О раздражающих нас людях и промысле Божием
Попалась мне как-то хорошая статья на эту тему священника Константина Корепанова, которой хотелось бы поделиться.
Есть три лекарства от гордыни: люди, обстоятельства и наши болезни. Эти лекарства в разные периоды жизни помогают человеку смириться.
Люди — это самая распространенная причина для смирения. Пьяный муж, гулящая жена, злой начальник, упёртый подчинённый, коварный коллега…
Приходит такой человек и говорит: «Батюшка, что делать с этим непутёвым человеком?» А этот непутёвый человек тебе и дан, чтобы ты смирился. И через это смирение вернул потерянную благодать.
Я-то думаю, что во всём виновата эта треклятая соседка. Во мне всё бурлит, кипит, я схожу с ума. Я ненавижу её. Меня от одного её вида трясёт.
На самом деле, виновата не соседка, виноват ты. Она же тебя не заставляет осуждать. Ты осуждаешь по доброй воле. Она просто создаёт условия, в которых то, что у тебя на душе, становится явным.
До соседки ты не знал, что ты гордый. Если бы ты осознавал, что ты хуже всех, то у тебя бы язык не повернулся никого осудить. В глубине души ты считаешь себя лучшим, потому осуждаешь и ругаешь.
И когда до человека это доходит, он начинает каяться и плакать, и постепенно благодать Божья возвращается к нему. Примирившись с соседкой, человек примиряется с Богом. Он понимает, что она — такая, какая есть. Она находится здесь по воле Божьей, чтобы показать ему его недостатки. Показать, что он — гордый и самовлюблённый человек.
И когда он это понимает, он вступает на новый уровень смирения, а соседка вдруг съезжает из этого дома или коллега увольняется, либо его самого переводят в другой отдел. Урок выучен. Человек смирился. Раздражающий фактор исчезает.
То есть неприятные люди, которые находятся рядом с нами, пребывают там по одной-единственной причине — они посланы нам Богом для прохождения урока.
Нашу гордыню также смиряют определенные обстоятельства. Например, низкая зарплата, сломанная машина, маленькая квартира, наши болезни...
У человека есть некое обстоятельство — низкая зарплата, к примеру. Он пытается каким-то образом это обстоятельство изменить. Найти новую работу, найти новые знакомства, где-то выслужиться или сделать что-то ещё, чтобы его финансовое положение изменилось. Он также молится Богу, чтобы зарплата повысилась. Но ничего не меняется.
И человек начинает вопрошать: «Как так? Я прошу, а Ты мне не помогаешь? Почему?» И приходит в отчаяние: у всех есть, а у меня нет. На самом деле, он завидует: «Почему эта восемнадцатилетняя пигалица ездит на машине за семь миллионов, а я двадцать пят лет работаю и только на «Жигули» скопил? Где справедливость?»
Что это? Это бунт против Бога. Откуда это выросло? Из его собственного сердца. Из гордыни, которая находится в сердце. Он-то думал, что он белый и пушистый, регулярно исповедуется и причащается… А в глубине души у него что? Гордыня, зависть, ревность, обида, бунт против Бога… Он возмущён действиями Бога.
Таким образом, через это состояние вдруг выясняется, что в глубине души человек — гордый. Ему самому это становится очевидно. Он от зависти с ума сходит. Кроме того, он и судит, и превозносится, и ропщет, и уже ненавидит Бога. Зачем нужен такой Бог, который не даёт того, что у Него просишь?
Вот это обстоятельство (низкая зарплата) и вытаскивает внутреннее состояние человека наружу. Оказывается, он только притворялся, что верил. Потому что, если бы он верил, то понимал бы, что Бог всегда праведен, всегда справедлив, всегда знает, кому что и когда дать.
Бог не ошибается. Он даёт каждому то, что нужно с избытком. Просто надо принять, что именно это тебе и необходимо. А если ты не принимаешь, значит ты не доверяешь Богу, не веришь Ему.
И такой человек ходит-ходит в отчаянии, пока не прочитает хорошую книгу или не найдёт умного духовника, который ему скажет: «Ты смирись, прими, поверь, что Бог — хозяин твоей жизни. И то, что Он тебе дал — это и есть то, что тебе нужно».
И вот человек смиряется. С трудом. И даже просит, чтобы Бог дал ему смирения. Он уже не о деньгах просит, а о смирении. А потом ему приходит понимание, что именно так и лучше. Что от чего-то, таким образом, Бог его уберёг, чему-то научил.
