Некоторые аспекты дзэен -буддизма

Самой важной
Практической задачей
Являться будет постановка вопроса
О тождественности, различии, единстве, многообразии, а работа,
Возложенная на буддиста, не связана с интеллектом,
Так как человек не всегда
Может таким интеллектом обладать,
Который способен справиться с задачей этой.
И даже философы великие находят, что действительно трудно решить задачу эту,
Учитывая требования логики; и требуется от буддиста, чтобы он
Проблему эту решил практическим путем.
Он должен сердце успокоить, постигнув смысл существования своего.
Пользуясь философским языком
Тождественность в различии и различие в тождественности – это
Формула решения проблемы этой,
Данная нам философами буддизма.
И если мы постигнем
Истину формулы такой,
То наше сердце успокоится само собой.
То, в чем нуждаемся все мы, есть состояние умственного удовлетворения,
Находясь в котором,
Могли б достойно встретить событие любое.
Тождественность, различие, единство, многообразие, есть на самом деле
«Бедо» и «сабэцу», «бедо» означает ровность,
Равенство; «сабэцу» - это дисгармония и отделенность.
После продолжительной борьбы духовной
Обнаруживает буддист, что он каким – то образом избавился от рабства,
Какое источником являлось
Его волнений постоянных.
Совершенный путь не труден, он просто презирает отбор и выбор,
В природе этого пути нет сложного ничего.
Должны понять одно:
Поскольку скован разум наш идеями противопоставления,
Являющимися результатом отбора, выбора, добро и зло,
Ненависть, любовь,
Правильное, неправильное, истина, заблуждение,
Уродство, красота; -
То не способен разум наш
Пути постичь; следует отметить, что этот путь – не просто пустота,
Отсутствие различий,
Где царит
Негативное ничто: эта пустота прозрачна, вследствие чего мы видим мир
Множественности, и надо соблюдать баланс-
В этой пустоте и пребывать, и не пребывать.
И если с ней мы остаемся, тогда
Наш путь уже не будет совершенен, и он тогда
Превращается в идею, под власть законов попадает,
Правящих миром конкретного; но если мы совсем не будем внимания обращать
На эту «прозрачную пустоту», с условностью тогда мы вынуждены воевать.
Необходимо соблюдать баланс,
Но не умственный; цель Дзэн – чтоб ухватить одновременно
«Отбор» и «выбор», и «прозрачную пустоту», на языке логики «одновременно»-
Есть переживание,
Которое означает
Открытие третьего понятия, которое перекидывает мост
Между этими противоположными идеями, пойми, мой дорогой,
Что отношения между «бедо» и «сябэцу» носит характер тождества,
И эта идея идентичности, выражающая связь
Между «бедо»и «сябэцу» не очень точно  отражает
Суть вещей и может привести к неправильному пониманию,
И словами эту связь
Только приблизительно возможно выражать.
И потому сказать должны: «Прозрачная пустота» -
Это принцип идентичности, в котором все различия сливаются
В единое целое, и постичь это единое целое считают
 Целью Дзэн, и пока
Мы не покинем плоскость отбора, выбора, и не поднимемся пока
На более высокий план мышления,
Где праджня обитает, то, без сомнения,
Не сможем никогда
Мы Дзэн понять.
Совершенный путь не труден, и он
В каждом слове, в каждой фразе; множественность одного,
Отсутствие множественности в двух, и когда
Вы утверждаете единое, обнаруживается тогда,
Что множество включается в него.
«Один» только тогда «один», множество существует когда.
«Один» - это множество, когда о «двух» вы говорите – субъекте, объекте,
Разуме, материи,
Познающем, познаваемом,
О Боге, мире, то в действительности это не «два»,
И не «один», чтоб эту тайну нам познать,
И мы должны свой разум очищать
От чувств, от грязи,
От всех идей предвзятых,
От всех вещей других, являющихся продуктом
Основного предрассудка,
Называемого «отбором и выбором», пусть ваше так называемое сознание
Уподобится черепу высохшему, в котором не осталось
Ни следа жизни, и когда
До совершенства это доведете, услышите тогда
Пение дракона даже в гуще мертвого леса неосознанного, где,
Как думали вы прежде, 
Нет жизни никакой, но возрождение произошло,
Жизнь новую вы обрели, в конце концов.
