Дзэн как средство очищения и освобождения жизни

По видимости всей
Являться будет Дзэн
Искусственным познанием
Природы высшей человека, указывающий путь
От рабства к свободе полной, он заставляет
Тебя, мой друг,
Пить прямо из праздника жизни, и он освобождает
От всех оков, связывающих смертных в этом мире,
Дзэн активизирует все силы,
Которыми естественно бываем мы наделены,
Но изуродованы, подавлены они
Настолько, что в условиях обычных не могут они найти
Канала для проявления своего.
Наше тело есть нечто,
Напоминающее собой электрическую батарею, в которой
Потенциально скрыта
Таинственная сила,
И, безусловно,
Коль применения должного эта сила не находит,
Либо грубеет, увядает она, либо находит
Уродливые формы выражения,
И, без сомнения,
Дзэн
Имеет цель –
Чтоб нас спасти от сумасшествия, уродства; под свободой подразумеваю я
Свободную игру всех наших творческих начал,
Которые имеем мы всегда в своих сердцах.
Но настолько мы слепы бываем,
Что не видим того факта, что обладаем
Качествами всеми, чтобы счастливыми стать.
И любить друг друга, и вся борьба,
Которую вокруг себя мы наблюдаем,
Является следствием такого неведения,
И необходимо «третий глаз» открыть, без всякого сомнения,
Чтоб горизонты новые смогли бы увидать.
О них мы раньше не могли даже мечтать,
Они сейчас сокрытыми лежат
Вследствие нашего собственного неведения, и когда
Облако неведения рассеется, тогда
Просторы неба откроются нам,
И мы впервые познаем природу собственного существа,
Смысл жизни   ясным станет,
И жизнь перестанет
Слепою быть.
Иль просто проявлением грубых сил.
И в ней появится тогда нечто такое, что принесет покой,
И безграничное блаженство, причем
Отпадают тогда вопросы все и пессимистические сомнения. 
Пока мы преисполнены жизненной энергии,
Но если при этом еще не пробуждены до познания жизни, мы не осознаем
Всей серьезности жизненных конфликтов, но рано или поздно наступит время,
Когда должны в лицо жизни заглянуть мы непременно,
И самые сложные задачи все решить,
Конфуций говорил:
«Когда я подростком был,
В 15 лет мой разум
На изучение был направлен,
А в 30 лет я знал,
Где истину искать».
Все силы, скрывающиеся в тайниках
Подсознательного ума,
Наружу вырываются почти одновременно.
Исходом жизненной борьбы являться будет непременно:
«Да будет воля твоя», -
Так как жизнь, в конце концов, жизнь - это определенная форма утверждения,
Как бы   пессимистами негативно она ни воспринималась.
Тем не менее,
В ней бывают и моменты, которые нас заставляют
Проклинать свою судьбу, и это самое
Ужасное обвинение жизни, отрицание полнейшее ее, и это есть самая
Мрачная картина твоей судьбы, но и тогда
Во всем вини себя
Нельзя так остро все воспринимать,
Буддисты говорят:
«Не оставлять следа»,
Так как мы не знаем ничего
О будущем своем, за исключением того,
Что мы умрем.
Конечно, существуют вещи, оправдывающие пессимизм,
И для большинства из нас вся наша жизнь
 Борьбу собою представляет; до пор до тех, пока
Она борьбу собою будет представлять,
Не может быть она ничем иным,
Как страданием сплошным.
И разве борьба не означает столкновение
Двух сил враждебных,
Пытающихся друг над другом верх одержать?
И можно так сказать,
Что жизнь заканчивается всегда,
И в завершение ее приходит смерть.
Но, как обычно, человек
Может этого не осознавать
И развлекаться продолжать
Преходящими удовольствиями, предоставленными ему органами чувств, но то,
Что этого он не осознает,
Отнюдь нисколько не меняет
Фактического положения вещей, и как бы упорно не отрицал слепой
Существование солнца, не может он
Уничтожить его, и истина возвышенная первая из четырех о том нам скажет,
Что жизнь – это страдание,
И разве каждый,
На свет являясь,
Не плакал, как бы протестуя; изгнание из чрева
В холодную, враждебную среду страданием было непременно.
Рост каждый   связан будет с болью и страданием,
И вместе с болью зубы будут прорезаться,
И половая зрелость расстройствами какими-либо будет сопровождаться,
Как физиологическими, так и умственными; также
Рост организма, называемого обществом, отмечен бывает
Болезненными катаклизмами разными,
И мы свидетелями являемся мук родовых его,
И неизбежно это все.