И когда человек смиряется, неожиданно изменяется его финансовая ситуация. Или понимание этой финансовой ситуации. Урок получен. Он смирился.
Таким образом, это обстоятельство послужило лекарством для того, чтобы человек исцелился. (https://dzen.ru/a/YRwJYTl5DSyQrURA)
Много примеров подтверждения этих слов было и в моей жизни. Но приведу здесь яркий пример из жизни одного старого монаха Ф., рассказывавшего мне следующую историю из своей жизни. Много лет отец Ф. уже жил в монастыре. Какое-то время довелось ему жить вместе с неким братом в одной келье. Был у этого брата кнопочный телефон с пикающими кнопками при нажатии на них. Телефоном он пользовался часто, и днём, и ночью. Отец Ф. негодовал, конечно, по этому поводу, но терпел, смирялся, ничего брату не говорил. Много молился, чтобы Господь вразумил этого брата. Так продолжалось целый месяц. Отец Ф. уже совсем устал от этого постоянного пикания, но всё ещё не сказал брату ни одного слова с упрёком. Вдруг во время очередного моления за брата отцу Ф. пришёл помысел: «Почему Господь попустил ему попасть в такую ситуацию? Чему Он хочет его научить?» И тут вспоминает, как он, ещё живя в миру, будучи женат, часто любил смотреть по ночам телевизор, а его жене надо было рано вставать на работу. Она часто просыпалась, просила его сделать потише, он убавлял, но только она засыпала, тут же прибавлял звук, чтобы лучше слышать, что там говорят с экрана, от чего жена опять просыпалась, и опять просила сделать потише. Так повторялось много раз. И понял отец Ф., что Господь дал ему почувствовать, что терпела его жена тогда от него, и глубже осознать свой грех. Раскаялся отец Ф., раздражение на брата как ветром сдуло, и брат в скором времени перестал пикать телефонными кнопками.
Ещё на эту тему есть замечательнейшая книга святителя Иоанна Тобольского (Максимовича) "Илиотропион, или сообразование с Божественной волей". Приведу из неё всего одну цитату:
"Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, весьма часто оглашающий небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя оскорбляет: воля ли (умысел) оскорбителя, или только его власть (возможность осуществить умысел), или и то и другое? Ты отвечаешь: меня оскорбляет и то и другое. В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение ее в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение (воля) без власти ничтожно и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, то есть от воли Божией, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не что иное, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог оскорбить тебя без Божиего попущения. Скажешь: противник нанес мне величайшую обиду. Скажи, какую, ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление, – и ты считаешь себя обиженным? Этого лукавого человека, скажешь, и его злобную волю я ненавижу. Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я советую тебе лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести, беспристрастному внутреннему оку. Воля человеческая, хотя она и зла, и нечестива, что же она могла тебе сделать, в чем ее успех? Ты не столько сожалеешь о том, что твой противник хотел тебе навредить, сколько о том, что он повредил и что мог повредить? От кого же это произошло и почему он мог тебе вредить, не по власти ли и воле Божией; а если по власти и воле Божией, – то всегда по судьбам праведным, достохвальным и святым. Следовательно, ты или умолкни, или обрати свои жалобы к Божественному попущению, и это последнее твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?"
«В аду можно встретить множество разных людей… И молитвенников, и милостивых, и монахов, и священников, и постников, и девственников. Не увидишь там только смиренных, ибо смиренные наполняют рай». (Старец Тихон Афонский (Голенков))
"Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе". (1Сол.5:14-18)
"А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта". (Мф.5:22-26)
"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
у вас же и волосы на голове все сочтены;
не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц". (Мф.10:28-31)
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется». (1Пет.4:12-14)
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся». (Откр.3:19)
Свидетельство о публикации №123112405117
Труднее всего самого себя смирять... порой всю жизнь этому нужно учиться!Только смирившись,можно по-настоящему покаяться.
СПАСИБО,ПАВЕЛ!!! За такой необходимый - духовно-просветительский Труд!
Божьей Помощи Вам во всём!
С теплом и уважением,
Людмила Клименко 20.02.2024 15:36 Заявить о нарушении
С уважением,
Кузьмин Павел 20.02.2024 19:09 Заявить о нарушении