Сатори

Сущность Дзэна в том состоит,
Чтобы научиться по–новому смотреть на жизнь
И потому оставить мы должны
Привычки умственные свои,
Отравляющие нашу жизнь, и мы должны
Пытаться обнаружить какой – то    другой
Способ оценки вещей, и если жизнь тебя не удовлетворяет,
И в жизни у тебя есть что-то, что всей свободы тебя лишает,
Тогда, мой дорогой,
Стремиться должен ты, чтоб то найти,
Что принесет тебе удовлетворение,
И чувство совершенства, и Дзэн дает другое нам мировоззрение.
В нем примет жизнь более глубокий и более удовлетворительный аспект
И если сатори достигнет человек,
Тогда интуитивным проникновением в природу вещей он будет обладать,
В противоположность аналитическому, или логическому пониманию
Природы этой, а это будет означать
Открытие мира нового, неизвестного раннее
Смущенному уму,
Привыкшему к двойственности, тогда, мой друг,
Весь мир предстанет пред тобой
В неожиданном ракурсе, и ты, мой дорогой,
Поймешь тогда,
Что все противоположности, противоречия гармонически объединяются всегда
В целое одно,
И это  есть таинство и чудо, и происходит оно
Целый день, познать сатори  возможно, только испытав его.
И то, что Дзэн нам предлагает
Революцию собою представляет,
А также и переоценку самого себя
В плане духовного единства; достижение сатори всегда
Есть перестройка жизни, и когда
Оно действительно имеет место, то тогда
Оно меняет образом коренным
Моральную и духовную жизнь,
Обогащая и внося в нее порядок, и тогда
«Дно отваливается у ведра».
Расширение е такое в сатори произойдет,
Ведь сатори – это распустившийся цветок,
Иль «устранение преграды», или «умственное озарение», и это означает,
Очищение канала,
Который был засорен,
Что мешало свободной, беспрепятственной работе
Механизма твоего
С максимальным использованием ресурсов внутренних его.
С устранением преграды
Будет открываться
Иные перспективы, безграничные и бесконечные, и тогда
Свободной станет жизнь твоя
В проявлениях творческих своих, и будет она
Безграничной радостью наполняться сполна.
Достижение,
Которое является целью Дзэна,
Есть просто внутреннее состояние сознания вне связи его
С объективными законами причины
И следствия, и как бы опытен не был учитель,
Не может он
Заставить своего ученика истину постичь до тех пор,
Пока последний не будет внутренне к тому готов,
Тому подобно, как не можем заставить лошадь пить воду, так и мы
Не можем заставлять других
Реальность высшую постичь,
Поскольку это должен будешь сделать сам.
Лишь вследствие внутренней необходимости происходит цветение цветка,
И точно также,
Внутреннее откровение должно явиться результатом
Зрелости внутренней твоей.
Характер субъективный носит Дзэн,
В том смысле, что он имеет дело
С внутренним творческим процессом, и просветление – это пробуждение,
Являющееся   внутренним актом и независящее от других,
И это внутреннее изменение
В сознании человека, позволяющее ему создать мир красоты,
Гармонии вечной, и ты тогда нашел себя.
И с самого начала от тебя
Не было скрыто ничего,
Ты просто был слепой.
И если ты
Черпаешь знание изнутри,
Оно действительно ценно, но голова чужая
Всегда останется чужою головой,
Тебя, мой дорогой,
Учили с самого начала
Жизни сознательной твоей реагировать на внешние и внутренние явления
Определенным умозрительным и аналитическим образом, и, без сомнения,
Практика Дзэн в том будет состоять
Чтобы построения искусственные такие разрушать
И новое сооружение построить
На фундаменте новом.
А здание старое есть неведение,
И потому становится понятно, что размышление
Над метафизической, или символической формулой какой – то либо,
Являющейся продуктом нашего
Относительного сознания
Не имеет места в Дзэн, и как мы видим,
Когда приходим к сатори
Тогда достигла предела высота, и рухнуло все здание,
И небо новое разверзлось у вас над головой,
И это новое рождение твое, мой дорогой.
А в оценке морали –
Это переоценкой будет выступать
Отношений наших к миру, и мир предстанет
В новом свете, в котором исчезает
Вся убогость двойственности, иль майи,
Которая заблуждающимся разумом порождена.
Все демонстрации
Умственного характера
И проповеди внушительные желаемого эффекта не производили никогда,
Ученики от истины все дальше, дальше уходили, и стали
Выше ставить
Чтение сутр и рассуждения шастр.
Сатори с Дзэн отождествляют,
Потому что Дзэн без сатори – что перец без остроты,
Когда ум настолько тренирован, что создает состояние абсолютной пустоты,
В которой от сознания не остается даже и следа,
И даже чувство отсутствия сознания покидает тебя,
Иль по – другому, лишь тогда,
Когда все формы умственной деятельности сметаются с поля зрения,
Которое, в случае таком, походит на безоблачное небо,
Или на чистую голубую бездну – достигнет человек тогда
Совершенства Дхъяны,
Или полной концентрации сознания.
Хотя такое состояние экстазом, трансом можно называть,
Но это Дзэн не будет представлять,
Поскольку в Дзэн быть сатори должно,
И должен произойти общий умственный переворот,
Разрушающий
Старые аккумуляции интеллекта и закладывающий
Фундамент новой веры,
Должно иметь место пробуждение 
Чувства нового,
В свете которого
Все вещи старые
Рассматриваться будут в новом, оздоровляющем ракурсе, но в Дхъяне
Отсутствуют все эти вещи, так как это всего лишь упражнения,
