Дары смерти

С чего начинается настоящая война? С покидания своего дома. Всё приходит в движение и начинается странничество. У Героя есть цель и нет сомнений в её свершении, хотя он находится в неизвестности и движется наощупь. Он также полон заблуждений, последних, по поводу одного из главных игроков, своего тайного и помощника и ненавистника.

Больше нет мирной жизни, все деятельны и включены в борьбу - на той или иной стороне. А само название - Дары Смерти - показывает, что автор спустилась "глубже некуда" -  и в своей терапии, и в понимании общечеловеческой. Какие у Смерти могут быть подарки? Тут уже каждый решает для себя. Но сказка, придуманная ею в основание главной символики, просто замечательна. Там, конечно, тоже число 3. Сколько вы ни будете читать Пушкина или читать о Волшебной флейте Моцарта с числом три (масонским), или обращаться к древним сказкам, где всегда тоже по три, вы не перестанете ощущать магию этого числа и его универсализм. Христианский Бог тоже троичен, и индийское Тримурти, и всегда человек так мыслил: подземное-земля-небесное.

Вот, я родилась в третий месяц март -  и мне это нравится, согревает... Хотя отсчёт может быть каким угодно ( новый год раньше был то осенью, то весной, тогда счастливейшим третьим был бы май, тоже прекрасный, или ноябрь, тоже прекрасный, потому что, как и март, он переходный).

Число три будет оплотом стабильности для скитающихся героев ( да, их теперь нерасторжимо три, а не один, потому что их дружба крепка, и силы утроились, временно отпадёт Рон, но он вернётся).

Самое сильное оружие, Воскрешающий камень ( не себя воскрешать, но близких умерших возвращать) и Мантия невидимости.

Раскрывается, наконец, сила неназывания имени ( иногда ведь это казалось глупым - вместо именования злодея - "тот, кого нельзя называть") Он поставил на своё имя заклятие: назвал -  и к тебе явилось зло.

И, конечно, множатся жертвы. Теперь они постоянны, как во всякой войне... До сих пор поверить не могу, что мы в ней находимся, что у кого-то хватило "ума" начать всё это... Будто страшный сон. И мы продолжаем жить, в чём есть. Всегда жизнь находит себя и продолжается.

То, что героя теперь три, а не один, и три должны действовать как один, подтверждает завещание Дамблдора, в котором он дарит - троим. И даже в тот момент, когда Рон отпадает ( предательство его не сознательное, а чисто физиологичное - истощён болью и тяжёлыми условиями выживания, своим комплексом неполноценности и ревностью) появляется другой третий - скрытый Северус, посылающий патронуса. И когда Гарри и Гермиона вдвоём странствуют, то с ними третий - книга сказок, завещанная Дамблдором.

 Я помню это серое странствование по книге... настоящее изгнанничество. В мире, где торжествует зло, добро должно прятаться. Пока не придёт час вступить в решительную схватку.

Хуже всего, что зло пытается разочаровать главного Героя в его Учителе. Потому что Учитель не договаривал. И Гарри должен полагаться лишь на свою веру и любовь. Конечно, нужно полагаться на веру и любовь при любых подозрениях или негативных мыслях в сторону человека. Как жаль, что часто они так накапливаются, что перерастают в настоящую ненависть и неприятие, и путь обратно к любви становится невозможным. И здесь вновь нужно помнить о выборе. Люди должны разговаривать, потому что всегда можно договориться и прекратить конфликт. Если, конечно, это не конфликт крайней степени с абсолютным злом.

Какие прекрасные и верные подарки завещал Дамблдор троице! Три подарка  и три дара Смерти, и семь крестражей. В книге замечательно описана борьба Гарри, когда необходимо было выбрать что же искать - дары Смерти или крестражи, то есть: искать своё личное бессмертие или выполнить задачу по уничтожению зла. Зло, правда, насовсем неуничтожимо и обязательно возрождается потом, но оставить его царствовать в этом мире нельзя.

