Узник азкабана

Вот я приступаю к самой моей любимой, самой мистической Истории №3. Узник Азкабана.

Не в последнюю очередь потому, что фильм очень хорош. Он по-настоящему мрачно-волшебный ( а в любом волшебстве должна быть и мрачность, ничего в ней нет пугающего и отталкивающего - тот, кто взаимодействует с глубинами, достаёт до самой Ночи). Мрачность - это и глубокое одиночество человека, понявшего о себе всё до конца, окончательное одиночество, но не безысходное. Мрачность сродни скоплению туч. И нужно, чтобы стало темно и сгущенно для того, чтобы свет вдруг просиял и стал самым ярким и пронизывающим насквозь. Нет ничего лучше той сцены, когда сияют патронусы и поют ангельские хоры в самой глубокой Ночи Гарри, когда он понял, что он - МОЖЕТ. Это первая история взросления, хотя книжка ещё так не выглядит, она по-прежнему в детском формате, смена у Ро происходит на 4-й книге - социализации Героя.

Гарри - подросток, мир ещё более враждебен, но друзья по-прежнему рядом. Невероятно поэтичный фильм - чего только стоят кадры гремучей ивы в разные времена года, огромных часов - потому что тема Времени тут тоже центральная. А значит, многослойности. Гарри распрощался с главной иллюзией  детства - что тебя защищают родители, даже умершие, и понял, что ты можешь, потому что уже делал это когда-то. Наверное, это более мощная память рода или память души более глубинная. Но больше нет защиты родителей. Ты Один. И Один ты можешь получить помощь Духовного. Ты взросл настолько, насколько способен вызвать духовную энергию добра. Она всегда в твоём личном облике, Патронус, прогоняющий тьму. И бесподобно верен, конечно, образ Дементора, пожирающего радость. Как мне близка Роулинг со своей депрессией - по глазам её вижу близкую душу. Она мне - своя. Вся сага написана как выход из депрессии и потому ( одна из причин) мною так любима. Вторая причина: когда у меня в жизни был тяжёлый семейный кризис, разрушение, потеря всего смысла, который я намечтала с юности своей -  о своём счастье в роли жены и матери, о прекрасном доме, наполненном теплом и искусством (никогда я не хотела никакой карьеры, только Дом и разговоры в нём о прекрасном и интересном) -  в тот момент я обрела эту сказку, ушла в неё с головой и там отдохнула от ужаса жизни, она наполнила меня своими смыслами, просто заменила мне мир. Это сказка - мой спаситель, а к спасителю всегда возвращаешься благодарным сердцем.

Итак...

Терпеть Дурслей больше нет никаких сил! Потому что подросток, все чувства обострены, и Гарри сбегает, со злости надув тётушку одним только взглядом - очень забавная сцена. Волшебники своих не бросают, поэтому ему, готовому ночевать на улице и бродяжничать, посылается автобус "Рыцарь", переносящий тебя, куда пожелаешь. Дырявый Котёл и "Чудовищная книга о чудовищах"  - тонкого английского юмора полно в саге, как же без него.

Но ты - особенный. Тобой интересуется какой-то сбежавший убийца и дементоры ( они впервые появляются, и невозможно более верно образно описать депрессию). Нападают почему-то именно на тебя, потому что охотятся за убийцей ( а они стражники тюрьмы), но ещё и потому, что именно в твоей жизни были события, оставившие острый эмоциональный след. А дементоры питаются эмоциями. Они, я так понимаю, видят Рану и проникают сквозь неё, и высасывают остатки радости, и оставляют опустошённым. Они страшные, и нужно по-настоящему ужаснуться, чтобы броситься под защиту патронуса, чтобы, преодолев свой страх, научиться бороться.