Успокаивающие ум, и, без сомнения,
Ставит Дзэн
Такую цель,
Чтобы сам процесс творения увидать,
А не самого Творца.
И только лишь тогда,
Когда постигнем смысл жизни, удовлетворится Дзен сполна.
И все,
Название имеет что-
Несовершенно.
И, несомненно,
Что сатори
Не есть болезненное состояние разума,
Сферой компетенции которого
Является психопатология,
Но сатори –
Это совершенно нормальное состояние разума,
И вы тогда что – то новое приобрели,
Но остаетесь вы нормальными людьми.
Но ваша умственная деятельность несет сейчас
Окраску новую, другую, более мирную, удовлетворяющую, и теперь она
Радостью наполнена сполна.
Цветы весенние казаться будут красивее,
Потоки горные – прохладней и прозрачней,
И однозначно,
Просторы жизни расширяются до всей Вселенной.
Вот чай, к примеру, пьем с тобой,
При этом ты, мой дорогой,
Движешься по замкнутому кругу логического мышления,
А я –вне круга, и в случае первом
Строгие правила так называемой деятельности ума
Свое существование утверждают, и актер,
Даже и во время игры от этих умственных оков
Освободиться не может, а в случае втором мы будем наблюдать,
Что здесь субъект идет другим путем,
И не сознает двойственности акта, и в нем
Жизнь не расщепляется на субъект, объект.
Или на действие и предмет,
Над которым совершается оно.
И то, что чай он пьет
В момент сей данный,
Весь факт, весь мир собою означает.
Дзэн жив, и потому свободен он, в то время,
Как жизнь обычная есть рабство, без сомнения.
Сатори – есть первый шаг к освобождению.
При этом некое отчаяние должно через барьер перескочить,
И это волей будем находить;
Какой–то бессознательной,
Иррациональной внутренней силой приведена она в движение.
Продукт воли этой отрицает
Умственные и умозрительные вещи; сатори означает
Постижение сущности человеческой природы,
И это форма восприятия внутреннего, имеющего место в глубоких тайниках
Сознания, и будет чувство экзальтации всегда сатори сопровождать,
Потому что оно собою представляет устранение
Ограничений умственного существования, и такое устранение
Есть положительное явление,
Имеющее   большую важность,
Так как оно собою означает
Большое расширение индивидуальности,
А общее чувство, которое характеризует все наши функции сознания
Собою представляет чувство ограничения и зависимости, т.е. само сознание
Является продуктом 2- х сил, обуславливающих
Или ограничивающих одна другую, а сатори состоит в избавлении
От противопоставления
2- х величин – субъекта и объекта, и это противопоставление
Является принципом сознания.
Сатори постичь и будет означать.
Что-то высшее и неосознанное постигать,
Которое за пределы противопоставления выходит.
И находим,
Что освобождение
От этого противопоставления
К интенсивной экзальтации ведет; отверженный бродяга,
С которым дурно обращались,
Не только лишь другие, но он сам,
Обнаруживает сейчас
Что обладателем всего богатства и всей власти вдруг он стал.
Когда вы сатори достигли, вы в состоянии увидать дворец
Из драгоценных, сверкающих камней
На травинке простой,
Но если сатори ты не достиг, дворец сокрытым будет для тебя травинкой той.
Люди ограниченной добродетели и мудрости, полные
Легкомыслия и самомнения, не в состоянии уловить даже проблески
Истины буддизма, и, без сомнения,
 Доктрина пустоты не имеет общего ничего с умственным размышлением,
И является простым выражением
Восприятия прямого, при котором
Ум охватывает истинную природу
Существования без помощи логики, и мы находим
Что буддизм – нечто иное, чем просто внутреннее прозрение
На опыте основан он, без всякого сомнения,
И не является продуктом абстрактного анализа,
А книги философского содержания
Никогда не приведут к интуитивному познанию,
Потому что не больше, чем философия они, и какой бы истине книга любая
Нас не обучала,
Исчерпывается истина в ней самой,
И новых перспектив не открывает.
Когда мы сутры изучаем,
Которые содержат изречения великих религиозных умов,
Тогда ты погружаешься во внутрь себя,
В более глубокие слои сознания, и убеждаешься при этом,
Что высказывания эти
Соприкасаются с Реальностью самой, и надо понимать
Что все, о чем читаешь,
Или о чем ты думаешь, собою представляет
   Лишь только тень предмета, а не сам предмет,
Пойми  же,  человек, что не разговоры о воде,
Не вид ручья,
А несколько глотков воды утоляют жажду внутри тебя.
Но вначале ознакомиться с сутрами необходимо
Лишь только для того, чтоб путь увидеть
И знать,
Где вещь саму искать.
Без указания такого
Мы знать не можем
Как и на чем свои усилия сосредоточить.
Предпосылкой, ведущей к Дзэн, является ни повиновение,
Ни обожание, ни страх, и ни любовь, ни вера, ни терпение,
Или другое что-то, но только поиск
Чего-то такого, что приносит
Мир, гармонию за счет преодоления
Противоречий и превращения
Спутанного клубка
В нить непрерывную одну, и занят ученик Дзэна всегда
Поиском таким внутреннего успокоения и целостности общей.
Ему обычно удается
Составить некоторое умственное представление
О себе самом, о мире, но никогда оно
Не удовлетворяет полностью его.
И чувствует он побуждение к дальнейшему углублению
В поисках почвы твердой Реальности самой.
Пойми, мой дорогой,
Что все, что чувствуют обычно люди, умственное беспокойство представляет,
