И не твори в себе самом кумира

И не твори в себе самом кумира,
благодари за то, что одарён,
что над тобой божественная Лира,
а не меча Дамокла остриё.

Предоставьте это дело другим, что я и делаю, спустя многие годы, но для начала
- собственноручное вступление. Мотивом к такого рода "творчеству" послужил просмотр личного архива. Правда, архивом это можно назвать с большой натяжкой - так, отдельные вырезки, ксерокопии, газетные публикации, дипломы участника и номинанта и т. п.
В первой части своей "Житейской круговерти" я упомянул о начале своей карьеры за парикмахерским креслом, причём в дамском зале. После демобилизации из Армии я продолжил и закончил обучение профессии, ставшей основной и значимой на всю оставшуюся жизнь. Разумеется, была ежедневная рутина, выполнение государственного плана, что я лично считал для себя честью и обязанностью, имевшими для меня основное значение во всём, чем мне пришлось заниматься в жизни. Но были и приятные моменты - проведение городских конкурсов по профессии, где я был поначалу участником, а позднее членом жюри, председателем художественного совета и ведущим этих мероприятий, участником делегаций в другие города и области СССР (Москва, Одесса, Киев, Харьков). Ялта - курорт известный, а я работал в центральных салонах, так что в моём кресле побывали и известные артистки театров и кино, и многие женщины из семей членов правительства, ЦК и Бюро КПСС, и зарубежных компартий. Правда, последних я обслуживал по вызову на гос.дачах и дачах ЦК.
Моей постоянной клиенткой в последние годы (до распада СССР) была известная вахтанговка Т.Горская. Побывала у меня в кресле и Л.Смирнова, приводил свою супругу и М.И. Пуговкин. Красил я волосы и актёру Гомеашвили, игравшему О.Бендера
Уже через 10 лет работы я получил высшую квалификацию и был зачислен в Областной Учебный Комбинат преподавателем парикмахерского дела и выпустил более тридцати групп учеников (по 25 - 30 человек в каждой) и более десятка личных учеников.
Некоторые из них стали призёрами международных конкурсов(Александр Ляпич).
Мною лично разработана методика преподавания и методика скоростной окраски волос,
в чём я, как говорят, собаку съел. На этом поприще мне помогла хорошая и отличная успеваемость по физике и химии в школе, а также по русскому языку и литературе,
придало мне известности в деле популяризации парикмахерского дела в коллективах ялтинских предприятий и мед.учреждений.
Мой первый опыт в 1966г в клубе Медработников Ялты обрёл известность и меня наперебой стали приглашать на вечера вопросов и ответов для женской части коллективов и широкой общественности от Гурзуфа до Симеиза.
Дважды выступал в "Артеке", был постоянным гостем в МЛ "Спутник"(диплом).
Во всех поселковых Клубах Южнобережья, в санаториях и домах Отдыха,
в Автобусном парке (диплом и подарок - янтарные запонки), Институте им. Сеченова.
где мне устроили овацию кандидаты и доктора наук. Их поразили моя эрудиция, пафосность и правильность языка. Разумеется, всё это было приятно и слышать, и чувствовать, но и поднимало планку ответственности за каждое выступление.
Такая популярность прибавила мне амбициознности и я рискнул обратиться в редакцию
областной газеты "Курортная Газета" со статьёй по теме обслуживания населения.
Случай не заставил себя ждать. Статью принял дежурный по редакции бывший одноклассник Анатолий Клебанов (Царствие ему небесное!), работавший в "КГ" спортивным обозревателем, хотя закончил Мед.Институт, который мне закончить не довелось. Обозревателем он был замечательным (хобби стало профессией) После публикации статьи меня пригласили прийти и получить гонорар (21 руб 40 копеек - первый в жизни гонорар за непрофессиональную деятельность) и вот тут мой одноклассник изобразил в манере спортивного комментатора Озерова (это был его кумир),в каком изумлении был главный редактор газеты, прочитав мою статью и откорректировав её под нужный размер газетной гранки, узнав, что её писал парикмахер. Когда Клебанов рассказал редактору, что я его, Анатолия, одноклассник и кто был наш преподаватель русского языка и литературы, редактор, наконец, успокоился.
