О буддизме

Валерий Ковалев. "Рукопись из Тибета"

«Вся жизнь человека — страдания» — Она основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. 0Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.
 «Причина страдания — наше желание». Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
«Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания». — Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. При данном состоянии освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.
«Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения» изрек я, очередную. — Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции. Вот они:
— правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;
— правильные намерения: надлежит твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
— правильная речь: требуется следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу — речь должна быть правдивой и доброжелательной;
— правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;
— правильный образ жизни: надлежит вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
— правильные усилия: требуется следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;
— правильные помыслы: необходимо уяснить, что зло — от нашей плоти;
— правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.

Первые две ступени означают достижение мудрости или праджня. Следующие три — нравственное поведение — шила. И наконец, последние три — дисциплина ума или самадха.
Однако эти состояния нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно. Здесь все взаимосвязано. Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развить нравственное поведение. Мудр тот, кто поступает сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро. Такое поведение невозможно без дисциплины ума.

В целом же можно сказать, что буддизм принес в религию личностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении.

Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания ко всем живым существам — воплотившаяся впоследствии в другие, но не нашедшая там своего разрешения, — завершил я и стал ожидать реакции Творца.


Рецензии