Для чего всё так в мире построено: накапливается, накапливается, а потом разрядка? Как-то я, очень сожалея о том, что часто тоже иду до конца в своём или самопожертвовании или исчерпании отношений, вспоминала блаженную науку Пушкина "Блажен, кто праздник жизни рано". Действительно, какое прекрасное умение - остановиться вдруг, прекратить чтение романа на самом хорошем месте, чтоб не было потом плохого послевкусия из-за исчерпанности. Но жизнь противоречит этому, она должна пройти полный круг. Не дописал ли Пушкин "Онегина" потому, что и жизнь свою не допишет? Но что об этом сейчас говорить... и с кем? Мы с Пушкиным тихо уйдём в своё изгнанничество.

Как замечателен забавный эпизод чувствительности Рона! ) Он, находясь в чужом облике, полностью проникся жизнью и чувствами этого человека.  То, что происходит в Министерстве магии - концентрат тоталитарной жути. Маленькие смешные эпизоды немного скрашивают этот пронизывающий ужас.

Но  Рон попадает и под воздействие зла: когда медальон с крестражем находится у троицы, Рон реагирует острее всего ( как и раньше было, когда он под своё зло попадал) Обратная сторона эмпатичности. Можно ли на это воздействовать? Только силой своей воли, не давая власти эмоциям.

Многие возмущались - зачем в фильме этот скрипяще-свистящий звук крестражей? Но вот картинка: пустынная коричневая земля, будто высохшая, маленькая белая палатка, звук нарастает, крещендо!  - и вот настиг! - точка. И запылал конфликт, и Рон уходит. К вечеру он отойдёт, но вернуться уже будет нельзя. И придётся скитаться с иллюминатором Дамблдора, который, всё-таки, приведёт куда нужно.

А Меч Гриффиндора! Принимающий в себя только то, что его закаляет! Какой мощный, и не только древнеанглийский, символ. Слово ведь тоже мечу уподобляют. "Грязь и ржавчина не влияют на него". Но клинок пропитан ядом Василиска, и потому может уничтожать зло. Одно зло уничтожает другое, так - уничтожает само себя.

А ссоры - это, конечно, Волдемортово дело...

А по поводу путешествия в Годрикову впадину... Гермиона рассуждает логически, хотя интуиция ей говорит совсем другое. Но она привычно слушается логику, обманывающую её.

Почему вернулся Рон? У них, троих, цель одна. И потому, что у него есть совесть, и потому, что он добрый и любит своих друзей. Вспышки гнева - гораздо лучше холодного умствования - отполыхало и прошло. А интуиция в трудные времена важнее логики.

Во всяком случае, проявлять эмоции честнее, чем блокировать их. Есть, конечно, высший пилотаж - вести себя благородно и интеллигентно, но для этого нужно действительно думать о людях хорошо и уважать их. Маленькое отступление в мою интермедию с Юнгом ( потому что пишет он очень ярко и образно, давно же я его люблю):

"К сожалению, всем нам из опыта известно, что наиболее утвердительные и категоричные суждения появляются чаще всего там, где хотят сжить со света тихое сомнение, дающее о себе знать в глубине души".

Поэтому если видите любые манифесты вроде " Я счастлив! Непременно счастлив! Всегда и везде!" - пожалейте того человека, он обманывает себя лозунгами, это всё панцирь, которым человек прикрывает свою незащищённость. Счастливая личность не манифестирует окружающим, не борется с окружающими... Всё это не настоящие войны. Настоящее -  это вот то, что в "выдуманном" Гарри Поттере происходит, что у нас в реальности сейчас происходит. А если нет такого настоящего, человек подменяет это виртуальностью - надо же где-то жить! Реальность литературного мира ( даже тот же "выдуманный" Данте) - очевиднее и правдивее той реальности, что создаёт человек ради своей защиты. Защитные механизмы не дают иногда правдиво посмотреть на себя и начать действительную тихую внутреннюю работу. Через защиту ты не пробьёшься даже к другу своему, которого, как тебе кажется, ты знаешь, как облупленного. Чем больше защиты - тем больше проблем, внутренне отвергаемых, нерешаемых.

Чем отличаются настоящие друзья? Мы вот видим и ссоры и примирения - даже в тяжёлые сказочные времена. Они говорят друг другу открыто всё, что думают, но другой не воспринимает это как критику или уязвление, не выстраивает защиты. Потому что не воспринимает друга -  как врага. Поэтому и не нужна защита. Беззащитному, как ни крути, жить легче. Китайцы давно поняли и сказали: "ты защищён, когда мягок".