Дело в том. что в Союзе в те годы парикмахеру не требовалось высшее образование, многие старшие товарищи были даже с начальным, а то и церковно-приходским
образованием и грамотная подача материала на письме для многих была непосильным делом. Буду краток и привожу статью дословно, из неё станет понятно, чем она была актуальна и своевременна.
*************************************
"Личный клиент".

Февраль 1972 года. Преддверие курортного сезона. Местные власти отчитываются перед областным начальством, что сфера обслуживания приведена в готовность и с личным составом проведена соответствующая работа по укреплению трудовой дисциплины и повышению культуры обслуживания и, как затравка, публикуется жалоба местной жительницы из Алушты о неблагополучной обстановке с этим делом в местной парикмахерской. И называется статья - "Личный клиент."
Вот об этой жалобе и пойдёт речь в моей статье:

"И мастерство, и вдохновенье"

"...Я - мастер женского зала, работаю за парикмахерским креслом более десяти лет.
За это время приобрёл высокую квалификацию и широкий круг клиентуры. имею многочисленные благодарности, отмечен почётными грамотами. Являюсь ударником коммунистического труда. Всё это даёт мне моральное право высказать своё личное мнение о существующих формах и методах обслуживания в женских парикмахерских. Этим я хочу откликнуться на заметку В.Демуры "Личный клиент", помещённую в "Курортной Газете" 21 января.
Прежде всего - о специфике парикмахерского обслуживания.
Во всей сфере услуг, кроме медицинского обслуживания, нет больше ни одной отрасли, которая бы так непосредственно занималась самим человеком, так близко касалась бы его лично. Парикмахер, обслуживая человека, многое меняет в его внешности и, так сказать, душевном настрое. Большое чисто психологическое влияние оказывает на человека личность самого мастера. Ведь не секрет, что врач, который лечит больного на протяжении ряда лет, следит за его здоровьем, знает о своём пациенте горазд больше, чем врач, который видит больного впервые.
А разве иначе обстоит дело, если иметь в виду женского мастера? Убеждён: такое сравнение полностью уместно. И совершенно не имеет значения, подкрепляются ли такие взаимоотношения наличием или отсутствием высшего образования.
Профессия парикмахера не менее интеллигентна, чем профессия врача. Дело лишь в соответствии своей профессии и степени ответственности перед людьми.
Теперь об очерёдности обслуживания. Во всех отраслях службы быта "живая" очередь очевидна и не может игнорироваться. Иное дело - парикмахерские. Здесь специфика накладывает свой отпечаток. Не надо, конечно, понимать, что живая очередь исключается. Отнюдь нет. Но надо вводить новые формы обслуживания, которые продиктованы жизнью и новой экономической реформой. Результаты работы парикмахера выражаются в сумме выручки. Других показателей пока не существует. Что из этого следует? Чтобы выполнять максимально напряжённые планы, мастеру надо знать заранее, сколько и каких видов работ предстоит выполнить.
Живая очередь такой информации не даёт. В маленьких парикмахерских с одним рабочим местом мастер сам является администратором и поэтому каждого входящего может, не отвлекаясь от работы, спросить или ответить на вопрос. Он же регулирует очередь. В парикмахерских, где много рабочих мест, таких возможностей нет, как нет и штатного администратора по распределению нагрузки.
Кроме этого постоянные клиенты ждут "своего" мастера. Значит, он, мастер, должен знать, сколько людей его ожидает и какие виды работ ещё придётся выполнять. Иначе невозможно ответить, стоит ли занимать очередь и сколько придётся ждать.
Обычно всё это вырастает в целую проблему и порой приводит к серьёзным конфликтам. Жалоба В. Демуры - лишнее тому доказательство.
У нас, в советском обществе, обслуживание является, кроме всего, ещё и воспитывающим фактором. Воспитание людей (как мастеров, так и клиентов - дело обоюдное. поэтому и требования к обеим сторонам должны быть одинаковыми.
Убеждён, что лозунг "Вы (мастера) - для нас (клиентов)! - неправильный. Его использование может вызвать только ненужные взаимные амбиции.
