Провокация
— Э-э-э… – растерялась та, хотя задать непростой вопрос простой тётке и была провокация.
— «Подстрекательство», – пришла я из всебабушкинской солидарности на помощь затруднившейся товарке. – Ну или «вызов». Или совсем уж по-современному – «троллинг». Это когда тебя намеренно подталкивают к чему-то, что тебе же и выйдет боком.
…Или не выйдет. Как повезёт.
…Тошкин полтинник отмечали в школе – тогда ещё не возбранялось. В танцклассе накрыли столы, коллеги культурную программу подготовили. Гостей собралось! Толпа! Коля и Марина, Тохины друзья, конечно, тоже были приглашены, но запаздывали.
А явление Никифоровых народу выглядело эпохально. В распахнутых дверях появилась парочка в стиле итальянских мафиози: приземистый рыжий тип с незажжённой, но всё-таки наглой сигарой в зубах, а за ним, чуть поодаль, – женщина-вамп. Высокая, вся в чёрном, бледная, в чёрной же и чуть ли не с вуалью шляпе, из-под которой полыхали-пунцовели губы.
В полной ошеломлённой тишине они длинным маршрутом, не спеша, давая возможность каждому насладиться «картинкой», прошествовали к юбиляру – обниматься. К совершенно, между прочим, довольному юбиляру, потому что он и сам не дурак при случае выкинуть номер и отколоть коленце.
Оценив дефиле по достоинству, Владька Гефеле, комсомолец, спортсмен (в смысле, музыкант и художник) и вообще зашибический красавец, восхищённо выдохнул, демонстрируя ещё и образованность:
— «Бубновый валет»!
…ВОТ! Провокация – это когда «Бубновый валет»!
____________________
«Бубновый валет» (1911 – 1917 гг.) – одно из самых значительных и мощных объединений русского авангарда. В его состав попеременно входило большинство художников-новаторов, которые представляли важнейшие направления русского предреволюционного модернизма – сезаннизм, примитивизм, кубизм, супрематизм.
У истоков общества стояли В.Д. и Д.Д.Бурлюки, Н.С.Гончарова, П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Р.Р.Фальк, В.В.Рождественский.
Название, вызывающее ассоциации с молодостью (валет), а также с мошенничеством и плутовством (игра в карты), своей провокативностью противостояло изысканности «Голубой розы», «Золотого руна» и «Венка» и должно было вызывать негодование у публики. Эффект был достигнут уже после первой выставки – пресса пестрела издевательствами, насмешками, а иногда и откровенной руганью в адрес «бубновых валетов». В дальнейшем атмосфера скандальности и публичности стала основой активной позиции «Бубнового валета» в художественной жизни Москвы.
Источник: Энциклопедия русского авангарда http://rusavangard.ru/online/history/bubnovyy-valet/
Свидетельство о публикации №123111905159