Поскольку переустройство всякое означает разрушение
Режима старого, и, без сомнения,
Трезвый умственный анализ не может устранить
Те мучительные чувства, которые испытываем мы.
Боль, причиняемая нервам нашим,
Неискоренима, однако,
Такой процесс принципиален,
И чем больше мы страдаем,
Тем сильнее станет
Характер твой
И перед тобой
Все легче будут открываться тайны жизни,
И как мы видим,
Великие художники, деятели религиозные и реформаторы социальные, -
Все эти люди закалялись
В борьбе той интенсивной, которую они
Мужественно вели
Нередко со слезами на глазах.
Пока вы горя не хлебнете, не будете вы знать,
Что жизнь в действительности собою представляет.
И если небо усовершенствовать желает
Большого человека, оно все время испытания посылает,
Всеми способами, какие только есть, испытывая его,
Пока не выйдет он
Победителем из всех бед, но, на самом деле,
Страдание откровением выступает; та оболочка «эго»,
Которой мы окутаны бываем,
Очень тверда, и не можем мы
Вырастить из нее, мы с ней срослись,
И все время носим ее, хотя ее не замечаем,
С детства и до самой смерти она всегда с тобой,
И чтобы ее разбить, тебе, мой дорогой,
Возможности даны, и самая удобная возможность проявляется тогда,
Когда мы юношества достигаем, тогда впервые начинает эго признавать
«Его» или «Ее», что свидетельствует о пробуждении
Половой любви, и «Эго» в это время,
Целое и неотделимое до той поры, начинает чувствовать разлад
В себе самом,
И дремлющая ранее любовь
Голову приподнимает,
И смятение большое вызывает,
Так как пробудившая любовь требует одновременно
Утверждения и отрицания «эго»
Любовь заставит «эго» потерять
Себя в объекте, на который направлена она,
И в то же время,
Хочет она сделать
Этот объект собственностью своей, и в этом состоит
Противоречие и борьба,
Являющейся трагедией жизни, и можно так сказать:
Что чувство стихийное такое одной из сил божественных мы будем находить
Побуждающих нас по пути совершенствования идти,
И Бог
Трагедии дает нам для того,
Чтоб совершенствовать тебя,
И можем наблюдать
Что большая часть литературы, которая когда–то либо создавалась,
Не что иное, как игру, собою представляет
На одной струне любви,
И, кажется, что никогда мы не устанем от нее; за счет пробуждения любви
Мы можем проблеск уловить
Бесконечного чего–то, и этот проблеск делает тебя
Романтиком или рационалистом, в зависимости находясь
От темперамента, окружающей среды, образования, и когда
Оболочка «эго» разбивается, и «он», или «она»
Принимается в свой организм, то можно так сказать,
Что «эго» тогда отрицать себя способно, и что сейчас
Делает оно свой первый шаг
К бесконечности;
Религия бы это назвала борьбой между конечным, бесконечным,
Меж разумом и силой высшей, иль проще –
Между духом, плотью.
И это есть проблема из проблем, немало среди нас
Из–за   нее попали в руки сатаны, и человек выискивает пути
Чтоб избежать такой борьбы,
Иль прекращения ее, и начинает книги он читать,
И проповеди посещать.
Дзэн будет предлагать
Решение, обращающееся непосредственно к фактам
Опыта личного, а не к книжному знанию.
Природа нашего существа,
Где разгорается борьба
Между конечным, бесконечным обнаруженною должна быть проводником,
И за пределами разума будет находиться он.
Именно разум
Впервые нас заставил
Вопрос поставить,
На который ответить он неспособен, и потому должны
Оставить разум мы,
И положиться на нечто более
Высокое и просветленное.
Наш разум
Любопытным свойством обладает,
Приносящим много беспокойства: хотя
Вопросы ставит он, мир внутренний нарушая,
Но часто так бывает,
Что он исчерпывающего ответа не дает, и нарушает всегда
Блаженный мир неведения,
И в то время,
Не восстанавливает прежнего покоя, и в связи с тем,
Что он неведение выявляет,
Просветленным часто разум наш считают,
Хотя он смуту только вносит, и в связи с тем,
 Не всегда он проливает свет,
И высшим проводником не выступает разум наш.
Он ждет, пока
Нечто высшее по отношению к нему
Вопроса не решит, который он поставил,
И если б мог наш разум,
Решив вопрос, порядок, мир нам принести, то ему
Вполне хватило бы   одной системы
Философской какой-то либо, к примеру, говоря, -
Системы Аристотеля, или Гегеля;
Но история мысли показывает, что каждое новое построение,
Будь даже воздвигнуто оно человеком необыкновенного ума,
Опрокинуто будет более новыми построениями наверняка.