Я вновь думаю о том - какой смысл можно найти там, где только война и действие... Ведь то, что накоплено героями внутри, в своей работе над собой и созревании, теперь просто должно реализоваться. Где в действии внутренний смысл?

Вот, помещение меча в озеро - тут отсылка к английской легенде и архетипическому образу. Или меч в камне - тот же знак трёх даров - где бузинная палочка будто из камня торчит, и всё это облекает мантия невидимости. Настоящие знания должны быть скрыты, как человек под мантией невидимости - только этот третий дар для третьего, младшего, брата не имеет негативной коннотации. Младший брат всего лишь хотел спрятаться от смерти, а потом просто прятался в ней от врагов. Зачем, спрашивается, такому психологическая защита? Он надёжно укрыт от посторонних взоров, живёт себе тихой жизнью, мирной, благополучной, и внешний мир не задевает его. Тот мир, который в поисках могущества жаждет заполучить как раз три дара вместе: спрятаться от врагов в мантии, и чтоб они не ожидали нападения, вытащить бузинную палочку и поразить. А воскрешать? Это, видимо, отряды каких-то зомби, потому что Ро показывает, что по-настоящему мёртвых вернуть в жизнь нельзя: второй брат воскресил свою умершую девушку, но в мире этом страдала она, потому что ей не было здесь места, и тот брат покончил с собой, чтоб отправиться к ней -  к мёртвым. Нельзя  насильно вернуть то, что уже отжило, и повернуть время жизни вспять. Может быть, здесь смысл, что нельзя тащить мёртвое в свою жизнь ( "мёртвые пусть хоронят своих мертвецов").

Тогда вопрос: что считать мёртвым -  в себе, в других, в коммуникации или отношениях? Наверное, то, что не работает, не живёт, не даёт ощущения течения жизни, смысла, тепла и радости. Вот, для меня ГП-мир всегда живой, и я к нему возвращаюсь, потому что там внутри постоянно струятся какие-то смыслы, как только я подумаю о нём... Или я постоянно возвращаюсь к перечитыванию каких-то книг. Не говоря уже о переслушивании музыки. Это и есть вечно живое - творческим духом. Сказки, самые глубокие, архетипические, тоже не умирают, и ты можешь читать их всю жизнь, обретая новое. Не умирают какие-то вечные и простые истины, их заново открывает для себя каждое поколение. Есть сокровища, к которым нужно идти.

Сокровища -  и сокрыты и кровны.

Они обретаются поиском и борьбой. Только борьба эта должна быть правильно направлена. Иногда нужно отказаться даже от чего-то дорогого и заветного ( у тебя есть один дар, обрети ещё два -  и будешь счастлив и бессмертен во внешним мире, покоришь его - какой же соблазн всегда стать самым сильным здесь, самым властным - через бузинную палочку, её-то все и ищут в первую очередь) и выбрать счастье других людей в этом неблагополучном мире. И пойти в этом до конца. В этом и отличие меж злодеем и героем: один забирает жизнь, другой отдаёт. Герой при этом не думает ничего такого пафосного - мол, я жертвую собой для других. Он просто выполняет свою задачу.

 Как и Северус, одиноко стоящий в пролёте арки вначале последнего фильма под музыку - очень печальную, протяжную, эпичную и тихую, как послесловие. Он-то зачем свою жизнь отдал? Зачем Гарри защищал, хоть и ненавидел? Зачем Дамблдору помогал? Ради Лили, ради любви.

Как и свободный эльф Добби, хороший и преданный. Как и те, кто погибнет в битве - победа же всегда достаётся высокой ценой. Но я спрашиваю себя постоянно: неужели каждый период истории должен приводить непременно к сражению? И у кого бузинная палочка, самое сильное оружие - тот и прав? Кстати, почему бузина?

