Мол, в борьбе за выстраивание мужской иерархии неплохо бы соблюдать некоторую аккуратность. Ну, типа этого.
Сугубо – мужской. Это – понятно.
Одна плюшка – уже в угоду краем глаза подсмотренного.
Изначально (с 2016-го) «Балет Москва» задействовал в данном спектакле 7 персон. Семь! Так – и в следующие годы. Имена исполнителей известны.
Я-то, из виденного, вынес шесть (6). «Осмотревшись», уже стал сомневаться в себе. Не показалось ли!?
Нашёл картинки. К тому, что производилось именно у нас. Начиная не с 19.00, а минут в 5-10 с припозднением. В пятницу 24-го.
Седьмого нигде не нахожу!
Мелочь?! Не знаю…
Мабыть, седьмой «ушёл на Север» ещё до заезда в Витебск.
Для удостоверения в случившемся неплохо было бы найти картинку, где мужики восседают (тусят) за столом. Один (изгой) наблюдает издали. Сколько их там?! Именно – в нашу пятницу.
А начиналось…
Темень. С подсветкой, вестимо.
Выходит один. С чем-то – то ли на башке, то ли вместо (её). Типа прямоугольного параллелепипеда. Вроде, не совсем куба.
Чего-то бубнит. Мабуть, ругается. Мабуть, на хреновину, в которую завёрнута-упакована его башка.
Далеко не сразу сдирает её. Голова (настоящая) остаётся на месте. В смысле – на плечах. После этого происходят конвульсивные метания сдёрнутой штуковины и метания же субъекта вокруг неё. Вдоль-поперек-плашмя. С подбросами то её, то собственного существа. С восседаниями, сползаниями, опрокидываниями. Под музыку (уже не помню) и (тоже не) всё тот же скулёж.
Нииии… Нормальный спектакль! Слегка ёрничаю.
Нормальный, по крайней мере, с того момента, когда объявляются остальные. Пока наставиваю – пятеро. К этому - первому.
У четверых – в руках такая же бутафория. Коробка. Именно – в руках, а не на… И никто эту хрень на голову больше не накручивал.
У четверых. Пятый – без наличия такой (хрени, а не головы). Порожняком.
Нормальный! Просто – ёрничаю.
А вот, что я «наглядел» всерьёз (уже в своё заполошное) – в обоих спектаклях (и московском, и – во втором действии – в пермском), как-нибудь в особку. А в виршике (что вверху) – намацанное, разве, между строк.
Да, когда прозвучало название первого спектакля, в моей башке свирганула реплика из «Маугли» (мульта, по Р. К.): «А мы уйдём на Север. Придём – тут будет пусто».

27.11.2023

3. «А не сплясать ли и нам… 2»

А теперь – о том, что мне там «увиделось» (пока не выветрилось). У москвичей (с понтовой бельгийкой – Карин Понтьес) и у пермяков (с Алексеем Расторгуевым). Без подгляда в уже наказанное «пособниками» и иными «подглядывавшими».
Москва и Пермь – два центра российской хореографии. Пермь обязана статусом альтернативности классической столичной «мекке» бунтарю Женьке Панфилову. Мастеру (1998, Санкт-Петербург). Вероятно – в дань постановки на сцене Мариинки «Весны священной» (Игоря Стравинского).

