Тайная комната

Опять к Дурслям. Что может быть хуже? Только узнать, что есть существо, которое страдает больше, чем ты, существо из твоего, волшебного мира. Оно немного странное... и смешное, живёт в ещё большем закабалении и даже вынуждено само себя наказывать за ослушание - правило ли это для всех эльфов или только для Добби? -  я уж и не помню. Но вот интересный пример то ли эльфийской деградации ( если из толкиновских эльфов, почти ангелов, в вот такое) то ли просто пример того, как одна, более сильная раса, закабаляет другую. Эльфы - домашние слуги волшебников, абсолютно бесправные. Но вот нашёлся же среди них один свободолюбивый эльф и пробрался к Гарри, чтобы предупредить. Первый преданный поклонник Героя. Для чего это нужно? Потому что возникнет Златопуст Локонс, фигура воплощённого тщеславия и попсы, внешнего блеска и даже очарования. Но, в общем, нечто пустопорожнее. Чтоб Гарри увидел обратную сторону славы и не стремился к ней.

Как же это символично: болтун Локонс крадёт подвиги и идеи других волшебников, издаёт как свои труды, а тех волшебников подвергает заклятию забвения. И так он довольно долго дурачит волшебный мир, пока не попадает в Хогвартс. Должность учителя защиты от тёмных сил проклята Волдемортом, когда его туда не взяли, так что у Локонса - тоже  и всего только год.

Дурслей, в принципе, жалко тоже. Они так стараются примерно и практично жить, а тут Гарри на их голову. А на голову Гарри - эльф... с тортом на голову благоприличной гостьи. Странный Добби хочет спасти только Гарри, потому что он его любит, потому что до появления Гарри было ещё хуже. Добби тоже не очень умён, он думает закрыть Гарри, изолировать и тем спасти.

Как странно и упорно стараются Дурсли не пускать Гарри в школу, думают, что он забудет и перевоспитается. Это серость, пытающаяся поставить преграду развитию творчества. Но... (напеваю) -  прилетит друг Уизли на голубеньком форде, и решётка сорвётся долой... Дурсль упал на бирючину благополучно, а Гарри сбежал к своим как раз в день рожденья.

О, волшебный дом "Нора"! Где посуда моется сама собой, и свитер вяжется, и камин, и всё такое настоящее. И мама Уизли, немного похожая на фурию. Тут возникает Джинни, будущая Гаррина жена, которую он действительно спас в Тайной комнате не от пленения Волдемортом только, но и от её детского одиночества ( потому что от хорошей жизни дневников не ведут, если этот дневник не регулярное делание). Джинни влюбилась в Гарри сразу, ещё его не зная, лишь увидев один раз на вокзале, в школу она только поступала. И вела там себя впоследствии очень умно: она любила Гарри, но не бегала за ним, а строила отношения с другими мальчиками, пока, наконец, не созрело то, что должно было их объединить. Джинни была неординарной личностью, очень боевой - выросла с братьями - не знаю пара ли она Гарри. Но и об этом хорошо сказал Быков: лучшая пара - Гарри+Гермиона невозможна, так как они слишком ценные оба, а природе для равновесия нужны: один талантливый, а другой обыкновенный. Но любовь Джинни была сильной, постоянной и уверенной. Она била в одну точку и добилась своего. Тут же перед нами ещё маленькая и решительная девочка, будущая мастерица летучемышиного сглаза и мощного разрушительного заклятия Reducto. Волосы её отливают какой-то настоявшейся медью, мать её боготворит - это всегда дополнительные женские силы.

О любви в волшебном мире. Многие думают, традиционно, будто волшебницы только и делают, что занимаются всякими приворотами мужчин. Это не так. С любовью всё, как в мире маглов. Есть, правда, розовая водичка - приворотное зелье, но это забавы подростков: подмешать симпатии своей в Хогвартсе куда-нибудь зельице, отчего несчастная жертва слоняется с глуповато-обалдевшим видом, признаётся в любви к Луне и лезет ко всем с объятиями. Но это всем известный эффект, и умельцы на раз делают отворотный эликсир. Выглядит это всё забавно.

Но и настоящее вмешательство в волю и сознание бывает, только оно недолговечно. Рано или поздно даже магл трезвеет. Как, например, с матерью Волдеморта, несчастной девушкой, нищей, забитой, живущей в какой-то глуши, угнетаемой самодуром отцом. Она, к тому же, была некрасива. Но вот увидела прекрасного молодого графа, проезжающего мимо её домишки, влюбилась и поднесла ему воды в жаркий летний полдень. Юноша бросил семью, бежал с "блудницей" и жил с ней полгода где-то в гостинице, но потом разум его стал яснеть ( быть может она перестала ему давать зелье, ведь к тому времени уже носила его ребёнка, может, надеялась на уже крепкую привязанность), и граф узнал, что был влюблён помимо своей воли. Он бросил девушку, она родила и оставила ребёнка на ступенях приюта, а сама умерла. Меропа ( так её звали) передала своему сыну генетику ( потомок самого Слизерина, тёмного волшебника-змееуста), а от отца Волдеморт унаследовал красивое лицо. Он был очень красивым юношей, и очень талантливым, а потом генетика взяла своё, и травма детства добавила - жил он в приюте и был не таким, как все, тепла семьи не знал, ненавидел весь мир -  до письма из Хогвартса.