Не собираюсь защищать мастера Н.Березовскую, в данной ситуации она могла быть и не права, но не могу стать на сторону и клиентки В.Демуры, прожившей в Алуште более двадцати лет. Ведь можно предположить, что мастер назначила время одной из девушек и она так же ждала "своего часа" у "своего мастера". Повторю, я не защищаю мастера и тоже против всяческого злоупотребления доверием и временем клиентов. Я только стремлюсь к объективности и думаю, как защитить любимую профессию от обстоятельств, порождающих бездушие и штампы.
Каковы же, на мой взгляд, выводы? Надо регламентировать предварительную запись, запись по телефону и другие формы обслуживания. Имеет смысл разработать, кроме общих, специальные правила, учитывающие специфику каждой "точки".
В свою очередь и от посетителей требуется доверие и понимание специфических. традиционных особенностей. которые и делают парикмахерскую тем "храмом", входя в который следует снимать головной убор и в прямом, и в переносном смысле..."
****************************************
ПОСЛЕСЛОВИЕ: Круги на воде от брошенного мной камня вскоре затихли, однако время показало мою правоту и необходимость менять "дубовые" правила. Прошло несколько лет и ещё в СССР мы уже работали в условиях предварительной записи и ни у кого этот порядок не вызывал нареканий - наоборот - работать и жить стало удобнее и мастерам, и нашим клиентам.

        ЧАСТЬ  ВТОРАЯ

А теперь вернёмся к тому, с чего я начал своё откровение - предоставляю право
рассказать обо мне другим.
Воскресная страница крымской областной газеты называлась "КРЫМЧАНКА" и посвящалась исключительно женщинам. 18 мая 1968 года центральная часть этой страницы была занята статьёй корреспондента газеты С.Сухановой под названием
"Дамский мастер" и предварялась следующим абзацем:
сегодня в "Крымчанке" слово о мужчине. Но этот мужчина имеет на то право - он
помогает женщинам стать красивыми.
..."Есть такой рассказ у писательницы Ирины Грековой и, естественно,когда я
познакомилась с лучшим парикмахером Ялты Адольфом Зиганиди, у меня появилась такая параллель и мы говорили о дамском мастере. ...Мне очень понравился этот образ. Вот только я не согласен с концовкой..." - сказал мой собеседник. Непонятно, почему дамский мастер ушёл из парикмахерской. Когда любишь своё дело и у тебя получается, всё остальное уже не в счёт. Да и перед людьми появляется какая-то ответственность...Как и многие другие профессии сферы обслуживания специальность парикмахера не принадлежит к числу популярных у молодёжи. Оно, конечно так: дамский мастер - не космонавт, не инженер-электроник, не геолог и не врач. Адольф тоже не собирался стать парикмахером, его прельщала медицина, но...
Теперь он первоклассный мастер и уверяет, что взяла верх семейная жилка. Его мать, отец, жена - парикмахеры.
Рассказать, как он работает, довольно трудно. Всё делается очень быстро и если удаётся проследить за руками, то уже почти невозможно уловить ход мыслей мастера,
мгновенно оценивающего особенности лица и волос клиентки, прикидывающего, какая причёска ей к лицу. Сам Адольф Зиганиди – мастер-бригадир салона красоты «Таврида» и считает, что каждый из бригады может то, что умеет он, только одному лучше удаётся стрижка, другой особенно красиво умеет красить волосы, третий – специалист по молодёжным причёскам… Но к кому бы вы ни обратились, вам не откажут. Нет таких сложных причёсок, которых бы не делали в «Тавриде». Сюда обращаются курортники, актёры кино, иностранные туристы. Слова благодарности понятны на всех языках.
