Описание чистоты познания

Слышать, видеть, касаться –
Это слуховые, зрительные и осязательные ощущения,
А «знать»- относится к познанию.
Не следует отделять друг от друга ощущение и познание.
Познание и познаваемый предмет также не чужды
Друг другу, взаимно связаны они,
И это делает возможным трансцендентальное познание.
Чистое познание совершается 
В безмятежном и высоком состоянии духа, ума; ум тогда спокоен
И безмолвен, каким бывает морозное небо в полночь
Во время заходящей луны.
Не нужно утверждать, что внешний мир –
Не что иное собою представляет, как проекцию субъективного зеркала ума,
Что ощущения не в состоянии выйти за пределы самих себя,
И коснуться внешнего предмета.
Истина противоположна таким идеям.
В безмолвии глубоком
Середины ночи
Озеро отражает небо, и заходящую луну,
Деревья и траву.
Торжественный процесс познания
Совершается исключительно вами
И объектом; само познание происходит благодаря
Двум процессам: во – первых, это чистое познание,
А, во-вторых, это- узнавание чистого познания.
Необходимо понимать,
Что в чистом познании нет ни субъективного, ни объективного элемента.
Подумайте о том моменте,
Когда ваши руки касаются чашки, и тогда
Существует только прикосновение такое.
И, безусловно,
В следующее мгновение узнаете вы, что ощущаете прикосновение.
Сначала вызывается оно просто благодаря взаимодействию
Между рукой и объектом,
И в  этот момент имеет место
Чистое познание.
Взяв следующее мгновение, чистое познание
Узнается отражающим действием сознания,
И узнанное познание
Оказывается завершенным; затем возникает
Субъективный и объективный аспект,
И человек говорит: «Эта чашка на столе».
Но в тот момент,
Когда  все еще продолжается чистое познание,
Нет ни субъективного, ни объективного элемента, а есть
Прикосновение одно,
И ничто не говорит  о том,
Что чашка стоит  на столе.
Выразимся иначе: чистое познание
Происходит только благодаря встрече
Первого нэн с объектом.
И в этой встрече совершается трансцендентальное познание,
Однако  оно еще не узнано сознанием.
И даже тот, кто отражает, заметить это отражение не может,
Потому что субъективный элемент не в состоянии узнать
Самого себя.
Хотя мы различаем три нэн, как отдельные категории познания,
Фактически они представляют
Собой просто действие одного нэн в потоке сознания.
В настоящий момент этот поток действует как первый нэн,
А в следующий момент
Он размышляет, как второй нэн, а еще в следующий момент
Он синтезирует, как третий нэн.
Этот третий нэн формулирует планы и намерения,
Когда  он синтез производит; и, без сомнения,
Намеренная деятельность его прямо дает начало новому первому нэн,
Который импульс получает.
Этим импульсом руководимый, свою деятельность  третий нэн начинает.
Поэтому первый и третий нэн осуществляют
Одну и туже преднамеренную деятельность; и при этом один нэн выступает
То как действие синтеза, то как действие
Приобретенного опыта из внешнего мира; трудно сказать,
Какое из этих действий инициатором будет выступать.
Заметим, что они идут от первого ко второму нэн,
Затем
Возвращаются еще раз,
Двигаясь по кругу; сознание стремится поддерживать всегда
Целостность свою, сосредотачивая внимание на вещи одной
В каждый данный момент, и если даже ты, мой дорогой,
Диктуешь несколько писем одновременно, при этом сохраняется всегда
Единственный фокус внимания,
Переходящий с одного объекта на другой.
Одновременно совершать
Много нэн- действий – превыше возможностей сознания.
Тренировка может дать
Способность иметь подчиненный центр сознания,
В дополнение к центру главному.
Первый нэн может действовать двумя способами: во- первых, он
Во внешнем мире объекты узнает,
А во- вторых, он также может обратить
Свое внимание внутрь; и будем находить,
Что в первом случае он стимул получает
Непосредственно из внешнего мира, и дает начало
Ощущению и мысли или интуитивному мышлению.
Ощущение видит краски, цветы и реки, тогда как синтезирующее мышление
Интуитивно замечает, какая прекрасная погода стоит при этом; или оно
Испытывает любовь
