Человеческие ценности в дзэне

Все новое – не новое вовсе, оно очень старо,
И то, что оно старо,
Новым делает его,
Потому что под луною нового нет ничего.
Старое новым явится лишь потому, что его
Можно изучать с точки зрения,
Игнорируемой прежде.
Все ценности
В обширной деятельности
Человека можно назвать старыми,
Изношенными и дряхлыми
В смысле том, что с самого начала
Развития цивилизации мы говорим о них постоянно,
Вследствие чего все, что неизмеримо ценно, обесценивается и теряет
Привлекательность свою,
И, следовательно, жизненность свою.
Одним из способов возрождения ценностей является
Их переоценка, позволяющая
Увидеть то, что в конечном итоге составляет
Сущность ценностей этих, и когда
Переоценку эту совершаем, обнаруживаем тогда,
Что в основе ценностей лежит
Бескорыстный мотив.
Любое действие, совершенное с низменной, эгоистической целью,
Является дурным, уродливым, и непременно
Порождает ненависть оно, ущерб тем самым нанося
Благосостоянию масс.
И в основе
Всякого действия такого,
Лежит эгоизм, и эго – есть агент, совершающий зло,
И даже и тогда,
Когда мы, объективно говоря,
Делаем нечто доброе и приносящее всем пользу, то все равно
Поступок наш не может добродетельным считаться, если в нем
Содержится хотя крупица эгоизма; и мы найдем,
Что   ценности имеют два аспекта: аспект субъективный,
И объективный.
И надо понимать,
Что ценность собою ценность не будет представлять,
Если не свободная она
От эгоистического импульса, иль по–другому, можно так сказать,
Что ценность является ценностью только тогда,
Когда вне ценности она.
Психологически это так объясняется:
Когда все ценности погружаются
В глубины неосознанного, или в океан забвения,
Они обретают свою истинную форму; и, без сомнения,
Все, что может быть отнесено 
К категории «этого» «того», -
Не есть ДАО,
Не имеет имени ДАО,
И в тот момент, когда   вы говорите «хорошо»,
Хорошее перестает
Хорошим быть; в действительности, «хорошее» хорошо
Само по себе, не больше и не меньше, а добро –
Это ответственность; таким же образом дело обстоит и с остальными
Ценностями людскими.
«Добро» - это сущность вещей, и это не есть нечто,
Присоединяющееся к ним со стороны, в противном случае оно
Не имеет ценности никакой, любая ценность есть нечто,
Составляющее неотъемлемую часть
Этой сущности, и если вещь поистине пребывает
В  сущности своей, она собою ценность представляет.
Искусственная красота
Не является красотой, все красивое не нуждается в рекламе,
Мы смотрим на него, и каждый из нас знает,
Что оно красиво; некоторые могут так сказать,
Что такой род красоты, истины, добра
Не есть принадлежность человеческого мира,
А принадлежит божественному миру.
Но разве существует что–то, что, будучи божественным, одновременно
Не являлось бы и человеческим, и в самом деле,
Человеческое и божественное - это одно и тоже,
Так как человеческая ценность является таковой лишь потому,
Что божественна она; вот почему я говорю,
Что старое есть новое, а новое есть старое, забытое нами.
Самые глубокие, возвышенные чувства не поддаются описанию, и когда
Испытываем их, несвязное что–то произносим мы тогда,
А связное логическое, словесное выражение-
Это дело рассудка, без всякого сомнения,
А чувство, особенно первичное твое,
Которое испытываешь ты до того,
Как происходит всякое определение
И разграничение,
Является естественным, простым, возникающим еще до того,
Как в сознании твоем
Начинается умственное разделение.
Сказать возможно так:
«До какой самонадеянности и деградации вы дошли,
Человеческое с божественным не отождествляя, как можем мы
Хотя бы одно мгновение не существовать
Не будучи божественными, и то, что мы есть – дело рук Бога,
Мы все божественные по своей природе.
И всем обязаны Творцу, и человеческие вещи тем ценны,
Что от Бога все они».
Тогда все человеческие ценности приобретают
Новое, свежее, возвышенное значение.
Любовь считается великой силой, и, без сомнения,
Она преобразует, укрепляет
Структуру человечества всего, и пока
Во времени мы будем существовать,
В рабстве у настоящего, а также и у будущего, мы находиться будем всегда.
Не можем мы быть игрушкой у всяких
Парализующих влияний,
Среди них нужно отметить воспоминание и ожидание;
При таком положении вещей человек не сможет стать
Господином самого себя,
А, не будучи им, не сможет никогда
Свободой, творчеством он наслаждаться.
Блудный сын – жалкое создание,
Бездомный скиталец,
Но может он момента дождаться,
Когда он неожиданно осознает,
Что дом его
Не что иное, как скитание его;
И он фактически носил все время этот дом
На плечах своих всегда
В течение долгих, долгих странствий, и когда
Он это осознает, все прошлое и будущее его
Кристаллизуются, превращаясь в абсолютное настоящее его.
Теперь он вечен, и на земле стоит «вечного сейчас»,
Он – господин самого себя,
И существо его, со стороны одной,
За пределы внешнего, объективного мира не идет,
А со стороны другой, - в нем он больше не живет,
И находится вне его.
Иль по – другому, скажем так:
«К себе вернулся он сейчас,
В себе самом он пребывает, и на земле стоит «Вечного сейчас»;
И он не раб
Людской, или мирской, а господин, а также и Владыка всей Вселенной,
Наделенный властью беспредельной.
Как ограниченные существа,
Мы вынуждены всегда
Пользоваться языком времени и истории, но выше мы
Этого всего, мы царству вечности принадлежим,
И потому переживания такие доступны нам,
Которые имеют место там.
Однако не должны мы забывать,
Что бесконечное
Не есть нечто, отличающееся от «конечного».
«Конечное», «бесконечное» - это лишь слова,
Обозначающих два
Понятия различных, и вследствие этого им свойственна неопределенность,
И, безусловно,
Переживания в Дзэне не основываются на связи
Между субъектом и объектом, а представляют
Собой нечто такое, что начинает
Себя осознавать ни субъектом, ни объектом.
Двигателем человеческого прогресса
Не являются наука и рациональность человеческой природы, научный подход
Решения проблем всех не дает,
С которыми сталкиваемся ежедневно.
И, без сомнения,
Творит сам человек, а не знания его, и пока,
Не подвергнется изменению он сам,
Наука, техника любая никогда
Положения не смогут улучшать.

Подсобн.лит-ра Д.Судзуки "Дзэн - буддизм"


Рецензии