Так вот Адольф Зиганиди за работой…  Одну покрашу, другой накручу волосы на бигуди, у третьей они тем временем высохли – поясняет он особенности своего «конвейера» и принимается за эту третью. Сначала мало что можно разглядеть в вихре белокурых волос и ещё раз соглашаешься с Адольфом, что в настоящем салоне должны быть закрытые боксы, а не прозрачный, как аквариум, зал. Но вот мастер укладывает волосы женщины и возникает переплетение блестящих прядей высокой причёски. Чёлка спущена косо на лоб, всё это сбрызнуто лаком – и пожалуйста – журнальная картинка. Довольные друг другом, мастер и клиентка расстаются, после чего «третья высохла» и процедура повторяется, не повторяясь. Приёмы те же, причёска другая. Волосы подняты с затылка, но концы их не спрятаны, а выложены завитками и кольцами: мода сегодняшнего дня отдаёт предпочтение кудрям. Адольф, что называется, в курсе дела. Он выписывает кучу журналов, интересуется специальной литературой, ездит для обмена опытом во многие города. Недавно группа ялтинцев побывала в Одессе, знакомилась с укладкой волос феном. Сейчас это модно, хотя мастер заметил и ряд недостатков - труд парикмахера не производителен и утомителен (попробуй-ка выдуть на весу каждый локон) аппараты создают шум в зале. Тем не менее, новое оборудование освоено и в Ялте – городу-курорту не годится отставать в вопросах моды. В этом сезоне мастера «Тавриды» предлагают ряд интересных моделей – как повседневных, так и вечерних.
- В качестве основы будущей причёски остаётся химическая завивка – рассказывает Зиганиди.
Различные виды стрижки объединяются направлением моды: открытая шея, более длинные волосы на темени. Если раньше преобладали интенсивные, медного и красного дерева тона, то сейчас они сменились пастельными. Модны оттенки платиновый, сиреневый, белокуро-розовый. Они не кажутся искусственными и в то же время помогают выгодно подчеркнуть детали причёски.
Сейчас мастера «Тавриды» готовятся к городскому конкурсу. Разрабатываются новые причёски.
На недавнем показе Зиганиди продемонстрировал две свои модели – молодёжную повседневную и вечернюю, которую он назвал «Элегия».
………
Мы можем сделать женщину красивой с головы до ног, - смеясь, говорит заведующая салоном Валентина Павловна Ховрина. Она дополняет нашу беседу с Адольфом. Показать не только причёску, а красоту волос – вот что важно. Красива голова и вовсе без причёски, если волосы здоровые, чистые, блестящие. У себя в салоне мы также лечим волосы.
В летний курортный сезон рекомендуем женщинам отказываться от сложных причёсок. Для пляжа и морских купаний больше подходит короткая стрижка – за ней проще ухаживать…
…Хотите быть красивой? Загляните в «Тавриду»!
             С. СУХАНОВА.

         ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Возвращаясь к теме своей трудовой деятельности на парикмахерском поприще , анализируя моменты моего становления как мастера, не могу не отметить, что в известной мере мои успехи обусловлены были предшествующим годами вращения в среде парикмахерского бомонда(если условно принять такую квалификацию за
меру отсчёта, имеющую право быть)
Да, обстоятельства последующих лет привели меня к принятию решения пойти по стопам родителей, но теперь, вооружённый последними знаниями по социологии, биологии, и даже телекинезу, я прихожу к мысли, что всё предопределено заранее и Свыше. Парикмахерское искусство имеет глубокие цивилизационные корни и, став впоследствии преподавателем этого вида деятельности, мне пришлось глубоко погрузиться в разного рода источники, которые и убедили меня в том, о чём я сейчас пишу. Живя в семье парикмахеров, ещё будучи учеником школы, я в период летних каникул имел «счастье» встречаться в своей квартире с коллегами родителей, проводившими отпуска в Ялте. Причём, что интересно, приезжал на курорт парикмахерский бомонд из столиц и областных центров (Москва, Ленинград, Киев, Харьков) в августе и сентябре, причём, частенько из нескольких, мною перечисленных городов, одновременно и все они «проходили» через нашу «явочную» квартиру.
