Философский камень

Кто хочет отправиться в сказочное путешествие - добро пожаловать!
В предрождественские дни я публикую мою ГарриПоттер - терапию.
Тепло обнимаю моих читателей и желаю благ!

Смысл всегда свидетельствует о себе из себя самого.

К. Юнг. Ответ Иову

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

Когда Гарри попадает на Тисовую ( бирючинную) улицу - это в жизнь душа попадает, где должна жить, прислуживая всяким дурслям. Но потом является Великан из другого мира, чтоб ты был поражён обязательно и внешне тоже, и защищён одновременно, а до этого ты бываешь атакован всякими письмами-сообщениями, которые никак до тебя дойти не могут - дурсли мешают. Они не пускают быть другим, собой собственным, и найти своих. Но есть предназначение, и несчастный сирота с радостью сбегает из этого мира. Всякая душа - сирота и одинока в этом мире, даже если у неё есть родители. Она и понятия не имеет о своих творческих способностях. 11 - тоже замечательное число, это как бы немного до двенадцати, то есть достаточно созревшая душа, чтоб исполнить то, что ей предназначено - до "боя часов", когда что-то в мире должно кардинально измениться.

Почему волшебный мир атакует письмами? Это и ирония, и знак. Дурсли должны вдруг понять, что они - не власть для волшебной души, и что ничего сделать не могут, их время кончилось, и остаётся только на лето, чтоб герой возвращался в обыденность. У него всё наоборот: учебный год - праздник, а каникулы - мучение. Ехать к своим в закрытую школу жизни - значит попасть в тот круг, где только и можешь обучиться. Там ты обнаруживаешь, что тоже всё, как и в жизни - интриги, соревнование, довольно жёсткое выживание. И всё-таки эти люди - не маглы. А главное - там интересно, там полно неизведанного, и ты там -  не последний человек и вовсе не "никто", как в прошлой доволшебной жизни.

Если б я рассматривала Хогвартс, как дом, куда души попадают после смерти ( в концепции гипнолога Ньютона, чьё описание посмертия мне наиболее близко), то я бы видела это как единственное место, где можно обучиться. Короткое лето с дурслями -  и назад, Домой, в мир волшебства и смысла.

Поеду же с Гарри снова в его длинный путь взросления -  через вокзал и поезд, где можно перезнакомиться со всеми до того, как в Хогвартс попадёшь. Поезд - психопомп междумирья. Он прекрасный и красный и, конечно, старинный. А вместо дурслей вот на вокзале и новая семейка - дружная, весёлая, живая, рыжая, своя. Живут они в вечной бедности и трудолюбии, из-за чего лучший будущий друг страдает комплексом неполноценности ( хотя он, правда, и не очень умён, но всё равно - первый друг), зато уж подруга из маглов - одарённая девочка Гермиона - то, что надо!

Но сначала - Косая аллея! И Дырявый котёл. Какое символическое название. Протечь через котёл можно в эту Аллею. Обязательно где-то должна быть дыра в котле и проём в стене.

Любой маг закрывается в собственном мире и ищет эти дыры, когда ему плохо.

В Дырявом котле люди сидят ... да и носят в своём отдельном мире одежду старой викторианской Англии, потому что волшебникам не до моды, и скорости магловского мира не проникают к ним так уж сильно. В мире магов всё старинное и, почему-то, более человечное, потому что раньше все вещи  делались ещё с любовью, вручную, не машиной. Каждая вещь, как сказал бы Мандельштам, обладала телеологическим теплом.

Есть и мастера вековые, как, например, мистер Олливандер. Он, словно психолог, знает о тебе что-то особенное. И первым указывает тебе верный путь, назначая помощника - волшебную палочку. А она - сама тебя знает и выбирает, как впоследствии и Шляпа. Так - волшебник защищён учительством со всех сторон. И банк должен быть непременно таким - оплот стабильности! И вдруг из того мира дошедшая забота родителей - наследство и обеспеченность. И как-то вдруг полностью несчастливый в прошлом магловском мире Гарри становится счастливчиком -  в своём. Его все знают и поддерживают, чем он очень удивлён, потому что был совсем не избалован вниманием и славой, как того и хотел мудрый Дамблдор.

Квирелл, кстати, в котором так незаметно сидит Волдеморт, не может уже в Котле коснуться Гарри телесно. Потому что человек, если наполнен Любовью - то до каждой клеточки, и от первого же прикосновения она чувствуется и сжигает зло. Любовь находится в крови ( так что рифма кровь-любовь не такая уж банальная, она самая по сути верная), потому Дурсли, хоть и нелепые, защищают, того не желая, бессознательно - родственной кровью, когда Гарри проживает у них в доме.