Так что всякое любовное насилие над душой кончается плохо. А томящаяся  любовью одинокая душа тоже идёт не в ту сторону, как, например Джинни со своим дневником. Она и не верила, что знаменитый Гарри полюбит её когда-нибудь, поэтому исповедовалась дневнику, отрываясь от реальности всё более неотвратимо. Лишь в конце этой истории мы узнаем, что надписи "наследника Слизерина", так пугающие всю школу, дело рук впавшей в транс Джинни. И допущено это было для того, чтобы будущая жена Гарри на себе прочувствовала - как это, когда тёмная сила овладевает тобой, подчиняя.

А пока... снова Гарри попадает  в волшебный мир Косой Аллеи, правда залетает не туда. Путешествие через камины - эффектное, но пыльное и ненадёжное предприятие. Старые дома с каминами, скольких волшебников вы видали, может быть? Волшебники ещё могут трансгрессировать -  то есть, исчезать и появляться в нужном месте, но это только после совершеннолетия. А камин - проверенный старинный способ. Да что там! Даже Санта Клаус проникает в дом через камин, оставляя подарок в носочке.

Книжный магазин и попсовый Локонс, поклонники, автографы. Малфой уже более злобный, потому что и папаша рядом - холодный, стальной и абсолютно безжалостный Люциус. Он обливает презрением семью Уизли и незаметно подбрасывает дневник в стопку учебников Джинни. Дневник же обладает собственной волей и сознанием. Ещё тогда Ро показала его, как силу воспоминания и написанного слова, а потом, разрабатывая сюжет, объяснила, что это один из крестражей - часть души Волдеморта.

Однако, я начинаю пересказывать сюжет и теряю главное: понять, для чего нужна История про тайную комнату... Кроме более глубокого погружения Гарри в волшебную жизнь, обнаружения чего-то страшного и тёмного, каких-то заговоров тёмных сил, стремящихся подчинить себе волшебный мир, кроме всё более усугубляющегося противостояния Гарри и Малфоя - даже до прямого столкновения на матче, мы снова прорабатываем тему "внешность - обманчива", а голос - нет. Ведь впервые Гарри слышит голос, и слышит только он, хотя Гермиона правильно говорит, что слышать голоса даже в мире волшебников - плохой признак. И впервые от Гарри отворачивается вся школа. И ещё много забавного: письмо-кричалка, смешные саженцы мандрагоры ( привет Рахили и Лии), фордик летающий, сбегающий от нерадивых хозяев всё в тот же тёмный лес, несчастный Рон со своей сломанной палочкой ( а на новую денег нет). А сломанная палочка иногда тоже творит чудеса...

Гермиону впервые назвали грязнокровкой. И потихоньку начинает проявляться тема волшебного фашизма. Наказать маглов за то, что они всю жизнь убивали волшебников, отчего те вынуждены прятаться, будучи сильнее маглов. Установить господство над миром, как кажется волшебной тёмной элите, справедливое. Этого и желает Волдеморт, и всё потихоньку идёт к тоталитаризму и войне. Как и в нашем мире... Но пока ещё сказка., всё ещё  милые двухтысячные... А в книге -  и вовсе девяностые, моя юность, развал СССР, мой выпуск из училища. Я входила в жизнь, которая мне тоже казалась волшебной, я жила искусством и думала, что буду счастливой. Сложно было представить и мою ужасную судьбу и судьбу страны и общества. Всё медленно катилось под откос, а где-то Роулинг писала о волшебном мире. Я тоже - девочка, которая выжила в своих обстоятельствах.

Люциус с сотоварищи чувствует себя довольно вольготно и думает переманить Гарри на свою сторону. Никто ведь ещё не знает что в Гарри особенного, и какую сторону он выберет. Пока что он мальчик, остановивший самого Тёмного Лорда. Василиск, огромный Змей, наследие Слизерина, живёт в подвалах школы - да и чего там только нет! Замок полон тайн.

Но самое весёлое - сваренное Гермионой оборотное зелье. А самое глубокое - знакомство с Фениксом. И настоящее сражение Гарри, и явление меча - как, конечно, в английском фольклоре королю Артуру из камня. И хитрое освобождение Добби. И это всё ещё милое детство.

