Конкурс на досуге - 176. Задание
На этот раз нам придётся убедиться, что латинские фразеологизмы могут оказаться намного живучее, чем кажется многим. Они даже способны возвращаться в нашу речь в первозданном виде. Давайте с одним из них познакомимся, потому что он на латыни звучит весьма поэтично. Мало ли, вдруг кому-то и захочется употребить его в своей поэзии...
Итак, объявляется тема 176 конкурса На досуге:
Volens nolens
ВОЛЕЙ-НЕВОЛЕЙ
__________________________________________
[Во'ленс но'ленс]. Волей-неволей; хочешь - не хочешь.
ВОЛЕНС-НОЛЕНС, нареч. (от лат. volens желающий и nolens - нежелающий) (разг.). То же, что волей-неволей. /Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940/
Устойчивое выражение "volens nolens" в переводе с латинского языка означает "волей-неволей". Смысл этого выражения заключён в необходимости что-то сделать не по собственной воле.
Нет информации как и когда возник этот фразеологизм. Известно только, что в средние века, когда латинский язык был на пике популярности. Все естественные науки преподавались на латинском языке; на него было переведено множество художественных произведений. Тогда и зародился этот фразеологизм - "volens nolens", означающий в те времена обязанность делать то, что не нравится. Позднее выражение перешло в другие языки с тем же значением.
Выражение "volens nolens" сегодня можно услышать на специализированных лингвистических занятиях, на лекциях или тематических выставках:
В литературе выражение "volens nolens" практически не встречается, зато его перевод - "волей-неволей", который тоже является крылатым выражением, можно встретить на страницах произведений довольно часто. Так, писатель Лев Толстой в своём труде "Царство Божие среди вас" пишет: "Каждый волей-неволей принимает участие в разделении людей на касты".
В романе "Анна Каренина" тоже есть это выражение:
"Оказалось, что он был слишком смел, и его оставили; и, волей-неволей сделав себе положение человека независимого, он носил его, весьма тонко и умно держа себя, так, как будто он ни на кого не сердился".
Также Иван Лажечников в произведении "Внучка панцирного боярина" приводит этот фразеологизм: "Владислав не мог скрыть тех пламенных чувств, которые у него рождались при общении с кузиной, но Лиза тут же спешила погасить их то смехом, то холодным словом, так, что ему волей-неволей приходилось вернуться с небес на землю".
Выражение использует Дмитрий Григорович в своём рассказе "Рыбаки": "Волей-неволей дед Кондратий должен был покинуть озеро и искать другое место для пропитания".
Иван Гончаров в своём романе "Обломов" так описывает главного героя: "В пятнадцать лет он, как все, отучился в пансионе, а затем старики Обломовы после долгой борьбы отправили его в Москву, проходить курс наук".
Михаил Салтыков-Щедрин тоже использует этот фразеологизм в своём произведении "Культурные люди": "Я очень скоро понял это, и волей-неволей отказался от тех идеалов, которым следовал последнее время". Также в произведении "Современная идиллия" тоже можно его встретить: "Ему волей-неволей пришлось согласиться с этим Глумовым".
Фёдор Достоевский в своём сочинении "Село Степанчиково и его обитатели" пишет: "Он никогда не мог их понять, и по своей наивности всегда оказывался в те минуты, когда ему волей-неволей приходилось их успокаивать". В романе "Маленький герой" классик тоже использует этот фразеологизм: "Весь вечер ей пришлось разговаривать со сварливой старухой, которую никто не любил за сплетни, но которую все волей-неволей боялись".
В рассказе Николая Лескова "Колыванский муж" тоже можно встретить это выражение: "Я всё-таки признавал, что виноват: путался в недостойных историях, водился с безнравственными людьми, поэтому и прилипла ко мне вся грязь прошедшего".
Кроме этого, Дмитрий Добролюбов в своём сочинении "Черты для характеристики русского простонародья" пишет: "Позднее, занявшись практической деятельностью, волей-неволей показав себя, тебя замечают уже не с пренебрежением, а с уважением".
Николай Гейнце в рассказе "Новгородская вольница" приводит такую прямую речь героя: "Я сам не знаю, как угораздило нас занести сюда с товарищем, - отвечал Назарыч. - Я даже ответить не решусь: волей или неволей." Это же выражение классик использует в другом своём произведении - в рассказе "Самозванец": "Под пристальным взглядом Николая Назаровича его руки тряслись и волей-неволей он начинал краснеть и смущаться". В романе классика "Тайна любви" тоже есть это выражение: "Он был уже в таких летах, когда благоразумие и совесть волей-неволей берут вверх".
Таким образом, среди отечественных классиков оно было весьма востребованным.
Выражение "волей-неволей" можно заменить тождественными по смыслу фразеологизмами - например, "хочешь-не хочешь", "как ни крути","скрепя сердце" тоже можно использовать для замены:
Ещё несколько синонимичных выражений для замены:
- что поделать;
- по неволе;
- хошь не хошь;
- против воли;
- переступая через себя;
- ничего не поделаешь.
- как бы там ни было
- нравится-не нравится
Обратите, как в фразеологизм «volens nolens» используется в современное время для выражения необходимости или неизбежности выполнения чего-либо, несмотря на желания или нежелания соответствующего лица.
Примеры использования фразеологизма «volens nolens» в разговорной речи:
1. «Нужно сдать этот отчет, volens nolens, так как сроки уже поджимают».