"Кровь - великое дело"? Да, во всех отношениях. Потому и Феникс красный, и красный - поезд. И герб Гриффиндора красный, королевского цвета благородства, жизнелюбия и рыцарства. И даже Ора несёт Афродите одеяние алого цвета.

Метла Нимбус 2000, самая скоростная модель... Фильм вышел в 2001, а в 2000-м, помню, какие радужные были ожидания на грядущий век! А век свалился в чудовищную войну. Пролететь бы на этой скоростной метле над всем этим... подальше!

... А палочка подошла, конечно же, третья! ) "Жили-были трое братьев". Она озаряет и веет. И тут же звучит Музыка... Феникс дал два пера для двух почти одинаковых палочек, чтобы уравнять шансы антагонистов. Он и ранил - через шрам ( как сказал бы АА про священную рану) и он же помогает выжить. Волдеморт, кстати, всё время тыкает в эту рану, как садист, и проникает через неё. Но она -  и окно в его бессознательный мир, оружие против врага. Обычно садисты так и поступают ( откуда и пословица "не сообщай людям о своей слабости, потому что туда ударят больнее всего"): они, прикрываясь некоей "безжалостностью"( а на самом деле просто давая себе оправдание ранить человека, потому что "так хочется сказать правду в лицо, чувствуя себя самым умным и сильным") заявляют своё право ковыряться в чьей-то ране как бы из хороших побуждений учить и исцелять. Но настоящие психологи ( не садисты) без запроса личности никогда не работают. А ещё они никогда не осуждают. Хорошо, что я не психолог, и клятва профессии не налагает на меня обязательства не говорить об этом. Настоящий психолог, как аристократ, живёт во внутренних ограничениях и постоянном самоконтроле...

Покидаем замечательную лавку Олливандера... Пока, Олливандер! Хотела бы я, чтобы такой, как ты, когда-то поговорил со мной! Тема  палочек - бесконечно интересная.

Первый разъяснительный разговор Хагрида, когда они сидят в Дырявом котле... Что вообще значит этот слоган "мальчик, который выжил"? Что такое быть человеком, который в этой жизни - выжил? Это значит быть защищённым любовью, и надёжнее всего - материнской, защищённым чьим-то самопожертвованием. Нужно что-то отдать ( как Лили свою жизнь), чтоб другой получил. Но и тот, кто получил, потом обязан отдать -  по самому высшему порядку. Тогда и действует эта мощная, древняя магия, абсолютно сковывающая зло. Удивительно, что всезнающее зло не догадывается об этом, потому что такого совершенно нет в его природе. Произнесение же (непроизнесение) имени -  к библейской тайне имени восходит. Имя - власть и доступ к жизни личности и всякого живого существа. Адам называл зверей и владел ими, Одиссей предпочёл быть Никем, чтоб его не достали через имя.

 Как щедр Гарри! С какой простотой он делится с новым другом своими деньгами, чтоб угостить и попировать! Щедрость, смелость и доброта - вот качества рыцаря Гриффиндора.

Восхитительно первокурсников знакомили с Хогвартсом - доставляли первый раз к замку по озеру - вид был сногсшибательно впечатляющим! И так сердца привязывались к своему будущему Дому через величие Красоты.

Он светился в темноте теплом и уютом, там шёл дымок из кухонь и печей ( такой желанный в промозглой шотландской ночи), и выглядел замок изнутри тоже тёплым, потрясающе интересным и живым, даже картины - живые и общаются с тобой. Наконец-то душа Гарри там отогрелась ... каким же тихо-счастливым он выглядит в первую свою лунную ночь, сидя у окна, глядя на прекрасные виды...

А зачем нужен был пароль? Кстати, на факультете Когтевран ( или Райвенкло), куда бы я, наверное, попала учиться, пропуском служил креативный ответ на вопрос - так тренировалось мышление учеников самых умных, предназначенных для науки и созерцательной жизни. Но на Гриффиндоре это был просто пароль, который периодически сменялся, дабы не пропускать чужих. Вы можете прочесть в интернете, что "капут драконис", как и "фортуна мэйджер" - фигура геомантии.

Ученики факультета были семьёй. Как хорошо, что Шляпа их отбирала согласно душевным склонностям и темпераментам! Макгонагалл встречает их очень строго и сразу требует дисциплины. Это в лучшем смысле традиционная академическая школа, абсолютная противоположность нынешним розовым школам-развлечениям ни о чём. Потому что магия - это не игрушки, и там нужны знания. До сих пор английское образование самое элитно-образцовое, и что бы ни происходило в мире, думаю, оно таким и останется. Школы для всех и для элиты, и последние отличаются требовательностью. Потому что высокое положение равно высоким требованиям.