И такое постоянное опрокидывание построений
Сбою представляет нормальное явление,
Так как разум по своей природе
Требует деятельности такого рода.
Но что касается вопроса самой жизни, не можем мы надеяться на то,
Что разум наш решит его.
Не можем мы ни на мгновение
Остановить жизненное течение,
Чтобы философия открыла ее тайну.
Какие бы ни существовали тайны,
Должны мы жить в житейском океане.
Не может ждать голодный,
Пока получен будет анализ жизни всесторонний,
И не будут полностью оценены
Питательные свойства каждого из элементов ее.
Мертвому совершенно все равно,
Что с научной точки зрения собою пища будет представлять,
Вот почему при решении важнейших жизненных проблем
Не полагается на разум Дзэн.
Чтоб на луну нам указать,
Должны мы палец применять.
Но горе тому,
Кто примет палец за луну
Корзинка хороша лишь для того,
Чтоб рыбу принести домой
Но когда лежит она уж на столе, зачем тогда носиться постоянно
С корзиной этой? Под личным опытом подразумеваем
Непосредственное соприкосновение с фактом,
А не непосредственное его восприятие,
И мы должны ухватиться голыми руками за сам факт;
Природа будет питать
Отвращение к пустоте, а Дзэн – к тому, что стоит между фактом и нами
Согласно Дзэну, в факте самом нет борьбы, которая ведется
Меж конечным, бесконечным, духом, плотью.
И эти глупые различия придумал разум твой
В собственных интересах своих,
И тот, кто значение различиям этим придает,
И отождествляет их
С самою жизнью, тот принимает палец за луну; и разве мы не обладаем
Всей полнотой жизни? Жизнь, как есть она,
Вполне удовлетворительна, ведь только лишь тогда
Перестаем мы жить, и воображаем,
Что что-то нам не хватает,
Когда беспокойный разум наш
Появляется на сцене,
И жизнь пытается убить, и он приносит пользу
В отведенной сфере,
Но он мешать не должен
Свободному течению жизни, и этому течению
Препятствовать нельзя, без всякого сомнения,
Так как в тот момент, когда
В него погрузите вы руки тогда
Вы волны создаете, и течение перестанет отражать
Тот образ, который имели вы все время,
И будете иметь до окончания века.
От слов и букв будь независим, и помни,
Что сущность человека духовна по своей природе.
И эту сущность необходимо постигать,
Чтоб совершенства Будды достигать.
Имеет Дзэн свой способ выявления Природы внутренней сокровенной,
И если это происходит,
Ты к совершенству высшему подходишь,
И это состояние такое, в котором все противоречия, волнения,
Вызванные рассудком, вследствие
   Высшего единства к гармонии приходят совершенной.
По дороге фактов Дзэн идет, все остальное собственной судьбе предоставляя,
Когда логика, забывая свое место и свои права,
Пытается препятствия ему создать,
Он громко принципы свои провозглашает,
И гостя этого незваного Дзэн выгоняет,
Хотя рассудок и не презирает,
И часто в своих целях использует его,
«Над маской плоти розовой возвышается человек без титула, и он все время
Входит и выходит через двери
Ваших органов чувств, и если вы
Подтверждение факту этому пока что не нашли –
Смотрите, смотрите, - и мы должны   вступить в контакт
С тем внутренним человеком», - так говорил учитель нам
И не раскроют никогда
Словесные объяснения всей тайны природы нашей сокровенной,
Чем больше бывает объяснений,
Тем дальше эта тайна отделяется от нас
Похоже это на попытку, чтобы собственную тень поймать,
Бежите вы за ней, а она
Бежит пред вами
На одном и том же расстоянии.
Для некоторых из нас
Истина дороже растительного, или животного существования,
Но, увы, так много трупов живых
Барахтаются в грязи
Неведения и чувственности, и мы признать должны,
Что Дзэн - раскроет наше истинное понимание,
И это – самая иррациональная вещь в мире, и никакому логическому анализу
Или умственной интерпретации не поддается он,
И мы найдем,
Что для каждого из нас явиться должен он
Предметом непосредственного, личного переживания,
Затрагивающего глубины существа,
Подобно двум чистым зеркалам,
Отражающим друг друга, и в этом плане факт и дух
Непосредственно должны в лицо друг другу заглянуть,
И когда это происходит, мы будем в состоянии
Схватить за руку саму реальность,
И пока этого не произойдет, становится свобода пустым словом.
И, безусловно,
Прежде всего от рабства нужно избавляться, в котором
Все смертные оказались, но если не порвем цепь неведения, связывающую нас
По рукам и по ногам,
То как иначе к освобождению своему придем?