А кто же учит? Многоопытный, стоический, привыкший к своей судьбе оборотень. Он человек, а болезнь на всю жизнь - бремя, которое он несёт терпеливо. Именно он оказался лучшим учителем для детей, и его педагогика просто прекрасная и живая. Болезнь не помешала ему оставаться хорошим человеком и хорошим волшебником. Не он - зло, не сбежавший "убийца" Блэк -  в который раз Ро показывает нам как часто мы ошибаемся в людях, но - человек, долго маскирующийся крысой, он ведь по сути крысой и есть, подлый предатель, одновременно  и сильный волшебник, и ничтожная личность. Вот интересно! Почему тройка друзей, называющих себя мародёрами - весёлые хулиганы: папа Гарри, его лучший друг ( потом крёстный Гарри, тоже ставший роднёй) и тот самый больной хороший оборотень всю жизнь терпели рядом с собой этого Хвоста? Из жалости? А ведь этот подлый человек - тоже гриффиндорец. Где же благородство?  Хотя Иуда тоже ведь был среди апостолов, и я не разделяю теории "оправдания предателя". У любого предателя, конечно, такая роль - провиденциально, но человек сам делает выбор быть таким. Иначе как же свобода воли? Предательство всегда отвратительно, и это - не подвиг, а слабость. Быть подпевалой - тоже слабость. Петтигрю представляется мне какой-то нераскрытой личностью, серостью, воистину - хвост, туда-сюда мотающийся. Почему он попал на Гриффиндор - непонятно... Возможно, мне нужно перечесть третью книгу. Зачем Хвост привязался к мародёрам (элита Гриффиндора на тот момент), которые считали его ничтожеством? И, как всегда в истории, серость часто играет и ведущие роли, именно потому, что от неё, незаметной, никто этого не ожидает.

Но это так... ментальные рассуждения. Сосредоточусь на восприятии фильма, он же этому и учит - погружению во мрак и свет, тому, что эмоциональная составляющая важнее ментальной. Я люблю мысли, философию, интересные и глубокие умозаключения, но всегда предпочту музыку, энергию и сияние сквозь мрак. Даже в мысли важнее не она сама, как конструкт, а озарение, если она его даёт.

Люпин, новый профессор Защиты от тёмных сил, совершенно неслучайно оказывается в купе рядом с Гарри, и вот он, поднимающийся со своим светом против дементора... ПЕРВОЕ СИЯНИЕ. И проливной дождь за окном. Всё самое ноябрьское - этот фильм.

 - Но знаете, счастье можно найти даже в тёмные времена. Если не забывать обращаться к свету.

(профессор Даблдор). ВТОРОЕ СИЯНИЕ.

Профессор Трелони. Сама известная пророчица, чьи пророчества верны, когда они исходят из бессознательного, ведёт надуманный курс искусства прорицания, артистично дурача студентов. Какой замечательно пародийный образ всех таких предсказателей! Хотя она и сама в это верит, как и предсказатели -  в свой талант. Гермиона смотрит скептически. И это ТРЕТЬЕ СИЯНИЕ. Сияние разума. А настоящему прорицанию нельзя обучить.

Летание на широких крылья прирученного Гиппогрифа - ЧЕТВЁРТОЕ СИЯНИЕ, чистый беспримесный восторг! Когда он ровно стремит над озером, даруя великолепное чувство свободы и ветра в лицо - будто плато счастья! Этот зверь совсем не чудовище. У Ро много всяких символов древности и культуры. До "Неистового Роланда" я ещё не дошла, но собираюсь, какая радость будет почитать!  Конь и орёл совершенно несовместимы, поэтому такое существо могло родиться только из большой любви. И очень напоминает Пегаса. И в прямом смысле слова благородное животное, недаром рыцари путешествуют на нём. Ты ему кланяешься, и если он сочтёт тебя подходящим, то тоже поклонится в ответ, и тогда можно дружить. Как это похоже на взаимодействие с поэзией: ты смиренно слушаешь пространство, а когда приходит вдохновение или просто верная мысль, отодвигаешь все дела, потому что это состояние приоритетно. Не запишешь, не отнесёшься уважительно - оно уйдёт и не вернётся.

Ты только и делаешь, что слушаешь состояние. Вот почему я не люблю забивать себе голову всякими лекциями, разве только они являются подпиткой состоянию. Мне ближе наслушиваться музыки  - лучшее изложение мыслей. Во многом поэтому я не могла разделять ментальную жизнь своей подруги, которая постоянно себя так наполняет, и вечно требовала внимания и обсуждения, ей, понятное дело, хотелось разделить это с кем-то. Но я не могу забивать себе голову информацией, если душа такого не просит. Это мешает мне слушать. Ментальное же никогда не вдохновляло, а только энергетическое. И летаю я всегда - энергией, а не мыслью.