Вопрос: почему преподаватели, такие искусные, не могли найти эту тайную комнату, однажды уже открытую в годы учёбы Волдеморта -  им же? Нужен был змееуст. Гарри -  и не наследник Слизерина, но получил эти способности от внедрения в него частицы Волдеморта. Тайная комната ждала Гарри. И дневник с частицей Волдеморта ждал его. Конечно, Роулинг здесь мощно проводит библейскую идею о Змее, противостоящем Богу, о тёмном древнем чудовище, убивающем взглядом, которое можно победить лишь особым мечом ( и словом, если оно - меч). Но и слово вызывает чудовище, слово владеет душой бедной Джинни. А Гарри даже не осознаёт, когда говорит на змеином языке, это происходит бессознательно.

Зло всё более проникает в мир. И здесь оно впервые показывает, что сначала нужно убрать с пути Дамблдора ( его пытаются отстранить интригами от обязанностей директора). Древнее-древнее зло укоренено очень глубоко, и в удобное для него время всегда пускает ростки, и нужно спускаться к нему, как бы ни было страшно, в самое глубокое подземелье. И биться, и ни на что не надеяться, а прилетающий Феникс, плачущий над твоей раной и исцеляющий Феникс, выносящий потом тебя на свет божий из подземелья - будет лишь подарком за твою доблесть. И это - решение Феникса, которое нужно заслужить. Потрясающее равнодушие к смерти. "Всё кончилось, всё будет хорошо, иди по тоннелю и найдёшь Рона" - говорит Гарри Джинни после того, как убит Василиск и обезврежен дневник, а сам он понимает, что умирает. Но он не о себе думает, а о бедной испуганной девочке. Вот это и есть героизм.

Тема крови звучит снова. В первой истории кровь как вместилище любви, кровь - защищает. А здесь кровавые надписи, для чего обезумевшей Джинни нужно убивать петухов. Василиск, такое чудовище, боится обычных петухов - тоже библейское, ведь петух - солярный символ света и воскресения.

Тема крови ( более углублённо), таланта и тайны. Роулинг впервые показывает нам магический аристократизм в его "кровных" проявлениях и человечных. Чистокровные волшебники Малфои, в чьём роду не было ни одного магла, богатые, гордящиеся родословной, все выпускники Слизерина ( чистота крови важнее всего) - отрицательный пример и вызывают только отторжение.  Сам Слизерин считал, что магические знания должны храниться в семьях исключительно волшебных. Так оно и было в веке десятом, когда был основан Хогвартс. Волшебники всегда скрывались, а в те времена их ещё и всячески преследовали и сжигали. Волшебников, конечно, меньше, чем маглов, и вот маглы их вытеснили в подпольное существование из-за своего вечного страха перед их способностями, хотя, конечно, бегали к какой-нибудь ведьме в хатку на отшибе, когда болячка прихватит. Но потом с готовностью сдавали инквизиции. Маглы испытывали лишь страх и зависть по отношению к волшебникам и вели себя исключительно подло, пытаясь их уничтожить. Так что волшебный аристократизм родился из-за этого. И вот постепенно он вырождается в фашизм.

Но большинство семей уже к 20 веку смешанные, потому что любовь соединяла волшебницу и магла или наоборот, и они женились, вопреки условностям. Ребёнок мог родиться как волшебником, так и маглом. А ещё в волшебной полностью, генетически, семье, мог родиться сквиб ( бесталанный), а в семье маглов - волшебник ( тут понятно, что где-то бабушка, или прадедушка всё же... и никто об этом, допустим, не знал). То есть основное понимание: волшебство - дар, распоряжается им Бог, а генетика лишь помогает в некоторой степени, чего не захотели понять маги-аристократы-фашисты. Гермиона из обычной магловской семьи ( папа и мама точно маглы, а глубже неизвестно) - самая способная на факультете. А те же Крэб и Гойл, Малфоевские дружки - словно два тупых валенка, хотя из  семей абсолютно чистокровных.

Чудовище Слизерина Василиск было настроено убивать грязнокровок, оно шипит "Кровь, я чую кровь", дело Слизерина будет продолжено Волдемортом ( сам - полукровка, вечно ненавидевший магла-отца, бросившего мать), и построено тоталитарное тираническое общество чистокровок, приведшее к большой войне. Здесь, конечно, Роулинг полностью вторую мировую и Гитлера показывает, рассказывая детям что такое фашизм и расовая теория и преследование по крови, но как незадолго всё это было написано до того, как появится повторение...Словно для усвоения урока нужно повторить дважды, как экспозицию в сонате.

