Дзэн в современном мире
Необходимо взглянуть на ту брешь,
Которую пробил в западном уме психоанализ,
И как мы наблюдаем,
Мрачные предостережения психологов касаются,
В основном, последователей игнорирования более глубоких уровней сознания.
Горестные результаты видны повсюду там, где появляются
Тонкие и невидимые начала
Человеческой природы всецело во имя внешнего существования.
Потерянное поколение не открыло источник творчества в себе,
И борются они, хотя поверхностно, против экономической респектабельности,
Буржуазной ортодоксальности,
И против стандартного сознания,
Присущего среднему классу, довольного жизнью и добродетелей других,
И пороков «посредственности», и вследствие того, что они
«Корня» лишены,
Они барахтаются в грязи
В поиске своем «единственного к истине пути»,
Который сводится у них к собственному уничтожению
За счет длительного пребывания в состоянии крайнего горя и унижения.
Но они еще не получили опыт унижения и горя,
И это новые, чистые поэты являются детьми,
Танцуют и поют на улицах они,
Ребячества здесь много, но мало непосредственности детской в них
Спонтанность – это еще не все, она
«Корни» в чем – то иметь должна,
И эти люди не развили еще пока
Того, что в глубинах их сознания дремлет всегда,
Особенно первичного чувства истинного «Я».
Возмужать они должны, как человеческие существа,
И осознать истинную основу бытия,
И надеюсь я,
Что смогут обрести они достоинство человеческое свое;
И к выводу придем,
Что мир сейчас пытается нащупать эти корни, позволяющие укрепиться
На пути духовного развития,
И Дзэн, прежде всего, добраться до корней стремится,
И достичь
Покоя умственного, узреть свой первозданный лик,
Определить, где мы стоим.
Самый важный объект изучения для человечества всего
Является сам человек, а человека составляют
Сердце, разум.
Познать «Я» - цель главная его.
Что такое человек? Что такое «Я», и где основа этого существования?
Каких бы смятений внешних не наблюдалось
В нашей жизни современной, они являются лишь проявлением
Страха, неуверенности,
Чувствующихся в глубине души, и это чувство является результатом неведения
Относительно истинной природы «Я», и всегда
Проблема человека – это, в действительности, проблема «Я».
Познай себя, тогда проблема эта будет решена.
Тогда познаешь мир,
Включая общественную жизнь.
Как индивидуумы, можем мы
Быть неплохими людьми,
Но как с общественной жизнью дело обстоит?
Как личности отдельные мы вроде бы ведем себя пристойно,
Порядок соблюдаем, как будто исполняем все законы,
К себе доверие внушаем,
Но в жизни групповой теряем
Все положительные качества, проявляемые нами индивидуально,
Живет во всех нас дьявол,
Он поднимает голову всегда,
Чтобы утвердить себя.
Какую бы форму ни принимала
Жизнь наша групповая,
Ее составные части, в конце концов, есть индивидуумы, и надо это понимать.
И пусть они заглянут внутрь себя,
Очистятся от всех пороков и обретут
Свою первозданную чистоту
А наш чрезмерный интеллектуализм
Не мешает проявлению той чистоты.
Сейчас ведем мы трудную борьбу за покорение вершины
Высшего «Я», ее достигнув,
Решим мы все проблемы частного характера, вытекающие из этой основы,
И, безусловно,
Для достижения вершины этой необходимо обладать
Проницательным умом и духом, закаленным
В страданиях долгих.
И когда достигнем мы вершины и сможем
Отдохнуть на ней,
Все проблемы решаться будут просто, а потерянное поколение людей
Пока еще блуждает
По поверхности реальности.
И не добралось оно до высшего «Я», которое, поистине, и предстает
Источником творчества любого; и к выводу придем,
Что некоторые люди, независимые и оригинальные,
Выступают против мещанства, индустриализации,
Науки, техники, автоматизации,
Которые характеризуют мир
Дешевого и мелкого интеллектуализма; но мы понять должны,
Что представители «потерянного поколения» до конца не сознают,
Почему они так восстают,
Поскольку эти люди не познали
«Я» сокровенное свое,
Которое в глубинах бессознательности живет,
Они не знают, что в каждом,
Индивидуально, или коллективно, таится нечто, к действию побуждающее их,
И они своим рассудком не могут определить,
Что это такое, но если они
Почувствуют и обнаружат это таинственное нечто, тогда
Безумие их прекратится, и они почувствуют себя
Удовлетворенными собой и миром,
Окружающим их, но удовлетворение такое не есть пассивность,
Или бездействие само; христианская атмосфера мешает нам подняться
Выше своей среды со всеми
Ее мифологическими украшениями.
