ДЗЭН

Дзэн -
Это дух человека, и верит Дзэн
Во внутреннюю чистоту духа этого, в божественность его, и все,
Что неестественно прибавляется к духу, или вырывается с силой из него
Целостности вредит его.
И потому Дзэн стоит против условностей религиозных,
И, безусловно,
Что цель его - посредством проникновения в истинную природу самого ума,
Так на него влиять
Чтоб стал он господином собственным своим.
Практика Дзэн имеет цель –
Открыть око души,
Узреть основу жизни; настаивает Дзэн
На достижении свободы от неестественных помех
Условностей всех.
Не имеет Дзэн
Объекта, на котором можно было бы сосредоточить мысль, и он
На облако походит,
Кочующее в небе, его ничто не остановит,
Не удержит, и движется оно туда,
Куда захочет, и ставит цель такую он всегда,
Чтоб ум освободить от всех препятствий.
И он стоит превыше всех понятий.
По его мнению, молитвы, размышления, -
Не больше чем воздушные замки, построенные воображением
Набожных людей, на колонну из горшков на голове будут походить они,
И истинного достижения духовного они бывают лишены.
По мнению Дзэн,
Учения все,
Которые хранятся
В сутрах, шастрах -
Не больше, чем макулатура, польза которой состоит
Лишь в том,
Чтобы с помощью ее
С интеллекта можно пыль смахнуть, не более того.
И он внимания много уделяет
Понятию такому, как истинное «Я», или Реальности самой
Не надо думать, дорогой,
Что этим самым ум он убивает.
Чтобы подняться к Богу,
Вовнутрь ты погрузиться должен.
Чтобы познать божественные тайны,
Тайны духа своего познай сначала.
Когда такие тайны станут раскрываться,
Низшее «Я» исчезнет, и вверх нам остается подниматься.
Дзэн достигается только тогда,
«Самоопьянение» кончается когда,
И пробуждаешься уж ты
До сознания собственной глубины.
Он воскрешает труп до состояния
Вечной жизни, и говорит: «Родитесь заново, от грез очнитесь, наконец,
Из мертвецов восстаньте», - так учит Дзэн.
У него идея основная,
Чтобы в контакт войти с внутренними процессами тебя,
как существа, не прибегая
К чему-то внешнему, иль неестественному, и все,
Что связано с внешней стороной, он отрицает.
Единственным авторитетом являться будет для него-
Лишь то, что собственную внутреннюю природу представляет,
И даже рассудочная деятельность твоя
Конечным чем-то в нем не признается, а наоборот, препятствует она
С самим собой прийти в прямую связь.
И как мы наблюдаем,
Миссию такую интеллект наш выполняет,
Чтоб в качестве посредника служить,
И будем находить,
Что Дзэн не имеет общего с посредничеством ничего, за исключением
Случаев общения
С людьми другими, и он считает, что все теоретические трактаты условны и отвлечены
И не содержат всю истину они.
И он стремится ухватить саму суть жизни; являться будет духом он
Религий всех и философий, и ум придет при нем в молчание, покой.
И станем жить тогда в гармонии с природой.
Дзэн - океан, и он есть горы,
Он - лето, цвет, он - человек, и он спустил
На землю небо, и их соединил
Он тайну жизни открывает, и сердце начинает биться в унисон
С сердцем вечности самой,
Пробуждение духовное такое приходит не за счет изучения
Доктрины какой-то либо, а вследствие утверждения
Истины, лежащей в основе нашего существа,
И нужно знать,
Что истина Дзэн живет в любом из нас,
Идите внутрь себя, и вы найдете ее там,
И в том не может быть сомнения.
Отбросьте двойственность вещей без размышлений.
А разум собственный твой
Стоит превыше всяких форм,
И вечно проявляется в шести чувствах ваших и в четырех стихиях и свет его
Собой пронзает все.
Отбросьте двойственность вещей, связанную с объектом и субъектом,
И поднимитесь выше интеллекта,
И от рассудка отделитесь; доктрина эта имеет дело лишь с душой,
И это непосредственная передача истины, мой дорогой.
Не имеет общего ничего Дзэн с буквами,
Словами, или с сутрами.
Постижения истины он требует от нас, и в ней найдете прибежище свое мирское
И, безусловно,
Разум помрачен сейчас у нас,
Понимание нарушено, и ограничивается оно сейчас
Умозрительностью своей, в болото предрассудков погружаясь.
Учение Дзэн тогда останется для вас в тумане.
Пусть вашей мыслью станет вечность,
Подобием предстаньте пепла.
Когда сознание ваше не станут мысли беспокоить,
Тогда ваш просветленный взор проникать способен
 В  природу всех вещей, и сказочным цветам они становятся подобны.
Тогда мы дверь в сокровищницу открываем,
И смело заявляем,
Что учение такое претендует на особое откровение
Без посредничества Писаний священных, и в нем
Наблюдаем независимость от слов,
И постижение природы высшей человека, и достижение
Всех совершенств, а также и прямой контакт
С духовной сущностью своей, и можно смело заявлять,
Что Дзэн стоит на восприятии Реальности самой,
И предлагает нам воды напиться из источника из самого
Вместо того,
Чтобы слухами довольствоваться о нем.
Самореализации нельзя достигнуть лишь слушая, читая,
Размышляя,
Необходимо истину саму постичь, а наша вера не будет истиной до пор до тех,
Не постигнет истину пока сам человек.
Абсолютная истина – есть продукт
Опыта внутреннего, и это есть сам дух,