Самыми близкими коллегами родителей (после развода с отцом – мамы) была семья киевлян Митиных. Николай Григорьевич - дамский мастер, Раиса Васильевна – его жена – маникюрша, их дочь Лилия и её муж Арнольд – дамские мастера и они всегда оставались у нас в квартире на две-три недели. После пляжа в обеденное время в квартире начиналось вавилонское столпотворение, - собирались за круглым столом все приехавшие из разных городов, порой до десяти человек маститых. Это была особая каста красильщиков, которые выделялись в общей массе мастеров своими вечными спорами ,чей метод лучше и эффективнее. Ещё красильщики выделялись чёрными ногтями пальцев рук. Следует отметить и самое главное – никто из них не имел специального образования, не знал и не слыхал никогда химических формул этих красителей, механизмов действия этих веществ на волосы и даже строения самих волос – только большой опыт на грани инстинкта. Пусть меня простят оставшиеся ещё в живых мастера среднего поколения, которым сейчас за пятьдесят, но и они имеют то же наследство. Когда я начал быть заметным в этих кругах коллег, то, положа руку на сердце, могу смело сказать, что выглядел среди них профессором со своим средним образованием и хорошим знанием физики и химии в объёме школьной программы.
Особенно я укрепился в такой мысли, когда занимался преподавательской деятельностью и вступал в споры с маститыми, среди которых был и мой отец. Мама никогда со мной не спорила, зная характер и источники моих знаний.
В последние годы со мной уже не спорил и отец, когда я "положил на лопатки"
одного такого аса, которому нечем было возразить на мои доводы.
Очень важна в нашей профессии (да и не только в нашей!) пытливость. Важно не только знать, но и понимать, зачем это надо знать. Приведу пример пользы такого знания. Где-то в конце семидесятых годов, когда я возглавлял салон "Крымская Роза" меня пригласили на судебное заседание по жалобе одной из клиенток на ожоги кожи головы при окраске волос в одной из парикмахерских города.
После моего разъяснения судья сняла все обвинения с мастера и вынесла частное определение в адрес мед.учреждения, оказавшего пострадавшей "квалифицированную" помощь. Судья была несказанно удивлена услышанными от меня разъяснениями, но
без тени сомнения поверила всему, что я поведал, приведя формулы и рассказав о процессе окраски и травления волос, а также способов и форм снабжения парикмахерских химикатами и их ценами.
Маленький, но убедительный пример: перекись водорода (пергидроль) комбинат приобретает (приобретал!) на Сакском заводе в 20-литровых баллонах по цене 95 копеек за литр. Пергидроль - 33-х процентная перекись водорода - техническая, то есть, не очищенная от избытка серной кислоты. А очищенная от кислоты стоит 2 рубля 90 коп. за литр, то есть, именно та, которой должны снабжаться мастера парикмахерских, а это не выгодно комбинату. Но мастеров не предупреждают об этом, они в уверенности, что работают очищенным препаратом. и разбавляют до нужного процента (от 5% до 12%) водой и получают электролит, который действует на кожу головы сильным жжением. Клиентка жалуется мастеру, который решает уменьщить концентрацию и добавляет воды, усиливая действие электролита - рекбус-кроксворд - как говорил Райкин. А кто виноват? Догадайтесь с трёх раз! Вот когда я рассказал об этом судье. она была в шоке и априори оправдала мастера. Что в таких случаях делал опытный мастер - это другая тема.
Мастера третьего тысячелетия ни сном, ни духом не ведают, через какие тернии пришлось пройти мастерам прошлого века на пути овладевания умением и опытом
в прекрасном деле украшения внешности человека и особенно женщин.
Сейчас они работают готовыми, фабричного изготовления, красителями и химикатами, так до сей поры и не зная, в чём "секрет" окрашивания, но это не их вина.

         ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

Окраска волос в парикмахерском деле занимает особое место, вернее будет сказать – занимала. Я - последний носитель знаний об этой сфере, которая уже не нуждается
в защите, ибо умерла окончательно. Полагаю – никто из мастеров не будет пытаться возродить этот вид услуги в том виде, в котором она существовала в прошлом веке.
Это равносильно возрождению гужевого транспорта – телеги с лошадкой.
