Самоотчуждение

В случае психопатической личности последовательность
Трех нэн-действий –
Я живу, я отмечаю свою жизнь, я знаю, что существую, -   всегда
Оказывается нарушенной; и это происходит вследствие
Ненормальной функции или утомления
Рассудочного действия, особенно у третьего нэн.
Такое состояние непременно
Должно сопровождаться неспособностью третьего нэн
Нормально выполнять
Функцию определенную свою,
А также  прогрессивной изоляцией всех трех нэн друг от друга; тогда
Мы можем наблюдать,
Что первый нэн в особенности оказывается изолированным; и потому психопат
Теряет свою способность определять
Умственные ощущения свои, а также восприятия
И настроения, как принадлежащие ему лично;  он начинает ощущать
Отчуждение от самого себя.
Между человеком
Наклонностей интуитивных и человеком
Который мыслит логически и рационально, должно быть различие большое
В области мышления; интуиция не является действием простым, она подобна
Вспышке и проходит
Почти одновременно через все данные, как это происходит
Во время работы компьютера; в любом необычном положении один монах
Ложился на спину и вскоре засыпал.
И это был человек быстрого, интуитивного суждения.
Но человеку с логическим складом ума это покажется трудным, без сомнения.
Его  мозг  на котел кипящий будет походить,
И этому человеку потребуется значительное время, чтобы его охладить.
Будет трудно ему практиковать дзадзэн.
Такая нервная деятельность едва ль возможна
В интуитивно работающем мозге.
Но если у монаха появится какая-либо мысль,
На белое облачко будет она походить.
И также быстро она исчезает,
Как и возникает.
Монах быстро говорит, и речь его подобна
Компьютероподобной.
И убедительна она всегда, потому что он в одно мгновение
Интуитивно продумывает все факты непременно.
Когда ему нужно что-то писать,
Он вынужден тогда
В сторонку как бы отойти, чтоб наблюдать идеи,
Которым хочется дать выражение.
Ему приходится обращаться к третьему нэн,
Чтобы произвести
Отбор и перегруппировку; и это представляет собой
Слабый пункт его.
И видим тогда мы,
Что неуклюжими оказываются результаты,
А мысли выражаются резко; с другой же стороны,
Логический мозг старательно обдумывает нить
Всех рассуждений, и располагает
Свои идеи в порядке определенном.
Но, безусловно,
Упорядоченность такая зачастую бывает результатом
Искусственных приемов; слова припоминаем:
«Добродетельный правитель не использует умных слуг».
Здесь «умный» означает
Обдуманный, то есть слишком умный, чтобы доверять ему.
Человек логичный способен иногда успеха добиться, но у него
Не может быть уверенности в том, что он не прошел своим прямым путем
Мимо истины, то есть, не исказил ее,
Когда он пользовался видимо разумной логикой своей.
Результатом тотального действия первого нэн
Бывает яркая и чрезвычайно обогащенная картина объекта.
И это создает впечатление, что настоящий момент
Расширяется до бесконечности благодаря богатству своему и полноте.
И если человек видит с чистотой такой, как видит первый нэн,
Тогда проникнуть может он через объект.
Дзадзэн восстанавливает способность
Этого интуитивного познания; и, безусловно,
Чрезмерное развитие заблуждающегося третьего нэн
В современном цивилизованном уме
Привело к ослаблению интуитивного действия первого нэн,
Который утрачивает первоначальную функцию ясно видеть
Все объекты во всех частностях их; животное видит,
Слышит и осязает вещи просто интуитивно; и его способность
Постижения соответствующих объектов оказывается безошибочной всегда.
Когда обнюхивает собака приятеля своего, тогда
Она с точностью узнает его; бесполезно говорить,
Что у собаки подобное обнюхивание оказывается не чем иным,
Как электрическим или биохимическим изменением
В ее клетках нервных.
Собака действительно удерживает
Жизненный материал, испускаемый другой собакой, и ощущает существо
Этой другой собаки; именно длительное
Эволюционное развитие
Органов чувств, взаимозависящее
С окружающим миром,
Дало им внешние функции; обонятельные и другие внешние ощущения собаки
Возникли неожиданно, независимо, и они не сразу
Вполне созревшими оказались.
И это было долгое и медленное эволюционное развитие,
Которое на всех стадиях связывалось всегда
Со свойствами внешнего мира;
И его результатом является сейчас
Нынешнее чувственное оснащение собаки, которое
Позволяет ей улавливать особенности внешнего мира.
Она не сомневается в опыте чувственном своем.
Однако, лишенное
Интеллектуальной просветленности,
Познание ее
Остается на чисто животном уровне; и люди также информации доверяют,
Которую органы чувств им предоставляют.
И только третий нэн, или рассудок, сомнение бросает
На эту информацию; но по своей природе
Третий нэн войти в соприкосновение с объектом способен,
Но только не прямым путем; и никоим образом ему не следует
Подвергать сомнению познавательное действие
Первого нэн, который в состоянии действовать
Только в качестве интуитивного узнавания
Объекта; но в этом узнавании
Заключен пункт важный: ведь устанавливает оно, что здесь
Находится некоторый объект.
И этого достаточно, чтобы установить чистое познание.
Детали восполнены могут быть интеллектуально.
Именно это развитие третьего нэн сделало человека высшим существом
По сравнению с животным; но мы найдем,
Что не менее важен нэн первый; и оба они являются двумя
Колесами повозки; и когда
Неисправно одно из них, другое
Оказывается поврежденным тоже.

Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки  «Философия и практика Дзэн»


Рецензии