Из пепла возродился феникс,
И это трудно, в самом деле
Пусть те, у которых есть глаза, взирают на источник жизни,
Где начинается отбор и выбор,
Где пустота прозрачная простирается пред ними.
Вопрос: «Кто слышит песню дракона?»
Ответ: «Вся Вселенная звуками ее наполнена,
И нет никого,
Кто бы не слышал ее».
Вопрос: «Что за песню поет дракон?»,
Ответ: «Это неизвестная мелодия
Есть голос безмолвия, но те, кто слышит ее, себя теряют».
Высохший череп, мертвый лес – собою представляют
Символ абсолютного единства, и  сводятся к нему все частности,
Но, однако, череп должен иметь глаз живой, мерцающий
С чьей   помощью   он может
Обозревать всю местность, и мертвый лес должен
Приютить в себе поющего дракона, песня чья
Может быть слышна
По всей Вселенной необъятной.
Дзэн презирает
Отбор и выбор, и всякое рассуждение с них мы начинаем,
А размышление
Является прерогативой человеческого разума.
Что с нами станет,
Если исчезнет отбор и выбор? Либо мы попадаем
В первоначальный хаос подсознания,
Либо за пределы умственной плоскости пойдем,
Пойми, мой дорогой,
Что есть Реальность, которую не затрагивают совершенно логика, выбор и отбор,
Не трудно опуститься вниз с высоты абсолютного утверждения
На уровень относительности и противоречий, потому что последний
Обретает значение
Только в связи с « абсолютным»,  когда идеями жонглируем одними,
Остаемся обывателями простыми
С изобретательностью умственной своей; все попытки наши к выводу прийти
Посредством отбора, выбора, настолько же тщетны,
Насколько тщетно будем мы стараться
Звук извлекать из барабана, обтянутого тряпкой
Вместо кожи: сколько бы мы в него не колотили, мы не услышим звука от него.
Однако, с другой точки зрения,
Можно сказать, что ценность
Матерчатого барабана состоит как раз не в том,
Что не имеет цены; вещи, принадлежащие
Этому миру частностей
Приносят пользу также.
И в наше время соперничают люди с целью извлечения из них
Выгоды максимальной.
И результатом этого всего является состояние
Беспокойства, напряжения, которое испытываем мы.
А совершенный путь нетруден, и он не требует от нас
Беспокойства, которому подвержены всегда
При отборе, выборе, к которым так привыкли мы.
Поскольку в мире противоположностей живем, не можем избежать
Отбора, выбора, которые   будут представлять сущность человеческого разума
И расстаться с отбором, выбором неизбежно означает
Подвергнуться уничтожению, отрицая
Все внутреннее и внешнее, что чувства нам предоставляют.
Но, несмотря на кажущееся уничтожение,
Связанное с искоренением
Отбора, выбора, тот факт, что «Я есть», остается неоспоримой истиной.
«Я есть» факт собою представляет,
А не продукт отбора, выбора, и перед этим фактом
Горы рушатся, раскалываются камни.
«Прежде, чем был Авраам, Я есть» - так выражают тот же самый факт христиане.
Каких бы заявлений не делали бы мы
Относительно Совершенного пути
Реальности высшей, или абсолютного принципа, они
Неизбежно будут неточностью страдать,
Так как это – это описание вещи, а не вещь сама.
И как бы красочно не описывали бы яблоко мы,
Никакое описание не может уйти за пределы описания, так как оно
Не может фактом быть; абсолютное утверждение быть должно
Динамичным,
А не статичным,
И потому не мертвым быть оно должно,
А распуститься как цветок среди травы должно оно.
И жизненно творческим быть оно должно, и каждый должен
Внутреннюю свою природу открывать,
Чтобы самого себя познать.
Танцуя, из леса мертвого дракон поющий выйти должен.
«Отбор» и «выбор» следствием прямым быть должен
Такого состояния, в котором отсутствуют они,
То есть прозрачной пустоты.
Учение это фактом быть должно живым,
А не словесным, бессодержательным утверждением,
И, без сомнения
Должны фактически мы оставлять
Привычку отбирать и выбирать,
Которая препятствия нам будет создавать
Фактически это насилием предстанет
Над нашим привычным отношением
К себе, и к миру, и, без сомнения,
Подумать можно, что это невозможно, так как это означает
Отказ от жизни, которой мы живем
Со времени сотворения мира, но мы найдем,
Что именно это и требует Дзэн от тебя,
И потому, вместо того, чтоб к разуму вновь прибегать,
Должны мы попытаться путь открыть,
Ведущий в царство Дзэна, и это соответствует христианскому откровению
Божественной истины, открытие нового пути - поистине есть откровение.