Но, конечно, самое волнующее - распределение по факультетам, ведь это судьба на всю жизнь. И, главное, это нельзя изменить. Но шляпа всё же прислушивается к пожеланиям. Вообще это удивительная сущность ( личность). Принадлежавшая ранее какому-то выдающемуся волшебнику, видавшая виды и потёртая, она исполняет и роль психолога школьного, который будто проводит тесты, определяя психотипы, и барда, потому что к каждому новому учебному году  поёт всякий раз новую и особенную песню.

Но более всех меня в тот первый вечер покорил Дамблдор. После исполнения школьного гимна ( каждым учеником на свой собственный мотив - полная свобода! отчего, конечно, звучала полная какофония, но Директора это не смущало, Роулинг пишет сразу же, что он был любителем камерной музыки) он прочувствованно сказал: "Музыка - вот истинная магия, в сравнении с которой наша ничего не значит!". И я поняла, что это мой человек! Он ещё шутит тогда про смешные и тайные прозвища факультетов: олух, пузырь, остаток, уловка.

Северус же веет холодом на Гарри и весь Гриффиндор ненавидит, как слизеринец. Но до этого ещё было знакомство с Малфоем, которого мне, честно говоря, всегда было жалко, хоть он и противный. Это без любви выросший мальчик, которого ещё и Поттер отверг. Он так хотел дружить, но признаться в этом открыто - гордость помешала. И мама Ро возместила это в 8-м романе, подружив их детей. Малфой постоянно провоцирует Гарри, чтобы тот контактировал с ним - такая отвергнутая любовь-ненависть, но присутствие Гарри и ему, чистокровному волшебнику, даёт мотивацию проявить и утвердить себя. Сначала он делает подлости ( что для слизеринца - норма), потом открыто ненавидит Гарри, потом жалеет и не может выдать Волдеморту, как и Дамблдора не может убить. Потому что хоть маленькая, но искра добра внутри него есть. Недаром же он к Гарри с самого начала потянулся. Холод, отсутствие любви со стороны отца и несчастный какой-то аристократизм ( хотя бывает и счастливый). А то, что он не может убить - это не слабость, а совесть.

Северус же и отношение троицы к нему - пример вечных человеческих заблуждений. Хотя и сам Северус не подарок, тоже травмирован в детстве. Но его спасла любовь, которой он был верен всю жизнь. Безответная, что ещё более удивительно. Потому персонаж этот так полюбился читательницам и зрительницам. Они уверены, что если б Лили вышла замуж за Снегга, он бы обязательно защитил её от Волдеморта, так как был сильнее и искуснее Джеймса. Северусу - сочувствуешь, и Алан Рикман - великолепен.

Счастливые - осчастливить, обиженные - обидеть.... И Северус достаёт учеников, они ненавидят его, кроме, конечно, слизеринцев - свой! Но он рыцарь, хоть и тёмный. И всю жизнь держит слово.

Постоянство любви, когда вообще без всяких отношений  и надежд - великий дар, на который люди всё менее способны. И это главное, ради чего придуман был Северус. Умён, силён, любящий и мрачный - замечательная смесь для хорошего человека. А с детьми ему просто нельзя работать.

Дамблдор... С чем же он в первый раз появляется перед первоклашками-воробьями, сбившимися перед "страшной шляпой"? С запретами! Как Бог ) Чтоб сразу заинтересовать. Про тёмный лес и коридор на третьем этаже! Так-то, без запрета, можно и не дойти до тёмного леса, а тут запомнишь обязательно. И он подымает кубок за сделавшего правильный выбор Гарри, поздравляя с таким поступком. Ведь кто бы отказался от Слизерина, если тот сходу помогает реализовать всё тщеславное в тебе, о, тщеславный мир! Блеск затмевает тёмное грезящему о величии. А если всё позволено, то и достижимо. Благородных сдерживает честь, а коварных ничто не сдерживает.

Но Гарри выбрал благородство. Олух, что сказать )

Кстати, та же шляпа не направила и так немного зазнайку Гермиону в когтевранцы, чтоб она там не замкнулась со своими знаниями, но послужила ими обществу. И, хорошо, конечно, быть со смелыми, честными сердцами рядом...