Там Бог моральный будет почитаться,
Вместо жизненного великолепного Бога,
И, безусловно,
Высшее «Я», согласно Дзэну, хранилищем предстанет
Творческих возможностей разнообразных,
Где скрываются все чудеса и тайны,
Естественные и сверхъестественные, обыкновенные
И необыкновенные,
Волки и ягнята, колючки, розы, и все, что будет извлекаться
Из хранилища творчества такого, будет отличаться
Свежестью необыкновенной, вечной, и даже наша жизнь земная
Не является смертной скукой, а чудесами преисполнена она,
А также и энергией неиссякаемой, и когда
Мы пробуждаемся до постижения этой истины, иль тайны,
Тогда в руках Вселенной ты уже не выступаешь
Поскольку истина нам видеть позволяет
Что необходимость есть свобода,
А свобода
Есть необходимость, в вечно свежем высшем «Я»,
Современная болезнь указывает на то,
Что потеряли мы духовное равновесие свое,
И шаткость чувствуем всегда
Своей судьбы и всех
Человеческих существ.
Мы отрицаем все, что нас соединило, не только социально,
Или коммунально,
Но, в основном, как индивидуумов, но сейчас
Мы знаем, где наше «Я» искать.
Сам Бог не в состоянии удержать
Его около себя,
Как это было в древние времена.
Высшее утверждение исчезло, и «мыслящий тростник»,
То есть ты,
Оторвался от своих корней, и все мышление твое
Не приносит пользы никакой, страшней всего,
Что современный человек отказывается признать
Тот факт,
И пытается еще упорней думать, как будто мышление,
Лишенное всех корней, может дать ему опору в виде чувства уверенности.
Дзэн говорит: «Должен ты искать
Высшее свое «Я»,
Своей свободы, безопасности тогда ты будешь достигать».
Но в наше время не знают люди о высшем «Я»,
И склонны принимать
Свое мелкое, эгоистическое «я»
За высшее «Я», они пытаются маленькое «я» заставить роль играть
И функции Высшего «Я» все выполнять.
Когда о спонтанности и беспрепятственности мы говорим,
Воображают тогда они,
Что это первозданное, мирное убежище, и действуют они,
Самонадеянно предельно; где высшего «Я» не знаем,
Распущенностью спонтанность станет.
А распущенность –
Есть рабство сущее,
И чтоб спонтанность обрести,
Необходимо нам в контакт прийти
С источником творчества самим,
Основное качество которого в том будет состоять,
Что человек собою является тогда, и в собственной природе будет пребывать.
Какая может быть свобода без этого переживания?
Что касается мирного убежища, то очень просто достигается оно:
Когда мы узнаем, что в действительности «Я» высшее собою представляет,
Тогда мы полную свободу обретаем,
И от рабства всякого уходим,
А если человек свободен,
Убежище мирное еще нужно ему тогда какое?
Самое главное – чтобы ухватиться
За «Я» высшее,
И это будет постижением собственной природы
Последователи христианства озабочены проблемой Бога,
Существующего вне нас,
А большинство восточных народов стремится заглянуть в себя,
Чтобы там найти высшее «Я»,
В котором реальность пребывает;
И, в некотором смысле, Бог – это высшее «Я»,
Они одно собою представляют:
Высшее «Я» - это Бог, а Бог – это высшее «Я».
Нетрадиционное понятие о Боге носит ярко выраженный
Дуалистический
Оттенок, а я предпочитаю вместо Бога – «Я»,
Дремлющее мирно в сокровенных тайниках
Нашего индивидуального «Я».
И, в то же время, оно не знает абсолютно никаких ограничений,
И мы должны общаться с ним везде: на рынке, в поле и в лицее,
И в музее-
Везде, хотя и будет Богу
Посещение мест этих не угодно.
Пускай Ему, быть может,
Противно будет посещать некоторые места,
Но высшее «Я» без колебаний явится туда.
Оно преград не знает,
А также не встречает
Сопротивления нигде, куда бы ни направилось оно.
