Кубок огня

А вот и первый выход в большой мир. И это совершенно неизбежно. Ты покидаешь комфортное детство ( которое почти всегда кажется дискомфортным, кто же не мечтает стать взрослым - кажется, что тогда ты обретаешь полную свободу!), которое защищает тебя просто тем, что ты ребёнок, а значит -  к тебе никаких требований. Но лет с 14 ты уже что-то должен обществу. А оно - кубок огня: вечная конкуренция за право носить титул лучшего.

Ро скопировала олимпийски игры и внесла эту соревновательность, чтобы расширить пространство и познакомить нас с другими представителями волшебного мира. Оказывается, волшебники, как и маглы, проводят всемирные спортивные матчи и межшкольные соревнования. На входе в социум с его соревновательностью происходит ссора с лучшим другом - Рон не выдерживает наплыва зависти... Гермиона тоже сердится из-за такой несознательности двух своих мальчиков. А ещё первые чувства, первый бал, первые робкие попытки начать общение с противоположным полом. Эта История - о коммуникации, успешной и безуспешной. Ро бесхитростно обозначает двух вечных соперников Англии - это Франция и страна, которую нельзя называть, впрочем она маскируется под Болгарию, но по костюмам в фильме это понятно. И если Франция обозначена Шармбатоном прекрасных и утончённых ведьм, то Дурмстранг, школа на далёком севере, где очень любят тёмные искусства, кажется абсолютно тёмной и страшной. Она слишком физична, и недаром они подсаживаются к ученикам Слизерина.

Как-то всё это странно... Много знаю о магии на просторах моей многострадальной Родины, вечно раздираемой, вечно проходного междумирья меж другими, более сильными странами - Дикого поля и земли блуждающего хаоса. Здесь и ведьмы, и казаки-характерники, и мольфары в горах. И ничего не знаю о магии у северного соседа, с теперь поднявшейся тьмой на нас. Были волхвы давно, а теперь будто бы шаманы на их далёком севере - но это не то. Кажется, чиновно-палочная система вкупе с православием жестковато-холодным ( у нас другое) уничтожило всю теплоту магии. А ещё магия не может жить в убожестве нищих деревень, построенных - будто не сегодня-завтра переселяться на тот свет, а это так, временное жилище. Магии нужен уютный дом и хозяйство, милая любимая природа вокруг, теплота и красота, хоть какой-то достаток. Она скрывается во множестве вещей и мелких деталей. В каждом доме у неё -  своя печь, свой котёл, и всякая Оксана в расцвете лет становится Солохой. "Из города змиева" - это не только согласное по звучанию ( Киев - змиев, но какие там змеи, в духовном центре Руси и месте паломничества северного соседа к своим истокам?), это отсылка к оборонительным змиевым валам. А настоящая магия - тоже оборона, прежде всего - от тёмных искусств в себе же самой. Один из главных предметов в Хогвартсе - Защита от тёмных сил.

Ладно... пойду смотреть на эти соревнования. Начинается тоже со змеи... и тёмных дел в заброшенном замке, и первой смерти простого магла.

А Киев.. зияние вовсе не значит змеение. Любые две гласные - зияние, но у Гумилёва это ангельские звуки в стихе про планету Венеру. Соскучилась я за Гумилёвым, надо почитать, вспоминала его недавно, когда мне приснился странный сон и я написала фантазию в духе "муж хлестал меня узорчатым", хотя и мужа никакого нет. Любимым местом моим в Киеве всегда был МарИИнский дворец, парк вокруг, и дом с химерами. Есть у нас и загадочная буква "ї", в которой звучат сразу две два звука.

 Турнир, конечно, ТРЁХ волшебников. Музыка фильма - героическая, а не мистическая.


Все живут себе, припеваючи, а бедному Гарри снится страшный и непонятный сон.

Сны играют очень важную роль в моей жизни. В лето перед замужеством мне приснилось, что я разговариваю с будущим мужем, а он ругает меня за не так сделанные домашние дела, очень требователен, потом начинает бить меня ногами по лицу, а ноги в сапогах почему-то, а я недоумеваю и спрашиваю "за что?". Я сочла это нелепой фантазией и всё равно вышла замуж в августе 1994... А потом терпела до последнего. Опять придётся убирать этот кусок текста.