Изменилась технология, изменилось отношение людей к способу ухода за собой, изменились цены. Это последнее обстоятельство особенно заметно регулирует спрос и предложение. Но вернёмся в славное прошлое. В каждом областном центре СССР
были свои салоны, свои избранные мастера, которые не сидели сложа руки, а искали способы повышения своей квалификации и обмена опытом. Ялта и Сочи, будучи городами – курортами, выделялись из общей массы провинциальных городов именно в силу своей специфической привлекательности и я вновь перехожу к теме парикмахерского бомонда. Приятелями нашей семьи ещё с довоенной поры
была семья Биргеров из Ленинграда. Адольф Захарович - мастер –парикмахер и его супруга Екатерина Исааковна -модистка – белошвейка Двора Его Императорского Величества впервые приехали в Ялту в 30-х годах. Тогда цех парикмахеров был малочислен и судьба быстро свела двух молодых интересных мужчин, одним из которых был мой отец, работавший на первом кресле от входа в зал и Адольф Захарович, остановившись у витрины парикмахерской, встретился взглядом с взглядом отца. Так завязалась дружба, продолжавшаяся до последних дней каждого из них. Пережив блокаду мой тёзка (меня назвали в его честь ) выучил сына-отставника и невестку дамскому делу. Парикмахер – профессия в большинстве случаев наследственная. Московские коллеги Семён Семёнович Фельдман и Александр Величко были мастерами-виртуозами, . их жёны и дети стали известными мастерами.
Можно себе представить, что творилось в нашей квартире, когда они все собирались за обеденным столом. И на этом фоне проходило моё отрочество и юность. Поэтому искать причину моего жизненного выбора нет смысла – я уже писал об этом.
Проработав за креслом более десятка лет, я получил первый квалификационный разряд
и был зачислен на должность преподавателя парикмахерского дела в областной Комбинат в Симферополе, где после развода с мамой жил и работал отец.
С новой семьёй отца у меня проблем не было, но это не тема моего повествования.
Приглашения на лекции, на областные семинары, которые мне пришлось проводить. заставили всерьёз заняться повышением собственного уровня знаний и навыков,
разработкой методик, правил, терминологией, и, естественно, историей парикмахерского искусства. В результате я написал учебник, но издал его спустя десяток лет мой ученик, серебряный призёр международного конкурса парикмахеров Саша Ляпич. Меня стали приглашать на обслуживание высоких лиц и их жён, а также жён руководящих деятелей братских компартий.
Дело происходило обычно на 8-й даче ЦК в Мисхоре (Дюльбер), где на втором этаже левого крыла дворца (если смотреть на море) было приспособлено помещение в 20 кв.м. под парикмахерскую. 1965 год. Конец июля В зал заходит А.А. Громыко с супругой, которая садится на маникюр, а сам усаживается в кресло ко мне. Накладка – меня не предупредили, что придётся обслуживать и мужчин, но я не подал вида, что озадачен, тем более, что Андрей Андреевич собирался только постричься.
Безусловно, нас всех инструктировали, о чём можно говорить и как отвечать на вопросы, но тон задал сам Громыко. У него были короткие, слегка курчавые волосы и мне не пришлось долго возиться и делать что-то сложное или вычурное.
За работой я отвечал односложно на его вопросы о времяпрепровождении. Кратко рассказал о своём намерении поехать с друзьями на Кавказ на мотоциклах. Он оживился (оказалось, он тоже в молодости любил мотоцикл) и, оставшись довольным моей работой, пожелал удачи и ушёл в свои апартаменты. Но в разговоре сообщил мне, что врачи запрещают ему резко менять параллели и придётся ждать сентября, чтобы лететь в Нью-Йорк на Генеральную Ассамблею ООН.
Почему я привожу эту подробность, читатель узнает из дальнейшего повествования.
В августе мы с приятелями совершили поездку, как и планировали, на Кавказ, добежали с небольшой накладкой до Тбилиси (см. «Первая кавказская одиссея») и благополучно вернулись домой, отдохнувшие и загоревшие.
Прошёл год . Июль 1966 года. Дача Дюльбер. В парикмахерскую заходит Андрей Андреевич, садится в кресло и задаёт вопрос: Ну, как прошла ваша поездка?