- Учился в Международной летней школе современной хореографии в США, Северная Каролина (1992).
В 1979 году, будучи студентом института культуры, создал свой первый танцевальный самодеятельный коллектив «Импульс», в 1987-м – первый профессиональный коллектив – Театр танца модерн «Эксперимент», переименованный в 1991 году в «Пермский городской балет Евгения Панфилова». В 1994 году был организован первый в России частный театр балета – «балет Евгения Панфилова», который в 2000-м получил статус государственного учреждения культуры. При театре «Балет Евгения Панфилова» автор организовал сателлитные труппы: «Балет Толстых» (гротеск-шоу с участием полных женщин), в 1993 году и dance-company «Бойцовский клуб» (любительский мужской танцевальный коллектив), в 2001 году. Автор международного проекта «Russian Seduction».
Первый президент российского отделения Всемирного танцевального альянса.
Поставил более 85 балетов и 150 балетных миниатюр («Бег», «Мистраль», «Мужчина в черном, женщина в зеленом», «Остров мертвых», «Фантазии в чёрном», «Дуэты цвета туманов», «Колыбельная для мужчины», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Блокада» и др.).
В 1997 году поставил балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского в Мариинском театре в Петербурге.
Хореограф художественного фильма об Ольге Спесивцевой «Мания Жизели» (1995 год, «Ленфильм»), участвовал в нем вместе с труппой своего театра.
Лауреат многих всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей (1988 – в Москве, 1991 – в Таллине и Рабате, 1992 – Пермь, 1993 – Париж, 1996 – Витебск и пр.).
В 1998 году в Санкт-Петербурге Евгению Панфилову присвоено звание «Мастер».]
В 2001 – лауреат премии Национальной театральной премии Правительства Российской Федерации им. Федора Волкова «За вклад в развитие театрального искусства».
В 2002 году получил диплом и приз «За лучший номер современной хореографии» VII открытого конкурса артистов балета России «Арабеск-2002».
Неоднократно номинировался на премию «Золотая маска» в 1995, 1996, 1997 г. В 2001 году получил «Золотую Маску» в номинации «Новация» — за спектакль «Бабы. Год 1945.» (Балет Толстых). В 2006 году труппа «Балет Евгения Панфилова» получила главную награду в номинации «Современный танец, спектакль» за одноактный балет-фантазию «Клетка для попугаев», созданный Панфиловым.
Преподаватель Пермского института культуры (1993-1996) и Пермского хореографического училища (с 1994 года – курс танца модерн).
Автор книги стихов «Господа! Я Вас завтра обрадую…», изданной обществом «Арабеск» в 2003 году.

Евгений Алексеевич Панфилов (10.08.1955-13.07.2002).
13 июля… 13 ножевых (в своей квартире – под «выпить-поговорить»). Случайный убийца получил по году за каждое ножевое.

Судьба…
А тут ещё (в сегодняшнее) другой Женька – и тоже на «П» – мелькает. Тьфу на него!
Однако… Ко взлётам и падениям. Так ещё – и «лицом». Слегка…

Впрочем, стоит выбрить череп едва ли не любому мужику (с учётом строения), и… Что Майданов, что Прилепин…
Так и Алексей Расторгуев (хореограф и ведущий солист нынешнего панфиловского)…

А начнём-таки (в свой перепляс) с «московско-бельгийского» ухода на Север.
На Север… Все дороги.
Не в Рим. «Вечный город», Aeterna urbs – как у Альбия Тибулла, поэта времён Октавиана. Сам Август гордо заявлял: «Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным». Почти, как в зловещей выдумке о словах якобы Черчилля о Сталине (про соху и ядерную бомбу). Тем более, что и могущество того Рима давно кануло в Лету. А действительный «комплимент» Иосифу прозвучал из уст всего лишь британского то ли марксиста, то ли троцкиста Исаака Дойчера. Да ещё – и с реактором, вместо бомбы.
А про «дороги» (которые, огулом – в столицу Империи)…
Повелось ещё оттуда, когда налаживалась (совсем не дураками) инфраструктура римской громадины, а в большой литературе сие выражение – если впервые – использовал известный французский баснописец Жан Лафонтен (1621-16950 в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

Желая отыскать спасенья двери,
Три человека, все святые в равной мере
И духом преисполнены одним,
Избрали для сего три разные дороги.
А так как все пути приводят в Рим,
То каждый к цели, без тревоги,
Пустился по тропиночке своей.