А вследствие знания более запутанным ум станет.
В Дзэне имеет место умственный поиск,
Истины высшей, которую интеллект дать не может.
Мы вынуждены глубже погружаться, минуя волны
Эмоций периодического сознания, и погружение такое
С трудностями сопряжено; вопрос, поиск, созревание, взрыв –
Вот образом каким
Развивается это переживание.
Когда исчезнут все следа эгоизма, когда нить желания
Значительно угаснет, когда твой разум
Цепляться перестанет
За различие между субъектом и объектом, тогда
Все поиски твои вдруг прекратятся, и очищения
Достигнете тогда.
Когда единственной мыслью вашей будет,
Как бы выбраться отсюда,
И будете с отчаянием выискивать пути спасения,
Когда мысль такая с утра до вечера сознание ваше будет занимать,
И только лишь тогда
Произойдет глубокое внутреннее пробуждение.
Когда оказываетесь в критическом умственном состоянии,
Самое главное –
Все силы исчерпать в поиске этом, что означает сосредоточить
Энергию всю в одной точке.
В физическом аспекте человек,
К удивлению своему, обнаруживает в себе
Чрезвычайную выносливость и силу, а в моральном плане –
Солдат на поле битвы часто проявляет
Мужество большое, и героические поступки совершает.
В умственном плане – путь к истине философы находят,
В религиозном  плане - имеем мы феномены такие, как обращение,
Послушание, исправление, спасение, интуицию и просветление.
И этому всему мы объяснение находим.
Все этих феноменов виды
Бывают объяснимы
Законом одним и тем же: как накопление,
Созревание и взрыв.
Религиозные переживания отличаются от переживаний других
Лишь только, что охватывают они все человеческое существо.
Они влияют на саму основу характера его.
Свой опыт мы истолковываем в соответствии
С собственным умственным багажом; такие термины,
Как «божеская милость, «откровение»
Последователям Дзэна чуждыми являются всегда,
Здесь место есть для предпосылок лишь таких, как «сосредоточение»,
«Накопление», «самозабвение», «прыжок в пропасть», «освобождение».
Здесь нет такого ничего, что религиозным можно называть.
Если вопросы будешь задавать,
Пускай из самой сущности твоей они исходят.
И мы находим,
Что сатори находит место лишь тогда,
В время вечность выливается когда,
Иль то же самое, приходит вечность со временем в столкновение.
Время появляется из вечности, и время означает,
Дифференцию,  определение границ; при сатори мы испытаем
«Универсального» и «индивидуального» смещение.
Испытываем мы тогда состояние
«Одной мысли», и «одна мысль» собою представляет
Наименьшую возможную единицу времени, или одно мгновение,
То есть время,
Сведенное   к абсолютной точке, 
  Не имеющей протяженности никакой, и когда
Время сводится к абсолютной точке
Без протяжения, имеем мы тогда
«Абсолютное настоящее», или «вечное теперь»,
И это есть «абстрактное настоящее», и это есть живая,
Творческая Реальность.
Сатори – это постижение
Этого учения.
Буддисты так определяют «итинэн» (одну мысль), как точку времени,
Ни будущего, ни прошедшего не имеющую;
«итинэн» там начинается,
Где вечность в время вливается.
Когда событие это мимолетное происходит,
Там сатори находим.
Сатори не есть прекращение сознания.
Имеет вечность
Также аспект смерти,
Пока она остается в себе, т.е. пока остается она абстракцией,
Подобно другим обобщенным понятиям.
Для того, чтобы жизнь нам обрести,
До времени вечность должна снизойти,
Где может исчерпать она возможности свои, тогда как время,
Предоставленное самому себе, не имеет сферы действия,
И время слиться с вечностью должно,
Чтобы обрести значение свое.
Время само по себе не существует, точно также, как без него
Пассивна вечность; понятие времени действительно только в рамках нашего
Относительного существования.
Момент каждый ступеньку вечности собою отмечает.
И потому, чтоб вечность нам постичь,
Сознание пробудиться должно в тот самый миг,
Когда вечность ставит ногу на ступеньку времени, и тот момент
Собою представляет
То, что называют
«Абсолютным настоящим», или «вечным теперь».
И это абсолютная точка времени, где нет
Ни прошлого позади,
Ни будущего впереди.
Сатори находится в этой точке, и в ней
Потенции только собираются реализоваться,
Сатори не появляется из смерти, оно имеет место в момент
Вышеупомянутой реализации,
Фактически это и есть
Тот самый момент;
Понять должны мы постараться,
Что сей момент и означает жизнь саму по себе,
Понять все это доступно каждому вполне.
Раздвоение реальности –
Это работа разума.
Фактически – это путь, и им идя,
Пытаемся реальность мы понять,
Чтобы использовать в повседневной жизни,
Но таким путем мы не достигнем
Удовлетворительного понимания реальности; раздвоение помогает нам
Прийти в контакт
С реальностью, заставить ее удовлетворять
Физические и умственные потребности свои, но это не затрагивает никогда
Наших интересов сокровенных, для их удовлетворения реальность
Постигнутой быть должна в непосредственном переживании.
Пространство и время, например, реальность убивают.
Ими ограничивая ее, мы самую грубую ошибку совершаем
В понимании реальности.
На заре пробуждения разума
Нам казалось
Что мы достигли грандиозного искусства, ограничения реальности
Рамками
Пространства, времени; не думали мы никогда, что образом таким,
В действительности мы
Духовную трагедию приближаем,
