Как совершается трансцендентальное познание

В эволюциях живых существ находим мы, что из хаоса появляется
Пульсация жизни и обособляется
В двух направлениях: со стороны одной,
Жизнь вырабатывает ощущение, которое окружающий мир познает,
А со стороны другой – жизнь создает родство
С возрастающей сложностью внешнего мира.
Вначале структура агента,
Например, амебы,
Очень проста;
Аналогичным образом сравнительно проста
И его жизнь в окружающем мире;
Но постепенно, структура обоих сторон становится более сложной.
Ощущения и окружающий мир в своей основе
Обладают одинаковой природой;
В течение эволюции они находились во взаимодействии друг с другом,
Чтобы прийти к нынешнему своему психологическому,
Биологическому
И социальному состоянию; они никогда не были изолированы друг от друга.
Ощущения, по своей природе «мирскими» являются всегда.
Поэтому, когда первый нэн
Работает независимо от вмешательства третьего нэн,
Он приходит в прямое соприкосновение с внешним миром,
И последний узнается в чистом виде,
Таким, каков он есть; философы- идеалисты,  кажется,
Приняли бессознательно
Ту точку зрения,
Что восприятия и ощущения
Независимо от внешнего мира развиваться должны,
А потому изолированными  быть  от него они должны.
Таким образом, они приходят к естественному заключению,
Что ощущения
Не в состоянии осуществить трансцендентальное познание
Внешнего мира; идея о том, что ощущения и восприятия с самого начала
Были с миром сплетены, что по своей природе
Они могут
В процессе познания правильно отображать внешние объекты,-
Все еще может встретить
Возражения с их стороны, как неадекватная и неоправданная идея.
Однако разве эта идея не подтверждается суждениями
Здравого смысла? И даже убежденный идеалист пользуется суждениями
Такими в жизни повседневной; мы пользуемся вещами,
Существующими в этом мире;
Философы, отрицающие материю, не могут отрицать тот факт,
Что на плечах моих рубашка и костюм висят.
Когда проанализируем
Подобные проблемы в терминах первого и третьего нэн, приходим тогда
К заключению, что были правильными выводы здравого смысла.
Мы в состоянии понять,
Почему здравому смыслу
Следует пропускать мимо ушей то, что философы такие говорят.
Когда моя рука касается чашки на столе, мое тактильное ощущение
(первый нэн) импульсы от чашки получает,
И оно понимает,
Что здесь
Находится внешний объект.
И это невозможно отрицать.
Затем второй и третий нэн
Узнают о наличии первого нэн,
И о его познании существования
Этого внешнего объекта; разве этого недостаточно?
Истина всегда проста;
Существование внешнего мира и объекта уловлено тактильным ощущением,
Или первым нэн.
Этот первый нэн; и содержание его тогда узнаются вторым и третьим нэн,
Так, без сомнения,
Происходит понимание
Спонтанного познания
Внешнего мира и объекта в трансцендентальном смысле.
И именно это совершает ежесекундно здравый смысл.
Мы понимать должны,
Что все разнообразные свойства чашки на столе
Не становятся сейчас же известными мне.
Но я могу углубить свое познание
Этой чашки,
Прибавляя к нему многие другие ощущения ее,
Производимые с разных направлений и углов.
Ошибочное понимание можно исправить и пересмотреть; иными словами,
Мое знание чашки углубляется все более; правильное знание
Есть правильное познавание.
Знание пересмотренным может быть
Опыту непосредственному благодаря.
Совершенного познания не можем ожидать,
А можем только подвергнуть его возможности пересмотра.
Очевидным примером познания, подвергшемуся пересмотру,
Являются взаимоотношения между людьми; человек - сложное существо;
Познание его
Углубляется долгими наблюдениями, производимыми под разными углами.
Мы часто замечаем,
Что долгое знакомство с человеком, с которым
Не мог я раньше подружиться, создать способно
Дружеское чувство; и скажешь ты тогда:
«Ты - друг мой»,- и расположишь к нему себя.

Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки  «Философия и практика Дзэн»


Рецензии