Вероятно…
А потом… Кто только не…
А по факту

– Изначально постройка дорог задумывалась только с военной целью, основным назначением которой была мобильность римской армии, но вскоре дороги стали играть значительную роль в экономическом развитии империи, ведь по ним следовали торговые караваны, а также была налажена курьерская связь. Понимая огромную выгоду в развитии дорожной инфраструктуры, Римская империя активно занялась строительством дорог и ко 2-ому веку достигли протяженности, по разным сведениям, от 100 до 300 тысяч километров, причем большинство из них были с твердым покрытием. Таким образом, между собой были соединены не только крупные города, но и практически все более-менее значимые в торговом плане населенные пункты. Ярким примером развития наземных путей сообщений может послужить время правления основателя Римской империи Октавиана Августа (63 до н.э. -14 н.э. гг.), когда строительство дорог достигло максимального уровня. Именно в его годы правления Рим, который уже тогда был назван «вечным городом», стал похож на центр мирового значения или, по крайней мере, Средиземноморского региона, большей части Европы и Западной Азии.
Именно сюда спешили торговцы с надеждой продать товар с наибольшей выгодой и заключить удачные сделки. Там же и проходили важные встречи, принимались политические решения и подписывались договора. Если посмотреть на карту Римской империи того времени, то развязка напомнила бы солнце, где в центре находился Рим, а к нему сходились основные и важные дороги в виде прямых лучей, ведь тогда дороги строили максимально прямыми по наикратчайшему пути. Именно поэтому невольно и возникло выражение, что «все дороги ведут в Рим». Подтверждением тому следует тот факт, что в центре Палатинского холма, кстати, находящегося в самом центре Рима, где был расположен главный форум столицы, на котором проходили народные собрания и заседания сената, стояла колонна «Milliarium Aureum», воздвигнутая по приказу Августа. На этой колонне, выполняющую роль своеобразного «нулевого километра», были отмечены расстояния от Рима до всех значимых городов Римской империи. Это лишний раз доказывает, что, как говорят в Италии «tutte к vie conducano a Roma» – «все дороги ведут в Рим». Собственно, в любом государстве все дороги ведут в его столицу, о чем упомянул великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) в своем бессмертном творении «Война и мир» (1863-1869 гг.), где на вопрос Наполеона о дороге, ведущей на Москву, посол императора России Александра I Александр Дмитриевич Балашов ответил:
«Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».
(Уголок историка, 2.10.2022)

Про Москву – оно тоже, как бы к месту.
К спектаклю, представленному у нас труппой Московского Балета, и к «нашим обстоятельствам».
Если «Север» – к Москве… Кому-то – и Москва, в Север. А если… Не к ней, а от неё?! Питер? К «варягам»?
Куда там «запрягал» Женя Головин?! Где-то как-то школивший школяра (тогда) «евроазиата» Дугина.

Верные Рейху и фюреру,
Готовьте вселенский взрыв!
Возродите легенду о Севере –
Древний тевтонский миф.

На Север, на Север, на Север
Неистово рвётся пропеллер!

В волне большевистских армий
Танки идут наперерез,
И снег блестит лучезарней
От чёрной формы СС.

На Север, на Север, на Север
Неистово рвётся пропеллер!
……………………………………


И что там напророчил (недавно) бывший советник Богоносного Путина Владислав Сурков?! В «Рождение Севера». В пику (?) азийцу Гелиевичу (А. Д.).

«Будет Великий Север – Россия, США и Европа, образующие общее социокультурное пространство. Триединый северный геополитический кластер... Наша победа изменит и нас, и так называемый Запад. Явится новым шагом к интеграции Великого Севера, где наша страна будет выступать как солидер глобального триумвирата».

В какой «Север» затачивает бельгийский хореограф?! – Пока не уточнял.
А вдруг – в Вальхаллу!? В Небесный чертог Асгарда, куда собирают всех павших воинов. Под крыло Одина.
Мол… – Все там будем.
Мабуть, и так…
А на сцене…

1 + 5.
Пятеро, явившиеся из-за досок, гуртом «пинают» одинокого обалдуя.
Кстати, с «обалдуем» – вполне. «Балда» – как-то головешка-башка. А то – нарост. Как та «коробка» на его плечах в начале действа.
Ещё (о балде) – кузнечный молот или свая-забабаха.
Пинают. Потом – уже все шестеро (семеро было не у нас) кружат по сцене. Оставленный без «коробки» вырывает такую у зазевавшегося. И так – по кругу.
На кой им те корОбки (коробкИ)?! Мабыть, типа батарейки? Для подзарядки.
Мне одинокий «пришелец» и вовсе заходил под инопланетянина, обретшего человеческий (землянский) облик после сдёргивания «обалдуйки».
Наташка считает, что – просто знак-метка. Типа – достоинства-касты.
Как в «Кин-Дза-Дза!». На планете Плюк-Чатл. С чатланами и убогими пацаками (с цаками-колокольцами в ноздрях), где всем заправляет номенклатура из эцилоппов.

