Орден феникса

Я в предвкушении пятого фильма, тоже очень любимого. На мой взгляд, в этой Истории всё совершенно. Начиная с весомости названия - Орден Феникса равен Философскому камню. Книга - самая внушительная, подробная, но хорошо, что в фильм вошло основное:

1. Министерство сдаёт волшебный мир злу и начинает подготовку к переустройству мира на фашистских началах. Для этого нужно начинать со школы - полностью умертвить её. Не знаю ничего более верного и яркого в своей мерзости, чем чиновница Долорес Амбридж.

2. Ученики тайно, минуя школу, овладевают знаниями: значит, учиться можно, несмотря ни на что, и в любых условиях.

3. Дамблдор, к сожалению, всё так же ошибается относительно Гарри и не помогает ему, просто явно избегая. Герой ( уже видно, что и жертва) снова катастрофически одинок. Недавно прочла у одного умного человека, что либо герой, либо жертва. Нет, в жизни всё сложнее. И потери продолжаются.

4. Прекрасное явление дополнения к Гермионе - Луна Лавгуд. Это идеал, если совместить, двух полушарий и типов мышления. Гермилуна. Ро сама говорила, что Гермиона тут уже не справилась бы, поэтому нужна была иррациональная девочка и лунная энергия.

5. Дамблдор эффектно исчезает и появляется в нужный момент, сражение его с В. просто феерическое. Он ещё достаточно силён.

6. Борьба двух сил - Ордена с Пожирателями - кристаллизуется, дети начинают своё сознательное служение, как борцы со злом.

7. Герой спасён дружбой и любовью - теплом и смыслом жизни, и всю эту работу он проделывает внутри. Когда снимали Министерство магии, эти огромные залы, Ро говорила - это отсылка к советскому тоталитаризму. И вот оно сбылось: умершее восстало и хочет возродиться, и снова начать чистки неугодных. Всё происходит постепенно, с помощью прессы волшебников обманывают пропагандой. А позже все ужасаются, но сделать уже ничего не могут. Поэтому большая война неизбежна.

ОРДЕН ФЕНИКСА

Я не спешу к просматриванию этой истории, ведь чем больше внешнего ( борьбы, войны), тем сложнее из этого выудить внутренний смысл. Борьба всегда была в истории человечества, и, как после свадьбы в сказке, хочется спросить: "а что дальше?". Дальше, я знаю, обычная ведь жизнь начинается, обыденная, не такая яркая, и в сравнении с захватывающими сценами приключений, когда герои - достигают, просто серая. Мы и читаем и смотрим событийное, чтоб оно захватывало нас, и лучше -  с тайной, чтоб она раскрывалась в конце. Всё это учла и Роулинг. Но она же и ответила на вопросы о дальнейших судьбах героев: Гермиона построила прекрасную карьеру - стала министром магии, Рон продаёт товары в лавке своих братьев-близнецов, Невилл стал профессором в Хогвартсе, Джинни - спортивным комментатором, Гарри работает в министерстве мракоборцем, но душа его неблагополучна, у него проблемы с сыном, самым младшим, названным Альбус-Северус ( тот мечется в поисках своей идентичности, недаром же Альбус-Северус), и Гарри, при внешнем благополучии, вовсе не чувствует себя бодрым и радостным. Всё потому, что после таких событий всё обыденное будет блёклым, такие люди не знают как жить обычную жизнь. Если ты находил счастье в борьбе - то что ты будет делать, когда она закончится?

Иногда мне кажется, что человечество и поэтому не может жить долгое время спокойно, без войн, ему скучно. Вот амбиции правителей и вступают в схватки, а воюет за них народ. Удивительно, что в магическом мире есть только министр магии и нет короля - так Ро уравнивает всех волшебников. Хотя старинные роды  ( чистокровные) есть,  многие из которых испорчены идеей чистокровности. За королевство могла бы биться бузинная палочка, но у неё страшное предназначение, как у дара Смерти, и она никому не приносила желанной власти надолго.

