Покаяние
1Цар.16:1,10-13: «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя... Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после». Бог избрал Давида царём над Израилем, и Давид стал царём. 2Цар.11:1: «В то время, когда выходят цари в походы... Давид... оставался в Иерусалиме». Мы знаем историю с Вирсавией, что однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли очень красивую купающуюся Вирсавию, жену Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Мы знаем, что она забеременела, знаем, что Давид послал Урию в трудное место сражения, чтобы Урия погиб, и Урия погиб. И сказано (28): «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа». Мы знаем, что Давид, обличённый пророком раскаялся в соделанном, и Бог простил его.
Какое это может иметь отношение ко мне, если я ничего такого в жизни не совершал? Подобно Давиду, я был призван Богом в его удел. 1Пет.2:9: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Как и Давид, я получил помазание Святого Духа. У Давида всё началось с того, что когда цари выходят в походы, он оставался в Иерусалиме. Нам надо бодрствовать. Когда цари выходят в походы, нам надо выходить в походы. Давид под вечер встаёт с постели и прогуливается по кровле царского дома. Когда цари выходят в походы, Давид пребывает в праздности. Нам надо бодрствовать в молитвах. 1Пет.4:7: «Бодрствуйте в молитвах». 1Пет.5:8: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Нам надо трезвиться и бодрствовать. У Давида было влечение к очень красивой женщине. Мы тоже не без плотских желаний. Иак.1:13-15: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Собственной похотью искушается и увлекается и обольщается человек. И когда он увлекается и обольщается, сатана находит тысячу аргументов, убеждающих его в том, что он делает всё правильно. В конце концов Давид – царь. Что хочет делать в своём царстве, то и делает. Война – он отдыхает; женщина – берёт; воин – посылает на смерть. Но Вирсавия замужняя женщина. Ничего подобного. В Израиле существовало правило: если муж уходил на войну, то на случай, если он умрёт, супруги перед уходом составляли разводное письмо и на время военных действий формально считались разведёнными, а если муж погибал, жена была свободна. У Давида нашлось много доводов для самооправдания. А у меня? Но Писание определённо говорит по поводу этого дела. 2Цар.11:28: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа». Бог через пророка Нафана обличил Давида. Давид узнал свой грех. Бог призывает его к покаянию. Тогда сатана резко меняет тактику: «Давид, ты на самом деле склонил женщину к прелюбодеянию, ты совершил обдуманное убийство. Нет тебе прощения и нет тебе смысла каяться. Но что мы читаем? Пс.50. 2Цар.12:13: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь». Благость Божия ведёт нас к покаянию. Рим.2:4: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?». Покаяние – это решительное отвращение от наших согрешений и обращение к праведности, а во Христе Иисусе ещё и отвращение от самой, унаследованной нами от Эдема греховности и обращение к спасающему нас Богу. И если мы исповедуем наши грехи, то Бог (1Ин.1:9) «будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
МОЛИТВА МЫТАРЯ
Покаяние приносит нам оправдание. Мы знаем притчу о фарисее и мытаре (Лк.18:9-14), в которой фарисей, был уверен в себе, что он праведен, «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам» - говорит Иисус Христос – «что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». В молитве мытаря основное внимание уделено отношению ко греху:
1) грех должен быть признан нами. Покаяние не имеет смысла без признания за собой греха, без признания себя грешными;
2) покаяние не имеет смысла без сожаления по поводу греха;
3) покаяние не имеет смысла без самоосуждения, без плача по поводу того состояния, в котором мы находимся, а состояние плачевное. 1Кор.11;31: «ибо, если бы мы судили себя, то не были бы судимы».
4) покаяние не имеет смысла без действия - покаяния во имя Иисуса Христа, ибо Иисус Христос Своею совершенной жертвой искупил нас от всякого греха, и если мы исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9), «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16), ибо Бог Свою любовь к нам доказал тем, что Христос умер за нас (Рим.5:8). Приняв Иисуса Христа нашим Спасителем, мы ради Его совершенной жертвы на голгофском кресте покаялись – исповедали наши грехи, попросили Бога простить нам наши грехи, решительно отвратились от наших согрешений и от самой, унаследованной нами от Едема, греховности. Покаяние есть изменение сердца, есть глубокое изменение личности. Илюстрацией этому библейский сюжет о Закхее. Закхей большой грешник, мытарь – сборщик налогов, наживающийся на сборе налогов. Он покаялся. Лк.19: 8,9: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама».
МОЛИТВА ВАРТИМЕЯ
Теперь посмотрим на сюжет о Варитмее. Мрк.10:46-52: Когда Иисус выходил из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, «Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге». Слепота Вартимея – это материальный образ той духовной слепоты и глухоты, которая бывает у нас. Иисус сказал (Мтф.13:13) «потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют». В сюжете о Вартимее Иисус спросил Вартимея «Чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть». В молитве Вартимея основное внимание личности Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человеческого, «Который» (Евр.4:15) – «подобно нам, искушен во всем, кроме греха», Который «как Сам Он претерпел, быв искушен,... может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). В сюжете о Вартимее всё образно, всё метафорично: и слепота Вартимея, и то, что многие заставляли его молчать, и то что он со всей открытостью «сбросил с себя верхнюю одежду», и «Учитель! чтобы мне прозреть», и то, что он, прозрев, пошёл по дороге за Иисусом с множеством народа, идущим за Ним.
ИИСУСОВА МОЛИТВА
Объединив молитву Вартимея и молитву мытаря, мы получим молитву, которая в христианской традиции называется Иисусовой: «Господь Иисус Христос, Сын Божий, Сын Давидов, помилуй меня, грешного», в которой, поясняет традиция, главное внимание обращается на личность Иисуса, потому что Новый завет – это Новый закон – закон духа жизни (Рим.8:2), новое священство – не левитское, новый Первосвященник – не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека, и новая жертва, ибо (Евр.9:11,12,24,26) Христос Первосвященник пришёл «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию... вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие,... для уничтожения греха жертвою Своею».
ДЛЯ ЧЕГО?
Закхей покаялся не для того только, чтобы стать прощённым, но чтобы его жизнь кардинально изменилась. Вартимей просил исцеления не ради исцеления, а для того, чтобы встав пойти по дороге за Иисусом с множеством народа, идущим за Ним.
Господь Иисус Христос, Сын Божий, Сын Давидов, помилуй меня, грешного, дай мне, чтобы моя жизнь была не бесполезной. Господи, благослови мою жизнь, благослови меня, Господи. Аминь.
Свидетельство о публикации №123112203164