27 ноября 1823 года

ОПИСАНИЕ АСТРАХАНИ. ИВАН ИВАНОВИЧ ДМИТРИЕВ.
"Отлучка в Астрахань, сухим путём: проехав несколько русских и татарских
деревень и сёл, вступаешь в поселения выходцев европейцев, большею частию из
Германии. Они простираются на расстоянии трёхсот вёрст от Саратова до Камышина.
Чем ближе к Астрахани, тем чаще встречаются кочевья калмыков. Дорога местами
лежит на несколько вёрст подле самой Волги, так что колёса почти захватывают
воду, потом взбираешься на крутой берег. Красного леса там нет: изредка мелкий
или кустарники; зато поля усеяны тюльпанами. Видишь других людей, другие обычаи,
даже других животных. Порой встречался мне вооружённый калмык, скачущий во всю
прыть на борзом коне, держа на руке сокола или ястреба. Там, в туманный вечер,
в виде зыблющихся холмов, покоился на траве табун верблюдов;  за ним открывался
ряд кибиток, при которых против пылающего хвороста резвились нагие калмычата.
Город Астрахань также представляет картину, достойную любопытства.
С противоположного берега он виден в значительном протяжении на высоких холмах,
как бы увенчанными садами виноградными. Доехав до Волги, находишь лагерь
кибиток и около их калмыков и прибывших по торговым делам бухарцев и хивинцев.
Все они по привычке живут вне города. Промышленные татары тотчас предлагают
свои лодки для переправы чрез Волгу в город. Входишь в них вместе с калмыком,
армянином, индийцем и оглушаешься шумным говором на разных языках. Каждый
попутчик имеет особый облик, отличную одежду. В одном городе видишь разные
обычаи, гостиные дворы трёх народов, свободное отправление службы трёх
вероисповеданий: христианского, магометанского и идолопоклоннического.
Монах сталкивается с факиром; лама приятельски разговаривает с муллоЙ;
лютеранин с католиком. "
("Автобиографическая проза. Взгляд на мою жизнь"; ИВАН ИВАНОВИЧ ДМИТРИЕВ;
Москва; Издательство "Правда"; 1986 год; стр: 311).


Рецензии