Вещи в пространстве расширяться стали,
Подниматься и исчезать во времени, и перед нами
Множественности открылся мир;
В пространстве не можем видеть мы
Пределов самых дальних.
Во времени желаем мы для вещей начало и конец установить,
Что, однако, не удается сделать нам,
На старания ученых и философов несмотря,
И становимся, образом таким
Узниками системы, созданной нами, к тому же мы,
Самые недовольные узники, яростно проклинающие свою судьбу, и всю систему,
Мы систематизировали вещи в пространстве, времени.
Но пространство, время приносит нам забот ужасно много,
Пространство – это не время, и время – не пространство, но все же
Бесконечную протяженность
Нельзя увязывать с преобразованием вечным
Пространственное представление о мире тенденцию имеет
Приводить все вещи к Абсолюту, в то время
Как интерпретация его в аспекте времени -
Удерживает ум в беспокойном состоянии.
Мы вечно что–то постоянно жаждем,
Однако все время подвержены бываем
Законам преходящего; жизнь не приносит нам
Особого удовлетворения, и работа вся,
Которую мы можем совершить за этот короткий промежуток – невелика.
Но сатори в «абсолютном настоящем», «вечном теперь» стоит,
Где пространство, время
Собою представляют единое целое, но, в то же время,
Дифференцироваться начинают, и оба они в него заключены
С качествами своими»; сатори привилегию имеет
В настоящем находиться, спокойно прошлое обозревать,
И будущее созерцать.
Тогда мы попадаем непременно
В область пространственных отношений.
Когда мы смотрим на полет какой– то либо птицы, увидим мы тогда,
Как летит она.
И это сразу
Ограничивает вас рамками времени, и как только оказались
В этих рамках времени, пространства
Вы покидаете тогда «абсолютное настоящее», а это значит, что вы
Перестаете быть
Свободной, самостоятельной сущностью духовной,
А становитесь обычным человеком, связанным законами
Причин и следствий; человеком, мыслящим логическими категориями.
Сатори не является следствием такого существования,
Такая цепь сознания нас крепко обвила и намертво сковала
Законами пространства, времени и логической умозрительностью нашей,
И у учителя главная задача –
Снять эти цепи с разума ученика,
Мы жизнь ведем, которая порабощена
Понятием времени, в котором человек обычно вспоминает
Печальные события из прошлого и с ужасом в будущее взирает.
Время побуждает нас
Вперед заглядывать всегда,
Или о прошлом вспоминать.
И в результате этого всего преследует нас
Чувство напряженности большое, которое чрезмерно утомляет.
Наш разум никогда
Не испытывает целостности бытия,
И он не целое собою представляет,
Он разделен, разорван на куски,
И быть не может «целостным разумом одним»,
Убеждения свои, покой и равновесие свое
Теряет он.
И множество умов сейчас страдают,
Жертвами являясь
Неврастении, логической путаницы и психологического напряжения,
Но, без сомнения,
В настоящем «неподвижность» обитает, ее мы можем испытать
Прямо «здесь и сейчас»
И эта неподвижность, это время,
Не имеющее времени, есть «мгновение,
Превращенное в вечность»,
То есть это момент, «растянутый до бесконечности» -
Один момент «единый и бесконечный»
Характеристика такая характеризует чувство Настоящего, и оно
Является отражением в нас присутствия того,
Кто присутствует всегда, кто сам по себе есть вечность
В чреве настоящего, «точка неподвижная
Вращающегося мира».
«Научиться пребывать» есть, быть может,
Шаг первый в практике слияния с Богом
Одного ощущения Настоящего недостаточно бывает для того,
Чтоб совершить прыжок
И удовлетвориться Настоящим, и в этом чувстве находим мы
Некоторый дуализм.
В то время как сатори есть Настоящее само, в связи с этим это переживание
Сопутствует каждому другому переживанию,
Возникшему вследствие появления
Последовательных серий
Понятий о времени:
«Вчера мне было больно, а сегодня – нет, смеюсь сейчас,
Но совсем недавно плакал я».
Из таких переживаний, как боль, отсутствие боли,
Смех, слезы
Человеческое сознание
Ткет полотно времени и реальностью его считает.
Когда заканчивается работа эта, положение меняется и начинаем
Проектировать свои переживания на экране времени.
Количество теперь занимает место первое,
И наша жизнь становится скованной невероятно
Вследствие этого всего, и «абсолютное настоящее»
Назад все время отступает, и больше
Мы не чувствуем его; сожалея о прошлом,
За будущее волнуемся всегда,
Но наши слезы чистыми слезами не являлись никогда,
А смех – смехом чистым, поскольку здесь всегда
Присутствует нечто, примешивающееся к нашему переживанию.
Другими словами,
Настоящее свою невинность, абсолютность потеряло,
А будущее и прошедшее в настоящее вторгаются, и жизнь, душа
Калечится, задыхается, уродуется тогда
Когда едим, не смеем есть, поскольку ум наполнен наш
Планами разными, слова здесь будем вспоминать:
«Не заботьтесь о завтрашнем дне,
Ибо он позаботится сам о себе,
День сегодняшний имеет забот немало».
И смело заявляем,
Что если мы нагими станем,
Сбросив свои все одеяния,
Сотканные из дуализма, мы обнаруживаем, что Бог –
Не что иное есть, как абсолютное Настоящее, и Его
Обычно представляют, что Он
Во множество этических и духовных нарядов   наряжен,
Которые, в действительности, Его от нас скрывают, и сами мы
Не решаемся предстать пред Ним