В Пятой Истории тоже есть работа с воспоминаниями, но не с помощью сотворения патронуса, а через насильственное внедрение специальной техникой окклюменции. Это очень болезненно, но так Гарри узнаёт, что его отец - не образец безупречности, а обычный человек, даже поступающий подло и неправильно - с тем же Северусом-подростком. Это и есть взросление - узнать о несовершенстве людей. Всегда меня отпугивали крайности чёрно-белые. Всё и сложнее, и проще, и человечнее. А главное - отторгают люди, считающие тебя учеником жизни, а себя уже достигшими. О чём с ними говорить? Да, я ученик, признающий свои слабости и травмы, и приятней общаться с такими же достигающими живыми людьми, но не с теми, кто считает себя умнее других. Это снова я о своей несчастной подруге, считающей себя счастливой, и очень ошибающейся -  о себе... Самомнение приводит туда, к слизеринству.

Но мы не управляем другими душами, особенно, если они не хотят нас слышать.

При всём великолепии и яркости Пятого фильма, я всё равно не понимаю - зачем он мне внутренне? Когда я читала книгу, то самым запоминающимся мгновением было узнать, что в Отделе тайн есть удивительные комнаты-научные лаборатории: одна, посвящённая мозгу, другая - времени, ещё что-то... и была комната, закрытая, из щели в полу лился расплавленный свет, это была комната Любви. Но никто её не мог открыть, она так и осталась тайной. Для меня это было главным внутренним смыслом книги.

Вся Пятая история посвящена тайному сообществу борьбы с Волдемортом, приведению к первой публичной схватке - чтоб общество прозрело, и сам Волдеморт перестал быть тайным, ведь он скрывался для того, чтобы проникнуть как можно глубже и незаметней.

Орден Феникса? У меня нет таких людей. Я сама со своим фениксом. Моё воздействие -  в пределах я-ученик. Но я попытаюсь промедитировать над фильмом - вдруг что-то откроется и для меня - "никак ни за что не борца в этом мире." Я могу лишь сопереживать травмированному Гарри, читая параллельно Юнговского Иова, быть может, что-то пойму об избранничестве. Ведь образ Гарри, как героя, идущего к своей жертве, в каждом из нас. Это глубоко христианский образ самоотдачи, и, по идее, каждый человек вот так должен отдать себя миру -  в чём-то...послужить миру.

Как исполнить своё предназначение, если вся жизнь как-то наперекосяк пошла, и уже ничего назад не отмотаешь, не исправишь? И в чём оно было - лично моё предназначение? Тысячи слов чего-там достигших и поучающих ничего мне не дадут, пока я сама не пойму. Пока какая-нибудь струящаяся из закрытой комнаты Любовь не откроет мне смысл. Поучающие из позиции сверху поучают, а Любовь тихо струится снизу, проникая сквозь щель. Дети подсунули под ту дверь открывающий замки ножик -  и он расплавился. Наверное, если бы дверь открылась, Любовь затопила бы твоё существо, и ты перестал бы быть земным жителем.

Вот что нужно делать! Искать отголоски любви во всём, особенно в людях, в их поступках. Это искры пламенеющего в своём перерождении Феникса.

Очень маленькая у меня борьба - сейчас за одну девочку двенадцатилетнюю, чтоб она осталась с Музыкой. У девочки психологические проблемы - были всегда, но в этом году проявились особенно явно: она очень музыкальна и чувствительна, но не хочет заниматься, не может преодолеть своё отторжение, когда не сразу выходит прочесть нотный текст, она прямо психует и бросает занятие. А навыка у неё нет, потому что ко мне она попала по переводу год назад. Гораздо проще воспитывать своих детей с самого начала, учить их взаимодействию с текстом и с инструментом, показывать как это просто и захватывающе-прекрасно! Но как тяжело подбирать и исправлять чьи-то ошибки, особенно, если у ребёнка и так врождённая сложная нервная организация.

