О книге Василия Матонина Кочевой дневник окончание
Книга написана поэтом, поэтом-философом. Не случайно им читаются на судне «Записки русского путешественника» Карамзина. Поэтическим взглядом освещены картины берегов Лены, океанских просторов, неба… Я совершенно убеждён, что такое мироощущение вкупе с молитвами и преклонением перед миром природы помогают пережить автору самые трагические моменты их экспедиции. Как близок мне его «азарт, восторг» перед разбушевавшейся стихией, пение песен и романсов, чтение наизусть поэмы Есенина «Анна Снегина» и других произведений русской классики. Я читал и вспоминал свой опыт, его уменьшенную значительно копию, когда однажды, попав ночью в ливень в Тульской области, я громко читал стихотворения Николая Рубцова! В кромешной тьме, промокший насквозь, в ожидании хоть какого-то огонька среди ненастья, я спасался поэзией и тоже испытал чувство «азарта и восторга». И они были впоследствии достойно вознаграждены.
Кажется, сентиментализм Карамзина врывается иногда в его лучших образцах и на страницы «Кочевого дневника»:
«Какое торжественное чувство захлёстывает нас при созерцании встающих стеной волн! Самые сильные и красивые из них накатывают тремя или четырьмя валами. Я видел, как взлетает в воздух «Святитель Николай». Его винт крутится вхолостую. Коч висит в воздухе на кончике волны, как балерина на пуантах, а потом падает в бездну, исчезая на высоту мачты».
В записной книжке, являющейся составной частью «Кочевого дневника», Василий Матонин утверждает: «В искусстве и любви всё возможно. Это бытие бытия: прививка от пороков, широкий спектр возможного выбора, лекарство от социальных болезней». Мне думается, что такое понимание и ставит автора выше плачей и стенания от увиденного им. Как будто он в себе вместе с народом несёт провиденциальную идею, которая им не только ощущается стихийно, но и осмысливается с вектором надежды впереди. «Заполярье воспринималось как территория осуществления мечты и надежды на новую жизнь» - пишет он.
Вот эти констатация разрушения, упадка, исхода и одновременно «упование на спасение и в духовном смысле, и в буквальном значении» очень близко и мне. Есть силы разрушительные, что превыше нас, но и в нас есть семена будущей жизни. И я бы посоветовал многим сегодняшним плачеям женского и мужского родов обнаружить как-нибудь и когда-нибудь такую простую и глубокую мысль писателя: «Я чувствую себя спокойным и свободным от прошлого только в том случае, когда сейчас и здесь выполняю понятную мне задачу». И это совсем не то, что забвение памяти. Это взращение семян будущего решительным обнаружением в себе способности как на «жертвенное усилие», так и на «повседневную созидательную и целенаправленную работу».
Содержание «Кочевого дневника» ясно и понятно течёт пространством и временем, определяемыми движением экспедиции. Всё просто. День за днём. Точкой за точкой на карте. Очертания форм тоже явственно видимы. Событийное описание каждого дня с поэтическим прищуром, сказал бы я. Диалоги с местными жителями. Определение тезисов каждого из трёх этапов путешествия. Вставыши «Из записной книжки» (их десятки в книге) есть нежелание автора потерять драгоценные мелочи, реплики, диалоги, озарения мысли, настроения. Они чаще всего привязаны к содержанию дня, являя нам вкусный десерт к дневному блюду.
Послушаем несколько из них:
«Тимофей о местах силы:
– Есть места, которые заряжают энергией. Как, например, Валаам. Есть места, которые воспитывают, обнаруживают в человеке силу. Например, Соловки».
«Хитрость – не жилец в доме мудрости».
«Овод сел мне на ногу и потирает передние лапки, как проголодавшийся посетитель ресторана».
«Чем больше расстояние от дома, тем меньше масштаб домашних проблем».
Иногда реплики и диалоги «убегают» из записной книжки, чтобы жить обособленно. Это когда самому уже нечего положить к алтарю прошедшего дня, звучат голоса друзей, обрывки разговоров, и – вдруг:
– Одна голова хорошо, а с туловищем – лучше.
– Мы сегодня так заработались, что обед едва не проспали.
– Трудолюбивые китайцы быстро обрусевают: пить начинают, наглеть…
– Население обманывает государство?
– Население пытается компенсировать то, в чём государство обманывает народ.
Наконец, в «Кочевом дневнике» больше двадцати авторских стихотворений. Они в основном минорны. Печальные колокольчики мудрого дневника.
Вот книга и прочитана. А мне… хочется снова снарядить мудреца Василия Матонина в путь, к той же русской, якутской и эвенкской ойкумене, на границу тьмы и света, и спросить по возвращении: «Ну как там? Что изменилось? Есть ли достойное подспорье в дне твоим словам, произнесённым больше десяти лет назад: «В Арктике продолжается творение мира. Масштабы нечеловеческие»?
Так ли?»
Но хочется завершить мой небольшой отклик о книге авторским катехизисом:
«Без любви нет смысла ни в науке, ни в открытиях, ни в семейной жизни – ни в чём. Научное исследование, не мотивированное любовью к предмету и объекту исследования, безнравственно и бесперспективно».
«Кочевой дневник» Василия Матонина исполнен живительной, созидательной любви.
Свидетельство о публикации №123112001893