В наготе своей во всей, то есть, ухватиться за Него
В абсолютном Настоящем, и нужно понимать одно,
Что наше чувство абсолютного Настоящего
В фокусе не собирается сейчас, и не кристаллизуется в сатори,
И оно рассеяно слишком, то есть все еще
Осадок ощущения времени содержит,
Названия такие сатори имеет:
Как «разум, который ничем не обладает»,
«Бездонный разум»,
«Разум, не привязанный ни к чему», «отсутствие мыслей», «единый разум»,
«Состояние отсутствия разума», и эти все обозначения
Относятся к общепринятому понятию о разуме,
Но Дзэн решительно отрицает его существование, как реальность,
Но отрицание такое
Не есть результат умозрительного мышления, а основано
На опыте реальном.
Такое дуалистическое понятие о разуме,
Или мысли и материи является губительным для человеческого сознания.
Оно мешает нам
Познать самих себя.
По причине этой настаивает Дзэн всегда
На «отсутствии разума», но это доказывает он не логикой, а фактом, и когда
Освобождается разум наш
От 3-х категорий времени (прошедшего, настоящего, будущего), тогда
Можно так сказать,
Что он – вне времени, те есть в состоянии, аспекта времени лишенным,
И, безусловно,
То, что было, то уже прошло,
И если не будете преследовать прошлое свое,
Исчезнет разум сам собой вместе с содержанием его,
А что касается того
Случиться что должно,
О нем не беспокойтесь, и не рисуйте будущее это в воображении своем.
И мы пустыми тогда себя найдем,
Поскольку связанный с будущим разум
Также исчезает,
И то, что перед вашим разумом представляется сейчас.
Уже здесь; себя настроить надо так,
Чтоб вы вообще бы ни к чему не привязанными оставались
И если ни к кому, и ни к чему твой разум не привязан,
Он не порождает
Мыслей о любви, о ненависти, и разум, связанный с настоящим,
Исчезнет также с содержанием своим, и если возбудится разум твой,
Внимание на это не обращай, мой дорогой,
И разум, следующий за возбуждением, исчезнет сам собой
Когда разум пребывает в себе самом,
Не цепляйтесь за это состояние, исчезнет разум, пребывающий в себе,
И образом таким, когда мы получаем разум, не пребывающий нигде,
То это будет убежище, которого нет.
И когда
Это состояние разума устойчивость приобретет, тогда
Он будет просто где-то обитать, и в то же время у него
Убежища определенного не будет; когда нигде не обитает он
То он не осознает конкретного убежища,
Которое известно, как отсутствие убежища.
Когда постигнете сущность состояния сознания, которое нигде не обитает.
То есть когда сознание
Не направлено ни на какой – то предмет, или идею, тогда возможно так сказать,
Что вы достигли глубокого проникновения
В сущность первозданного разума, без всякого сомнения.
И это будем называть
Познанием себя, и разум тот, который
Прибежища не имеет никакого,
Есть разум Будды; нигде не обитающий разум есть абсолютное настоящее,
Так как оно убежища не имеет ни в прошедшем, ни в будущем, ни в настоящем,
И этот разум, конечно, совсем не то,
Что обычно думают о нем
«Непробудившиеся  до сатори».
Когда сливается наш разум с моментом настоящим,
Тогда то, что было, и то, что будет, открывается сразу
Этому разуму,
И тогда 10000 событий происходят одновременно,
И там, где вещи познаются все в одной мысли, будет находиться непременно
«Царство духа, где достигается все знание», все это возникает лишь тогда.
«Абсолютное настоящее» в разуме пробуждается когда,
Но не как логический вывод, а как сознание, являющееся следствием сатори.
Когда сатори происходит в абсолютном настоящем,
Все вопросы решаются
Сами собой.
Пойми, мой дорогой,
Что разум, или сознание,
Разделенное на категории, развивавшиеся во времени, ускользает
От нашего понимания,
И всегда недосягаемо,
Что касается его реальности.
И только тогда,
Когда наше неосознанное сознание,
Иль то, что может сверхсознанием быть, приходит в себя,
И пробуждается до естественного своего состояния,
Нам открывается тогда
Безвременность настоящего, из которого появляется
Время
В своей истинной природе, поддающееся делению.
Пропасть между сатори и рациональностью не может быть преодолена
Умозрительностью,
Или выводами логическими,
Или абстрактными рассуждениями,
Или чем - то, имеющим с интеллектом связь,
И можно так сказать,
Что это можно сделать, только рассудок отрицая
И это экзистенциальный скачок собою означает.
Сатори есть постижение собственной природы,
И это может
Подтолкнуть на мысль, что существует то
Что известно, как «природа»,
Или «субстанция», составляющая существо,
И что «природа» эта
Постигается кем - то,
Находящимся вне ее, другими словами,
Это подразумевает существование ТОГО,
Кто постигает и ТОГО,
Что постигается: субъект, объект, хозяин, гость.
Наш мир является реконструкцией рациональной,
Которая всегда противопоставляет
Одну вещь вещи другой, и посредством этого противопоставления
Мы мыслим, и мышление,
В очередь свою, проецируется всегда
В каждую область опыта нашего, и отсюда будет возникать
Весь этот мир действительности, умножающийся бесконечно, но постижение
Природы собственной означает пойти против такого образа мышления,
И положить конец всем формам дуализма, и это будет означать
Реконструкцию опыта нашего в самой его основе,
И то, что пытается сделать Дзэн, есть не что иное,
Как самая радикальная революция в нашем мировоззрении.