Быть веками привидением Хогвартса... не захотеть "пойти дальше" - тоже неплохо. Хогвартс - дом, и всегда с детьми. Эти застрявшие личности тоже по-своему счастливы, ведь они всегда среди своих... А там Дальше - неизвестность... пугающая... А ещё их присутствие - вечная связь времён. Все эти бароны, леди, монахи, когда-то жившие - вот они, тоже живые, лишь прозрачные.

И спасибо лестницам, любящим менять направление! Ты выйдешь -  и не знаешь куда попадёшь. А лестница - знает. Она тоже учитель тебе.

Движущиеся портреты... Это всё запечатлённые волшебники, которые после смерти в них живут. Потому что часть души будто остаётся в картине. Тоже ведь верное наблюдение. Хотя маглы так не могут. Быть волшебником - быть всегда  и во всём живым.

Вообще всё первое должно быть впечатляющим. Чтоб привязать к новому месту жизни и убрать страх новичка. Для этого: в Хогвартс по озеру ( а не как далее - обычной дорогой), и Минерва превращается на первом же уроке анимагически, и Северус говорит впечатляюще художественную речь о зельеварении и тут же показывает Гарри своими требованиями правила их будущего противостояния. Умный Северус - тоже человек, и никогда не простит Джеймса Поттера, забравшего у него Лили, и хоть и будет охранять сына Лили, но и ненавидеть, как сына Поттера. Впрочем, в этом свобода слизеринца - ненавидеть и быть злым, если хочется. Другие факультеты запрещают себе тёмную магию, а слизеринцам можно всё, и тем они сильнее других.

 Но из-за того, что Северус вечно даёт волю давней вражде, Гарри и ошибается по поводу него и Квирелла. Однако, ошибка не помешает ему в решительный момент проявить всё, что нужно. И это - провиденциально, ибо в неожиданности человек проявляет свою правду. Так -  я поняла это 20 августа 2017 года... в неожиданном разговоре. Впервые поняла правду и истинное ко мне отношение. Шок... но правда лучше, чем иллюзия. Одинокий Северус всю жизнь живёт кабинетной и книжной жизнью, магией внутри магии, и всё же тоже совершает своё предназначение. Так - тоже возможно. А по поводу его вредности к детям - такова его натура. Но Гарри он унижает на первом же уроке знатно ) Получи, Джеймс, через своего сына!

Бедный Невилл, несчастный неудачник, все знают -  в кого выросший потом. Но пророчество было туманным, и Судьба будто готовила теневого дублёра главному герою. А Ро нам сказала: ты можешь быть неудачником вначале, терпеть насмешки ( так вырабатывается и стоический характер), но благодаря своей абсолютной смелости вырасти в настоящего рыцаря света и уничтожить последнюю, самую труднодоступную часть Волдеморта символическим мечом Гриффиндора, который не просто же так явился тебе в финале, как и Гарри -  вначале... Но вначале ты, тень и дублёр, будучи просто мальчиком, должен терпеливо нести свой крест ради составления противоположности: счастливчик и удачник Гарри -  и неудачник Невилл. Оба родились в один день. И Невилл, пожалуй, прошёл более весомую эволюцию. Абсолютная смелость, когда пятерых друзей в отделе тайн захватили Пожиратели смерти ( всегда неудачное название - Упивающихся смертью) и шантажировали Гарри его друзьями, сказать "Не отдавай им пророчество, Гарри!", то есть без колебаний согласиться умереть за победу добра. И он один был столь решительно бесстрашен тогда, мальчик-неудачник... над кем всю жизнь потешался весь Хогвартс. Так наша Тень бессознательного всегда более решительна, чем колеблющееся сознание, и она всегда правдива, всегда верна. И выручит в решительный момент, убив последний крестраж, поставив точку в движении к свету.

Трёхголовый пёс Пушок. Ещё при первом знакомстве с эпопеей я восхитилась отсылками к древним культурам, как вот к древнегреческой. Пушка же арфа усыпляет, как Орфеева лира диких зверей. Трёхглавый Цербер, адское чудище, вызванное преподавателями для защиты Камня, который нужно было спрятать в подземелье ( в Аду, в глубинах бессознательного) первый монстр, который встречается троице друзей. Вторая цифра "3" в повествовании. И бесподобна привычка доброго Хагрида ласково называть и любить всяких монстров. Камень же перекочёвывает из одного подземелья ( банковского) -  в другое. А потом, как мы знаем, будет совсем уничтожен. Ведь когда до прекрасной вещи добирается зло, оно её портит, как было и с диадемой Кандиды Когтевран "Ума палата - дороже злата".

А умничка Гермиона правильно расставляет приоритеты: уж лучше быть убитыми, чем вылететь из Школы ) Перестать учиться - перестать жить.