А звенья той цепи неведения
Являются не чем иным, как рассудком, чувственными увлечениями,
Которые, к, большому сожалению,
К мысли и к эмоции нашей каждой прилипают,
Как будто мокрое белье нас облегает.
Но были рождены
Свободными и равными все мы.
И это – истина духовной сферы, и все оковы,
Которые мы носим на себе, появляются уже позже,
Вследствие того,
Что мы не знаем ничего
Об истинном существовании; и Дзэн всегда направлен на возврат
Свободы этой первоначальной; все это осознать
Можно лишь тогда, когда мы
За счет усилий собственных своих,
Все манипуляции рассудочные минуя, на личном опыте своем
Убедимся сами мы во всем.
И мы понять должны, что вследствие неведения идем
Неправильным путем,
И в существе своем
Обнаруживаем раскол.
И с самого начала не было необходимости никакой
В борьбе такой
Между «конечным, бесконечным»; и мир,
Который страстно ищем мы,
Всегда был у тебя внутри.
Пока Дзэн мы не познаем,
Мы воспринимаем
Горы как горы, а реки как реки, но когда
Улавливаем проблеск истины Дзэн, тогда
Горы перестанут
Быть горами,
А реки реками, но потом,
Коль царства покоя достигнет человек такой,
Горы снова становятся горами, а реки – реками, и мы
Все органичны, и вне времени, пространства не можем жить.
Поскольку вышли мы
Из недр земли,
Не можем мы никак
Бесконечность постигать.
И как избавиться от узких рамок
Нашего существования?
Ответ такой: «Спасение в   условном самом следует искать».
Не существует безусловного ничего,
Кроме условного самого,
И если будете искать
Чего-то потустороннего, оно вас будет разобщать
С миром относительности, что равносильно самоуничтожению:
Не может быть достигнуто спасение
Ценою жизни собственной; одежду одевая, иль пищу принимая,
Ищите путь к свободе,
Делая то и другое.
И продолжай свой путь в «условном», в контакте с ним,
Так как иначе ты умрешь, если прекратишь
Есть и тело согревать из–зачрезмерной любви
К «бесконечному», к нирване,
И как бы ни боролся ты, нирвану
Следует искать в самсаре, то есть в рождении и смерти, и никто –
Ни невежда, ни учитель просветленный не могут избежать
Законов природы, никто не будет отрицать,
Что оба будут голод ощущать, когда желудок их пустой,
И снег когда идет, должны они теплее одеваться, они-
Есть то, что есть они,
Независимо от условий
Их развития духовного.
И тьма пещеры в свет превратится,
Коль факел духовного прозрения загорится.
Нельзя сказать, что сначала
Уносят нечто, что тьмой мы называем,
А только лишь потом приносят нечто, называемое просветлением,
Просто просветление и тьма, с самого начала,
Собой одно и тоже представляют.
Смена одного другим есть внутреннее и субъективное явление,
И потому относительное есть абсолютное и наоборот, и они
Неотделимы друг от друга, хотя и вынуждены мы
Воспринимать рассудком каждое из них
Как нечто обособленное, ошибка наша в том состоит,
Что расщепляем мы
На две части то, что абсолютную единицу собою представляет.
И разве жизнь, которой мы живем, собой не представляет
Неделимое целое до того, как мы вонзаем
В сердце ей нож рассудка? Мир бедности возможен только в нищете, и он
Добывается путем
Жестокой борьбы
С мобилизацией всех сил,
А самодовольство, которое праздностью
Иль равнодушием душевным порождено бывает
Презрение глубокое одно лишь вызывает
В нем нет ни Дзэна, а одна лишь только лень, и растительное существование,
И здесь должна
Иметь место борьба,
Требующая силы гигантской, и мужества большого,
И, безусловно
Что без борьбы мир всякий иллюзорным будет, и он
Фундамента глубинного лишен,
И буря первая его на клочья разнесет.
Моральная зрелость Дзэна, помимо возвышенной мистики его
Является следствием мужества и беспристрастия его,
Проявленной в борьбе на фоне жизни.
С этической точки зрения Дзэн можно рассматривать как дисциплину,
Имеющую цель - характер перестроить, а наша жизнь обычная всегда
Затрагивает только оболочку личности твоей, и она
Не волнует нас до глубины души, и даже и тогда,
Религиозное сознание пробуждается когда,
Большинство из нас
Особого внимания на него не будут обращать.