Рационалистический путь решения
Проблем, противоречащих друг другу, состоящих
Из двух понятий –
Это создание третьего понятия,
Которое может гармонию ввести
В первые два, и это третье понятие найти –
Есть работа, которую философ на себя берет.
Но здесь стоит вопрос:
Может ли он такое гармоничное понятие открыть –
Большим вопросом остается, и по природе разума своего остановиться
Мы не можем, близко к цели находясь; попытки наши могут быть
Бесконечны и тщетны,
Но будем к неизвестному всегда стремиться.
И вынуждены будем работу эту продолжать,
Но Дзэн решил другой путь выбирать,
И этот путь противоположный
Логическому или философскому методу; Дзэн придерживается метода другого,
Достижения реальности самой,
Здесь дух покоится в себе самом,
В гармонии с миром находясь; и интеллект находится в покое.
Дзэн советует нам
Углубиться во внутреннее Я,
В котором не произошло еще никакого раздвоения, как правило,
Себя мы покидаем
В поисках места, где царит
Высший покой, до тех пор продолжаем мы идти,
Пока мы Бога не достигнем, который сокрыт
За бесконечными сериями разветвлений и объединений.
Дзэн представляет исключение.
Противоположного курса придерживается он, и идет, так сказать, назад,
Чтобы самой недифференцированной целостности достигать,
Он ищет точку, в которой мир с двойственностью своей
Только начинает возникать,
А это означает, что хочет Дзэн,
Чтобы мы
Увидели тот мир,
В который еще не вторглись острые клыки
Пространства, времени; опыт наш обычно обусловлен
Логикой, пространством, временем, а при отсутствии таких условий
Невозможен опыт никакой; вы скажете, что   говорить
Об опыте, этих условий лишенном, - бессмысленно; может быть,
Это и так, если будем мы считать время и пространство
Реальностью, а не продуктом умозрительности; Дзэн черпает
Опыт свой в безвременности абсолютного настоящего.
Царство Дзэн находится там, где бессильно всякое
Мышление рациональное.
Христианское мировоззрение начинается с  «древа познания»,
В то время, как мир буддистов –
Это продукт неведения (авидья), и потому буддисты
Отрицают мир, как самое необходимое для достижения
Конечного мирного убежища; и побеждается неведение
Только тогда,
Постигается когда
Состояние такое, которое предшествовало неведению,
И это сатори, и есть оно как постижение
Собственного естества, незапятнанного неведением.
Неведение – это начало знания, и истина достигнута не может быть
При помощи умножения знания, которой собою представляет
Не что иное, как умножение неведения, и только неведение умножаем,
Когда приобретением знания заняты бываем.
А Дзэн есть постижение пустоты, в созерцание погружение.
Христиане говорят, что это пользы не приносит никакой
В нашей жизни повседневной, но это, милый мой,
Верно лишь с позиции дуалистического мышления.
Открытием великим обязаны мы Дзэну,
И в том оно заключено, что он нам путь открыл
К постижению сущности вещей, что означает «постижение
Первозданной чистоты
Природы», которая является океаном
Трансцендентального знания,
Или праджней; «первозданное чистое» -
Это неподвижное спокойствие, обитающее в настоящем; слово «чистое»
В смысле «абсолютного», а не том,
Что грязи лишено оно,
А также элемента внешнего, «первозданное чистое» означает,
Недифференцированное и лишенное всех ограничений,
И это своего рода  сверхсознание,
В котором нет противопоставления
Субъекта объекту, однако, сохраняется
При этом полная осведомленность относительно того,
Что будет, и того
Что было.
В некотором смысле, «первозданное чистое» - это действительная пустота,
Но жизнью переполнена она,
Реальность поэтому представлена понятиями двумя,
Они противоположны - пустота, не пустота,
Представляющими собою тождество.
Реальность – это не синтез этих двух понятий, а их тождество,
Конкретно проявляющееся в повседневной жизни нашей.
Понятие реальности
Не является продуктом рационалистического размышления
О переживании,
Над простым и прямым описанием его, и, без сомнения,
Когда цветок мы белый видим, описываем как «белое» его,
А если красный, то говорим, что красный он.
И это есть свидетельство простое органов чувств, и мы не размышляем
О красном, белом, мы просто видим это, и об этом заявляем.
Подобным образом Дзэн глазами сатори  видит вещи сами по себе,
То есть они представляются такими, какие они есть,
Не больше, и ни меньше, и Дзен об этом говорит.
Мы люди, заявляет Дзэн, не можем дальше этого идти.
Наука и философия нам скажут,
Что мы не можем полагаться ни на наши чувства, ни на разум.
Они служить не могут инструментом познания
Абсолютно надежным, и в связи с этим представления Дзэн о реальности
Также считаться не может источником единственно авторитетным; - так скажут
Наука и философия.
Эта аналогия,
Однако, неприменима к Дзен, потому что постижение в сатори
Квалифицировать нельзя
Как категорию информации органов чувств, ведь в сатори
Имеется нечто большее, хотя,
Это нечто есть абсолютно уникальное,
И может быть оценено лишь теми,
Кто испытал переживание такое на самом деле.
И это справедливо и в отношении
Всех чувств:
Чувства, что вы являетесь индивидуальностью абсолютной,
А также и такого чувства,
Что жизнь, которой вы живете сейчас,
Является всецело собственностью вашей, или чувства