Конечно, нужно вдуматься и в название истории. Если фильм о Гарри, то почему "Узник Азкабана", ведь этот узник - Сириус? Потому что узник - всякий человек внутри своего страха и беспомощности, а выходы охраняют дементоры. Даже Солнце у нас - узник Азкабана в этот период времени года. Люпин - узник своей болезни, Хвост-предатель - узник своей подлости, а Снегг - старых обид подростковости. Но наша троица - не узники Времени, они проникают в иной слой и там переменяют жизнь - вечная мечта человечества, совершенно сказочная. И что было возможным в самой "мрачной" Третьей истории, у Ро уже невозможно никогда, так как в 8-й посткниге про детей нового поколения она проводит именно эту мысль: нельзя изменить прошлое и не нужно этого делать! А, может быть, иначе - нельзя переписывать историю.

На как же понятно вообще любое узничество  и ограничения наших обстоятельств! Мы можем только внутри них что-то менять, оперируя со Временем, внутренним... его-то отмотать назад мы можем.

Конечно, песочные часы. Очень мощный символ. Многократно мной рассмотренный, так что ничего нового сказать не могу. Дали его Гермионе - для знаний, которых она так желала. У меня было то же самое, я ходила на дополнительные лекции, заполняя свой день целиком и полностью.

... О! Написала стихотворение. Но сначала нужно сделать необходимое - с утра выйти на улицу, не по делу, а для себя. Выходной каждый день )

Ах, нет! Выложить и пойти. Поэзия прежде всего.

Но подумала и... пока только здесь, в моих размышлениях:

У меня выходной – мерно-мерно утаптывать землю.

Гиппогриф пусть взовьётся куда-нибудь вместе со мной!

Выходной каждый день, я любую погоду приемлю.

Я ведь узник, и внутренней верно пойду стороной.

 

Те же улицы, те же дома, коридоры и стены,

Те же люди и время, и та же природа одна.

Всё равно хорошо – исповедно, тепло, откровенно,

Сыро-мрачно-легко, заповедного духа страна.

 

17.11. 2023

Друзья!... Когда Сириус Блэк, ещё кажущийся злодеем, говорит в Воющей хижине, что кто-то умрёт сегодня, и они думают, что это Гарри, Гермиона закрывает собой Гарри, восклицая: "Тебе придётся убить и нас тоже!". Наверное, и сейчас есть такое самопожертвование там, где идут боевые действия - ради друзей. А в жизни - нет.

Часы... их природа переворачивания проявляется во всём: преступник, будто бы охотящийся за тобой, чтоб убить - оказывается твоим Крёстным, единственным родным человеком, которого ты обретёшь ( жаль, ненадолго); любимое домашнее животное оказывается скрывающимся в нём тёмным магом и подлецом-предателем; прекрасный и мудрый учитель - бессознательным оборотнем, который не может помочь себе в своём несчастье - мудрость против абсолютной неуправляемости. А уверенность героя в том, что его спас отец, оказывается открытием, что герой спас сам себя, а заодно и других.

Бесподобных два понимания: страх уничтожается смехом, а депрессия положительными воспоминаниями, когда душа наполняется теплотой и любовью. Но что же делать, хочется спросить, когда воспоминания недоступны, они будто потеряли все свои краски, и душа настолько бессильна, что не может их вызвать? Они будто скрыты серой пеленой... Я вот открыла, что очень оживляет музыка, она и энергию даёт. А ещё меня всегда оживляло смиренное принятие того состояния души и ума, что есть, и просто бытия  в этом потоке... Тогда расслабляешься и открываешься жизни. Видимо, больше нет сил ни для какой борьбы. Или нет мотивации. Когда я работала с психологом-сказкотерапевтом Галиной, я с радостью писала сказки, потому что был ко мне такой запрос, они ей были нужны. А как же тяжело из себя всё время извлекать мотивацию, когда ты со своим творчеством находишься, как на необитаемом острове, наедине с собой...Тяжело жить без необходимой коммуникации, и вот мне мотивация посмотреть дальнейшие фильмы о социализации Героя - он всё более там одинок, оторван от всех в своей особости, никто не может понять его бремя и его боли. Может быть, я найду ответы там - где взять мотивацию в ситуации одиночества. И всё равно там рядом с ним друзья, хоть частично облегчающие миссию.

Очень впечатляющее превращение профессора Люпина... Абсолютная противоположность природы. Вот что значит - до конца. Помню, когда смотрела это в первый раз - было и жутко и дико. А теперь вызывает жалость, особенно попытки Сириуса достучаться до своего друга в момент превращения. Опять дружба, горячая, неравнодушная! И приходится даже вступить в схватку с уже животным обликом друга, чтобы защитить детей. Северус, правда, тоже в момент опасности закрывает собою детей... В любой непредвиденности всегда видно нутро человека.

