Чаплин, Рязанов, Гайдай

Из серии «ВременнОй путь таланта».

Всюду мы видим одну и ту же «кривую несимметричного колокола»: Нарастание уровня таланта, МАКСИМУМ, и затем спад.

У Чарли Чаплина – множестов коротких фильмов, где уже проблёскивают искорки великого таланта, «Малыш» – уже с явными признаками, хотя в конце полный провал, пошлятина, своей дешевизной и примитивностью сводящий на нет все находки и достижения предыдущего. 
Увы, бывает. Чувство меры, а это тоже одна из составляющих таланта  и вкуса, вдруг изменило Чаплину  и получолась какая-то убогая бормотуха.
Затем «Золотая лихорадка». Уровень повысился, хотя и там немало сбоев и опять, конец  не такой мерзкий, как в «Малыше», но тоже сомнительный по качеству.

Затем – два шедевра «Огни большого города» и «Новые времена» (почти шедевр)!
Безупречное практически СОВЕРШЕНСТВО ВЕЛИКОГО ТАЛАНТА.
Хотя в «Огнях» конец несравненно выше по художественной выразительности, чем дешёвый уход парочки в светлое будущее «Новых времён». Наверно здесь уже появляются симптомы надвигающегося «заката».
«Великий диктатор» ещё блёстки таланта просвечивают, но уже  его  «перфорация» бездарью и безвкусицей заметна невооружённым глазом.
«Месье Верду» – явно скатывание вниз.
А «Графиня из Гонконга» и «Король в Нью-Йорке»  – откровенные убожества.
НЕ НАДО БЫЛО Чаплину это делать. Уже на «великом диктаторе» следовало ЕМУ САМОМУ ПОНЯТЬ, что талант былых лет исчез! Хватит! Стоп машина!
Но не понял...
Печально!

 Рязанов.
«Карнавальная ночь» – полное убожество с набором «звёзд»: Ильинским, Филиповым и юной Гурченко, которой и всем лстальным также играть-то нечего.
«Гусарская баллада» – убожество. (Пушкин в своих заметках весьма иронично отзывался и «каваллерист-девице» и о её жуликоватом братишке)
И вдруг, «гигантский скачок»:
«Берегись автомобиля» – шедевр!
Там все хороши и все – на своих местах.
Открытие Рязановым ИСТИННОГО таланта Папанова. До этого -- жалкие тупые рожи-роли всяких там «ЕНЕРАЛОВ» да полководцев, Советских, конечно-же  А тут, неожиданно большой талант -- Комедийный артист! А далее  – ещё больший блеск в роли Лёлика у Гайдая!
Отдельно о Смоктуновском. Он великолепен. НО!
У меня ощущение, что это актёр «одной роли». В театре – Князь Мышкин, недавно выписавшийся из психиатрической лечебницы. Деточкин тоже – явный психопат.
Его лицо в последних кадрах УЖАСНО!
Понятно, что человека с ранимой и уже больной психикой тюрьма никак не вылечит и санаторием для него не будет, а лишь обрушит полностью хрупкое, с трудом удерживаемое,  психическое «равнолвесие». Смоктуновский в последних кадрах ЭТИМ СВОИМ ЖУТКО УЛЫБАЮЩИМСЯ ЛИЦОМ ПОЛНОГО БЕЗУМЦА  ПОКАЗАЛ НАМ ВСЁ! То страшное, что он пережил, и что, понятно, не могло быть показано в «советском фильме».
А в «Гамлете» Смоктуновскому делать практически нечего, за исключение тех эпизодов, где он притворяется умалишённым. Вообще, весь фильм – провал Козинцева.
«Замах на рубль, удар-на копейку».
Об Офелии-Вертинской вообще и вспоминать не хочется.  Омерзение.
Хороши там только Названов —Клавдий и Толубеев – Полоний.

Возвращаяс к Рязанову. «Берегись автомобиля» – шедевр,
(По хорошему определению Поля Валери, «шедевр – это произведение к которому ничего нельзя добавить и ничего нельзя отнять»! Воплощённое совершенство, лишь иногда, крайне редко достигаемое людьми, существами отнюдь НЕ совершенными.)
В этом фильме ВСЕ ХОРОШИ И ВСЕ на своих местах (что тоже есть проявление таланта режиссёра!)
И Ефремов, и Жжёнов, и Миронов, ну, ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ!!!!
А дальше начался спад,
(Я упоминаю лишь те фильмы, которые смотрел лично, а не впечатлился  рассказами знакомых).