И будем находить,
Что опыт Дзэна – есть истина сама.
Цель Дзэна – установить контакт
С разумом высшим, являющимся основой
Всего существующего, и, безусловно,
Что этот разум отличать необходимо
От нашего индивидуального разума, так как последний, в такой же мере
Миру этому принадлежит, как на самом деле,
Миру принадлежат «10000 вещей»,
Высший Разум – это Свет,
Одинокий, яркий, охватывающий совокупность всех вещей,
Однако этот Свет не есть
Дуалистическая сущность, противопоставляющаяся объекту, который
Освещается и которого называют «Полем»
«Поле» также не является отдельной сущностью, отражающей
Свет разума высшего, и когда
Оба - «Свет» и «Поле», то есть субъект, объект забыты, тогда
О разуме сказать
Возможно так:
«Разум, как луна, полный, одинокий, и свет его
Поглощает 10000 вещей, не то, чтоб Свет Поле освещал,
Не то, чтобы Поле существовало отдельно от него,
Просто Свет и Поле забыты; цель практики Дзэн в том будет состоять,
Чтоб с высшим разумом установить контакт.
Когда субъект, объект уже забыты, тогда,
По мнению большинства
Философов буддистов, ничего не остается, и это полное уничтожение,
Состояние абсолютного ничто, или пустоты прозрачной, но это не так
Для учителей Дзэна, у них и третий термин имеется всегда –
И это – высший разум, который
Не принадлежит к системе   философской какой - то либо, который
Включая в себя все,
Не является    отдельным от мира частностей; и требует всегда
Учитель Дзэна от своих учеников,
Чтобы они постигли это также,
Как органами чувств они предметы постигают
А не посредством разума, то есть умозрительно, они должны
Интуитивно, а не умом это все постичь
Поскольку ум ищет всегда
Понятие нужное ему, а высший разум
Постигается путем, несколько похожим на восприятие
При помощи органов чувств, но надо понимать,
Что это не совсем точно; какая бы диалектика не потребовалась бы нам
Для подтверждения такого факта,
Она может развиваться
После переживания, а не до него,
Наш разум – это орган мышления,
А объекты ему противопоставляются всегда, и оба
На пятна на поверхности зеркала походят;
Когда устраняется такая грязь,
Начинает свет сиять.
Когда ум и объекты все забыты, Природа высшая раскрывает свои тайны,
Какие бы названия мы не давали
Природе высшей - «свет», «разум»,
«Зеркало», «путь совершенный», «реальность», -
Постичь ее возможно лишь тогда,
За пределы диалектики «отбора», «выбора» пойдем когда.
Такое состояние достигается тогда,
Когда тщательно будет соблюдаться
Заповедь такая:
«Не будь привязан
Абсолютно ни к чему»; под « непривязанностью»
Мы подразумеваем избавление
От всякого рода рационального мышления,
Или на языке психологии советуют проникать сквозь низшие слои сознания
И опуститься дальше,
В бездонную пропасть «неосознанного», а Свет, иль высший разум,
Иль высшая природа поглощает эту двойственность, но она
Собой не представляет
Отдельно существующей Реальности.
Наш релятивистский образ мышления,
Или общее мировоззрение
Нас заставляет
Находить понятие третье, перекидывающее мост
Между «единым» и «множеством»,
Воспринимающим и воспринимаемом,
Высшим разумом и полем,
Прозрачной пустотой и «выбором», «отбором».
Что касается логики и человеческого сознания,
То этот третий термин может быть полезен
И наиболее удобен, но Дзэн настаивает на той точке зрения,
Что реальности,
Соответствующей ему, не существует - реальности в понимании,
Распространенном в этом мире частностей.