И образом таким,
Мы все живем, с поверхностью вещей соприкасаясь, мы можем быть умны,
Способны,
Но то, что мы производим,
Отсутствием глубины и поверхностью страдает,
К глубоким чувствам нашим не взывает.
И некоторые совершенно не способны что–либо создавать,
За исключением жалких имитаций,
Выдающих мелкость их характера,
И недостаток опыта духовного; и можно так сказать,
Что в своей основе,
Дзэн религиозен.
Он также
Формирует моральную сущность нашу,
И можно так сказать,
Что глубокие духовные переживания приведут тебя
К изменению моральной структуры личности твоей; истина Дзэна такова,
Что, когда хотим всю глубину его мы постичь,
Должны тогда в суровую борьбу вступить.
Дзэн практиковать – нелегкая задача, монахом стать
Может только человек огромной нравственной силы,
И требует монашеская жизнь строгого аскетизма
И она с предельным подъемом всех сил всегда сопряжена.
Изречения и поступки учителей Дзэна есть результат
Этого подъема, и как мы видим,
Учитель не имеет цель загадки задавать,
И с толку нас сбивать.
Это есть излияние души, переполненной глубокими переживаниями,
И потому пока мы сами
Не поднимемся на туже высоту, на которой учитель пребывает,
Не можем обрести
Таких же твердых взглядов на эту жизнь.
Ключ к сокровищнице царской получаем мы
Только после упорной и болезненной нравственной борьбы.
Мудрец тому откроет тайны глубокие свои,
Кто это заслужил,
Не в виде помощи, а как вознаграждение; разум наш обычный
Переполнен шелухою умственной различной,
И хламом эмоциональным, они, конечно, приносят пользу нам
В нашей жизни повседневной, и это отрицать нельзя.
Но, в основном, именно этим накоплениям благодаря,
Становимся несчастными и стонем, угнетаемые чувством рабства, и всякий раз,
Когда хотим движение сделать, они все время сковывают нас,
И душат, и облаком свинцовым заволакивают наш горизонт духовный,
Испытываем чувство мы такое,
Будто в заключении живем,
И мы тоскуем по естественности и свободе,
Однако их не достигаем и это признаем.
Оковы тяжкие такие носить мы не должны,
Если хотим
Жить жизнью просветленной в истине самой; учителя
Поступками своими демонстрируют всегда
Все то, что при правильном понимании
Избавит нас от гнета и тирании
Этих умственных накоплений, но понимание
Приходит к нам не так легко и очень трудно нам преодолевать
Умственную инерцию, поскольку, под гнетом очень долго находясь,
Привыкли мы к нему, приходим мы к признанию,
Что инерция такая глубоко укоренилась в твоем существовании.
Необходимо изменять
Всю структуру личности, и надо признавать,
Что требует перестроечный процесс немало слез и крови,
Но велика цена той жертвы, ведь сбросим мы оковы.
Истина Дзэна не может быть постигнута, не бросит человек пока
На нее все силы себя, как существа.
И этот путь тернист и скользок, и он - не развлечение,
А самое серьезное дело, и, без сомнения,
Не под силу оно лентяям.
Нравственной кузницей оно предстанет,
В которой выковываете свой характер.
Только с фактами имеет дело Дзэн, а не с обобщеньями,
И как раз в этом он непосредственно соприкасается, без всякого сомнения, ,
С сущностью личности человека; не может это сделать рассудок твой.
Так как мы в рассудке не живем, а живем в Воле, мы разграничивать должны
Акты понимания, и акты воли, и первые собою представляют
Ценность небольшую, тогда как вторые – это все.
Учитель часто муки причиняет,
Но мы знаем,
Что только после боли, рвоты выходит грязь вся изнутри.
И как бы заново рождаться будем мы,
С новым взглядом на жизнь; и Дзэн понятным станет
Лишь тогда, когда проходишь через эту борьбу; Дзэн представляет
Собой переживание,
А не знание,
 Достигаемое простым анализом или сравнением.
«О поэзии с поэтом только говорят, и лишь больной
Нужды больного знает», - и разум твой
На одну волну настроен должен быть, без всякого сомнения,
С разумом учителя твоего.
Пусть это произойдет, и если даже зазвучит нота одна,
Целая симфония родится тогда.
И помогает Дзэн свой разум подготовить, превращая его в прибор,
Способный легко воспринимать
И должным образом оценивать то,
Что говорили древние учителя.
Он все энергии раскрывает,
Которые можем только иметь в своем арсенале,
И о которых, в условиях обычных, мы не знаем ничего,
И Дзэн все это нам преподнесет.

Подсобн.лит-ра Д.Судзуки "Дзэн - буддизм"


Рецензии