«Истинный человек без титула» есть оно;
И это нечто есть, охватывающее весь мир
Во времени, а также и в пространстве; мы понимать должны,
Что опыт Дзэн уничтожает все барьеры
Между такими несовместимыми идеями,
Как субъект, объект, бытие, небытие, «Я», «Не -Я»,
Невинность, и вина;
И после того, как мы проходим через это всеобъемлющее переживание,
Мы возвращаемся опять в мир этот странный,
Где превалирует наше повседневное мышление; одно неотделимо от другого,
И высшее «Я»
В низшем проявляется всегда,
А низшее корнями в высшее глубоко уходит,
Чтобы питание, энергию получать
Из этого, скрытого некогда от нас
Источника большого; Дзэн вправе заявлять,
Что для того, кто еще не начал его изучать,
Гора есть гора; но когда человек начинает кое-что в Дзэне познавать,
Гора перестает быть горой, но если человек
Освоит в совершенстве Дзэн,
Тогда гора снова станет горой;
Смотреть на гору и при этом всем
Не видеть ее – в том сумасшествие найдем,
Иль смерть для самого себя.
И мы должны идти туда,
Где снова «цветы красные, а ивы – зеленые», и, безусловно,
Что переживание такое
Никакой оценке разума не поддается, который оперирует эффективно
Только в мире относительности, то есть в нашем мире.
Некоторые утверждают, что Природа движется скачками,
И что движение ее непостоянно
Фактически же не Природа, а разум,
Или вернее, человеческий интеллект движется образом таким, и всегда
Человеческий рассудок, знание
Разделение предполагают
На субъект, объект, на «то», и «это», на «белое»,
И «черное», такое расщепление
Создает среду, в которой устанавливается связь
Меж этими «двумя».
«Черное» посредством «белого» мы познаем всегда,
А «белое» посредством «черного»; когда
Движение постоянно, непрерывно, момента в нем не можем мы узнать.
Между любыми двумя
Данными пунктами движения
Должно быть расстояние, или отрезок времени,
И именно отрезку этому благодаря,
Разум осознает движение всегда.
Деление на две части не может быть
Без наличия прерывности, и чтобы линию определить,
На точки разделяем мы ее,
И заставляем эти точки двигаться одна к другой.
Движение, в действительности, прерывистое, от точки одной
К точке другой.
Линия же, которая разбитой быть не может
Перестает быть линией, и также дело обстоит
С сознанием твоим.
Оно возможно
Во времени лишь только,
А время делится на отрезки постоянно,
И все, что конечно, собою представляет
Отрезок бесконечности, и раздробленность на части такая
Не является свойством Природы, как таковой,
А представляет собой
Свойство разума, который за счет расщепления всего,
Что имеется в природе на две части, делает познаваемой ее,
Пригодной для работы, с использованием ее
Для практических целей; связь между Природой и ее расщепленными частями
Находит свой аналог
В связи между большим и мелким «Я».
Мелкие «Я» индивидуализированы всегда,
И как таковые, не есть они высшее «Я» во всей
Первозданности своей.
Но каждое индивидуальное «Я» не может быть собою,
Не являясь в некотором смысле высшим «Я», и, безусловно,
Это приводит нас к рассмотрению связи между числами конечными
И бесконечностью.
Низшее «Я» - это конечное число,
Ограничено во всех отношениях оно,
2 есть 2, не может оно быть3, или 4, или чем –то еще,
А высшее «Я» есть бесконечность, не как величина большая,
А в абсолютном смысле, и как мы наблюдаем,
Что относительная бесконечность имеет
Более или менее,
Негативное сопутствующее значение.
Высшее «Я», как бесконечность, не только заключает в себя
Все конечные числа, бесконечно следующие одно вслед за другим,
Но и всю бесконечную сумму всех возможных чисел, и мы признать должны,
Что именно бесконечности такой благодаря,
Возможны все математические операции, и всегда
В бесконечной серии конечных чисел ноль является пределом уменьшения,
Тогда как бесконечность есть предел увеличения
Чисел;
А что касается конечных чисел,
Достичь конца они не могут ни в том, и ни в ином направлении,
И ни нуля,
Если они не совершат скачка.
Но логически рассуждая, скачок – это еще один
Искусно выбранный символ человеческой мысли, ибо образом каким
Может существовать бесконечный скачок?
Скачок –
Понятие конечное; ничто бесконечное
Ограничено быть не может, так как в случае противном, перестает оно
Быть бесконечным;
И все,
Что можем мы предусмотреть или подсчитать,
Чтобы пользу какую-либо извлекать,
Все ограничивается конечными числами всегда.
И эти конечные числа двигаются в направлении – либо негативно,
Либо позитивно,
Регрессивно, или прогрессивно,
Но такая операция никогда
Не сможет места иметь без наличия недостижимого на том
И на конце другом;
Конечные числа могут существовать
Только в пределах уравнения: 0=; и мы
Приходим к парадоксу, что мир,
В котором мы живем, -
Относителен, и он
Ограничен во всяких отношениях.