Очень хорош портал - любая простая и незаметная вещь, переносящая тебя куда-то. Японцы понимали в этом толк - ваби, саби и югэн. Сибуй - "настоящесть" не так волнует моё воображение. Хотя вот пример: вчера попались две картины с гусями - Ренуара и Моне. Для меня сибуй - Моне, потому что у Ренуара просто яркая картинка без поэзии получилась, нет там никаких акцентов. А у Моне великолепные гуси с кругами по воде в обрамлении золотой осени, поэтому и дом вдалеке и по центру - живой. Гуси - и из него, и потом к нему, и сами по себе - символические величины, сотворяющие круги. Вот в том доме живут вещи как порталы. Картина - сияет!

 Особый мир искусства, а в жизни - фашисты обнаглели и начинают расхаживать в публичных местах - на чемпионате мира, творя свой беспредел. Чёрная метка - то, что они оставляют как знак своего торжества. И руки своих членов ордена они метят змеёй. (Так же и эти вторглись со своей Zмеистой меткой...) Мир сдвинулся в сторону войны. Как же сдвигался наш мир перед полномасштабным вторжением к нам зла -  я не знаю. Потому что проводила время исключительно с искусством, залечивая свои раны, особенно тяжёлого 21-го года. Я знала по тревожным разговорам мамы и тогда ещё живой тёти Томы, что нагнетается опасное, происходит скопление войск по нашим границам. Но я не читала новостей. Помню, что мы даже слегка поссорились с мамой: она мне высказывала свои опасения, что будет война, а я не хотела этого слышать, я очень нервно на это отреагировала, потому что война - была запредельем на мою усталость. 19 февраля 2022 я провела свой проект о Черни в Художественном музее, а 23 февраля я играла на концерте духовиков в школе вечером. Утром проснулась, зашла в фб... через полчаса за окном у меня бухало -  недалеко, в Дубиевке, там были склады и уже прилетало. И началось.

Господи боже мой! Если б можно было жить в мире искусства и не жить в этом мире!

А теперь всё не закончится... И все уже нас оставили. Помощь дают, но уже не охотно. На наши беды - всем плевать, эмоционально - они уже выключились нас поддерживать, бросили, живут своей жизнью. Я вела здесь страницу событий под стихом "Дай Бог", она есть, но скрыта в черновиках. Думаю дождаться окончания войны. И никто не знает чем закончится, потому что ещё весной 22 года Запад решил, чтоб было нечто среднее меж победой и поражением. Впереди страшная зима, все пугают, в Крыму накоплены сотни ракет. Шахеды летают каждую ночь.

Страна, как человек, осталась одна. Спасай сама себя, а у нас какой-то разброд и депрессия, и нет единства, люди очень травмированы и устали. Дикари сносят памятники, а я уже окончательно ушла в свою эмиграцию внутри. Выжить, как Гарри выживал. Искусство - мой портал в нормальный мир, пусть тоже человеческий, но всё же мирный.

Кадры оставленного волшебниками лагеря, когда они покидали его в панике... словно жуткие кадры разрушенных в моей стране городов, это всё теперь военное. И чёрная метка в небе. Они осквернили небо. Помню, первое время я не могла даже на небо смотреть, как раньше, с любовью любила рассматривать облака... потому что там теперь летала смерть. Потом привыкла. Пожиратели смерти ( в оригинале Упивающиеся смертью) появляются впервые в этой Истории. А в нашей истории они живут, они нас бомбят, они радуются в комментариях в телеграмме, когда кто-то погибает. Так много пожирателей теперь! И это же всё как бы люди.


Но надо вернуться к фильму... Смешно омолодился маленький профессор Флитвик! -  а как же, ведь гости в замке, и Хагрид будет крутить любовь с мадам Максим. Вечная слава ждёт победителя, но выполнить нужно три чрезвычайно опасных задания.

Инвалид магических войн, доблестный Грюм ( мы ещё не знаем, что под его внешностью - другой) тоже будет учить учеников трём запретным заклятиям. Слишком много цифры "3" для социального, внешне-мишурного. Но ведь всё это гремящее, блестящее нужно для того, что случится в конце. И это по-настоящему мрачное, а не то, что было в Третьей истории.

Что важного здесь говорит Дамблдор? "Для избранных нет обратного пути". Избирает сам Кубок огня и этим заключает с тобой магический контракт, который нельзя нарушить.