А ещё по дороге с каждым учеником борьба -  с их ленью, в основном. Ведь я слишком мягкая и не могу требовать, как-то давить, а у них нет времени, потому что та школа ужасная со своими вечно загружающими заданиями, и множество других занятий - танцы, спорт. Как сложно организовать приоритетность фортепиано, если ребёнка жалеешь. Я уже вижу, что только концертами. Это - основная мотивация. Я не могу сдаться и оставить детей без любви к музыке, я всячески её берегу. Я хочу, чтобы в жизни это выросло в их главное душевное утешение.

Вот моя никому не видная борьба. Но это же просто работа. Стихи - моя терапия, спасибо, если кому-то пригождается. А для чего я в этом мире родилась?

Читая "Ответ Иову", я понимаю, что буду смотреть Пятую Историю с позиции травмированности, ведь именно эта особенность отличает Героя от остальных. И книга про Иова попалась мне вовремя, хотя  я просто искала дополнительный материал по Четверице. Бог в Иове страстен, несправедлив, ревностен ( представляется ли он специально таким, чтоб лучше выиграть состязание с дьяволом, или он таким видится Иову?), Бог противоречит сам себе. И Иов в своих словах противоречит... И всё-таки он верит... А ещё его окружают поучающие друзья, ничем не помогающие. У Гарри с этим лучше, уже нет ссор, и вокруг сплочённая команда. Однако, он всё равно один со своей глубокой травмой. Травма вообще нужна, чтобы через неё что-то совершить до конца. Глупые психологи набежали бы и говорили: "А ну лечи давай травму!" А умные - молча бы исследовали. А друзья бы истинные помогали, как они и делают там.

Вот только всемудрый Дамблдор избегает, боясь, что через травму Волдеморт до сообщества доберётся. Потому что  если проход открыт с одной стороны - от Гарри к В., то и обратно откроется тоже. Так оно и будет потом, из-за чего погибнет последний родной человек Героя. Надо было послушать умную Гермиону. Дамблдор скрывается, как Бог скрывается от людей, оставляя одних карабкаться и барахтаться. Хотя в решительный момент он появляется и бьётся за тебя. Но Дамблдор не Бог и должен совершить свои ошибки.

Да отдохнёт же душа в своём избранном одиночестве рядом с девочкой Луной, которая так же видит фестралов, как и ты, говорит простые и жизненные истины. Странность, но такая мягкая, и абсолютно бесстрашная и прощающая мир.

А меня ждёт Григ... чтоб я написала от себя и своим языком истории о нём - вот вчера неожиданно попались фото Бергена. Но я всё равно дойду до конца, а потом вернусь к Григу. К тому времени, надеюсь, я выпишу всё, что надо.

Какая интересная у меня образовалась интермедия с Иовом! Я и когда читала, изучая Библию, недоумевала - что это за Бог такой? Какой же он не божественный! А это просто Яхве. Это не тот Бог, первопричина, структура и Любовь всего, а местный божок скотоводов. Он и тогда напоминал хвастуна-правителя, который должен был состязаться с праведником, будто завидуя ему. Всё отняв у него, ему, больному, в струпьях и пыли, он говорит встать, препоясаться, как мужчине, и отвечать своему богу, который -  и то, и это, и сильный до невозможности. Так что описание Юнга так ярко и точно, выводы такие правильные, образные, что это ворошит внутри пустоту и безнадёжность от непонимания своей же травмирующей судьбы "за что?", а главное даже не это, а - "для чего мне?". Я же до сих пор не понимаю.

Так и Гарри не понимает - почему он такой и что с ним происходит? Почему учитель оставил его и ничего не объясняет? Внешние события ухудшаются и внутренние обостряются.

У Юнга, как всегда, разбросано ещё много замечательных мудростей. Например, о совершенстве ( мужском принципе) и постоянстве ( женском), о том, как совершенство и перфекционизм бесплодны, и как полно новых надежд постоянство, которое всё время ищет совершенства, потому что оно испытывает нужду в поиске ценностей.