Невероятные приключения итальянца
Бред сивой кобылы
Ирония судьбы
Непонятно, ЧТО хотел сказать Рязанов
Служебный роман
Опять, О чём всё это? Ахеджакова запоминается лучше, чем Фрейндлих. Мягков хорош в роли недотёпы, но эпизод с пьяным – отвратителен. Он НЕ должен был соглашаться на него, а Рязанову явно изменило чувство меры и художственного вкуса. Все остальные – картонные фигуры.
Гараж. Ничем не запомнился. НИЧЕМ!
Вокзал на двоих. Басилашвилли чуть-чуть покзал себя актёром, зато (И ЭТО опять талант Рязанова!) Гурченко, которую я и за актрису всерьёз не принимал, показала себя настоящим талантом!
Это —АКТРИСА.
Жестокий романс.
По сравнению со старым фильмом Якова Протазанова с прекрасными актёрами Алисовой и Кторовым – убожество!
Здесь уже чувствуется наглая и хамская рука ИСТИННОГО заказчика музыки оркестру – Никиты Михалкова. Бездарного актёра и столь же бездарного режиссёра, зато ПРИ ДЕНЕЖКАХ.
Одно переиначивание названия пьесы А.Островского «Бесприданница», уже говорит о том, кто «КОМАНДОВАЛ ПАРАДОМ» при съёмке этого целлулоида.
Есть хорошая и более чем саркастическая картина Прянишникова «Жестокие романсы», где какая-то служанка охотно, но с хорошо разыгранным «смущением» слушает приказчика, наяривающего на гитаре чего-то призывное, типа «Пойдём, лягим».
(«Гитара – любимое орудие  труда парикмахеров.» М.Горький)
В общем, «романсы для горничных».
Сделать из подписи под этой картиной фильм со схожим названием «по мотивам «Бесприданницы» мог только бездарный и БЕЗГРАМОТНЫЙ глупец, коим Рязанова не считаю. Значит, остаётся лишь один кандидат. Он обожает убогую игру слов , что и показал неоднократно и названиях «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник». Все мелкость и примитивизм мышления этого «изобразителя» выплеснулась на зрителя, начиная с «Жестокого романса».
Гузеева очень красива и не более. Впихнули ей в руки (как на картине Прянишникова!!!) гитару и под её бренчание она чего-то там исполняет, абсолютно бессмысленное и ничего к содержанию кинокартины и смыслу её не прибавляющее.
Мягков – хорош, Его Карандышев – это воплощение того же собственника, считающего Ларису Огудаеву СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, как и все остальные купцы, но БЕЗ  ИХ ДЕНЕГ И ПОЛОЖЕНИЯ на иерархической стадной лестнице.
Паратов у Кторова – БАРИН! Не просто алчный и похотливый купец, а умелоый соблазнитель, и именно БАРИН в лучшем смысле этого слова.
Михалков – если и актёр, то лишь одной роли, самого себя -- хама, подонка и нувориша, ВСЮДУ воображающего себя в роли Ивана Поддубного на арене и в постели! В этой и ТОЛЬКО В ЭТОЙ РОЛИ, он хорош, ибо никакого актёрского мастерства здесь не требуется: «Будь, Никита, самим собой и не более!»
Медленный, но неуклонный спад таланта Рязанова! Опять, очень жаль!

Гайдай.
Пёс Барбос
Самогонщики.
Операция Ы
Кавказская пленница
Бриллиантовая рука
Двенадцать стульев.

Опять видим стремительный рост таланта его произведений. Троица – Трус, Балбес и Бывалый. Все трое и каждый  прекрасно вписываются в свою роль и все вместе в «НЕсвятую троицу».
Георгий Вицнн, на мой взгляд, наиболее художественен и разнообразен. Его Трус –  не просто и не только трус, а ещё и человек с рядом реальных и забавных качеств.
Бывалый – всегда бывалый.
Балсбес – перманентно Балбес, хотя и у него бывют светлые минуты проблеска мысли.
Но это всё ЖИВЫЕ ЛЮДИ. А не картонные самодвижущиеся манекены.

Операция Ы – показывает отчётливо, что такое человеческий талант.
«А я гордился меж друзей
Подругой ВЕТРЕНОЙ моей»
Напарник – превосходен и Смирнов там – совершенство.
Операция Ы – великолепна.
Но ЗАЧЕМ Рязанову потребовалось вставлять в эту серию и полностью бездарный эпизод с «телепатией». Ни Демьяненко там играть нечего, ни Селезнёвой. Ни уму, ни сердцу. ПРОВАЛ!

Кавказская пленница
Этуш и Мкртычан – блеск!
«Несвятая» троица там тоже хороша
Большинство остальных – картон!

Бриллиантовая рука
ШЕДЕВР!
Все блистательны! Снова находка Гайлая – Нонна Мордюкова. Опять, из унылой мученицы и прочих правоверных колхозниц-многостаночниц вдруг ЯРЧАЙШИЙ ФОНТАН ТАЛАНТА комедийной актрисы! И, открытый Рязановым – Папанов.
Миронов – во всём своём таланте, особенно в сцене с «Идущим по воде Христосиком»
Никулин, хоть и проложает линию Балбеса, но всё же чуть поумневшего, то есть, НАСТОЯЩЕГО СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА (НСЧ) ! Куда смотрели цензоры Главкино? Единственный положительный герой, НСЧ,  – идиот! Козодоев Миронова по сравнению с ним – гений, хоть и Лёлик придерживается протиположного мнения.
Как уже сказано, ШЕДЕВР,
Ничего -- ни прибавить, ни отнять!
И опять СПАД

Двенадцать стульев.
В одном Гайдай и виноват и не виноват: Он не смог понять, что есть произведения литературы НЕПЕРЕВОДИМЫЕ на другой язык искусства. Зрительные образы можно передать музыкой. Но музыку НЕЛЬЗЯ передать словами! Также и с некоторыми литературными произведениями. Два гениальных романа Ильфа и Петрова НЕ РЕТРАНСЛИРУЮТСЯ в зрительные изображения! Ибо их главная сила в необыкновеной выразительности словесных описаний. Это самое осоновное в этих романах и поэтому ПОКАЗАТЬ это НЕВОЗМОЖНО.