И вот потрясающая сцена с дементорами на озере. Холодеет вода... это приближаются отнимающие энергию. Гарри пытается ( и у него получается) вызвать свет патронуса. Он ещё совсем неумелый, поэтому патронус не сформирован в виде животного, но просто как волна света, о которую бьются дементоры. Их слишком много! Поэтому энергия Гарри тут же иссякает. Это в жизни так! Если слишком много бедствий ( как вот у меня, например: общие для всех ковидные тяжёлые годы с ограничениями, страхами, переживаниями, а у меня ещё и плюс смерть двух близких - минус энергия. А теперь война. Да что сказать! А до этого у меня была приятная жизнь?! После замужества моего?! Начиная с 2001 года у меня всё тяжёлое ). Так вот: чем больше бедствий, тем сложнее вызывать свет в себе.

Страшные и очень психологически правдивые кадры.

Нужно пережить это всё, как Ро, чтобы правильно представить и описать. Всё правдивое - всегда из личного опыта.

И вот вылетает маленькая точка - душа из человека, который больше не в силах сопротивляться, последний сгусток энергии. И вдруг! - олень. И свет. И ангельские хоры с трубами! Затопляющий всё собою Свет, спасающий... Никогда не видела ничего более прекрасного, эзотерического и всем ясного одновременно. Потому что - на чувственном уровне, каждой душе понятном!

Я вспоминаю свою молодость, как у меня не было дома... И церковь становилась моим домом, моей семьёй, домом души, а работа в музыкальной школе - моим отдохновением от домашних неустройств. И когда я стала выбираться постепенно из этого ужаса ( 2007 - 2008 год), то Свет мистического "Узника Азкабана" тоже стал мне помощью.

Я снова пишу о себе, о своей боли, которая навсегда останется со мной - непрожитая и искорёженная жизнь... Конечно, это не войдёт в эссе. И я потом уберу.

Потом в Пятой Истории, когда Гарри спрашивает Сириуса о том - почему ему кажется, что он становится плохим и злым, и не злой ли он изначально человек? Сириус человечно отвечает: "Вовсе ты не плохой человек, Гарри. Ты человек, с которым произошло много плохого". И нет ничего лучше и добрее, чем такая поддержка. Тот, кто оправдает другого, будет и сам оправдан. Третья История хороша обретением такого Крёстного. Удивительно, что у волшебников тоже есть крестины и крёстные. У них там есть также Рождество и Пасха.

 И ещё! "Если я в чём-то сомневаюсь, я возвращаюсь к началу!" -  это нужно помнить и говорить себе всякий раз! Мудрость Дамблдора. Жаль только, что к человеку это мало применимо: человек в процессе жизни не такой, как вначале. Иногда это будто разные люди. Можно любить человека из прошлого своего, но получается, что того человека уже нет. Впервые я это поняла глубоко, читая Т. Манна "Иосиф и его братья".


Гарри тоже закрывает собой Гермиону в страшный момент нападения Вервольфа. Вообще, сколько они вместе пережили всего!...это уже не дружба, а родство душ. Удивительно всё-таки, что для семейной жизни вот такого родства не требуется, а, скорее всего, просто плотское побуждение к другому. Почему же Ро не сделала так, чтобы у Гарри и Гермионы возникли друг к другу любовные чувства? Слишком идеально, и она почувствовала это? Слишком идеальное ведь погрешает против правды жизни.

Вот и момент взросления. Только тёмный лес, ночь, дементоры, крёстный и Гермиона. Гарри понял, что никто не придёт, что теперь он - за отца. И вместо и равноценен ему. И Свет заливает экран! Экспекто патронум!

Кроме песочных часов есть ещё замечательные шестерёночные. Они огромны и словно лейтмотив фильма тоже. Это находка Куарона. У него каждая деталь - говорящая: даже тот камушек, что Гермиона запускает в себя прошлую, чтоб поторопить, красивой спиралевидной формы. Я перестала перечислять сияния... Часы - СИЯНИЕ!

И, конечно, главное СИЯНИЕ вся сцена у озера.

Красиво закрываются чемоданчики, полные таких человечных вещей, сворачивается карта, добрый  и бедный учитель одиноко идёт к выходу из школы...

И... новая метла. Молния! Последнее в этой Истории СИЯНИЕ.

Шалость удалась.


Рецензии