Вот! Это то, о чём я постоянно говорю и что чувствую! Не о чем беседовать с людьми, считающими, что они уже достигли. Такие люди начинают бахвалиться своею силою, как Яхве ( сам крайне травмированный и болезненный персонаж - ну зачем ему, такому всемогущему, состязаться с Иовом, всё дать, потом отобрать, а унизив достаточно - Иов, молодец, понял и смирился, и тут Яхве, наконец, успокоился - снова наградить ещё более), Яхве нужен Иов ради самоутверждения. Такое впечатление оставляет эта Книга Библии. Хотя ранее я думала, что она создана просто для описания вселенной земли, всех этих левиафанов и крокодилов, бегемотов и прочей живности, громов, молний, всего сильного и мощного. Чтоб человек чувствовал своё малое место и прекратил задавать свои лишние вопросы. Воистину, ветхозаветное писание.

 И да, Иов прекратил под таким напором бряцающего своею мышцей божества.

 А Гарри жизнь научила: он попал в сеть обмана, бросился спасать Крёстного, понёс ещё одну тяжелейшую потерю -  и тут явился Дамблдор защитить и объяснить. Но всё же он более похож на Бога, чем Яхве, потому что любит.

"Верность народа тем важнее, чем больше Яхве забывает о мудрости". А мудрость - это София Яхве, первая любовь, сродни Шакти. А потом София позабылась, и Яхве полюбил Израиль супружеской любовью.

Но вернусь к моей терапии. Пятая история вот чему посвящена - проникновению. Тёмных сил -  в нутро человека. Но, в отличие, от предыдущей, здесь друг не предаёт, не отворачивается, Рон терпеливо сносит Гаррино ожесточение от постоянной боли. Они поссорятся лишь в самом конце, когда военные бедствия истощат. Но Рон  отходчивый и он быстро возвращается. Потому что добрый и отдающий, воистину хороший друг. Также он очень чуткий. Дружба - слышание другого, развёрнутость от себя к другому "я". Так что совет Сириуса "держись поближе к друзьям" хоть и  с опозданием, но исполнился. В этой Истории Гарри быть открытым не может, потому что не понимает, не владеет собой и ситуацией. Но друзья держатся - поближе к нему. А школа пока что ещё не доверяет и осуждает. Всё переменится ( для единомышленников), когда Гарри станет учителем и поделится своими умениями.

Долорес Амбридж просто таки олицетворение всех "теоретических тёток"! До чего прекрасно справилась актриса с ролью! Я помню одну такую тётку, читавшую нам педагогику - одни сухие выкладки и правила, и ничего, что помогло бы в жизни. Она, конечно же, третировала студентов и считала себя и свой предмет главными. Хорошо помню, как выучила её учебник за ночь до экзамена, сдала и напрочь забыла. Все выкладки наших музыкальных реформаторов написаны вот таким суконным языком. И как ещё Ро в те времена знала, что котики будут фаворитами интернета? Преподаватель защиты от тёмных сил - тётка в розовом с котиками, образец пошлости. Милота без меры и пыточность инквизиторская. Такие тётки хуже даже мужчин диктаторов, ибо ничего женского, кроме пола, в них не осталось. Всегда терпеть я не могла сухую теорию и бесполезное, оторванное от жизни, умствование. Ментальное сверх меры тоже умертвитель - души, теплоты, жизненности.

Но если б не такая Абридж, дети не поняли бы в какую сторону идти. Так, многие люди нужны нам для того, чтобы жить от противного.

Но сначала нужно помучиться в тюрьме у инквизиторши ( как в жизни у любых закабаляющих обстоятельств) и тайно вести свою живую и ценную внутреннюю работу в Выручай-комнате. А розовый цвет инквизиторши, все эти котята и пуфики, неволшебные чистота и уют - оттого, что она получает от своей властной жизни большое удовольствие, наслаждается, цветёт и пахнет. Она паразитирует на живом, получая оттуда соки и энергию из мучений.

