Рецензия, личные мысли

Играем сейчас на работе оперу Борис Годунов, и как-то так вдохновенно пошло исполнение, что захотелось сделать разбор сюжета...
Буду писать чисто свои мысли по этому поводу, можно быть согласным или нет, это мои личные наблюдения и мысли.
Уже давно мне ощущается, что это опера о газлайтинге ( намеренном свождении с ума).
Потому, что во первых мы хорошо знаем историю и, даже если брать сюжет, как Пушкинскую драму "Моцарт и Сальери" и считывать с неё взгляд прямой, бесхитростный - она так не читается, если хоть немного, маломальски внимательно вслушаться в слова...
Первое, что указывает нам на искренность и невиновность Годунова - ещё в довольно жестокой сцене, где его кличут вдруг появляются калики перехожие. То есть снисходит божественное благословение, умягчение сердец.
Ладно, это можно рассматривать по разному, может быть Мусоргскому просто захотелось как-то перевести тему? Сделать вставку перед тяжёлыми колоколами?
Допустим.
Но вот сцена у Пимена.
О чём он говорит с Гришкой? Он выказывает свою важность, мол, сам Грозный в моей келье бывал.
Ещё он говорит прямо о том, что не любит Бориса.
При разговоре о царевиче... Нет ни одного подтверждения, кроме, якобы, слов убийцы, что виновник Годунов.  Убиенный в его рассказе приказывает покаяться...
Доверчивый Григорий внимает его рассказу.
По тяжёлым ощущениям возникает ещё один подтекст - "Я прибыл ночью. И когда утром вошёл в терем..." Рассказывает он о смерти царевича.  Но это уже самый глубокий подтекст, смысл которого выдаёт музыка...
Далее, рассказав Отрепьеву о царевиче, упомянув, что был бы сейчас его ровесником и царствовал, Пимен удаляется оставив с этими мыслями крепкого юношу, в чьей крови играет битва, жаждущего большего, чем скромная келья, прекрасно зная и характер его и видя загоревшийся взгляд...
То есть он намеренно заражает в нём семя вражды.
Далее...
В сцене последней Пимена приводит Шуйский.
А мало того, что мы знаем по истории, что Шуйский сам хотел править - мы и по текстам прекрасно видим, что человек он сильно себе на уме.
Так вот... Рассказ Пимена... В нём есть три точки: первая "ко мне пришёл старик и рассказал", вторая , когда он начинает уверенно вешать от своего лица, не перебивая рассказ фразами "сказал мне старик" или любыми о нём упоминаниями, в конце говорит он - " и вот я проснулся"...
Дело в том, что давно уже изучен психологией этот приём манипулятивного убеждения - рассказывать три истории, не связанных между собой по смыслу, но связных по контексту. Тогда собеседник запомнит середину и в неё поверит.
То, что Мусоргский показывает это - абсолютно на поверхности, но как бывает с картинами иллюзиями, надо ещё разглядеть иной образ - ещё раз подтверждает его гениальность!
У меня оставался вопрос только по поводу юродивого...
Как же так, Василий Блаженный, святой... Почему он обвиняет безвинного?
Но и здесь Мусоргский рассказывает всё игрой текста и музыки.
Кто такой юродивый? Современным языком это эмпат. Очень сильный эмпат. Есть слово индейское, название таких людей - хейока.
Его эмоции - это эмоции окружающих.
О чём он поёт сначала? Он поёт почти детскую песенку, лепет. Месяц, котёнок, вёдра... О чём вообще?
И тут к нему подбегают мальчишки. Они дети - это их мысли.
Они просты, игривы.
Когда он запевает ту же песню во второй раз это уже совершенно другие слова. Это ощущения и мысли людей на площади и самого Бориса. Это предчувствие...
Так что же происходит в сцене их диалога?
Происходит то, что Годунов поверил в свою виновность.
И юродивый высказывает ему его страх, его мысли, что на сердце лежит.
Он не может задуматься над тем правда это или нет - он чувствует принятый на себя грех и за неумением солгать или промолчать - выносит на поверхность.
Потому так ласково обходится с ним Годунов - не только из богобоязни, но из того, что юродивый сформулировал ему его самого.
Если глубоко подумать над текстами можно вывести и формулы сегодняшних попыток сведения с ума нас.
Мусоргский оставил прекрасное предостережение.
При том, как для нас всех, так и для тех, кто верит в бредни.
Как там? " Изловить его и повесить".
Низкий поклон великим гениям Руси-матушки, во все века остающейся великой и милосердной.


Рецензии