Я опешил от такого вопроса, прошёл год. я уже сам забыл некоторые детали ,
а он помнит о нашем разговоре и о том, что я собирался на Кавказ. Кто он и кто такой я? Я, разумеется, сделал ему комплимент, что, мол, занятый государственными делами муж и помнит спустя год, что какой-то парикмахер собирался с друзьями совершить мотопробег. Я так непосредственно изобразил удивление и восторг его феноменальной памятью, что почувствовал в его дальнейшем тоне, что ему по душе моя похвала и он в долгу не остался. Рассказал мне, что мастер-парикмахер в здании ООН, когда Громыко в октябре зашёл освежить стрижку, поинтересовался, кто его так профессионально постриг. Мне тоже было приятно такое услышать!
Похожие слова я впервые прочитал в местной газете в 1964 году в статье "Опытный мастер" и это тоже было неожиданно и приятно.

..."Посетителей в парикмахерской было мало. работал за креслом чернявый стройный юноша. Явная молодость мастера, признаться, смущала меня, подумалось: практикуется.
Молодой человек оживлённо беседовал со своей клиенткой. сверкая карими глазами и белозубой улыбкой. Не желая смущать его, я занялась газетой. Но вот девушка встала с кресла и я ахнула - головка её была увенчана скромной и гордой короной из волос, а личико преобразилось. За причёсыванием следующей я уже следила во все глаза. и вот уже вторая восхитительная головка перед зеркалом.
Желаю вам хорошего настроения: напутствовал девушку мастер. А я уже не сомневалась в этом - ведь в наружности женщины немаловажным является причёска.
Подошла и моя очередь. Вблизи лицо мастера показалось мне особенно знакомым.
Где же я его видела? И вдруг вспомнила - встречала дважды. С жезлом общественного инспектора в руке он остановил на перекрёстке водителя, нарушившего правила движения, и сурово отчитывал его. Второй раз видела из окна троллейбуса по пути в Симферополь - он ехал на мотоцикле. Но если бы мне в ту пору сказали, что поклонник спорта мужественных - отличный специалист по женским причёскам, не поверила бы. Адольф Зиганиди - так зовут этого мастера - только кажется юношей .
Ему 28 лет, у него шестилетняя дочка. Мастерству учился у своей матери, известной в городе мастерицы Анны Ивановны Зиганиди. В отличнейшем настроении уходила я из парикмахерской".
             А. МАШАРОВА.

      ОКОНЧАНИЕ

В августе 1980 года меня приглашают в салон "Южанка", где я проработал до 1985 года, после чего назначают мастером участка - в моём подчинении три парикмахерских (пос. Никитский Сад и правительственная дача) .Уйдя в руководящую работу и войдя в ИТР, я постепенно стал отдаляться от непосредственной работы за креслом и утрачивать интерес к ремеслу как таковому. В отношениях с начальством я всегда отличался самостоятельностью суждений и покладистым не был, отчего часто бывал в немилости. Так случилось и в последний раз. В 1986 году приезжает с инспекцией зам министра бытового обслуживания УССР с секретуткой, которая предложила при парикмахерских салонах создать пункты питания (чай. кофе, пирожные), не вдаваясь в сложность осуществления таких мероприятий. Причём это предложение она высказала, когда мы (начальник Комбината, зам.министра, она и я) сидели за столиком кафе рядом с салоном. В радиусе 50 м. вокруг салона было ещё два пункта питания. Зачем в таком случае ещё пункт питания в самом салоне ? - вопрос! Поведя рукой вокруг себя. я привёл в качестве примера нашу ситуацию, давая понять. что вопрос уже давно решён. В кулуарах Зам сделал разнос моему шефу. что у него подчинённые решают вопросы вместо него и мой шеф предложил мне место в центральной парикмахерской, где я начинал своё обучение, и которую открыл в 1930 году мой отец и, будучи зав.производством, проработал в ней до самой войны, выпустив целую плеяду известных впоследствии мастеров. Проруководив чуть более года участком, погрузившись в омут рутинной руководящей работы, когда я больше сидел в кресле, чем стоял за ним, я понял, что это тоже не моё и захотелось творческой свободы. То ли Божья воля, то ли наитие, но я стал подрабатывать на машине. Благо, к тому времени у меня уже была 2-я модель Жигулей ( ещё на Запорожце и эпизодически неплохо подрабатывал) и так у меня это хорошо пошлО, что я начал подумывать о полной смене профессии. Тут уже необходимо сказать и о негативной стороне парикмахерского дела, для чего придётся вернуться к некоторым моментам производственных процессов. Я уже упоминал об окрашивании волос.