Однако, на Кубок огня можно повлиять магически, и это первая неправда социального мира. И весь фильм довольно мрачный, здесь не как в Третьей истории, а самим придётся искать свет. Обучение - жёсткое во всех отношениях. Грюм обучает, садистически издеваясь, но никого не обескураживает, что это борец со злом. Почему-то никто не сопоставляет факты. Когда настоящий Грюм появится в 7 части, он, хоть и прямолинейный, но добрый. Дамблдор занят турниром, и у него на глазах прячется злодей в обличье Грюма целый год. Так - всегда отвлекает внешнее.

Почему же вместо троицы волшебников - четверица, и Гарри - Четвёртый? А это четверица Юнга и алхимиков. И ещё - это за 3 года до его совершеннолетия ( совершеннолетие у волшебников в 17). Про четверицу я читала, но нужно восстановить. А "Ответ Иову" Юнга ещё ни читала, вот сейчас скачала. Недаром же, пока все вокруг кубка славы суетятся, Гермиона книжки читает!

 Для чего же нужно было злу проводить Гарри через турнир? Ну, во-первых, вся школа ополчилась и лучший друг предал ( Рон всегда мечтал о славе, но к его недовольству добавилось подозрение, что Гарри что-то скрыл от него, отдельность друга он воспринял, как отделённость, и сам отдалился ). Рон злится на Гарри и ищет пути к разговору, но Гарри не до того. Полное непонимание. И это очень ослабляет. Когда кто-то вам говорит: "Мне нужно моё одиночество, я рад быть одиноким" - это же полное враньё, этому человеку есть кому поговорить о своём одиночестве. И полное враньё - говорить "мне никто на свете не нужен", человек просто не может быть один, ему нужно не одиночество, а временное уединение. Одиночество ведёт к самозамкнутости, искажению внутренней реальности и даже болезни.

Во-вторых, надо было как-то выдернуть Гарри из школы и лишить защиты. А тут и Дамблдор говорит главному злодею: "Присмотри за Гарри". А тот отвечает: "С удовольствием". Воистину, духовная слепота главного учителя и мудреца, вот что делает Внешнее.

Рита Скиттер и её вездесущий папарацци... лучше и нельзя было описать вторую древнейшую профессию. Мне кажется, журналистика откладывает отпечаток на всю жизнь человека - на то, как он дальше пишет и живёт. Прытко пишущее перо - это не перо, даруемое Музой, а нечто другое. Рита, как и Златопуст, издаёт бестселлеры, от материала которых плохо пахнет. Хорошо же её проучила Гермиона! ( в фильм это не вошло), и сколько юмора в том, что вот это вечно подслушивающее существо только и может быть жучком.

Интересно, что первое же задание, которое должно быть неожиданным ( по идее), всё равно известно конкурсантам. И в волшебном мире такая же нечестность в соревнованиях. Но что хорошо - узнают все, и равно готовятся - кто как может.

Дракон и Золотое яйцо. Название для сказки. Только вдохновения нет... Наверное потому, что в фильме, хоть и очень эффектный, но только экшн. И всё же... героя спасает его главная способность и, конечно, метла самой лучшей модели, подаренная Крёстным. Я уже публиковала картинку с драконом в начале войны. Что нужно, чтоб дракон сдвинулся с места ( ведь, в основном, они лежат на сокровищах и охраняют)? Нужно слишком этого дракона раздразнить... И ты даже не предполагаешь, что он сорвётся с цепи и полетит за тобой... И Гарри пролетает, наконец, сквозь какой-то узкий проём, а дракон там претыкается и падает. И тогда  - яйцо ( не простое, а золотое) -  в руках. Но жутко визжит нечеловеческим голосом. Кто придумал помещать яйцо в воду, чтоб услышать? Это мировое яйцо, конечно в мировых водах. Легенды о нём встречаются абсолютно везде.

Святочный бал... Девочки созревают быстрее. Гермиона уже любит Рона, а он всё ещё олух. Как же она злится и не сдерживает себя! Когда я это вижу, то понимаю, что гриффиндорского в ней больше всего, ведь там, в основном, холерики. Для подвигов нужно, чтоб возбуждение преобладало над торможением. Конечно, всё это отсылка к школьным балам, именно европейским и американским -  в колледжах ( у нас они назывались дискотеки, и опыт у меня там только печальный - никто не приглашал танцевать, в отличие от дискотек пионерлагерных), и всё это нужно пройти подростку. И всё же именно с этих дискотек я поняла, что не нужна противоположному полу, что со мной, должно быть, что-то не так. Это потом моей маме учительнице её ученики рассказывали о тайной любви ко мне, но мне-то они её никак не выражали. И даже не лидерство здесь важно в окружении, а твой успех в коммуникации с противоположным полом. Хотя одно от другого зависит...