Искусство левитации  - первое, что изучают маленькие волшебники. И снитч летающий - золотой с крылышками приз, словно летучая удача или счастье неуловимое. И первые полёты на мётлах. Всё это, вместе с символикой философского камня и есть главный смысл Вхождения в Волшебство. Эликсир молодости и жизни  связан с полётностью. А Игра, самая первая - непременно должна быть с главным антагонистом: Гриффиндор против Слизерина.

Я часто думаю - почему книга о мальчике и волшебной школе имела такой успех? Не только благодаря настойчивости Роулинг. Но потому что первая книга была такой архетипически идеальной. Что может быть лучше Философского камня, который был вожделенным предметом исканий многих поколений людей, и эта идея сидит в Бессознательном каждого и каждому - знакома. Душа будто сразу узнаёт нечто ценно-прекрасное, концентрат, средоточие смысла жизни.

Первая Игра. Здесь не только homo ludens, но и вся жизнь-борьба за приз. Приз - летучее Золото. Слизеринцы идут на всякое бесчестье, потому что главное - результат: добыть или удержать своё. Гриффиндорцы побеждают благодаря удачливому и талантливому Гарри, идущему до конца.

Но до этого "ночной кошмар самый настоящий, у которого нет друзей" девочка Гермиона, должна попасть в туалет, чтоб поплакать вдали от всех, и подвергнуться нападению тролля. А друзья - её выручить, а она - не сдать их контролирующим органам. И вот, наконец, подружились! И на всю жизнь. Какое же богатство - такая дружба! Где-то я читала, что Малфой всегда завидовал ( а он неглупый мальчик) именно дружбе этой троицы, когда как он, потомок старинного и богатого рода, должен был удовлетворяться общением со всякими тупыми крэбами и гойлами. Как в своё время Северус завидовал весёлой, любимой всеми, четвёрке мародёров и их близости к Лили. Лили же, мама Гарри, самый привлекательный женский образ саги. А когда я узнала, как она подарила профессору зельеварения маленькую рыбку из лепестка лилии, у меня дыхание перехватило -  я узнала себя... На даче лилии были моим любимым цветком и я попросила свою подругу на мою свадьбу подарить мне, как букет невесты, непременно белые лилии.

Что такое Хэллоуин, осенний Самайн, любимый праздник школы, всё ещё непонятный жителям бывшего СНГ? Для многих это некая чертовщина, а верующие вообще терпеть его не могут и боятся. А ведь это объединяющий живое и мёртвое праздник, когда мир - целостен, и не нужно бояться смерти, потому что она часть жизни. Этому учит нас погибающая осенью растительность. Троица друзей проходит свою первую боевую проверку именно в момент такого междумирья.  Знала ли Роулинг, что потом в интернет-эпоху тролли эти расплодятся и будут всем надоедать? Но теперь и хуже: вместо троллей, противных и мерзких, боты совершенно бездушные, механически отрабатывающие свои деньги. А тот Роулинговский Тролль ещё вполне сказочный и нестрашный.  Смелость? Да-а-а! Когда вся школа панически спасается, не побояться пойти спасать девочку, застрявшую в своих переживаниях (допереживалась, пока тролль не напал!) И не до школьных правил мальчикам-рыцарям, конечно же.

Итак, тыквенное мистически-жутковатое... Тыква - овощ непростой.

... Как глупо всё-таки, как по-детски обвинять человека, испытывающего к тебе личную неприязнь, во всех смертных грехах! Я о взаимоотношениях Гарри и Северуса. Как легко ошибиться из-за личной неприязни и сделать неправильные выводы!

Прекрасно Рождество в Хогвартсе!  Когда замок пустеет, все разъезжаются на каникулы, кроме нескольких учеников, оставшихся по семейным обстоятельствам. Украшенная ёлка и посиделки за праздничным обедом с преподавателями, которые ведут себя раскованно и вольно, шутят, угощаются, и будто одна семья со студентами. И много тишины, и воздуха, и ещё больше тайн... Замок на это время становится ещё более твоим, обнимающе родным. Это словно заниматься на рояле поздно вечером в почти пустом здании, а ещё лучше - ночью.

До чего ж пронзительна сцена с зеркалом! Вот так случайно обнаружить столь магический предмет, увидеть самое желанное - родителей, любящих и будто живых. И когда мама положила руку на плечо - поняв, что это иллюзия, насладиться хотя бы лицезрением дорогих, тёплых и любящих лиц... Зеркало желаний - иллюзия, обман. И Дамблдор был вынужден явиться и прервать его, потому что Гарри уже много дней находился в нём с огромным удовольствием, заменяя реальную жизнь - ничем. Это очень тонкое наблюдение о том, как мы подпадаем под власть собственных мечтаний и желаний. Совершенная притягательность того, что не даёт ни знаний, ни истины... Прелести Еиналеж, зеркала Желания... И каждый видит исключительно своё, и никто не может увидеть того, что видишь ты, и разделить твой восторг.