По кругу. С выдёргиваниями. С бузой.
Естественный отбор!
Пятеро (отсортировавшись) собирают из досок стол и седалища, устраивают свой «мальчишник». Хотя «девчонками» там вовсе не пахнет.
Что-то гутарят. В перебрань. В картёж-распивон.
«Покоробленный» неудачник (очередной) наблюдает за братской сборкой издалека.
Доски чуть перекладываются. В настил, под углом.
Постороннему предлагают одолеть-вскарабкаться. Пытается. Оскользается…
Опять начинается бузилово. С подскоками-подкидываниями. Шмяками и взлётами.
Сколько раз это повторяется, не помню.
В итоге, все сначала – впритык – скочеряживаются. В кружок-угомон.
По очереди (не каждый!) заползают на горб «кочерыжки». Задумчиво восседают. Последний из… задерживается больше предыдущих.
Картина маслом!
Вальхалла?!

Действие Второе. Балет Панфилова. Постановка Расторгуева. Как-то по Марку Твену.
………………….

Не исключаю, что в том (посвящённом пятничному выходу) виршике «Понтифик» (случайно аукнувший в фамилию Карине Понтьес) уже в осознанку (или почти) перекликал Панфилова. Пон-Фи… Пан- Фи…
В мою, так сказать, херменевтскую блажь.
О чём, в своей постановке, замышлял уже Алексей Расторгуев?! Если – в «тему». Если к «сегодняшнему». В России…
В прославление-утверждение (возводимого на трон) или… По крайней мере, в предупреждение?!
Если в полный размах, то… – А царь-то (говорят) – ненастоящий!
Ну, это – уж слишком.
При всём бунтарстве жанра (модерн-танец), собственно Расторгуев нынешним «капралом» даже обласкан.

Алексей Расторгуев, солист и хореограф театра «Балет Евгения Панфилова», получил президентский грант «для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства». Распоряжение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
«На осуществление проекта по разработке и реализации образовательной авторской программы по современной хореографии для танцоров, хореографов и руководителей танцевальных коллективов Пермского края «От идеи до аплодисментов», – сообщается в документе. Ежегодный грант учрежден в соответствии с Указом президента РФ о мерах по усилению господдержки культуры и искусства в стране.

Что такой «аргумент» (супротив возможного подвоха) – не так уж и убедителен, соглашусь. Но и моё (мелькнувшее «за») – вилами по воде писано…
Чуть вернусь к первому спектаклю.
В связи с вопросом о возможной цензуре.
Бельгийские корни… К «нашим»-то (расейским) скрепам!?
А и… В демонстрации особенностей отношений в «мужском мире» различаются и картины чего-то явно «нетрадиционного».
На то – и балет! Суть не важно – классический или «модерновый». С Рудольфом Нуреевым да Вацлавом Нижинским. И не только…
Это – к слову. О святости чего-то там в «русском мире». Особенно – сегодня.
А уже в «Принце и Нищем» (или: Об оных)…
И тема Двойника (Валерий Соловей аж попискивает). С подменами-заменами. К «Лжевладимиру».
И… О том, что только светлых и чистых (особенно во власти) нет. Что нет достоинств без пороков.
Что сама Власть – портит. Особенно – при её безальтернативности-несменяемости-«обнулёванности». Впрочем, про «обнулёванность» – из моих наигрышей.
Печать. Она же – Справедливость. Юстиция…
Принимающая (отбирающая), признающая, но и… В чём-то обличающая. Ибо – не без (к порокам).
По касательной. К сегодняшнему…
Как там (на Руси) с Критикой?! Или – предпочтение отдаётся воспеванию «богоносности», «святости» и т. п.?! Как в отношении к Верховному, так и к самой Стране-Державе.
Ну, а гуляющая по инету «справка» такова:

– Спектакль «О принце и нищем» (12+) по мотивам романа Марка Твена ставят известный хореограф Алексей Расторгуев, в активе которого более 15 современных балетов и 50 миниатюр, и режиссёр-постановщик Дмитрий Хомяков.
Прекрасный роман о добре и зле «Принц и нищий» стал только отправной точкой для постановщиков. О средневековой Англии в новом спектакле напоминают лишь костюмы героев, выполненные в стилистике той эпохи по эскизам молодой, талантливой пермской художницы Валентины Черепановой, и старинная английская музыка. В оригинале Марк Твен не только воссоздает картины прошлого. Он описывает события, которые заставляют задуматься, что истинно, а что ложно в побуждениях и устремлениях людей. Именно эта идея, вложенная в историю о Томе Кенте и принце Эдуарде, вдохновила Алексея Расторгуева на другой спектакль: спектакль – размышление, спектакль о природе человеческих поступков.
У Расторгуева и «принц», и «нищий» герои не литературные, а, скорее, метафорические. Это противоречивые личностные качества, которые, зачастую прекрасно уживаются в одном человеке. Две стороны одной медали, аверс и реверс. Кроме принца и нищего в спектакле есть еще одна заглавная роль – государственная Печать. По замыслу постановщика Печать – образ собирательный. Это не просто отвлечённый знак власти, которым хочет завладеть каждый из героев. Это один из символов законности всего, что совершается в любом социуме. В существовании Печати есть мудрость и красота, есть жёсткость решений и насмешка над теми, кто её недооценивает. Именно через дуэты Её и Его хореограф старается донести до зрителя проявление «принца» и «нищего», высокого и низменного в человеческой природе, двуличие в намерениях и поступках.
Главную женскую партию спектакля «О принце и нищем» (12+) исполняет Мария Тихонова – прима театра «Балет Евгения Панфилова». Мужские партии танцуют солисты театра Руслан Ильзигитов и Евгений Егоров. В остальных ролях заняты артисты балета Евгения Панфилова.

И – несколько фрагментов из репортажа о представлении, состоявшемся именно у нас. 24 ноября.
От самого хореографа (А. Р.)

В спектакле задействованы 12 человек. Эта работа для меня была интересна двумя историями – о принце и о нищем, но больше экспериментом с музыкой. Насколько это было сделано мудро, правильно и решено мной и насколько интересно получилось – это будет решать зритель. Дело в том, что мы работаем с одним и тем же музыкальным материалом. Одна музыка звучит в первой части и она же – во второй. Просто меняются позиции основных героев на сцене. Во время репетиций я все ждал, когда артисты поймут, что это та же самая музыка, ведь хореография-то во второй части другая. Во время репетиций я все ждал, когда артисты поймут, что это та же самая музыка, ведь хореография-то во второй части другая. Ребята молодцы тем, что под один материал умело показывают сначала одну, а затем и другую социальные группы. И работать с музыкой было сложнее всего, потому что параллельно ставились первая хореографическая часть и сразу же вторая. То есть на следующий день мы берем тот же отрывок, но совершенно противоположные динамику и хореографию.
Было бы интересно при помощи какой-либо классной киностудии сделать эту вещь. Ведь и история-то про то же: Принц и Нищий – это две составляющие на самом деле одного человека, его двух качеств. И, находясь в определенном социуме, он может себя вести так, в другом – совершенно противоположно. Увидит ли это зритель и прочитает ли? Допустим, в Перми, когда работа была сыграна и ко мне после просмотра подходил опытный зритель, он понял, что, если обе части наложить друг на друга и воспроизвести синхронно, мы увидим существование одного и того же человека в определенном социуме, но совершенно с другой подачи и позиции. Любой зритель, может, и не поймет все, что я хотел объяснить в спектакле. Интересно, но сложно.

28.11.2023


Рецензии
Интересно. Но не все понял. Наверное и хорошо’что не понял. Как фэнтази

Анатолий Кузнецов-Маянский   27.11.2023 17:09     Заявить о нарушении
Если по первому (стишку), так на то и современный танец, чтобы его всяк толковал по-своему. Особенно - сам нетанцующий.
А остальное... Из прошлого. Но уже - под иные "околесицы". Как танцевальные, так и социальные ))
Дзякую, Анатоль!

Вольф Никитин   27.11.2023 17:25   Заявить о нарушении