Вот главная мысль Истории №2: войди в свою душу глубоко, как можно глубже, в праисторическое, найди там чудовище и извлеки его оттуда, мечом благородства и чести убей, а если будешь храбр, то Феникс прилетит на помощь, как подарок. Уже не говорю: иди спаси ближнего твоего, попавшегося в сети чудовища через пропаганду, в том числе и льстивую ( Джинни сначала видела в дневнике лучшего и единственного друга, а потом он овладел ею), потому что пораженных пропагандой уже невозможно спасти и разговоры с ними бесполезны. Но ведь Джинни была приманкой, Волдеморт хотел заманить Поттера в своё убежище зла и там наконец убить. Гарри же побежит спасать, потому что он рыцарь, тем более если это сестра друга. Почему Волдеморт не предполагал снова неудачи? А он надеется на свою силу - даже в качестве призрачного воспоминания, заключённого в дневнике ( или части души - крестража, как потом разовьёт Ро) он сильнее маленького мальчика-второкурсника. А храбрости, дающей силу, он не предполагает, сам ведь слизеринец. А ещё везения и помощи. "Мне всегда помогали" - говорит Гарри - "Сам бы я не справился".

Так что, если настроен тащить монстра из своей тайной комнаты, тебе помогут. Но мало кто хочет. Вот моя подруга вместо того, чтобы... но это её жизнь, её дело. И поскольку она отказалась быть моей подругой, ненавидит меня и осуждает, то о ней я больше не пишу. Я простила её и отпустила.

Да и я своего Василиска знаю и вижу. Пытаюсь бороться, конечно... Ненавижу змей! Вот это склизкое, меняющее кожу, чувство злобы, незаметно подползающее. Оно угнетает, отнимает жизнь, рождается из осуждения. Как хотела бы я никого не осуждать! У меня был такой период в пору моей влюблённости, когда я любила весь мир, счастливая! Вы помните, Ромео так всех-всех любит, это всепрощающая любовь освобождает от осуждения - все тогда хороши, весь мир. И ты любишь, пока счастлив взаимностью, всё, что связано с твоим любимым человеком, и всех, кто с ним связан. Да... Ты и не предполагаешь, что кто-то может тебя ненавидеть.

Я могу себе представить мага древности: родился ребёнок в мир и идёт со своими способностями, со своей открытой любовью в обычную среду к людям. А они его гонят,  травят, боятся и считают ненормальным. Ребёнок делает чудеса - вот, на ладошке цветок расцвёл, а вот, посмотри - листик у меня с ладони вдруг полетел, как бабочка. А вот я с качели не упал, а подпрыгнул и остался в воздухе. Но всё это пугает маглов, и волшебники замыкаются в своём мире и растят собственных чудовищ.

Но и маглы их растят. У каждого есть своя тайная комната.

Локонс же - и пародия на псевдопсихолога, который только болтает о своих умениях и подвигах, пишет книжки, увлекательно-приключенческие, а как доходит до дела - спуститься в подземелье, он пас. И трусит, и ничего не может. Пустая внешняя блестящая обёртка, лжец и фокусник, артист своего дела и мошенник. Локонс - нечто не работающее в настоящей борьбе. И в волшебном мире должны быть шоумены и ловкие бизнесмены. В его случае должна быть книга "Как, имея всего лишь крохотный талант одного заклинания, сделать себя и прославиться". Почему же у него столько поклонников и, особенно, поклонниц? А красив! Внешность обманчива. Иди в душу, в подземелье, в тайную её комнату.

Роулинг критикует здесь любое шоуменство, которое всегда мелочит, обмельчает смыслы: пока Локонс был преподавателем, дети не выучили ничего, они писали эссе по его подвигам. Нарциссизм также и патологическая истероидность. Картинка вместо содержания.

Как всегда, снова погружаясь в Поттериану, я что-нибудь новое узнаю. Локонс ( в оригинале Локхарт) составная фамилия из двух английских слов - "закрытое сердце". Из-за этого и побрякушечность.

А вот у Пратчетта в "Маскараде" что-то противоположное. "Шоу должно продолжаться" - говорят герои в опере, когда представление заходит в нечто опасное, и идут на подвиги, потому что "шоу должно продолжаться, несмотря ни на что" и зрители, купившие билеты, не должны быть разочарованы. Но там идея: мир - театр.

А один человек - не театр. Перед кем лицедействовать, если жизнь полна истинного смысла и всё по-настоящему? Если зло - не игрушечное...

Вот так любое слово, фразу, понятие, способность, талант можно повернуть в разные стороны, как алмаз. Слово - тоже лишь форма, которую наполняют энергией. И главное - выбор и вектор. Вектор определяет викторию.

Вот что делают злодеи в истории: они периодически открывают тайную комнату ( ад?) и выпускают оттуда чудовищ.

"Посмотри в глаза чудовищ"?


Рецензии