Воздаяние от Господа врагам моим

ПСАЛОМ 108 "ОТМЩЕНИЕ ВРАГАМ"

Сила же и смысл псалма 108 заключается в том, что Спаситель всегда готов защитить всех обездоленных, несчастных, нуждающихся в Его помощи, оказавшихся один на один с бедой.

-----------------------------------------------

Не опасен ли для христиан псалом Давида 108 «Отмщение врагам»,
полный проклятий не только к обидчику, но и к отцу его, матери, детям?

https://dzen.ru/a/Y4OqWzj5bnm35yWy

С удивлением узнал, что знаменитейший псалом Давида 108 вызывает у некоторых верующих панический ужас и оторопь.

Во всяком случае, под предыдущей моей статьей про псалом 108 один из комментаторов написал:

«Дааа, молитва чертей каких-то, так проклинать обидчика! А как же всё терпеть, а? Возлюби врага своего, и прочее???».

А все из-за того, что в псалме много проклятий и сильнейшего гнева. Причем царь Давид и пророк безжалостен не только к обидчику своему, но и к отцу его, матери, детям.

Но знаете, друзья, все это недоумение, в общем, и объяснимо, и закономерно. Дело в том, что псалом 108 был написан почти за десять столетий до Рождества Христова. Сам же царь Давид, являвшийся помазанником Божиим, жил во времена жестоких войн, бесчисленных козней и интриг. Очень часто его собственная жизнь была на волосок от смерти.
И ничего странного нет в том, что в самом начале молитвы псалмопевец жалуется Богу на своих недругов. Да, видно, столько горя он хлебнул из-за них, что просит беды и несчастья обрушить на их головы:

«Боже! К хвале моей не будь безмолвен. Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым, И словами ненависти окружили меня и вооружились на меня без вины (моей): Вместо того, чтобы любить меня, они лгали на меня, а я молился, И воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться он, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою. Скитаясь, да переселяются сыновья его и просят, да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его».

Кстати, очень интересно и любопытно объяснял эту, на первый взгляд, чудовищную жажду мести святитель Иоанн Златоуст:
«Здесь нам нужна великая внимательность, потому что сказанные слова, при одном их произношении и с первого взгляда, смущают многих из невнимательных. Весь этот псалом наполнен проклятиями; вся речь проникнута ими и обнаруживает в говорящем сильный и пламенный гнев, который не останавливается на самом нечестивце, но простирает наказание и на детей, и на отца, и на мать его, и не доволь­ствуется одним несчастьем, но прилагает бедствия к бед­ствиям.

В самом деле, посмотри, чего просит он. «Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его», т.е. пусть будут обвинителями его люди порочные и коварные, и пусть он не преодолеет их. Это и значит: «когда будет судиться он, да выйдет осужденным». Не довольствуется и этим наказанием, но при таком осуждении просит еще, чтобы кто-нибудь другой полу­чил после него честь его: «и достоинство его, говорит, да приимет другой». Не останавливается и на этом, но заграждает для него единственную оставшуюся пристань, прося, чтобы он не удо­стоился никакой милости от Бога: «и молитва его, говорит, да будет в грех».

Притом просит, чтобы он подвергся прежде­временной смерти: «да будут, – говорит, – сыновья его сиротами». Не останав­ливается и здесь, хотя и этого было бы достаточно, но еще про­должает. Душе весьма воспламенившейся свойственно не удовлетворяться одним или двумя наказаниями, но просит столь многих. Следующее затем еще более тяжко: просит сиротства и вдовства остающимся после него. Хотя по смерти его это необходимо должно случиться, но, пылая гневом, полагает и это в ряду проклятий.

Не останавливается и на сиротстве, но и после таких бедствий простирается далее, увеличивает бремя, просит, чтобы потомки его были изгнанниками и переселенцами: «скитаясь, да переселяются, – говорит, – сыновья его», т.е. пусть блуждают, не останавливаясь, пусть не имеют даже необходимой пищи и не перестают переходить с места на место, будучи гонимы и преследуемы по всей земле и нигде не находя себе места для пристанища.

Вместе с этим про­сит им нищеты, и нищеты крайней и невыносимой, так чтобы они не получали помощи даже от родных, но, скитаясь, искали ее у иноплеменников и незнакомых. И послушай, как выра­жает это. Сказав: «да переселяются сыновья его и просят, при­бавляет: да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его».
Это – новый вид несчастья, чтобы имущество его было предано рас­хищению, чтобы он подвергался нападениям заимодавцев, переносил всякого рода оскорбления и, что всего тяжелее, среди таких бедствий не имел защитника, так как и этого про­сит: «да не будет, – говорит, – у него заступника» (Пс. 108:12). Несчастья и сами по себе невыносимы; но когда нет и защитника, тогда они еще более тяжки. «Да не будет щедрого для сирот его».
О, какой великий гнев, когда и преждевременное сиротство не на­ходит себе сострадания, и не только сострадания, но еще осуж­дается на крайнюю погибель: «да будут, – говорит, – дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его» (Пс.108:13).
Видишь ли речь, исполненную гнева и ни на чем не останавливающуюся? Просит, чтобы они жили в различных и разнообразных не­счастьях, чтобы преданы были всякого рода бедствиям и по­гибли в неизвестности.
И как бы недостаточно было несчастья детей его, прибавляет еще: «да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не очистится. Да будут они всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их» (Пс.108:14, 15).