Прочтите в интернете - "Бузина. Легенды и поверья о цветах"

Есть ещё интересная деталь - спасение через осколок зеркала. Но это другое зеркало, совсем не то, что было в первом фильме. Как зло использует проход между шкафами, так добро - проход меж зеркалами. Шкаф - место весьма интересное, все слышали о скелетах в шкафу, там ещё, бывает и боггарт прячется. А вот зеркало гораздо многомернее. У Пратчетта написано, что ведьмы терпеть не могут два поставленных друг напротив друга зеркала, это пространство прохода их пугает. А вот у Ро по-другому. Интересно, почему. Ведь Гарри видит потом в зеркале будто бы Дамблдора, а это его брат туда заглядывает, присматривает за Гарри. Он же и эльфа послал во спасение. Брат, с которым Дамблдор конфликтовал всю жизнь ( точнее, брат с ним) тоже продолжает его дело. Он-то и организует проход через портрет в Хогвартс, тот проход, который удалось скрыть от Пожирателей.

Итак, Проход или Переход, кажется, ещё один символ.

Отдельное грустно-жалостливое чувство всегда вызывал Украинский Железобрюх - дракон на привязи в подземелье банка, замученный, вырывающийся с помощью троицы на свободу. Я ещё в том 2007 году удивилась! Почему "украинский" вдруг пришёл в голову Роулинг? Но она же пророчица в ГП.

Мерзко ведёт себя гоблин, желающий завладеть мечом только потому, что он - физически - гоблинской работы. Гоблины всегда считали, что волшебники обокрали их. И что же? Духовное исчезает из его рук, уже мёртвых.

Спасибо интернету, который прочитывает то, что ты пишешь и чем дышишь, хотя он делает это ради подсовывания тебе соответствующей рекламы! Но мой тут же подсунул мне стих Пастернака со "сквозным проёмом" - "Никого не будет в доме". Я прочла и восхитилась! - по-новому. Вот это вот место, когда "ты войдёшь" - это же не женщина, это фея входит. Какое прекрасное чувство, что за образы, а язык... Стих-совершенство.

Как жаль, что закончена моя терапия... Я досмотрела последний 8-й фильм, а то, что снимали потом - все эти волшебные звери и магический мир до Поттера - не более, чем просто интересные фильмы, но ничего волшебного они уже не несут. Всё это забавно, зрелищно, но кажется мне придуманным, вот как есть рожденноё и сотворённое. Я пару раз слушала и читала "Проклятое дитя" - тоже продолжение, но пока не впечатлилась. Может быть, если б сняли талантливый фильм, лучше бы всё это открылось. Но я думаю, что сага семикнижия просто идеальный мир, напитанный многими энергиями растущих вместе с ним, живущих и ожидающих каждую новую книгу. Потому так всё это вышло неповторимо и талантливо.

 И даже не знаешь чем завершить, потому что завершать не хочется. И нет  сил уже обращать внимание ни на великие слова Дамблдора в междумирии духовном, белом посмертии, где душа выбирает что ей делать дальше, ни на другие детали. Потому что чувствуешь и усталость вместе с героями ( а их стало больше: все, кто сражались, стали героями), и исчерпанность цели.

Но, может быть, это и есть главное чувство - когда завершать не хочется, а хочется жить дальше? Это и есть цель терапии - освобождение от тяжести в душе и расчищение пространства до лёгкости, когда вновь чего-то хочется...

Воистину, ты здесь можешь пойти дальше.

И я пошла немного дальше, и послушала "Проклятое дитя" в третий раз. Как аудиокнигу. В этой своей восьмой книге Роулинг словно переворачивает песочные часы - маховик времени, и вопросы поднимаются очень важные. Вывод один: как бы тебе ни казалось, всё произошло наилучшим образом, переделать прошлое нельзя - будет ещё хуже. Это утешение для тех, кто сожалеет о чём-то, и хороший разговор о человеческих непростых отношениях. И о том, что борьба со злом никогда не закончится. Потому что никогда не закончится история. Не хватает только хорошего фильма об этом.

И мне есть ещё о чём подумать -  и в связи с цифрой 8, и песочными часами, и горизонталью истории. С третьего проникновения я услыхала много ценных мыслей, одна из которых о великих людях с их недостатками. Мне кажется, человечность начинается с признания неидеальности в себе и окружающих. Это путь к состраданию.

Мне нужно ещё что-нибудь для учёбы, нужно войти в мир Грига и вдохновенно-сказочно написать о нём, чтоб потом рассказать, заворожив людей, перенеся их в другой мир. Мне нужно идти дальше по горизонтали истории.

И я пойду.

Как сказал Невилл - "ничего ещё не закончилось!"


Рецензии