"Если ты один - ты не представляешь угрозы ( для тёмных сил)", поэтому зло хочет, чтоб мы чувствовали себя одинокими. Это слова мудрой и светлой девочки Луны. Чувство одиночества всегда внушается нам темнотой, и нет в этом ничего романтического.

И фестралы, и про смерть - очень глубоко. Когда умер папа, я так и подумала, что теперь я среди тех, кто видит фестралов. Переживание смерти ( краткой или длинной, когда кто-то болеет у тебя на глазах и медленно умирает) - всегда разделяющий людей опыт: на тех, кто знает, и кто нет. Но и на фестралах - летают, а ещё они очень добрые. Потому что переживание смерти углубляет и умудряет. Не будем забывать, что вся сага родилась не только из депрессии, но и из травматического опыта смерти матери Ро, который она переживала всю жизнь. А если бы пошла к психологу и проработала? Не было бы у нас такого прекрасного произведения со всей его глубокой символикой! Одна сказка про дары Смерти чего стоит.

Гарри отвернулся от самых близких друзей и пришёл к Луне. Отчасти он прав: они не понимают так глубоко, как он. А Луна понимает любовью, недаром у неё фамилия Лавгуд. Я уж давно понимаю это, когда в полном одиночестве обращаюсь к лунному Свету, в область тихого и мягкого Бессознательного. Там нет никаких умствований, холодной рациональности, упаси-боже-безжалостности, никто там с тобой не соревнуется, чтоб быть лучше, чем ты. Какое-то полное приятие - вот что такое лунный мир. Там тихо, молчаливо и целебно.

Мне жаль мою подругу, до которой я не могу донести правду о её личности - так, как этого не видит она, но закрывается от неё и отбивается всеми силами. А всего-то - нужно признать и свою травмированность, и своё несовершенство, и перестать бороться с миром, просто приняв его. Но это лунное, женское, быть может ей уже не доступно. С годами мы утрачиваем пластичность, нам кажется, что умнеем, но на самом деле закостеневаем. У меня это выражается в жизни без желаний. Поэтому так часто нужна материя музыки - как живительное. Стихи тоже помогают.

Показательно ведёт себя министр магии перед войной. Из страха потерять власть он блокирует правду. Стоящий у власти вырождается полностью, как человек и личность в истории, если на своём временном высоком посту он начинает думать о своей власти и держаться за неё. Это не относится к королям с правом наследования, но именно к выбранным властителям. Как мудры были вольнолюбивые предки - они выбирали гетьмана всего лишь на год, и ритуалы при этом были знаменательные. Точно так же поступали и греки: в полисе каждый гражданин исполнял какую-то должность, давал отчёт и сменялся на другую - все образованные люди полиса бывали и судьями, и казначеями, и сборщиками налогов в течение полугода, кажется. Летом я слушала очень содержательную лекцию на эту тему у Бушвакера.

Невилл открыл Выручай-комнату, когда ему очень хотелось исчезнуть из этого ужасного мира )

Мудрые, добрые слова слышит "как никогда одинокий" Гарри от своего Крёстного. И тот не только духовный восприемник, но и будто старший брат. И он действительно родной. Не по крови, а по дружбе.

Маленькая деталь: в тот момент, когда объявляется, что директором школы стала Амбридж, сообщение этого приказа вывешивается на стену в виде треугольника абракадабры, а мы знаем, что убивающее заклятие авада кедавра - взято из абракадабры.

Какова цель зла? Зачем Волдеморт говорит Гарри, чтоб тот убил Беллатрису, лучшую свою сторонницу? Запятнать убийством, заставив перейти точку невозврата.

Полное внедрение зла в человека - вещь страшная, и только теплом отношений преодолимая. И в конце битвы такая прямая отсылка к евангельскому: нельзя не заметить, что Дамблдор держит Гарри, как Мария Христа -  в позе пьеты.

Концовка Пятой истории воспринимается,  как облегчение и нарастание напряжённости одновременно. И усталость, и разрядка.  И ещё слова Луны: "То, что мы теряем, всё равно к нам вернётся, хоть и не так, как мы этого ожидаем".


Рецензии