Нарисуйте на картине или покажите в кино фразы:
«Клавдия Ивановна была глупа и её преклонный возраст не позволял надеяться на то, что она когда-нибудь поумнеет»
«Как здоровье тёщеньки, разрешите узнать? Ну, дай бог здоровьичка, – с горечью произнёс Безенчук, – одних убытков сколько несём...»
«Дёжа в тёплой до вонючести дворницкой, Остап Бендер отшлифовывал в мыслях два возможных варианта карьеры»
« И самые одеяла с пугающим словом «НОГИ»
«Один угол стекла давно вылетел, и обнажённая часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова – узнать было совершенно невозможно.»
«При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. Это было богатое слово гомосексуализм. Фима Собак, несомненно, была культурной девушкой»
«Остап со вчерашнего дня ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно»
«Узнаю! – Воскликнул прозревший Вася, -- Узнаю брата Колю»
«Степные горизонты источали такие бодрые запахи, что будь на месте Остапа какой-нибудь
крестьянский писатель-середнячок из группы «Стальное вымя», не удержался бы он, вышел бы из машины, сел бы в траву и тут же на месте начал бы писать на листах походного блокнота новую повесть, начинающуюся словами: «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился»
«Я даже накормил пятью хлебами несколько тысч верующих.  Накормить-то я накормил, но какая была давка!»
«За ночь великий комбинатор вдохнул в себя весь кислород, содержащийся в комнате, и оставшиеся в ней химические элементы можно было назвать азотом только из вежливости»

Пусть кто-нибудь попробует «перевести» эти гениальные строки на язык картины или кино!
Они НЕПЕРЕВОДИМЫ!
В этом их гениальность и выразительность! И оба романа построены именно НА ЭТОМ!
На совершенно неповторимом подборе слов и построении фраз!!!

Не виноват же Гайдай в том, что не каждому дано понять вышеприведённую истину.

О выборе Остапа даже и говорить нет смысла. Картонный «медальный профиль»
Но открытие всё же имеется. Филиппов. Я считал его вообще, полной бездарью «играющей» лишь своей идиотской внешностью. А в этом фильме он показал себя НАСТОЯЩИМ БОЛЬШИМ АКТЁРОМ. Вписался в образ Ипполита Матвееевича так, что перечитывая роман в очередной раз, всегда вижу Воробьянова как Филиппова! Блестяще. Многие другие актёры тоже хороши и НЕ КАРТОН!
Но, всё равно, фильм – провал
Sic transit gloria mundi.

И последний вопрос, завершающий это грустное повествование:
Неужто ТАК было, есть и будет у ВСЕХ ТАЛАНТОВ?
НЕТ!
Есть таланты от рождения, а есть таланты БЛАГОПРИОБРЕТЁННЫЕ.
Первый – похож на аккумулятор, разряжающийся под всё возрастающей нагрузкой. Ток растёт, достигает максимума и затем падает.
РАЗРЯДИЛСЯ!
И из-за врождённой своей удачной конструкции, не умеющий ПОДЗАРЯЖАТЬСЯ. Да и просто НЕ ЗНАЮЩИЙ  о таком процессе.
Второй – как растущая секвойя. Набирает высоту, мощь ствола и кроны ПОСТЕПЕННО, когда все аккумуляторы уже разрядились в молодости и зрелости и брошены умирать РАЗРЯДИВШИМИСЯ.
А секвойя живёт и всё время РАСТЁТ пять тысяч лет!
И всем нам надо подражать ЕЙ! А не аккумуляторам или, ещё хуже, заряженным конденсаторам!
А КАК???
Уже описал не раз в заметках: ВременнОй путь таланта, Стара, остреет разум, Таня.
24 XI  2023


Рецензии
И снова блестящее сочинение Эспри.И снова массовка не заметила. и
прошла мимо.Массовка слетается на автора,которого ей предлагают
Авторитетные типы.Преклонение перед авторитетами-так свойственно
этим тщеславным и одновременно несчастным людям.
Но это они зря.

Генрих Поляков   09.02.2024 09:50     Заявить о нарушении
Уважаемый Генрих Поляков,
Благодарен Вам за столь высокую оценку "размышлений вслух", чем, собственно, и является большинство моих написаний.
А о "массовке". Так, я же -- не штатный "массовик-затейник", посему и не слетаются!
Что бог не дал, в аптеке не купишь.
Ваш с признательносттью Эспри

Эспри Де Лэскалье   09.02.2024 15:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.