К другим, или ненависть; в случае втором
Вовнутрь направлено внимание,
И имеет место воспоминание
Прошлой деятельности данного лица; припоминание
Становится темой размышления всегда второго нэн, за которым,
В очередь свою, следует нэн третий, который
Начинает выносить суждения,
И принимать новые решения.
Хотя деятельность первого нэн всегда находится под влиянием
Третьего нэн, и избирательно воспринимает лишь какую-то часть
Стимулов внешнего мира;  можно так сказать,
Что первый нэн младенцу подобен,
Который привязан к переднику матери; и ограниченным его находим
В своей сфере деятельности; или его можно сравнить
С лошадью, которая носит шоры, чтобы предотвратить
Действие на нее
Нежелательных, или опасных стимулов; в терминах этой аналогии второй
Психопат, или человек, чрезмерно возбужденный,
Представляется лишенным таких шор, или снабженный
Несовершенными шорами,
Так что его первый нэн оказывается переполнен
Стимулами; такая необычная восприимчивость может иногда
Привести к художественной или литературной продукции, однако она
Может также привести к состоянию,
Сравнимому с состоянием
Панически запуганной лошади; и ум такой обычно переполнен
Странными идеями, особого рода набожности религиозной,
При которой чувствуете себя поглощенными любовью к Богу.
Или же ты испытываешь душевное смятение, обилие стимулов и неспособность
Полного на них ответа – все это симптоматично для бесконтрольной
Свободы первого нэн; обычно третий нэн контролирует восприятие
Стимулов первым нэн, поддерживая образом таким состояние
Нормального функционирования ума, но в то же время,
Такой «нормальный ум» может погрузиться, без сомнения,
Или в застой, или под влияние попасть ложных рамок третьего нэн,
И оказаться захваченным он может
Всевозможными мыслями искаженными.
Итоги подводя,
Можно сказать, что  нэн меняет положение свое, работая в различных ролях,
Как первый, второй, третий нэн; и каждый нэн влияние получает
От предшествующего ему нэн,
И, в очередь свою, влияет на действие последующего нэн;
Но все они в самадхи абсолютном останавливают, или почти прекращают
Деятельность свою почти совсем.
И во всей области ума воцаряется тогда
Нэн долготой в вечность; достигнув однажды
Такого состояния,
И вернувшись из него в мир сознания
И сознательной деятельности своей,
Изучающий Дзэн
В течение некоторого периода времени ощущает особое состояние,
В котором действует только первый нэн,
Работающий как всегда интуитивно.
И этому имеется причина:
В процессе исторической эволюции сознания
Появился первый нэн сначала.
И, вероятно, его найти нам можно у животных даже.
Хотя, пожалуй,
У них не достигает
Он развития высокого такого, как у человека; рассудочные действия сознания
( Нэн второй), возможно, появились в процессе
Эволюции значительно позднее;  а последним
Оказался третий нэн; насколько нам известно,
У животных эта рассудочная  способность отсутствует; они не сознают себя,
Поэтому лишенными подлинного сознания их можно считать.
Основываясь на этом, способны мы понять,
Что  когда человек вступает
В абсолютное самадхи, именно те функции быстро исчезают,
Которые развились позже: сначала исчезает.
Третий нэн, затем второй, и, наконец, нэн первый исчезает,
Иль самая давнишняя, и потому самая устойчивая деятельность ума; но когда
Выходим мы из абсолютного самадхи, тогда
Функции сознания восстанавливаются в обратном порядке: сначала
Появляется первый нэн, за ним второй и третий.
И в то время, как нэн второй и третий
Находятся в дремлющем состоянии,
Первый нэн получает из внешнего мира
Неограниченное число стимулов различных.
Экранизирующее и видоизменяющее действие третьего нэн еще не проявляется,
Так что стимулы врываются
В ум во всем своем огромном изобилии, и производят мощное впечатление,
Поражая ум; именно эта сила впечатлений
В переживании кэнсе нам открывает
Предметы окружающего мира в новой оригинальности.
Во время переживания кэнсе все оказывается впечатляющим и новым,
И ошеломляет изобилием полным.

Подсобн.лит-ра Сэкида Куцуки  «Философия и практика Дзэн»


Рецензии