Что Бог дарует это исключительное благо только вам
И никому другому.
Но все такие чувства, в конечном итоге,
Принадлежат одному определенному субъекту, называемому Я,
Которое отличается от всего остального мира, и сатори –
Это не чувство, а также не умственный акт,
Называемый обычно интуицией, и сатори
Есть постижение внутренней природы человека; и надо понимать,
Что «природа» –
Это не есть сущность, принадлежащая человеку, и отличающая его
От всех других
И будем находить,
Что в этом «постижении» нет постигающего,
 И постигаемого нет. «Природа»
Является постигающим в такой же мере,
Как и объектом постижения; сатори – это «отсутствие разума»
«Мысль абсолютная одна»,
«Абсолютное настоящее», «первозданная чистота»,
«Пустота», «Реальность» и многое другое.
И если мы хотим измерить пропасть реальности, тогда
Недостаточно нам
Чувственного опыта, и, безусловно
К нему добавить сатори необходимо, но сатори не механическое,
Не количественное, а так сказать, сатори химическое,
То есть качественное, и когда
Звон колокольчика мы слышим,
Или видим,
Как птица по небу парит,тогда
Все это мы должны воспринимать умом,
Сатори крещенным, а это будет означать, что еще задолго до того,
Как колокол зазвенит, услышать мы должны его.
Должны увидеть птицу, которая еще не родилась;
Поскольку колокол звенит,
И птица по небу летит,
Находятся они в мире чувств уже, а это будет означать,
Что «первозданное чистое» уже   подверглось фальсификации,
Которая ведет к дальнейшей серии фальсификации,
То есть не существует уже больше «полной луны реальности»,
А луна окутана
Мрачными тучами.
Учителя Дзэна хотят, чтобы мы открыли это неосознанное сознание,
Которое скрывается
За обычным нашим ограниченным дуализмом знанием.
Это «неосознанное» не есть подсознание,
О нем психологи так любят говорить,
Оно, по мнению их,
Низший субстрат разума собою представляет,
Накопившийся, вероятно,
За все время сознательной жизни нашей.
«Неосознанное» скорей логично, или эпистемологично,
Чем психологично.
И это своего рода недифференцированное знание,
Разграничения не знающее,
И это трансцендентальное знание, или праджня.
В буддизме будем различать
Две формы знания – одну «праджнею» будем называть,
А вторая есть «виджняна».
«Праджня» - это есть всезнание, или трансцендентальное знание,
То есть недефференцированное знание.
«Виджняна»,- это наше относительное знание, в котором
Различаются субъект, объект и, безусловно,
В него включаются как знание вещей конкретных, так и знание
Абстрактное и универсальное.
«Праджня» лежит в основе
«Виджняны» всякой, но «виджняна» «праджню» не осознает,
И всегда довольствуется только собой,
Считая, что этого достаточно вполне,
Что нет никакой нужды в «праджне».
Но духовное удовлетворение
Черпаем мы не из «виджняны», без сомнения.
И сколько бы «виджняны» мы не накопили, в ней мы не найдем
Мирного убежища, так как чувствуем в глубине души, что все равно
Чего– то не хватает нам,
Чего наука и философия не могут дать.
И мы должны признать,
Что философия, наука никак
Не исчерпывают реальность,
Которая содержит большее количество вещей,
Чем те,
Которое может охватить
Наше относительное знание,
А то, что образом таким
В реальности остается, обращается за признанием к «праджне», и всегда
Соответствует «праджня»
«Неосознанному сознанию», и никогда
Чаяния духовные наши не могут быть
Полностью удовлетворены,
Пока «праджня» не будет полностью удовлетворена.
В результате чего перед нашим взором
Представится все поле
Сознания, снаружи и внутри, и тогда
Реальность уже не будет ничего от нас скрывать.
Вся жизнь твоя посвященной должна быть
Тому, чтоб эту «праджню» пробудить,
Или «неосознанное сознание»,
Не знающего разграничений знания,
Которое подобно видению блуждающего огонька,
Скромно и заманчиво и постоянно увлекает
За собой наш разум.
И вы пытаетесь его поймать,
Поближе рассмотреть, его узнать,
И на ладонь, как вещь какую – либо положить,
Определенное название ему найти,
Чтоб опереться на него, как на объект определенный,
Но невозможно это, потому что это – не объект
Дуалистически настроенного разума, «праджня», однако, не есть
Темное сознание грубого человека, или ребенка, которое
Должно еще развиться,
И проясниться,
Наоборот, это та форма сознания, к которой
Прийти мы можем после долгих лет поисков упорных,
И напряженной мысленной работы, но мышление
Не надо путать с продуктом интеллекта, так как это экзистенциальное мышление,
А не дуалистическое рассуждение.
Дзэн – сознание
Есть высшая форма сознания.
Христиане Бога принимают
Как нечто безоговорочное, возложенное на них, и начинают
Вести работы по спасению
В пределах этих всех ограничений.
Их знания всегда
Сковывают их, они не могут сбросить этого ярма,
И жертвами предстают они
Логики и рационализма; буддисты говорят,
Что логика и рационализм – вещи неплохие, но, по мнению их,
Действительное убежище духовное возможно только там найти,
Где логика и рационализм еще на свет не появились, и где не будет существовать
Ни субъект, и ни объект, там нет субъекта, утверждающего себя,
И нет объекта, на котором
Свое внимание сосредоточить было бы возможным,
Где нет ни того, кто видит,
И ни того, на что смотрят,
Сто означает постижение
Природы собственной своей, без всякого сомнения.