А ведь так мы видим каждого человека - совершенно по-своему, никто не может увидеть нашим восприятием. Зеркало - предмет разобщения, как и наше восприятие, основанное на индивидуальных различиях наших личностей. Главное: счастливый человек увидит в зеркале себя обыкновенного. И только несчастливые объединены зрением своих желаний и разъединены их невидимостью для других.  Счастье, когда тебя понимают? Кто же тебя поймёт - другой? Он же не видит, как ты. Желание несчастливой и неудовлетворённой души превращает обычный утилитарный предмет в то, что овладевает ею. Видеть то, что тебе наиболее желанно - и никогда не достигать... Какой-то тёмный волшебник придумал этот предмет.

И первым же наказанием троица ( и подленький подглядывающий Малфой ) отправляется в Тёмный лес, куда ходить строго запрещено. Шутник Дамблдор! Как и самое Восхитительное, самое Страшное тоже должно быть в первом опыте новичка. Глубины бессознательного - Тёмный ( или Сумрачный) лес. Там живут кентавры - сплав человеческого и животного, но мудрый и провидческий, любящий звёзды и тайное знание. И единороги - чистое волшебное. И Волдеморт, блуждающий в чужом теле, всё ищущий воплощения. Он потерял тело при попытке убийства Гарри, когда собственное же заклятие отрикошетило по нему, и он пьёт кровь единорогов, как всякое, даже злое, питается Чистотой, чтобы поддерживать свою жизнь. Ведь жизнь поддерживается Божественным.

Малфой ведёт себя трусливо, чем показывает своё истинное лицо. Слизеринцы вообще трусливы, хотя решительны, потому что в глубине души всегда выбирают комфорт, ни на какие подвиги ради идеи или ближнего они вообще не способны. В 8-й части "Гарри и проклятое дитя", несколько слабоватой, написанной уже отдельно от саги, и как пьеса, Ро реабилитирует Слизерин, но выглядит это несколько натянуто, на мой взгляд. Хотя Быков и это трактует с удовольствием, единственный из известных талантливых людей, кто глубоко понимает сагу, её абсолютную гениальность, и видит пророческий дар в Ро. Потому что Поттериана - будто окно в иномирие, где открываются тайны о нашем мире, человеческом. Ведь это мы -  и маги, и маглы. Одна только буковка, лишняя, как быт, нависающий и заставляющий позабыть о главном.

Когда ты видишь человека, как сложное существо,  в котором то и то намешано, и ты не можешь разобраться кто перед тобой, представь, куда бы его распределила Шляпа, выделив доминирующее. И ты поймёшь человека. Ну или позови своего внутреннего кентавра-звездочёта - он увидит хорошего человека сразу: животная часть, связанная с землёй и природой, умудряет. Она ближе к звёздам, чем разумное и социальное человеческое. Кентавр - тоже учитель, он прозрит хорошего человека в тебе и придёт на защиту всей своей двойной природой.

И ещё интересное существо - мистер Филч, школьный смотритель, отвечающий за порядок в школе. Он сквиб, то есть родившийся без волшебных способностей в волшебной семье - это какое-то жуткое наказание, патология, горе в семье, конечно, ибо такой человек будет жить в волшебном мире, ничего не умея там сделать. Конечно, он ненавидит детей волшебников, а они - его. Но и такие люди нужны для своей роли. Я всегда думала, что это будто сильно нагрешившая подглядыванием душа: в следующей жизни она рождается сквибом и вынуждена жить при школе ( спасибо ещё доброму Дамблдору, что устроил), контролировать учеников и всегда быть недовольной, потому что они же вечно нарушают правила. Он сладострастно радуется, когда проштрафившихся наказывают, и сам им придумывает какую-то работу.

...А у единорогов серебряная кровь! Будто звезда расплавленная... И вот Малфой видит, как чудовище жрёт единорога. Что он делает? Конечно сбегает, бросая и Гарри. Слизеринец!