Кроме того, этот мир возможен лишь тогда,
В бесконечное он помещен когда,
И в случае таком, без всякого сомнения,
В мире бесконечности - высокое самое
Есть низкое самое,
Ограниченное
Есть неограниченное,
2 ест 3, или 4, а идиот есть святой, «я» есть «ты», а «ты» есть «Я».
Чтобы этого мира бесконечности, высшего «Я»,
Иль Бога нам достичь,
Должны погоню оставить мы
За логикой нашей,
И рассудительностью всечасной,
Или рассудочностью в формах ее всяких
Хотя бы на некоторое время,
И погрузиться надо непременно
В бездонную пропасть первичного чувства жажды «неизвестного» неутолимой,
Иль истины, которая свободным сделает тебя, мой милый,
От всякого рода рабства и ограничения.
За этим миром скрывается реальность вне пространства и времени,
Вне умственной Вселенной человека, вне какой – то ни было сферы,
Доступной человеческому познанию; в наших сердцах
Звучит всегда
Голос реальности самой
В форме страстного стремления
К абсолютному добру, стремления,
Которое вечно живет
И не может быть удовлетворено
Ни одним объектом этого мира; реальность эта проявляться может
В абсурдных парадоксах, и в противоречиях неразрешимых
Являющихся пределом человеческой мысли,
Когда она движется исключительно в «этом мире»;
Вполне возможно
Таким вопросам возникать:
Каким образом разум наш может бесконечность, 0 постигать,
А также протяженность, не имеющую конца,
Непрерывные отрезки времени, пространство и реальность, и как
Может маленькое «я»,
Отрезанное от целого и ограниченное всегда,
Может постичь и даже осознать высшее «Я»,
Неограниченное, целостное и бесконечное? И образом каким
Мы представление можем получить
О высшем «Я», если наши чувства, разум не могут видеть
Ничего неограниченного, целостного и бесконечного в их мире,
То есть в их экзистенциальном и эмпирическом мире.
И можем ли мы,
А если можем, то как - пределы переступить –
Пределы абсурдов, парадоксов и противоречий неразрешимых, в которые мы
Так безнадежно все вовлечены.
Но мы должны все это сделать, а иначе мы
Покоя умственного не будем знать,
Уверенность в дне завтрашнем не будем ощущать,
Не будем мы иметь тогда свободы,
К которой так стремимся; и, безусловно,
Все человеческие существа
Одинаковы абсолютно в том смысле, что состоят
Они из этого центрального стремления,
К добру; стремления, окруженного скоплением
Психической и физической материи, и это добро –
Есть абсолютное добро,
Не имеющее связи
С оценкой моральной,
Одно нам ясно, что разрешить главное противоречие,
Стоящее перед человеком,
Нам не удастся никогда, не прибегая
К дешевому и мелкому интеллектуализму, или за счет доведения,
Уровня индустриализации до высшего предела.
Слова такие вспоминаем:
«Единственный путь к Истине, то есть к Истине Высшего «Я».
Заключается в уничтожении себя
В любом смысле»; и мы не можем не испытать
Чувства унижения, не опустимся пока
В глубины неосознанного, где пребывает высшее «Я»,
А современный человек не дошел до этого пока.
«Когда у меня
Не было понимания, окутан был я тьмой,
Горело все нутро мое,
Покоя разум мой не знал,
И я учителя искал».
Когда вы пониманием правильным будете обладать,
Останетесь вы господином самого себя,
И даже и тогда,
Когда не будете пытаться необыкновенного достичь,
Оно придет само собой, а чтобы правильного понимания достичь,
Необходимо верить в «Я» высшее свое,
А если веры нет в него,
Тогда вы попадаете
Под всевозможные влияния
Людей других, и при конфликте каждом вы не владеете собой,
И тянет вас человек тот, или другой,
То в сторону одну, а то в другую, необходимо нам
Отделаться от привычки,
Чтобы покидать «Я» высшее
В поисках внешнего чего–то либо, и когда
Вы к этому придете, вы обнаружите тогда,
Что ваше высшее «Я»
Ничем не отличается от Будды, и он
Есть не кто иной,
Как тот,
Кто в сей момент стоит рядом с тобой.
Но вы не верите в него,
И ищете снаружи что–то, но что найдете там?
Лишь новые слова, а также и названья, и какими бы они
Хорошими ни были, ищите всегда
У себя внутри.
Подсобн.лит-ра Д.Судзуки "Дзэн - буддизм"
Свидетельство о публикации №123112101081