Главные отличительные черты сатори:

1.Иррациональность, т.е. сатори отрицает все определения рассудочного характера.
2.Интуитивное прозрение – постижение сущности истинной природы.
сознания.
3.Неоспоримость – это восприятие, имеющее место в тайниках нашего
 сознания
4.Утверждение, т.е. оно есть мир, как он есть – высшее утверждение.
5. Чувство потустороннего – приходит чувство полного освобождения.
6. Безличный характер – это переживание, имеющее дело с высшим разумом.
7. Чувство экзальтации – т.е. устранение ограничений индивидуального   
существования
8. Мгновенность – сатори возникает мгновенно, и является непродолжительным
переживанием.

Иррациональность:

Сатори не является выводом, к которому приходит разум,
Определения рассудочного характера оно все отрицает,
И тот, кто испытал его, затрудняется давать
Связное и логическое объяснение, и можно утверждать,
Что свойственно сатори бывает
Необъяснимость и рациональность.
 
Интуитивное прозрение:

Сатори означает постичь сущность человеческой природы, оно есть видение
И постижение, и это видение
Носит иной характер,
Отличающийся от того, что обычно знанием мы называем.
И это знание невозможно выразить словами.
Сатори – это есть познание
Индивидуального объекта, а также
И познание реальности самой,
Которая скрывается за ним, познай же это, дорогой.

Неоспоримость:

Знание, открывающееся в сатори, есть знание высшее, оно неоспоримо,
Настолько, что логические выводы никакие
Не могут опровергать его,
Характер непосредственный и личный оно несет.
И образом таким, сатори – это некая форма восприятия,
Или внутреннее восприятие,
Имеющее место в глубоких тайниках сознания.
Отсюда чувство неоспоримости, означающая совершенство, теплая вода,
Или холодная вода - это может человек узнать только тогда,
Когда попробует ее он сам.
И с Дзэном также дело обстоит, и в виду того,
Что постижение его является пределом
Человеческого переживания, его не могут отрицать
Все те, кто Дзэн не испытал.

Утверждение:

То, что совершенно и неоспоримо,
Не может быть негативным.
То  есть отрицание не имеет ценности никакой
Не ведет нас ни к чему оно,
И не является ни побудительной силой,
Ни успокаивающим средством, и как мы видим,
Сатори – это утверждающее отношение
К вещам всем существующим, без сомнения,
Принимает он их такими, как есть они,
Независимо от ценности моральной их.
Буддисты это называют
«Терпимостью», «непротивлением», что означает
Принятие вещей
В их высшем аспекте, или в трансцендентальном, где
Отсутствует всякий дуализм; оставьте все заботы о добре и зле,
Все, как оно есть,
Представляет собой Дзэн.
Дзэн – это мир, как он есть –
Высшее утверждение.

Чувство потустороннего:

В сатори всегда есть то, что можно называть
Чувством потустороннего, и можно так сказать
Что индивидуальная оболочка,
Которая так сильно
Ограничивает мою личность,
В момент сатори будет разрываться, и это не должно
Обязательно означать того,
Что я воссоединяюсь с существом,
Более высоким, чем я сам,
Иль поглощаюсь им; а это будет означать,
Что индивидуальность теперь моя,
Которая раньше ограничена была
Строгими рамками существования, отдельного от существований других, сейчас
Начинает выходить из этих узких рамок, и растворяться
В неописуемом чем- то, совершенно отличном от того,
К чему привык я так давно.
И это состояние
Чувством совершенного освобождения будет теперь сопровождаться,
И полного покоя, и чувствует человек: «Наконец – то цели достиг я»,
«Возвращение домой и спокойный отдых» - это выражение
Обычно используется последователями Дзэна.
И все, что о сатори можно нам сказать, сводится всегда
К чувству потустороннего; учитель Дзэн так говорит: «Нет у меня
Абсолютно никакой
Крыши над головой.
И ни пяди
Земли под ногами».


Безличный характер:

Самым замечательным аспектом
Переживания в Дзэне
Является то,
Что в нем
Отсутствует совершенно
Личный оттенок,
В противоположность
Мистическим переживаниям христиан, в сатори нет намека
На личностные такие чувства, вроде: как огонь любви,
Как любовь, струящаяся из сердца,
Жених, невеста,
Бог, отец, божий сын.
И все такие выражения
Собою представляют, без сомнения
Интерпретации, основанные на определенной системе мысли,
И как мы видим,
В действительности они не имеют общего ничего с подлинным переживанием,
Которое в сатори мы испытаем.
Сатори всегда безличным остается, или скорее, переживанием,
Имеющим дело с высшим разумом.
Здесь нет моря божественной любви,
Ни голоса духа святого, и ни любовного романтизма – нет ничего,
Окрашенного в радужные тона, все чрезвычайно скромно, но достигаем мы
При нем
Всей глубины прозрения,
И в том не может быть сомнения.

            Мгновенность

Сатори, по мнению одних, внезапно наступает,
И непродолжительное переживание собою представляет.
Переживание такое в один момент перед человеком открывает
Совершенно другие перспективы,
И как мы видим,
Что все существование тогда оценивается с этой точки зрения.
Но существует и другое мнение,
Другие школы есть, которые настаивают на раскрытии постепенном
Сознания в Дзэне.

Подсобн.лит-ра Д.Судзуки "Дзэн - буддизм"


Рецензии