От всяких форм свободный, и потому слова
Его не могут описать.
Никакое разграничение
Обнаружить его не сможет, разграничение означает логическое рассуждение.
Антитеза «Я», «не - Я» лежат в основе неведения
Относительно истинной сути бытия,
Разграничивать - будет означать быть вовлеченным в водоворот рождений и смертей.
Мы в мире двойственности живем и антитез.
Независим от Писаний священных Дзэн.
А простое накопление знаний,
И временем изношенных понятий
Является самоубийством, и очень далеко оно от освобождения,
И лучше, чем реальный опыт, не бывает объяснения.
И только он один необходим, чтоб Буддой стать.
Буддизм имеет цель - чтоб этим опытом реально обладать.
Духовная сущность человека - не есть его обычный ум,
Или психическая деятельность, пойми, мой друг
Что мыслит, чувствует согласно логике и психологии наш ум,
А духовная сущность есть нечто сокровенное внутри тебя,
Что лежит за мыслями и чувствами твоими, и это есть твоя
Природа сокровенная, или реальность всех вещей.
Сравнить ее возможно с тем,
Как будто находишь дно глубокого колодца мыслящего и чувствующего субъекта,
Где мы
Раскопки психологические произвели,
Дальше которых
Раскопки идти не могут.
При этом внутрь идем,
А также непрерывно движемся наружу, и идентичности достигаем, и тот
Кто постиг природу ума, и кто живет
В гармонии с природой, тот просветления достигает
И он - самой природы есть олицетворение.
Идеал Дзэн -  Реальности достичь, не испытывая затруднений
Интеллектуального, морального, ритуального
И какого бы то ни было другого плана.
Такое непосредственное постижение
Реальности самой представляет пробуждение трансцендентальной мудрости, и она,
То есть Праджня,
Ответ дает на все вопросы из духовной жизни,
Отсюда видим,
Что мудрость та –
Не интеллект, не аналитическое мышление,
А есть она, без всякого сомнения
Прыжок через бездну
Противоречий и дуализма и через барьер интеллектуальный непременно.
И это актом предстанет волевым,
Любой из нас способен это совершить.
Праджня –
Это одновременно воля и интуиция твоя.
Дзэн связан был всегда с развитием воли, и чтобы порвать
Узы неведения и разграничения, нужно волю прилагать.
И тот прыжок ты должен сделать сам,
А посторонние одно лишь могут сделать, чтобы помочь понять
Тщетность всякой помощи извне, и даже и тогда,
Когда дано разумное, логическое объяснение, тщетна она.
Понимание собою представляет рост внутренний, а не внешнее добавление,
И без сомнения,
Дзэн - есть рост, или созревание
Внутреннего опыта, и главное:
В вещи самой необходимо жить и образом таким ее понять.
Но мы же, чтобы ее понять, вынуждены прибегать
К описанию внешнему ее,
К оценке философской объективной, к рассматриванию ее
Со всяких точек зрения,
За исключением
Внутренней ассимиляции,
Или сочувственного с ней слияния.
Метод объективный имеет дело с разумом, и у него своя есть сфера
Полезного применения.
Но есть и метод Дзэн; он ключ дает
К эффективному и всестороннему пониманию, и живет
Природа Будды и в животных, и во всяких существах,
И надо понимать,
Что все живые существа, иль поздно, или рано, такого совершенства будут достигать
Как только вы
К вещам критически начнете подходить,
Вы совершаете ошибку, влекущую вслед за собой
Цепь бесконечную страданий, утверждений,
И, без сомнения,
Когда ты что-то  утверждаешь, дорогой,
Палкой бить тебя необходимо, и когда с сознания спадут оковы,
Оно становится свободным
От страха всякого, от всех условностей, ограничений,
И наслаждается нирваной, и без сомнения,
Только с чистым опытом души Дзэн имеет дело,
Ни с отрицанием, и ни с утверждением.
И всеспокойствие и пустота,
Которых   только можете желать
В процессе занятия самой активной умственной деятельности своей, скрыт всегда
Внутри нас.
Не увлекайся чем-то внешним и условным
Все люди, безусловно,
Поведением врожденным обладают,
Оно, как мокрое белье, к ним прилипает.
Неведение – авидья есть, его возможно называть
Логическим дуализмом, при этом будем называть
Что белое – есть снег,
А черное – ворона есть.
И это есть мирской, неправильный подход, и если мы хотим
До истинного положения вещей дойти,
Мы их рассматривать должны
Из состояния несотворенного мира исходя,
Тогда сознание, дифференцирующее вещи
На «то» и «это»,
Еще не пробудилось, а ум пока
Идентичностью своею поглощен, то есть когда
В собственной пустоте и безмятежности он пребывает.
И как мы наблюдаем,
Что лишь мирские люди будут истину искать
Вне самих себя.
И, к сожалению большому, они ногами топчут то,
Что ищут так старательно, и так давно.
Отказ от двойственности   в том будет состоять,
Что будем мы смотреть на вещи в их основе,
Как будто не имеют они формы.
А также нужно превзойти
Знание всякое и аргументы, мы выше «да» и «нет» стоять должны,
И существует только состояние
Полной наготы,
И абсолютной чистоты.
Коль будет оставаться хотя бы тусклая тень сознания
«Того» и «этого», мы не достигнем Дзэн тогда,
И ум свой в первозданной чистоте держи всегда.

Подсобн.лит-ра Д.Судзуки "Дзэн - буддизм"


Рецензии