2. «Он вынужден был принять участие в конференции, volens nolens, хотя не очень любит публичные выступления».
3. «Надо срочно решить эту проблему, volens nolens, иначе мы потеряем весь проект».
Фразеологизм «volens nolens» также может употребляться для подчеркивания неизбежности развития ситуации или последствий некоторых действий:
1. «Если ты продолжишь так вести себя, volens nolens, потеряешь друзей».
2. «Неважно, что ты сделаешь, volens nolens, придется понести ответственность за свои поступки».
3. «В данной ситуации мы volens nolens придем к компромиссу, иначе нам не удастся добиться успеха».
Разумеется, данные выражения далеки от поэзии. Но согласитесь, что само выражение удачно звучит и почему бы его не использовать, используя возникающее созвучие в этом словосочетании! И тогда он станет одним из множества выражений, которые обогащают и расширяют нашу речь, делая ее более яркой и выразительной.
Итак, подчеркнём, фразеологизм «volens nolens» поможет передать неизбежность или необходимость чего-либо и подчеркнуть, что это не зависит от нашей воли или стремлений. У нас был уже конкурс " По воле слепого случая", но кажется, на этот раз человеку самому принять решение, даже вопреки своему желанию. Он вынужден это сделать по тем или иным причинам. Не всё зависит от нас. Иногда плоды от наших решений приходят намного позже. Бывает, нас не понимают, почему мы именно так поступили, а не иначе. Но здравый смысл может иметь силу, которая перевешивает многое другое, он поможет даже переступить, если надо, самого себя, ущемить собственные интересы и желания. Как сложно это иной делать! А кто сказал, что жизнь простая штука? И снова тема даёт простор для фантазии и возможность поделиться чувствами и даже опытом... Не упустим момент.
А пока попробуем, как всегда, уловить тонкие нюансы на заданную тему в поэзии известных:
Одиночество
(Иван Алексеевич Бунин)
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один -- без жены...
Сегодня идут без конца
Те же тучи--гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила -- и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.
1903
Памяти Г. Гейне
/Марина Цветаева/
Хочешь не хочешь — дам тебе знак!
Спор наш не кончен — а только начат!
В нынешней жизни — выпало так:
Мальчик поет, а девчонка плачет.
В будущей жизни — любо глядеть! —
Ты будешь плакать, я буду — петь!
Бубен в руке!
Дьявол в крови!
Красная юбка
В черных сердцах!
Красною юбкой — в небо пылю!
Честь молодую — ковром подстелешь.
Как с мотыльками тебя делю —
Так с моряками меня поделишь!
Красная юбка? — Как бы не так!
Огненный парус! — Красный маяк!
Бубен в руке!
Дьявол в крови!
Красная юбка
В черных сердцах!
Слушай приметы: бела как мел,
И не смеюсь, а губами движу.
А чтобы — как увидал — сгорел! —
Не позабудь, что приду я — рыжей.
Рыжей, как этот кленовый лист,
Рыжей, как тот, что в лесах повис.
Бубен в руке!
Дьявол в крови!
Красная юбка
В черных сердцах!
***
/Анна Ахматова/
Какая есть. Желаю вам другую,
Получше.
Больше счастьем не торгую,
Как шарлатаны и оптовики…
Пока вы мирно отдыхали в Сочи,
Ко мне уже ползли такие ночи,
И я такие слышала звонки!
Не знатной путешественницей в кресле
Я выслушала каторжные песни,
А способом узнала их иным…
.....................
.....................
.....................
Над Азией весенние туманы,
И яркие до ужаса тюльпаны
Ковром заткали много сотен миль.
О, что мне делать с этой чистотою,
Что делать с неподкупностью простою?
О, что мне делать с этими людьми!
Мне зрительницей быть не удавалось,
И почему-то я всегда вторгалась
В запретнейшие зоны естества.
Целительница нежного недуга,
Чужих мужей вернейшая подруга
И многих — безутешная вдова.
Седой венец достался мне недаром,
И щеки, опаленные пожаром,
Уже людей пугают смуглотой.
Но близится конец моей гордыне,
Как той, другой — страдалице Марине, —
Придется мне напиться пустотой.
И ты придешь под черной епанчою,
С зеленоватой страшною свечою,
И не откроешь предо мной лица…
Но мне недолго мучиться загадкой —
Чья там рука под белою перчаткой
И кто прислал ночного пришлеца.
***
/Эдуард Асадов/
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Заметили ли вы, насколько афористичны последние представленные стихи. Просто образец для наших ноябрьских Метаморфоз! Границ нет! Хочешь-не хочешь, а потребность самовыражения требует удовлетворения! Не упускайте возможность. Пишите! Будете Вы в своих текстах употреблять фразеологизм, как Цветаева, и в каком виде, или не будете - пусть вам подскажет ваша муза. Дело-то не в этом... главное, было бы о чём и как написать. Ведь у многих из нас строки падают с неба сами по себе, а после легко пишется. Только надо прислушаться...
***
Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени, предаваясь безделью! Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.
***
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
ВНИМАНИЕ!!!
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.
ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:
1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше! Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
2. На этот раз допустимы на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён!!!
3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!
Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!
Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
ВНИМАНИЕ! Приём работ до 24.00 субботы!!! Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________
Иллюстрация: художник Даниэль Герхартц
Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №123112400540