Итак, Подземелье... Всегда восхищалась символикой этого эпизода! Сначала растение Дьявольские силки ( все эти преграды придумали преподаватели, чтоб защитить Камень. Конечно, Волдеморт, искусный маг, запросто бы это всё прошёл, такие препятствия были рассчитаны на учеников - первокурсников, потому что Дамблдор всё знал заранее). Когда тебя обнимают дьявольские силки - любые обстоятельства - нужно просто расслабиться, как и сказала Гермиона. А если не сработает - Lumus Solem! В фильме не все препятствия, как в книге, показаны, но главные есть...

Летающие ключи... И тут же метла - лети, Гарри, используй свой навык! Недавно я написала стихотворение про ключ-мягкий знак. Иногда мне представляется, что когда-нибудь все эти мягкие знаки вот так нападут на тех, кто их игнорировал в "ться", в духовном мире, конечно )) Подобный эпизод есть в 6-м фильме и книге, когда влюблённая ( непонятно почему в Рона) Гермиона видит его, изменяющего ей с глупышкой-сокурсницей, и трансфигурирует осенние листики в птичек, упражняясь даже в своём горе. А увидев Рона, как истинная ведьма, напускает на него этих птичек! И они летят и точно так же врезаются в стену, как эти ключики. Не напустила бы, но глупый Рон насмешничает: "А птички-то зачем?". Всегда я удивлялась, почему умная девочка выбрала немного недалёкого, хоть и близкого с детства друга себе в мужья. Но это судьба хороших девочек. Потом и Рон, благодаря этой любви, эволюционирует.

А теперь он выигрывает шахматную партию, он во всех смыслах на коне! И не боится отдать свою жизнь ради дела, истинный гриффиндорец! Тоже ведь, замечательная личность. Он был последним братом в семье, по счёту шестым, и с каждым сыном мама Молли всё более хотела дочь, так что Рона она уже отторгала, и всё детство ему доставалось самое худшее - поношенная одежда братьев, их вещи и даже животные, мать всегда отчитывала его больше других. А рядом с Гарри он вечный вторичный, и очень сложная эволюция души. В конце концов он оказался мужем Гермионы, вечно лучшей, чем он, и более успешной, и потом немного деградирует, и у них в браке начнутся неприятности... Потому что всё же это неравноценное партнёрство личностей. Но в Подземелье каждый из троицы проявляет себя наилучшим образом. Это их проверка.

Конечно, Дамблдор знал, увидев, как Рон под Рождество играет в шахматы, он и придумал лично для него это задание, он дал мальчику шанс проявить себя рядом с легендарным Гарри. Это были их особенные задания ( в книге ещё и логическая - для Гермионы).

Шахматная доска и фигуры - просто-таки прекрасный символ! Придуманная мудрыми индийцами, как отражение нашего мира, она фигурирует и на Плоскомирье Пратчетта: там боги играют в шахматные игры, а фигурки - люди, точно как в ГП - волшебные шахматы. Мне всегда нравилось в хаотичном мире барокко вот это клетчатое у Вермеера и вообще - у трудолюбивых голландцев. Да, упорядоченная жизнь, да, бюргерская, но есть и в этом своя красота... минимализм, чистота.

Дети играют в игры, учась взрослой жизни. Взрослые играют в шахматы, проигрывая партии, как в жизни. Всю жизнь учатся жизни и её комбинациям. Почему же мы в нашей жизни не можем так же логически всё просчитать наперёд? Потому что, если бы не неожиданность случая, непредвиденность, которая требует быстрой бессознательной и поэтому самой правдивой реакции ( всё правдивое проявляется, когда нет времени подумать), то и не было бы чуда.

После шахматной игры оно и случается. То, чего Гарри совершенно не ожидает. Но, пока не проиграешь партию, выиграв её любым способом, главная дверь не откроется. Да! И белые ходят первыми. Как и в миротворении.

В основании же этой Подземельной игры тоже лежит самопожертвование ( в целом, как идея, и конкретное самопожертвование Рона) - так, в общем, и должен вести себя истинный друг героя. Думаю, именно тогда Гермиона и влюбилась в Рона: один сердечный пламенный поступок затмевает и последующую глупость, и вторичность, и недалёкость даже. Сам по себе Рон не плох, но комплексы очень мешают. А виновата-не виновата мамочка! Итак, один рыцарь-герой продолжает путь, другой рыцарь-друг остаётся раненый, а рядом с ним, как целительница, остаётся подруга, говоря на прощанье важнейшие и самые точные слова - концентрат Истории:

 - Всё будет хорошо. Ты волшебник. Великий волшебник.

 - Не такой хороший, как ты.

 - Я? Колдовство? Есть более важные вещи ( в оригинале - " да я просто книжек начиталась") - дружба и смелость... Гарри, береги себя.