Как тяжело решиться сделать предложение хотя бы пойти на бал! Потому что все боятся быть отвергнутыми, это всё так остро...потому что в первый раз. Как страшно... в первый раз!

И обязательно вальс, кружение... У меня даже есть стих - платформа 9 и три четверти, где я обыгрываю этот музыкальный размер. Но всё, что с этим связано, все мечты юности - было так давно, что ощущений я уже не помню... Пригласить на бал -  всё равно что замуж позвать, остаться неприглашённым - никем остаться... Вот такой я была на моих школьных вечерах, хотя в первой части, до танцев, я ещё как участвовала! Я готовила концертные номера от нашего класса, сама часто пела, аккомпанируя себе на фортепиано, делала ансамбли. Я заведовала культмассовым сектором и вовсе не была в тени малозаметной...

Какой там турнир! ) Гарри лежит в обнимку с яйцом и грустно вспоминает свою неудачу с девочкой Чжоу. А Рона утешают свои же девчонки с Гриффиндора ) Для всех самое важное - этот бал. Как мне приятно было, что Гермиона там всех поразила и оказалась на высоте! И жалко было Рона, что его мама прислала ему такую унизительную одежду - как так можно относиться к своему сыну? И ссора у них с Гермионой в конце вышла эпическая.

Вот кто не переживал, так это музыканты школьного оркестра )

Даже несчастное привидение Миртл кокетничает. Говорят, когда душа лишается тела, желания её сохраняются, вот только воплотить их уже нечем. Душа - это чистое сознание, интересно - каким образом оно может функционировать без мозга? Но верю, что может. Иначе - зачем всё?


Нырять в Чёрное озеро за своим сокровищем - другом или возлюбленной. Хорошее задание! Достойное рыцарского поведения!  И Гарри проявил себя там лучше всех, желая спасти кого только можно. И за это получил свой бонус. Правда там, на дне, он был в растерянности - двое близких друзей и девочка, в которую он влюблён ) А спасти надо одного. Впрочем, за всеми приплыли, кроме сестры француженки. Поэтому надо было спасти и её.

Но вот убийство. А министр не желает остановить турнир, чтобы сохранить своё лицо. Как часто политики жертвуют людьми. "Настоящий лидер всегда поступает правильно, что бы о нём ни думали" - Дамблдор. Увы... Правильно поступать - это думать о людях. Кажется, этого вообще нет в природе политиков.

Омут памяти... Как бы хорошо было вот так вытащить из головы любую беспокоящую мысль и опустить её в тот омут, пусть там себе плавает, а ты будешь свободен. Понадобится - заглянешь и вспомнишь. Но мы, как правило, носимся с этими мыслями, пока само Время их не переработает...

И, наконец, лабиринт неизвестности, где растекаешься, словно мысли, когда они стелются туманом без озарений. В лабиринте страшно, потому что наощупь. В 18 веке они были популярным развлечением садово-паркового искусства, думаю, для игр влюблённых. А тут желанный приз становится порталом, переносящим к самой страшной и по-настоящему тёмной магии. Они бегут к кубку -  бегут к собственной смерти, и один из них точно попадётся. Зачем же Гарри его спас? Не спас бы - остался бы хороший Седрик в Хогвартсе. А так будет "убей лишнего". Вот она, неоднозначность спасения.

Всё последующее - ужасно.

И даже отлетающие восвояси гости не скрашивают произошедшего. Но в Пятой Истории будет полегче. Потому что там снова все друзья едины и выполняют своё задание. И там есть целенаправленность борьбы.

Что же хорошего - напоследок о всемирном соревновании? Когда ты попадаешь в ужасное, невозможное, невыносимое - всё равно спасает свет: родители и дотоле неведомые вещи, как, например, тайны собственной палочки. Приори инкантатем - потому что у двух палочек одинаковое нутро - перо феникса, не может феникс сам с собой бороться, поэтому он вызывает предыдущие свои действия, и так - появятся все последние  убитые Волдемортом в обратном порядке: Седрик, дворник магл, Гаррины родители. И мы видим, что это астральные оболочки душ, они живые и могут общаться. Они хоть после смерти могут отомстить Волдеморту за убийства.

Но при этом решимость и смелость - бассо остинато. Сколько раз Герой на краю гибели и не погибает. А ведь внутренне он каждый раз готов умереть. И, конечно, прежний - умирает.


Рецензии