Само изготовление красителя или приведение в рабочее состояние готового фабричного сопряжено с длительным контактом с кожей собственных рук, что не было безопасно и безболезненно, у некоторых
мастеров обреталась стойкая аллергия, которая делала невозможным выполнение этого вида услуг.
Этот вид работы (ещё и химическая завивка) - был дорогостоящим, на этом строился план, так что это было настоящим бедствием для некоторых мастеров, но отзывался на здоровье всех без исключения.
У меня лично вызывался сильный зуд пальцев рук, который я устранял в каждый момент растиранием под горячей струёй воды, тресканье кожи. На всю оставшуюся жизнь имею сухость кожи и её пергаментный вид, хотя прошло уже более двадцати лет. Хорошо, что уже нет зуда. Состав для химической завивки был ещё более зловреден, но я спасался, одевая напаличники. В перчатках накрутить волосы на коклюшки было невозможно из-за того, что надо было подбирать перчатки на каждую руку, чтобы пальцы полностью входили в предназначенные для них ложа - более длинные кончики закручивались вместе с волосами и вытащить их, не нарушая намотки, было невозможно. Всё это удлиняло процесс и снижало производительность труда, т. е. выручку - горел ПЛАН и зарплата. Очень вредным для здоровья всех без исключения мастеров было применение лака для волос. Почти ни одна причёска не обходилась без лака и это сказывалось на всех. Кроме химического действия на кожу, химический состав для завивки волос имел неприятный запах, так что в открытом общем зале завивка не производилась - для этой цели выделялось отдельное помещение с вентиляцией. Так что негативных нюансов в парикмахерском деле
было предостаточно и для общего здоровья, и для нервного в особенности. Обслуживание живых людей всегда чревато скандалами, неразберихой и злоупотреблениями. Обо всём этом у меня рассказано в разных главах и в разное время. Были и моменты организационные, доводившие до конфликтов, и вся советская система ценообразования, обесценивающая творческие принципы парикмахерского искусства.
За почти тридцатилетнюю деятельность этого негатива накопилось достаточно, чтобы подумать о смене профессии.
Окончательную точку в моей парикмахерской карьере поставила перестройка. Мне было предложено обслуживание на машине группы экспертов по строительству в Ялте домового комплекса от санатория "Узбекистан". Менеджер прилетал из Узбекистана, я должен был встретить его в аэропорту, привезти в Ялту, доставить в гостиничный комплекс санатория, а потом по необходимости возить его по объектам стройки.. Работа по вызову до обеда, обед производился либо в кафе гостиничного комплекса. либо в каком-либо ресторане. Мой обед оплачивался вояжёром. Свободная программа гостя и заправка бензином тоже оплачивалась отдельно при общей зарплате в 6оо рублей теми советскими деньгами.
При моей парикмахерской зарплате от 120 руб. зимой до 180 руб летом - это была фантастика. Тогда такие деньги можно было заработать только на Севере, а тут... Правда, нелишне упомянуть, что парикмахер кроме зарплаты имел каждый день навар в виде чаевых и левых работ, и тем не менее, я рад был освободиться от этой обузы, упираясь в основном в негатив - вред здоровью.
И 11 февраля 1989 года я уволился из Комбината Бытового Обслуживания по собственному желанию. При подписании обходного листа я встречал немые взгляды чиновников и отвисшие челюсти - комбинат был в шоке. Как - бессменный ударник коммунистического труда, передовик и ветеран производства, председатель художественного совета, зам.пред.месткома - и вдруг увольняется ???
Рекбус! Кроксворд! - как говорил Райкин. Но дело было сделано - я сбросил одну лямку и впрягся в ту, что казалась легче и приятнее телу. Наёмным водилой я проработал почти год и за это время произошло много событий - моя работа была оценена приглашением в Ташкент и запомнилась на всю жизнь гостеприимством и щедростью пригласивших меня товарищей, но это уже тема для других воспоминаний


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.