Реальность эта в них 
Обитает и им сопутствует, но, однако, она
Воспринимается как «нечто», необусловленное ими, она
Вне сферы логики находится всегда
Вы можете сказать,
Что такой неуловимой, иллюзорной вещи не существует вовсе, и в ней
Поэтому нет
Ценности практической никакой, однако, самым странным являться будет то,
Что мысли, чувства наши указывают на нее,
И когда мы познаем ее,
Конечно, совершенно не так
Как познаем объект конкретный, тогда мы получаем
Исключительное удовлетворение,
И намерение,
Простирающееся к Богу, свое осуществляем.
Ученые буддисты дали
Огромное количество названий,
Которые очень часто
Ведут к разным формам данного понимания.
Они хотели, чтоб опыт их усвоен был учениками,
Чтобы последние сами испытали
То же самое переживание.
Для этой цели использовали они все средства, какие были
В их распоряжении, а именно такие:
Словесные, поэтические, магические,
Символические.
Когда рассудочная деятельность прекращается твоя,
Когда никакая диалектика не в состоянии живо передать
Внутренний опыт твой, когда переживание само
Пробудиться в другом разуме должно –
Самое большее, что может учитель сделать – это описать
Знакомые ему пейзажи; а «свет» иль высший разум
Есть достояние
Каждого из нас,
Он через органы чувств выливается всегда,
Сознание озаряя, но это
Не есть нечто,
Отделенное от этих органов, посредством которых видим мы его.
И также сказать нельзя, что он и они – одно,
И он по-своему и трансцендентален, и имманентен,
Потому что он поглощает все вещи,
Не пребывая ни в них, и ни   вне   их.
Человеческий язык
Термина адекватного не имеет,
Который определял бы место
Этого света,
Которое он занимает
В наших переживаниях.
По той причине, что все наши переживания
Возможны только благодаря ему, его нельзя извлечь
Наружу, и когда пытаемся мы уловить его, иль просто посмотреть,
Он исчезает, и он анализу не подлежит, и он
Возможности не допускает, чтоб выделить его
И сказать: «Посмотрите на него,
Вот он»
«Отбора», «выбора» Дзэн все время избегает,
И в то же время в прозрачной пустоте он не пребывает.
И в Дзэне часто прибегают
К пощечинам, пинкам, иль палец выставляют,
Иль методы другие применяют.
Причина в том, что переживания
В теле начинаются, являясь результатом
Деятельности чувств, сознание включая,
И поскольку именно Дзэн пытается понять
Бессмысленное значение деятельности этой, он будет метод такой брать,
Который внимание направляет
На само движение, а не на то, что оно отражает.
Проповедь такую вспоминаем:
«Существует некий истинный человек без титула, и он
Скрывается за розовой плотью вещей, и он
Все время входит и выходит
Через ваши органы чувств, и можно
Принять его за ваши органы чувств,
За душу, иль за дух –
Смотрите, смотрите»; говорить –
Не значить - губами шевелить,
А действовать надо тогда всем существом,
Всей личностью своей двигаться вперед,
Активизируясь внутренне и внешне; когда чего –  то мы хватаем,
Внутреннего и внешнего человека в себе тем самым утверждаем
Обычно разум в спокойном состоянии
Ограниченным бывает
Плоскостью относительного дуалистического сознания,
И некий истинный человек бывает
Мертвым тогда; все наши понятия опосредованностью страдают,
Являясь продуктом дуализма в мышлении.
И проявление
Внутреннего человека со вспышкой молнии возможно сравнить, исчезает он,
Как только вы увидите его.
Исчезнет он без промедления.
И отвлекаться в тот момент нельзя, он движется так быстро,
Словно птица,
Кажется, что он не проявляется вовсе; у каждого есть свет внутри,
Но как только вы
Увидите его, наступает «абсолютная темнота»,
И это внутреннее переживание испытать –
Единственная цель
Практики Дзэн.
Всякое движение в Дзэне следует понимать
Не так,
Как угодно это смыслу здравому
Или разуму,
А, так сказать, со стороны другой: сначала мы должны
Углубиться в переживание само, чтоб слиться с ним,
И стать самим
Действующим лицом,
Или творцом
В гуще событий, а не быть
Пассивным наблюдателем их, и когда
Задают вопрос, все заволакивает неведение, но исчезает всегда
Этот мир частностей, если не будет в уме у нас
«Отбора», «выбора», и надо понимать,
Что различие и размышление
Являются необходимыми условиями мира частностей всегда.

Подсобн.лит-ра Д.Судзуки "Дзэн - буддизм"


Рецензии