Вот для чего всегда нужна герою женщина, хоть в качестве подруги, хоть возлюбленной. Если она хорошо к тебе относится, она - твоя главная поддержка.

И Гарри спускается ещё ниже. К самой сути. И да, внешность обманчива. Как часто я думаю о женской, например, красоте, о том, что ту или иную внешность дают женщине ( душе, в неё воплотившейся), как награду или наказание за прошлую жизнь. И сколь много красавиц нагрешивших, натворивших зла сейчас, не понимают, что в следующей жизни родятся некрасивыми. Что будут они делать тогда -  в другой оболочке, чем оперировать, добиваясь своих целей? Ведь у красавицы красота - её оружие.

Квирелл, мало заметный и закомлексованный профессор, пытающийся реализовать себя через сотрудничество с Волдемортом ( комплексы - благодать для поселения зла) стоит перед Зеркалом Желаний и пытается через него увидеть Камень. Тут Гарри осознаёт степень своего заблуждения относительно Снегга. Потрясающе неоднозначно ведёт себя Зеркало! Волшебный же всё-таки предмет, а значит, непредсказуемый! Оно показывает не желание Гарри, а осуществление будущего. И Гарри побеждает, потому что верит этому, видит это. Тут же Камень чудесно оказывается в кармане у Гарри, он уже у него, потому что всегда был с ним. Потому что Камень никогда не находит тот, кто ищет в корыстных целях.

Вот же недаром я всё лучшее, что во мне было, вложила в этот символ и написала стих "Философский камень". Что такое "любовь от родства" в моём тогдашнем понимании? Это когда одна душа находит свою единственно другую дополняющую. Тогда я думала, что со мной это случилось, и я была уверена в вечности и бесконечности этого чувства единения. Любовь моя дышала и переливалась так же прекрасно, как этот Камень, эликсир жизни. Наверное, какое-то внутренне зеркало выдало мне моё самое сокровенное желание за реальность.

Но там... Гарри видит в зеркале своё альтер-эго, достигшее ( он ведь тоже не уверен бывает, такой же приём достижения через предвидение включается ещё в одном эпизоде -  в Третьей Истории -  с патронусом, ведь нужна мощная помощь "ты уже смог!", чтобы совершить.) Сколько же раз я говорила и говорю так же своим ученикам: "Ты сможешь сыграть, всё получится!". И через Зеркало он видит лицо Волдеморта впервые - страшное и мертвенное, маску, паразита, живущего на чьих-то амбициях, в чужом теле. А вместе с лицом Квирелла, они удивительно похожи на бога Януса (начинания и двери, входы и выходы, ключи и посох) . Кто ещё скажет, что Поттериана - ничто и не имеет отношения к Культуре?

Ну и, конечно, дьявол предлагает сделку - через самое дорогое, заветное желание. Но Гарри достаёт камень, смотрит на него, и потом понимает, что его обманывают. И тут Волдеморт говорит ещё одну истину, главное о магии и о Камне: "Это не добро и не зло, это только сила". Он говорит это о той энергии, которой живёт каждый человек, ведь талант - тоже энергия. Это только сила... с помощью которой можно совершать разные вещи. А маг наделён особой силой.

Любовью, живущей в Гарри, зло разрушается даже телесно. Но дух зла, к сожалению, остаётся. Там удивительные кадры, как рушится, будто каменное, тело. Вся материальность всегда рушится Временем - почему? Потому что Время тоже наполнено любовью человеческой -  всю историю. Это и есть защита истории и гарантия её продолжения. Пока есть любовь в мире, мир не разрушится, а зло постоянно будет разрушаться.

Ах, замечательный разговор Дамблдора ) "Что произошло в Подземелье - большой секрет, но вся школа об этом знает" )

И, наконец, Пир завершения учебного года. Ну, конечно, первый - Слизерин. Как в жизни: добиться первенства, они и добиваются любыми путями. На втором месте Когтевран, потому что умные. Трудолюбивый Пуффендуй плетётся за ними (он всегда "остаток", то есть кто не сгодился по способностям на три факультета, поступает на факультет трудолюбивых и изучает, в основном, всякое земное целительство, травки, ботанику. Хотя однажды мне в связи с этим факультетом попалась замечательная песня про маленького шелкопряда), а гриффиндорцы -  в конце, потому что олухи, вечно воюют со злом без всякого расчёта. Но Дамблдор возвращает миру справедливость )  И в воздух колпачки бросали! )

"Я ещё вернусь!" - говорит Гарри. Как же не вернуться туда, где хорошо! И машет забинтованной рукой. И восхитительные горы Шотландии провожают идущий в мир красный поезд.


Рецензии