Это особенно свойственно гневу – раскрывать подробно несчастья, о которых сказано вообще, и часто повторять одно и тоже. Ска­зав: «да будет вспомянуто беззаконие отцов его, прибавляет: да не очистится». Хотя это – одно и то же, но гнев побудил сказать и то и другое; а смысл этих слов следующий: умертви его, убей, уничтожь.

Видишь ли, какое множество проклятий? Если хочешь, я опять с начала перечислю их. Пусть, говорит, попадет он к злым людям, будет обвинен, предан в их власть, осуж­ден, подвергнется преждевременной смерти, лишится чести и увидит, что она перешла не к потомкам его, но к кому-нибудь чужому; пусть жена его погибнет, и дети терпят бед­ность и сиротство, проводят жизнь в нищенстве, будут осуж­дены и отовсюду изгоняемы, не имеют никакого защитника, будут лишены и благоволения Божия, не находя себе никакого ни пристанища, ни убежища; пусть изгладится имя его с земли, и погибает он в неизвестности; пусть и отец и мать его будут наказаны за грехи свои и погибнут несчастным и зло­получным образом».

Кому же адресованы все несчастья и проклятья?
«Хо­чешь ли узнать, кто этот человек, так осуждаемый? Если мы, слыша, что какого-нибудь человека порицают, спрашиваем у присутствующих, о ком это говорится, то тем более, слыша такие проклятия от пророка, необходимо узнать, и узнать со стра­хом и сокрушенным сердцем, кто этот человек, подверг­шийся столь сильному гневу, так огорчивший Св. Духа, что об нем говорится столько и таких страшных бедствий», - писал Иоанн Златоуст.
Далее святитель задается весьма любопытным вопросом - что же собой представляет псалом 108? Это пророчество или проклятие? И тут же сам на него отвечает: «Это пророчество в виде проклятий».
В таком случае возникает новый вопрос: кому же конкретно оно адресовано? Есть у этого врага имя? «Отчасти об Иуде пророчествовал здесь Дух чрез Давида; а в остальной части о других. Пророчество бывает и в таком виде», - так объяснял свое видение на эту тему святитель Иоанн Златоуст.

Ради чего писался псалом?
Не только ради того, чтобы осыпать врагов проклятьями. Обращаясь к Богу с просьбой о защите, царь Давид, с одной стороны, хотел продемонстрировать всем силу и торжество добра и справедливости. А с другой - ничтожество тех, кто его преследовал, унижал и оскорблял.

Сила же и смысл псалма 108 заключается в том, что Спаситель всегда готов защитить всех обездоленных, несчастных, нуждающихся в Его помощи, оказавшихся один на один с бедой.
В каких случаях стоит читать псалом?
Когда люди, творящие зло и гадости, перестали бояться Бога и Божиего наказания. Есть даже выражение такое: «Побойся Бога!». Когда человеку надеяться больше не на кого, кроме как на Бога. То есть должна быть какая-то крайняя, безнадежная ситуация.

Учитывая, что псалом обладает огромной силой, может ли человек нечаянно навредить сам себе, неправильно оценив положение вещей? Это вряд ли. Бог все видит. Ему и решать - помогать или оставить, как есть…

--------------------------------------------

«ВОЗДАЯНИЕ ОТ ГОСПОДА ВРАГАМ МОИМ и говорящим злое на душу мою!
да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это…»

https://dzen.ru/a/Y4I6Jjj5bnm34o9J

В каждой строчке этого псалма - мощное оружие в защиту христиан от голода, предателей, проклинающих, ненавидящих, злых и коварных лжецов. Когда речь идет о заступлении - "вооружаются против меня без причины."
Если в жизни человека наступает время, когда нужно подумать о себе и о своей семье, - этот псалом будет в помощь. Однажды один из наших читателей поделился с нами моментами из собственной жизни:

"Когда на меня стали нападать, чтобы избить, моя невеста стала читать тихонечко псалом 108. Я не набожный, но Бог - Сила, потому что это происходило на моих глазах. Мне был нанесен один удар, который был единственным и последним. Об меня сломали кисть руки".

И действительно - псалмы читают во имя других людей не только с просьбами для себя. Бог все видит. И наши мысли в том числе. Вот почему, читая псалом, нужно думать о человеке, которому нужна помощь. И помощь к нему придет.

"отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь".
Об этом псалме священники говорят, что его сила способна гонять и врагов, и бесов, ибо темная сила сама боится псалма 108. Царь Давид был известным "бизнесменом" одним из богатейших людей мира. Однако без слова Божия, без псалма Господу он не делал и шага.
Псалом Давида 108
Боже хвалы моей! не премолчи,

ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;

отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;

за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;

воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью.

Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;

да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него;

да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,

ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].

Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,

да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,

ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

------------------------------------------

НЕ ЖАЛЕЙТЕ ВРАГА СВОЕГО, НЕ ДАВАЙТЕ ПОЩАДЫ ЕМУ,
НЕ ТЕРПИТЕ ОТ НЕГО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА ЛЮБОГО РОДА.
ПСАЛОМ 108 ЗАЩИТИТ ВАС ОТ ВРАГОВ И ОТ НЕДРУГОВ!
Если враг не боится вас, пусть он убоится Бога, и получит по заслугам.
И поверьте, он получит, и пожалеет что связался с вами.
Псалом 108 можно читать: и христианам, и не христианам.
(с) Духовник Галина Жолонковская.

Картинка взята из статьи.


Рецензии